Откуда у вас все это?

думаюНас, если помните, интересует вопрос молитвы. И мы уже кое-что обнаружили. Это не значит, что я все понял верно, и мое мнение единственно верное. Однако точно одно, с молитвой в церкви все плохо, от слова «очень». И если на первый взгляд кажется, что в церкви есть молитвенное служение, последовательная молитва, какие-нибудь всенощные и прочее, то при более внимательном рассмотрении, оказывается, что большая часть всего этого никакого отношения к Евангелию не имеет. И тут нужно снова пояснение. Если я говорю, не имеет отношения к Евангелию, то это не значит, что данный вопрос совсем не имеет смысла или неправильный.

Возьмем, например, врачей. Врачи – люди замечательные. Они лечат людей, как могут. Иисус ни единым словом не унизил ни одного врача. Однако медицинское лечение не имеет отношения к Евангелию. Или так. Бог много и замечательно исцелял, исцеляет, и еще будет исцелять. И исцеления десяти человек из тысячи, это тоже исцеления. И это тоже чудо и благо. Но такие исцеления, опять же, не имеют отношения к Евангелию. Так как в Евангелии не идет речи о разовых исцелениях. Иисус учит о полных сотне процентов. И никаких задержек, никаких реабилитаций. Никакой особой веры здесь не нужно. Здесь нужен только Иисус. Таким образом, религиозный опыт человека наполнен разными мнениями о молитве. Но все, что сегодня подается под молитвой, не имеет отношения к Евангелию, а значит к христианам. А вот то, что имеет отношение к нам, это и есть вопрос данных работ.

В поисках ответов на вопрос «что  такое молитва в Писании» мы уже прошли достаточно долгий путь. И сейчас мы оказались в послании апостола Иакова. Проблема лишь в том, что, как выяснилось, все послание мы привыкли понимать несколько превратно. А значит и слова Иакова о молитве могли быть поняты не верно. Вот почему мы остановились на подробном рассмотрении его послания последователям Иисуса из евреев разбросанным по планете. Причем, как оказалось, это послание – крик вразумления к христианам, забывшим свое призвание. И вот, перед нами уже четвертая глава. До разговора о молитве осталось всего ничего.

Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
(Иак.4:1)

Итак, некоторым христианам удалось достичь некоторого материального успеха, по сравнению с другими собратьями. И они возомнили себя более благословенными Богом, чем другие, а значит, они правильно понимают жизнь. Они начали учить «менее успешных». И, как оказалось, они не только начали учить, они устраивали интриги, и прочие гадости, чтобы достичь каких-то своих целей. И вот, апостол, постепенно распаляясь, что становится все более и более заметно от строки к строке, начинает с горячностью спрашивать этих зарвавшихся учителей: «Сами посудите, откуда у вас вражды и распри?»

Вот это «у вас», что обычно подается как некое обобщенное обращение ко всем христианам, относится к вполне конкретным ребятам. Между которыми действительно есть эти самые «вражды и распри». И это «успешные» евреи-христиане разбежавшиеся после разрушений в Израиле.

Забавно, что обычно мы воспринимаем эти «вражды и распри» так, будто это литературное преувеличение. Мол, апостол слегка приукрасил. Однако, уже в следующем стихе оказывается, что ни о каком приукрашивании не идет речи.

Тут ведь, какое дело? Слово «вражды» — это не много не мало «войны». А «распри» — это греческое «битвы» или «драки». Итак, Иаков прямо об этом и спрашивает. Ребята, почему вы деретесь? Еще раз. Речь не о бурных спорах. Речь не о переходе на грубость во время разговора. Речь о кулаках и разбитых носах. О выбитых зубах. В самом буквальном смысле. И это, что удивительно, христиане первого века, знающие апостолов, слышавшие Иисуса. Вы все еще мечтаете побывать в первой церкви? Тогда мы идем к вам.

Так вот. Иаков задает риторический вопрос – предположение: «Откуда?…не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (стих 1).

И тут снова сюрприз. Мы ведь, как простые люди, верим тому, что нам написали переводчики. А они нам сказали, что тут стоит «вожделений». Ну, мы и верим. А вожделение, ведь, это такое сильное желание. Правда? То есть, человек, чего-то сильно, сильно хочет. И это желание в нем пульсирует и толкает на… на что? На войну.

Но оказывается, Иаков не совсем это написал. Он написал не желания, не вожделения. Он сказал, что в их членах воюют наслаждения, или удовольствия. Еще раз. Не желание чего-то иметь, а само удовольствие от того, что уже имеешь. Вот это номер!

Итак, у тех ребят, кому пишет апостол. Нет проблем с имением, видимо. У них проблема с тем, что они уже имеют. Само имение, удовольствие, наслаждение, как оказывается, воюет в их членах. Их удовольствие идет на войну против всего, что это удовольствие может отобрать, или ставит под сомнение праведность этого удовольствия.

Вот выписка из словаря, как переводится слово, записанное в русском синодальном издании как «вожделения»:

  • Удовольствие, наслаждение, удовлетворение, радость – Ксенофонт, Аристотель, (физические наслаждения, удовольствие от знания, ) Платон, (злорадство, с удовольствием, охотно) Фукидид, (ценить кого-либо, мне хочется, мне нравится, мне угодно) Геродот, (для удовольствия) Софокл;
  • Чувственное свойство (редко).

Кроме того, перед словом «вожделений» в греческом тексте стоит определенный артикль подобный английскому «the». То есть, до этого момента речь шла именно об этих самых наслаждениях. Каких? Их наслаждения – учить других жизни, превозноситься, устраивать козни, интриги. То есть, Иаков говорит, не от этих ли самых удовольствий ваших у вас драки происходят? Вот они воюют в вашем теле, и толкают вас на подобные поступки.

А как же эти удовольствия толкают? А вот как:

2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
(Иак.4:2,3)

Первая фраза «желаете – и не имеете», опять преподносит нам сюрпризы. Речь не о том, что они чего-то хотят, но не могут получить. Хотя и это, наверное, было бы правильным. Речь о том, что они, когда чего-то желают, не могут удержать. То есть, нет проблем с получением. Они получают. Но удержать не могут.  Они не способны хранить. Вот что выводит их из себя. Все утекает сквозь пальцы.

Вторая фраза: «Убиваете и завидуете». Здесь первое слово означает именно то, что написано. Это слово означает физическое умерщвление. А вот «завидуете» не совсем то, что написано. Речь не просто о зависти, но о зависти активной, когда человек начинает добиваться, соревноваться, ревновать. Так вот, как говорит апостол, они даже убивают, чтобы достичь, получить желаемое, но при всех стараниях то, чего они хотят достичь убегает от них.

И следующая фраза несколько искажена. Прежде всего, в древнем греческом тексте сразу после слова «враждуете» стоит точка! То есть, предложение на этом заканчивается. И смысл всего предложения становится совершенно ясным. Все, чем вы в результате занимаетесь – препирательства и вражда. Вот и все. Давайте еще раз: «Все, чего желаете, не можете удержать, убиваете и соревнуетесь, а достичь не получается. Вот такая вся ваша жизнь – драки и войны.

И только после этого апостол говорит следующее: «Не имеете, потому что не просите».   И снова здесь не просто имение чего-либо. А возможность удержать. Не можете удержать, потому что не просите.  Другими словами, вы, ребята, обращается он к зарвавшимся «успешным» христианам, не способны быть довольными, не можете удержать удовольствие, удержать или ухватить смысла, потому что не просите. То есть, вы достигаете богатства, но удовольствие постоянно утекает от вас. Вам все время мало, все время чего-то не хватает. Вам нужно все больше и больше, потому что не можете удержать то, что имеете. Почему? Да потому, что вы становитесь героями притч Иисуса, о которых Он говорит, что тот кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

И проблема ваша в том, что вы не хотите обратиться к Богу с вопросом, с просьбой раскрыть глаза. Что же не так с вами? Но даже тогда, когда некоторые из вас, вдруг, вопят в небо: «Господи, что происходит?», небо остается безмолвным. Почему?

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
(Иак.4:3)

Потому что опять вас интересует ни воля Божья, а все те же ваши наслаждения. Да, здесь снова «наслаждения», а не вожделения. И греческий текст звучит так: «…чтобы растратить на ваши наслаждения». Отсюда совершенно логичный вывод. Они – прелюбодеи и прелюбодейцы.

Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
(Иак.4:4)

Здесь уже совершенно очевидно, что «дружба с миром» не имеет никакого отношения к дружбе с людьми из мира, как часто недалекие религиозники преподносят. Но из контекста становится ясно, что под дружбой с миром понимается погоня за теми же ценностями, превозношение тех же целей, похвальба теми же достижениями, прославление материального успеха. Вот это и есть самая настоящая дружба с миром.

И снова обвинение. Снова Иаков называет все своими именами. Они думают, что являются примерными христианами, а по факту они прелюбодеи.

Да, еще одна заметка. В греческом тексте нет указания на мужской род. Там стоит только одно слово – прелюбодейки. То есть, он всех этих парней назвал крайне унизительным словом. Сегодня это слово звучит проще – проститутки они, вот кто. Вот так, мило и по-доброму разговаривает Божий апостол. Ничуть не обидно, правда?

Вот диву даешься, откуда сегодня так сильно представление о том, что божий человек должен быть «божьим одуванчиком»? Не были апостолы такими. И они вообще «не парились» обижая кого-то, и виной не мучились за это. Мы бы их отлучили, совершенно точно, за грубость и неуважение.

Итак, вопрос простой: «Господа проститутки. Вы разве не в курсе, что дружба с миром, это объявление войны Богу?». Вы, девочки, изменники, вы антихристы. Те самые, о которых еще Иоанн писал, что их развелось тут много.

Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
(Иак.4:5)

Или вы решили, что все сойдет с рук? Бог добр, а значит все простит? Но вот апостол, который знает что-то лучше нас, говорит, что Богу знакомо такое чувство, как ревность. Да, опять пояснение. Греческий текст звучит примерно так: «До зависти жаждет дух, который Он поселил в нас».

Теперь о словах. Здесь слово «ревность» — это перевод слова, означающего недоброжелательство (выписано из словаря), запрет, отказ, нежелание.

Второе слово «любит». В общем, верный перевод. Однако не передает некоторых признаков. И да, для знатоков. Это не эрос, не филио и не агапе. Так вот, это слово описывает очень сильное желание.

И предлог «в», не обязательно означает нахождение внутри человека, но с теми же паравами означает нахождение в обществе, в среде людей. В этом смысле «в нас», значит в христианской среде, в среде божьих людей.

Что же у нас получается. До отказа, до недоброжелательности жаждет, очень желает дух, который Бог поселил в нас. Дух ли это Божий или дух человеческий, фраза невнята. Так же неясно, какое именно место цитирует Иаков. Как утверждает, например такое светило теологии, как А.П.Лопухин, это не просто цитата, а некоторый свод, итог из многих мест. То есть, самой цитаты в Писании нет, но это не значит, что Оно не говорит того, что сказал Иаков. По его же Лопухина мнению, речь идет о человеческом духе, который туда при сотворении поместил Бог. А вот это о чем-то говорит. А именно о том, что чувство ревности – свойственно и Самому Творцу.

Итак, здесь Иаков прямым текстом указывает на большую вероятность расплаты. То есть, убеждение, что Бог добрый и пушистый однажды им, таким христианам, аукнется по полной. И тут Иаков серьезен, как никогда.

Иаков мечет стрелы молний в зарвавшихся богатых еврейских христиан. Но при этом предлагает им «капитуляцию». Да, они проштрафились больше некуда. Они предатели. Их надо растрелять, потом повесить, потом чертвертовать, затем сжечь на электрическом стуле, и это сделать сто раз без остановки. Но Бог велик милостью, и даже таких ужасных Он способен покрыть своей милостью.

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
(Иак.4:6)

То есть, Бог способен, действительно способен простить даже такое. Вот как велика его благодать. А всего лишь, нужно «смириться», ведь Он «смиренным дает благодать». Ну, а если нет, то получишь божье противостояние, ведь Он «гордым противится».

Прочтемся в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.