Шанс есть, но гарантий нет.

думаюДавайте вспомним, что мы уже увидели. Иаков обращается к ребятам, которые называют себя последователями Христа, может быть, даже, Его учениками, но при этом у них что-то не так с пониманием богатства. Судя по посланию, раздвоение мыслей происходит именно на этой платформе. Ты либо последователь Христа, либо человек, следующий за богатством. Под богатством, по-видимому, понимается как материальная сторона, так и успех вообще. Это, как сегодня модно называть – процветание.

Второе, это авторитет тех, кто «расцвел» в быту. Они чего-то добились. И, вероятно, решили, что само богатство говорит в пользу их заслуг. А значит, они могут и должны других научить. И вот Иаков с самого начала иронизирует и предупреждает их, что, если они так будут продолжать действовать, то от Иисуса они не получат ровным счетом ничего. То есть, ты либо следуешь за Христом, либо за мамоной.

9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
(Иак.1:9,10)

Иаков ничуть не смущаясь говорит, что, в действительности, богатому человеку если и есть чем хвалиться, то только своим унижением. Все, чего достиг богатый – унижение. Он унизил себя тем, что пошел за «процветанием». И вот тут, видимо, нужно кое-что пояснить.

Как-то так сложилось, что христиане поверили, будто Иисус является неким духовным Царем. Мол, Он не собирается сесть на трон в этом мире. Такое суждение появилось потому, что в учение внедрились такие языческие понятия, как ад и рай, ничего общего не имеющие с истинным пониманием ада и рая. Главным в христианской среде стало не воскресение, а попадание в рай или на небеса. А воскресение как-то вдруг оказалось невостребованным. Но откровение достаточно ясно говорит о воскресении. Причем аж о двух. И второе воскресение происходит после буквального воцарения Сына Человеческого над всем имением Бога. То есть над тварным миром.

Но вот где правда. Иисус действительно не собирался садиться на трон отдельно избранного государства. Например, Он не намеревался и не намеревается становиться царем государства Израиль. Такое воцарение для Него – прямое унижение. Он будет царем над всем творением, а не над отдельным государством. Точно так же, человек старающийся обеспечить себе быт до воцарения Христа, выбирает для себя худший из сценариев. Христос приготовил для них высшее царство, а они готовы на что-то временное, сиюминутное. Таким образом они унизили себя самих. Буквально отказались от небес. Небеса – это уровень славы и власти, а не место пребывания.

Брат униженный наоборот, не поддался искушению, сохранил верность, решил дождаться настоящего, не согласился на подмену. Через это он возвысился. Достоин славы.

А что же с теми, кто предал (богатый) высокую цель? Что с теми, кто повелся на «рекламу» успешной жизни?

Восходит солнце, [настает] зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
(Иак.1:11)

Здесь все просто. Раз ты согласился на временное. То и слава твоя будет временной. Да, какое-то время ты красив и славен. Но ненадолго. Восстает солнце и тебе конец. Совсем иной финал того, кто не предал, кто сохранил верность Христу.

Да, еще и еще раз. Иаков не против богатства как такового. Иаков против предательства. Когда ради богатства временного человек от чего-то истинного отказывается под тем или иным предлогом. Видимо это и произошло с теми ребятами. Но я больше скажу. Возможно, с ними Иаков говорил бы более дружелюбно, если бы они не начинали учить остальных, тем самым вводить и других в заблуждение. Итак, что же с теми, кто сохранил преданность Иисусу?

Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
(Иак.1:12)

Итак, апостол называет того, кто верен Слову блаженным, то есть, счастливым. Верный, это тот, кто выстоял в искушении. Очевидно, что искушение относится к богатству и бедности. Когда ты в бедности, сложно выстоять перед искушением богатством. И еще раз. Речь не о богатстве как о таковом, но об искушении богатством, когда тебе предстоит сделать выбор между верностью Христу и выходом из тяжелого финансового положения. Полагаю, что можно быть богатым и верным, но это из разряда особой милости Божьей. Например, апостол Павел прямо пишет, что в богатстве нужно уметь жить. В бедности жить не так сложно, сложно жить в изобилии.

Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
(Фил.4:12)

Искушение наступает не тогда, когда у тебя все хорошо, но тогда, когда у тебя все плохо, и у тебя появляется шанс все решить. Делаешь одно решение, и все, ты уже не бедствуешь. Нужно лишь кое-что позволить себе. Ведь это не великий грех. И вот это «кое-что» оказывается предательством чистой воды. Но, это лишь мои рассуждения. Возможно, я здесь ошибаюсь. Просто делюсь мыслью.

Итак, Иаков говорит, что тот, кто пройдет испытание, будь то бедностью или богатством, что по сути одно и то же, получает «венец жизни, который обещал Господь любящим Его». Давайте посмотрим на это выражение внимательнее. Первое. Такой человек получает не жизнь, а «венец жизни». Чувствуете разницу?

Апостол говорит к последователям Христа. Им обещана жизнь. Но, уже имея жизнь, они в этой жизни могут быть просто народом Божьим, что, по сути, не плохо. И могут быть апостолами. А это уже другое положение. Ты можешь быть «стадом», а можешь быть пастухом. Стаду не плохо. Но и особой чести нет. Скучно. Апостол – это действие, это почет, это возможности, это творчество во всех сферах. И творчество, не ограниченное ничем. Здесь почет и слава.

Однако и свое положение народа Божьего легко потерять. Ведь, погнавшись за славой и богатством, они в чем-то предали Господа. А предательство, это удел тех, кого Иисус однажды поставит по левую сторону. Но вернемся к тексту. Итак, тот, кто сохранил верность, получает не жизнь, так как она уже гарантирована, а награду этой самой жизни. И эту награду Иисус обещал не всем. Но исключительно тем, кто Его любит. Это нечто больше, чем просто вера. Здесь есть отношение. Никто другой такой награды не получает. Что за награда? Представить сложно. Но, рванувший за богатством, проявляет неверность и лишается этой самой награды жизни.

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
(Иак.1:13)

Мы уже поняли, что речь не идет о всех искушениях. Речь идет о совершенно конкретном искушении. Об искушении богатством на фоне бедности, славой на фоне унижения. Так вот, по мнению Иакова, такого рода искушения никогда не исходят от Бога. Потому что для Бога такие искушения противоестественны. Он не поддается на такие «провокации», и сам такими «провокациями» не занимается. Кто же устраивает эти провокации? Оказывается наша собственная «похоть».

14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
(Иак.1:14,15)

Здесь все просто. Адама и Еву в саду Эдема искушал не Бог. И действие змея не имело бы никакого результата, если бы ни похоть Евы и Адама. Тут опять нужно пояснить. Словом «похоть» здесь переведено слово, которое имеет следующие краски: желание, влечение, жажда, страсть, страстность, пылкость, замысел.

Итак, речь идет о влечении, желании. Ева согрешила не потому, что не могла устоять перед змеем. Нет. Она хотела съесть плод. Именно хотела. И когда ей объяснили, что в этом нет  ничего страшного, она исполнила свое желание. Адам не потому согрешил, что Ева оказалась убедительной. Опять нет. Адам сам хотел съесть. Просто появилась возможность свалить вину на другого. И здесь Иаков намекает на то же. Это не Бог искушал вас. Вы сами хотели, чтобы кто-то вас искусил: «Искусите меня кто-нибудь богатством. Я поддамся, а вы будете крайними!». Просто вы искали повод. Вы искали оправдание. И, когда нашли, тут же согрешили.

Очень соблазнительно избавиться от финансовых проблем. И легко на этом пути перешагнуть черту. Самую малость. Совсем чуть-чуть. И как только ты перешагиваешь эту еле заметную грань, тут же рождается смерть. И вот такой подход Иаков называет заблуждением.

Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
(Иак.1:16)

Здесь словосочетание «не обманывайтесь» переведено словосочетание «не заблуждайтесь». Тут надо уточнить. В греческом тексте это слово стоит в пассивном залоге. То есть, Иаков говорит: «Не давайте себя увести в глушь. Не позволяйте Сусанину уводить вас от дороги».

Итак. Апостол обращается к христианам, говорит, что они заблудились, позволили кому-то их сбить с пути. И дальше мы читаем.

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
(Иак.1:17)

Вот это, странное на первый взгляд, предложение означает простую вещь. Настоящее, доброе и совершенное благословение идет от Того, кто никогда не меняется. То есть, Он всегда верен, никогда не колеблется, не имеет двоящихся мыслей. Если Он что-то говорит, то это, как сказал Иисус: «Да, да, а нет, нет». И Своих решений Он не меняет. Как говорит Иаков, у Него нет даже тени (!) перемены. Иаков называет Бог здесь отцом «фотонов», то есть светил.

Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
(Иак.1:18)

Даже в рождении… Да, здесь слово, переведенное как «родил» имеет значение создания, производства. Это же слово используется и в 15м стихе. Желание, «зачав» (тут тоже не все так просто) производит, а не в прямом смысле рождает, грех. То есть, рождает, в смысле создает. И еще. Это слово используется только у Иакова. И только в этих двух стихах. Итак, Бог восхотев не родил нас, а создал, произвел. То есть, речь не о рождении свыше для верующих, а о создании человека вообще.

Итак, Бог пожелал и создал человека, как некоторый начаток Его созданий, словом истины. То есть словом без намека на колебания, без изменений, без фальши. Бог создал человека твердым словом без вариантов. Он не мучился выбором той или иной конструкции.

Все это Иаков говорит богатым христианам – евреям, которые в желании выйти из нищеты перешагнули какую-то грань. При этом не считают себя грешниками. Наоборот, учат других, как надо жить. Апостол подозревает, что его послание будет воспринято с гневом. Они попросту обидятся на него. И потому он пишет дальше следующее.

19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
(Иак.1:19-21)

Я уже молчу о том, что Иаков постоянно напоминает им, что его послание не продиктовано ненавистью, но болью, порожденной отеческой к ним любовью. И он взывает к ребятам, чтобы те  не спешили делать выводы, но дослушали (дочитали) послание до конца. Он говорит им: «Не злитесь, лучше выслушайте и сделайте выводы. Но не просто выслушайте, а и поступите, как я советую. И тогда, возможно, ваши жизни (души в значении физической жизни, а не эфирного состояния после смерти) будут спасены».

Важно, что Иаков не дает им гарантию на спасение. Ведь, судя по всему, они очень далеко зашли в своем заблуждении. Но есть шанс, возможность. Если они поймут, то останутся жить. Ну, либо не останутся, это уже на их выбор.

Прочитаемся, если Бог позволит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.