Бога никто не видел.

Мы, христиане, не правы, прежде всего, в том, что не хотим думать. Нам сказали высокопоставленные духовные личности, что и как нужно понимать, и мы следуем этой установке. Даже не беда, что мы так наивно верим каким-то, пусть даже трижды известным и уважаемым людям. Беда в том, что даже тогда, когда «лыжи не едут», мы боимся себе признаться, что с этими самыми «лыжами» что-то не так. Мы восторгаемся сказкой о голом короле, читаем ее детям, но не хотим признать, что мы и есть те самые голые короли.

Думать, это большая ответственность, думаем мы. Но ничуть не меньшая ответственность в отказе думать. Почему-то многие считают, что там, на великом суде, с простого христианина спрос будет меньше. Нет, не меньше. Как мы знаем, Писания говорят: «Каждый сам за себя даст отчет Богу».

И вот, апостол Иоанн взывает к самой способности верующих думать, к их логике. Старательно многообразно старается достучаться до оглохших от религии людей. Именно поэтому он так подробно и много говорит о любви. Но мы, безусловно замечая столько слов любви, не напрягая свою мыслительную способность, решаем, что Иоанн — самый любящий апостол.

Так учили меня. Более того, так я учил в начале своего служебного пути. И вот, когда мы сегодня читаем послание Иоанна, вдруг, после 25 лет служения, после того, как это же послание прочитано сотни раз, как будто слетела пелена с глаз. И оказывается, Иоанн пишет не один. За его спиной стоят другие апостолы. То есть, послание Иоанна — коллективное послание. Просто, видимо, только Иоанн может превратить послание во что-то особенное. А мы знаем, что и это послание написано в стихах. Может быть, это нужно было для того, чтобы оно достигло адресата. Ведь стихи, особенно написанные в модном стиле, имеют больше шансов быть прочитанными. Одно дело, если в их руки попало бы письмо как письмо, где тебя в чем-то убеждают. Другое дело, в твои руки попало стихотворение, построенное красиво, модно. Сегодня нам трудно представить, что переживали те люди, читая стихи, написанные хиазмом. Но, скорее всего, ощущения были сродни впечатлению от прослушивания каких-то крайне популярных шлягеров, а еще, если они под запретом…

Да и характер самого послания далек от намека на «нежное сердце».  Но, что это я так разошелся? Что называется, мысли на полях.

Итак, Иоанн много и подробно раскрывает ложность учителей тех ребят, к которым адресовано апостольское письмо. Он уже много  показал признаков настоящей любви. И несколько раз указывал на то, что в сравнении с теми учителями, апостолы уверенно выигрывают. Потому непонятно, зачем те ребята выбрали общение с ложными учителями, а с настоящими общение разорвали.  Да и начинается все послания с главного, с призыва вернуться в общение с апостолами. Потому что у них есть общение с Богом и Его Сыном.

Но апостолы еще не закончили. У них есть еще доводы. И вот мы читаем далее.

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
(1Иоан.4:12)

Да, первая фраза известна каждому еврею. Может быть, язычнику не все так очевидно. Он своих истуканов видит, трогает своими руками. Вот только слышать ушами не может. А Бога, о котором говорит Иоанн, действительно никто и никогда не видел. Здесь, казалось бы, самое место для спекуляций! В самом деле. Если Бога никто никогда не видел, почему-бы не придумать своего. Если такую логику продолжить, то мы дойдем до атеизма.

Но апостолы используют другую логику. Да, говорят они, Бога никто никогда не видел. Но! И вот это «но» не предназначено для атеистов. Оно обращено к верующим. Искренним верующим, попавшим под обольщение. И вот, что за «но» перед нами. Есть один из признаков Бога. И апостолы рукой Иоанна только об этом и пишут. Они говорят: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».

Да, понимаю, старое мыслеизложение трудно дается современному сознанию. Особенно вот это: «…и любовь Его совершенна есть в нас». Прежде всего, эта фраза очень проста в понимании. Она означает, что Его любовь (та, о которой мы постоянно здесь говорим) в нас (то есть в них, апостолах) имеет ожидаемый результат. То есть, если условно принять любовь за семя. То совершенство семени — взрослое растение, приносящее качественные плоды. Здесь не идет речи о философском абсолюте. Здесь речь о завершенном действии. О чем-то законченном так, как ожидалось. Отсюда простое следствие. Апостолы говорят, что в них, подчеркиваю, в апостолах, Его любовь получила именно тот результат, который и ожидался. Любовь в них возросла до взрослого растения, приносящего качественные плоды.

Опять же, подчеркиваю указание на Его любовь. Ни какие рассуждения о любви вообще здесь не пройдут. Речь идет о конкретной любви, с определенными четкими очертаниями. И апостолы через Иоанна здесь эти очертания достаточно ясно определили. Конечно же, для тех, кто хочет видеть.

Так вот. Бога, конечно же, никто и никогда не видел. Да, видели столбы то огненные, то облачные. Куст как-то горел и не сгорал. По легенде сегодня вроде бы этот куст помогает местной общине собирать средства для существования. Моисей видел… А что он видел? Простите, спину? Написано «славу». Что это такое, гадать, конечно, можем. Но сказать однозначно я бы не решился. А вот лицо Свое Бог не дал видеть Моисею.

Итак. Апостолы обращаются к верующим, призывая их восстановить общение с апостолами. И главный «козырь» в споре стала любовь Божья. Постоянно идет сравнение ложных учителей с ними, с апостолами. Они, как бы, говорят: «Посмотрите на своих учителей. А теперь посмотрите на нас. Видите, как они с вами обращаются? Они нежны (возможно), добры, но никто из них за вас на крест не пойдет. Более того, они разрывают ваши дружеские связи, зацикливая ваше внимание на себе. А мы ради вас идем на все, что угодно. Если это видите, то скажите, есть среди нас Бог или нет. И есть ли среди ваших учителей Бог? Они много просят, получают крохи. Мы получаем все (!!!) что ни пожелаем. В них нет Его любви, в нас есть. Делайте выводы».

Другими словами, все это мы имеем от Духа Святого. То есть, именно Бог делает в нас это. Не мы. Это полностью Его работа. Отсюда мы и узнаем, что…

Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.
(1Иоан.4:13)

Еще раз. Как Иоанн пишет в начале послания, апостолы имеют общение с Богом Отцом и Его Сыном. И признак этого общения в том, что апостолы получили от Него. То есть, та самая «Его любовь». Именно эта «Его любовь» и является главным доказательством того, что Бог (в данном случае идет речь именно о Боге) находится в них и они в Нем.

Итак. Бог, Который является Отцом Иисуса, пребывает в них. А они, пребывают в Боге, Отце Спасителя. И это они знают от того, что получили от Него. Далее. Если в них пребывает Отец, и они в Отце, то они знают и то, что Бог сделал в отношении Своего Сына. Откуда? От того, что Бог Сам находится в них. Они имеют Отца, значит, знают и то, что сделал Отец по отношению к Сыну. Надеюсь, это понятно.

Так вот, по той причине, что в них находится Отец, они знают, что Бог послал Сына Спасителем миру.

И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
(1Иоан.4:14)

Кто-то скажет, что апостолы знают это потому, что ходили с Иисусом. Но, давайте немного подумаем. Что в действительности могли бы знать апостолы, если бы не получили Духа? Они знают Писания. И фарисеи знают Писания. И священники тоже знают. Более того, фарисеи и священники знают Писания гораздо лучше, чем апостолы до дня пятидесятницы. Они же профессиональные знатоки Писания!  Но знание Писания ничуть не смогло заставить их увидеть, а тем более, засвидетельствовать то, что видели и засвидетельствовали апостолы. Почему?

Обычно идут рассуждения об искренности. Мол, одни искренне верили, другие нет. Не соглашусь. Фарисеи тоже были искренни в своих заблуждениях. Да и вообще, когда люди заблуждаются, они всегда заблуждаются искренне.  Здесь я не беру в расчет откровенных и искренних врагов. В общем, когда пришел Иисус. С одной стороны были искренние сторонники Иисуса, а с другой искренние Его враги. Павел, например, был искренен до такой степени, что дышал яростью на христиан. Он делал это очень искренне. Ведь эти последователи Иисуса разрушают веру его отцов, подрывают устои общества. Еще чуть-чуть, и народ еврейский погибнет. В общем, он был не далек от истины.

В 17й главе Евангелия от Иоанна записаны слова Иисуса, где Он говорит, что Бог дал ему тех, кто теперь известен, как апостол. И Он, Иисус, сохранил их, кроме того, который должен был погибнуть по Писанию.  И такие указания, есть и другие, говорят нам о действии Божьего Духа в апостолах задолго до дня Пятидесятницы.

Итак, апостолы доказывают, что имеют общение с Богом. Они в Нем, и Он в них. Из этого следует следующее. Если в тебе есть Божий Дух (до Сыновнего еще не дошли), то ты понимаешь, что сделал Отец с Сыном. Ты понимаешь, что Иисус — Сын. Если не понимаешь, то и Бога в тебе нет. Вот такая логика.

Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
(1Иоан.4:15)

Опять, спешу предостеречь от поспешных выводов. Речь не о том, что всякий, кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог. Речь о том, что только в том пребывает Бог, кто исповедует Сына. Здесь не формула для всех. Здесь указание на их учителей. По всей видимости учителя, об этом уже говорили ранее, ставили под сомнение сыновство Иисуса. А отсюда можно вывести формулу. Если есть сомнение в сыновстве Иисуса, Бог в тебе точно не пребывает. Соответственно, и ты в Боге.

И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
(1Иоан.4:16)

Так вот. В апостолах есть Бог. Потому что Его Дух открыл им Божье Сыновство Иисуса. Бог в них, значит они «познали любовь» Божью. Он в них, со всей Своей любовью. Они это переживают, чувствуют, осознают как часть себя. И они в нее (любовь Божью) уверовали. Итак. Бог есть любовь. И, подытоживая все ранее сказанное, можно сказать просто: «Пребывающий в любви (совершенно определенной), пребывает в Боге, и Бог в нем».

До какого «размера» вырастает любовь Божья в человеке? Апостолы не говорят о пределах. Но приводят личный опыт. Не известно, до каких величин может достигать любовь Божья в человеке. Но в них, в последователях Христа, любовь божья достигла такой высоты, что…

17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
(1Иоан.4:17,18)

достигла такой высоты, что они, то есть, апостолы, имеют «дерзновение в день суда». Стоп! О каком суде идет речь? Почему «имеем», а не «будем иметь»? Идем в греческий. Ага. Ясно. Здесь несколько иначе построено предложение. Прежде всего, речь идет о некотором конкретном суде. Перед словом «суд» стоит определенный артикль. И вот этот определенный артикль создает некоторую неопределенность. С одной стороны, артикль ставится перед существительным, о котором уже велась речь. Здесь определенный артикль можно заменить указателем «этот». Например: «Мы купили стол. И этот стол оказался сломанным».  То есть, мы купили один из миллиарда столов. И именно тот стол, что мы купили, оказался сломанным. Если использовать такой подход, то где-то в тексте, а может, и в ситуации, на основании которой и образовался тот самый конфликт, уже шла речь о каком-то суде. Нужно только его обнаружить.

Но есть другой вариант. Дело в том, что артикль ставится еще и перед словами, которые обозначают нечто, находящееся в Мире в единичном количестве. То есть. Солнце для человека, живущего на земле, одно. Поэтому, когда человек свою возлюбленную называет «солнышком», перед солнышком не ставится артикль. Я говорю о тех мужчинах, для кого артикли важны. Но каждый раз, говоря о светиле, артикль обязателен. Так же и о луне. Так же и о Боге. И, так сложилось, что и о суде вечном. Нам как бы говорят каждый раз: «Тот самый суд».

Чтобы сделать правильный выбор между судом, о котором, возможно, они вели речь, и судом, который для всех един, давайте посмотрим на какие-то иные приметы. Например, на время глагола «имеем». Но не в русском синодальном переводе, а в греческом тексте.

Так вот, в греческом тексте фраза построена так: «…чтобы смелость имели в (артикль) день (артикль) суда». То есть, тот самый день, тот самый суд. И слово «иметь» здесь используется как прошедшее в будущем: «…чтобы имели». В общем, речь о будущем. Видимо, апостолы говорят о суде вечном.

Апостолы, как бы, говорят, что любовь Божья в них до такой степени разрослась, что они уже готовы даже к великому суду. То есть, они уже до такой степени обнаглели, что не боятся Божьего суда! И это с ними сделал не сатана, а Божья любовь. И далее Иоанн объясняет: «…потому что поступаем в мире сем, как Он». Как кто? В последних предложениях речь шла о Боге. То есть, фразой «как Он» апостолы указывают не на Иисуса, но на Бога. А это уже интересно.

Бог в них. Он передает им Свою любовь. И это отражается в том, что они поступают не как Иисус, но как Бог в этом мире. Все чудесатее и чудесатее.

Почему апостолы здесь делают нажим именно на Боге, а не на Иисусе? Может потому, что те ребята, к кому пишут апостолы, уже научены, что Иисус не Сын. А раз так, то, вряд ли их убедят отсылки в поведении на Него. Хорошо, пребывание Сына в них обеспечивает также пребывание Бога в них. А дальше простая логика. Они действуют так же, как Бог.

Но вернемся к страху. Иоанн пишет, что в любви нет страха. И опять определенный артикль перед любовью. То есть, апостолы снова и снова указывают на определенную любовь. То есть, только в той любви, о которой говорят истинные ученики Иисуса, нет страха. Любая другая любовь их не интересует. Только во Божьей любви нет страха. За любую другую они не дают ответа. Но, как написано, совершенная любовь изгоняет страх. Буквально выкидывает вон (греческий текст).

Здесь, видимо, нужно остановиться. Судя по тексту, речь не идет о полном отсутствии страха, как такового. Но о действии Божьей любви по отношению к существующему страху. То есть, он есть, но любовь его выкидывает вон. Суть не в том, что человек, любящий Божьей любовью идет как робот, не ведая страха, как истукан, как глупая болванка, стальной человек. Нет. Но как Иисус, который в саду Гефсимании делая выбор, делает его сложно, мучительно, но верно. Его любовь побеждает страх, выкидывает его вон. И вот мы видим Иисуса, идущего на голгофу, который действует уже так, будто и не было никакой мучительной борьбы со страхом.

Второе, на что стоит обратить внимание, на слово «совершенная». Мы потомки языческого мышления. В нашем сознании понятие совершенства эквивалентно понятию абсолюта. Но, как я уже говорил много раз, библейское понятие совершенства не имеет с философским абсолютом ничего общего. Вспомните про совершенное семя. То есть, семя, достигшее в своем развитии возраста зрелого растения, приносящего плод.

Апостолы говорят о совершенной любви, а не об абсолютной. Совершенная любовь, это любовь, развитая в человеке до зрелого состояния. То есть, мы имеем дело со зрелым человеком. В таком человеке любовь действительно уже может изгонять страх. Ясное дело, речь идет именно о Божьей любви, а не о человеческом качестве.

Здесь, возможно, кроется ответ на постоянно звучащий последнее время вопрос. Если достаточно, чтобы в человеке был Дух Святой, зачем Иисус тратит на апостолов почти три года? Дал бы апостолам сразу Духа и все были бы счастливы. По всей видимости, остро стоит вопрос зрелости. Апостолы должны были созреть.

Так. Но причем здесь страх? А! Вот, еще одно. Фраза «в любви нет страха» не отменяет наличие страха в человеке. Но любовь, заполняя человека, изгоняет страх. Так же, как свет, прогоняет тьму там, где она была до того, как включили свет.

Итак, что касается страха. Бог так возлюбил мир, что Своего собственного Сына отправил в умилостивление, о чем мы читали выше. И уже здесь логичен вопрос. Неужели Бог не знал, что Сыну придется пройти через страх? Знал. Более того, думаю, страх известен даже Богу. Ведь человек создан по образу и подобию Божьему. Разве нет? Но Бог до такой степени возлюбил человека, что Его любовь к человеку прогнала страх перед последствиями.

Сын мог отказаться, но совершенная, то есть, зрелая Божья любовь победила страх в Гефсиманском саду. Апостолы могли махнуть рукой на тех христиан, к которым они пишут. Но идут на все ради них. Павел мог отказаться от миссии. Кто еще, как он мог постоянно проходить через побои насмешки и унижения? Но совершенная любовь поднимает мужа чести и, прогоняя страх, толкает его дальше.

И да, Иоанн со своими товарищами говорит правду. В страхе есть мучение. И тот, кто боится, тот, обратите внимание, не то чтобы не прав. Он «несовершенен в любви». Опять речь о зрелости.

И вот вывод, который делают апостолы вместе с Иоанном.

Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
(1Иоан.4:19)

В контексте всего выше сказанного получается, что Бог не побоялся любить нас тогда, когда мы Его еще ненавидели. Он возлюбил нас вот той, Своей особенной любовью, о которой говорят ученики Иисуса, еще тогда, когда мы обвиняли Его во всех своих несчастьях. И победил. Отсюда простой вывод. Если Бог так «не побоялся» любить таких как мы, то и мы «будем любить Его». Да, кстати, тут апостол говорит «мы», то есть, опять указывая на апостолов, а не на тех, к кому отправлено послание.

Как уже говорили, Иоанн снова  и снова заставляет читателя сравнивать своих учителей с апостолами. Что делают ваши учителя, вы видите, а мы… Делайте выводы. Ваши учителя «любят вас» по какой-то причине, тогда, когда вы заслуживаете, а мы… Они говорят, что вы должны заслужить любовь Божью, а мы говорим… и наконец прямое указание на их учителей:

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
(1Иоан.4:20)

Да, мы не имеем полной картины того, что происходило в тех церквях, к которым обращена речь апостолов, записанная рукой поэта Иоанна. Мы лишь можем попытаться реконструировать атмосферу того времени. Такая реконструкция, видимо, может стать интересной. Но делать ее приходится по косвенным указателям. Как, например тот текст, что приведен выше.

На самом деле, если апостол пишет, что кто-то там говорит что-то, то, видимо, так оно и есть. Раз написано, что кто-то заявляет: «Я люблю Бога», ненавидя своего ближнего, значит, так оно и было. Вопрос кто. И на это так же есть ответ. Все послание можно охарактеризовать, как послание против лжеучителей. Это уже очевидно. Значит и цитаты, приводимые апостолами, это цитаты тех самых псевдо наставников. К сожалению, сказать что-то более конкретное не представляется возможным.

Итак, судя по всему, учителя в тех общинах твердят, что любят Бога. Возможно, даже ставят себя в пример для подражания. При этом их отношение к тем, кто рядом, не сильно соответствует их словам. Более того, как говорит Громович, они ненавидят братьев. Тут, возможно, прямое указание на отношение тех учителей к настоящим апостолам. Может это не так остро заметно людям внутри общины. Но очевидно в отношении того же Иоанна. Ведь именно с ним и его друзьями разорваны всякие контакты. От чего апостолам и приходится писать это глубоко поэтическое послание, еще и в самом модном на то время стиле. Может, хотя бы, первый христианский «Рэп» вас заинтересует.

И вот, опять сравнение. Тогда как кто-то там у них заявляет, что любит Бога, ненавидя брата, возможно апостола, сами апостолы имеют другую заповедь.

И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
(1Иоан.4:21)

То есть: «Вы там, конечно, как хотите. Можете нас любить, можете не любить. Но мы имеет от Него заповедь любить вас в любом случае». Вот так.

Прочтемся.

Бога никто не видел.: 3 комментария

  1. Интересно. я наверное один не люблю никого.(( я даже не знаю что это любовь? Я имел любовь Бога через Благодать . Это особенное чувство. Любишь буквально всех и все.Возможно сам становишься любовью. Но это не долгое состояние. Да и понятно. В таком состоянии просто не возможно взаимодействовать с миром. Так же имел дар(не мое) не прилагая усилий жить в мире рядом с человеком, 9ть месяцев, с которым ранее не могли без конфликта прожить пару дней. В теории я конечно понимаю , что только полюбив соседа ,ты перестанешь к нему придираться.Любовью можно изменить отношение к происходящему.Можно выдавить страх. Но все это на уровне теории . Во мне нет этого навыка. Нет сущности . Я научен защищаться.Бояться.Просчитывать варианты.Контролировать. Если смиряешься с одним ,приходит другое.Приходит лишь для того что бы показать — во мне нет любви. Сегодня обижают моего ребенка .Я прикладываю все силы,что бы говорить вежливо и уважительно . Вот мне уже нужно любить тех чьи дети обижают мою дочку. Родители разрывают меня.Их детки самые лучшие. Раз я прошу прощения ,значит виноват. Ведь вежливость и мягкость приравниваются к слабости. Я не отстаиваю свои позиции , а значит виноват. И страх во мне уже вырастает.Как же мне защитить дочь? в теории я понимаю возлюби врагов и их не останется . Даже когда думаю об этом становится легче. На какое то время я могу стать свободным. но как только происходит не справедливая ситуация срабатывает то что я есть. Гнев….. Я знаю , что без Господа не могу НИЧЕГО.Верю в нужный момент Господь произнесет в место меня нужное.Даст чувства не мои , но Свои.

    • smile Сергей. А ты, вообще, внимательно читаешь? Что-то мне подсказывает, не очень. Ошибаюсь? Вот сразу простой вопрос. А какое к тебе отношение имеет любовь Божья? В смысле не какое отношение к тебе имеет Бог, Он то тебя любит. А какое отношение к тебе имеет любовь.То есть, почему ты рассуждаешь так, будто должен ее иметь? Ты апостол? Тебе дана всякая власть Иисусом? Он в тебе живет так, как в апостолах? Почему ты пытаешься рассуждать, выжимать из себя то, чего в тебе просто не может быть? В тебе может быть любая любовь, кроме той, о которой говорит Иоанн. Он все свои рассуждения приводит на для того, чтобы христиане сравнивали это с собой, но чтобы они сравнили со своими учителями, которые заявляют, что родились от Бога. К ним, к христианам, нет никаких претензий. Кроме, разве что, одной — вернитесь в общение с апостолами. Для нас современных это большой вопрос. Но, если мы видим человека, который зовется апостолом. Вот его поведение с тем, чему учат апостолы имеет смысл сравнивать, чтобы убедиться в его ложности. Или наоборот. А ты описываешь законную, правильную ситуацию. Ты сам ничего не можешь. Ты человек, которому еще предстоит получить (по милости) тот самый дар.

      • Да я все понимаю .Поэтому и начал со слова — интересно. В целом да,не в тему наверное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.