Молитва в книге Иакова

думаюКнига Иакова преподнесла мне некоторый сюрприз. Неожиданно для себя я кое-что увидел в ней. И все лишь потому, что занялся вопросом молитвы. И вот, в конце книги, в последней главе сразу в нескольких стихах я обнаружил интересующие нас слова. Но кое-что меня заставило задуматься. И в результате пришлось переосмыслить всю книгу с самого начала.

Прежде я полагал, что Иаков пишет достаточно «миролюбивое» послание. Как, в общем, мы думаем о всех Библейских текстах. В нашем воображении, а может,  это только в моем было, все святые говорят тихо, спокойно, рассудительно и без эмоций. Здесь та же история. Но, как я уже сказал, с этим подходом пришлось распрощаться.

Иаков не пишет «мирное» письмо. Он пишет письмо «сомневающимся». Причем не простым сомневающимся, а ребятам с некоторой спецификой. Это богатые ребята. И их «сомнение» ничего общего с обычным нашим представлением о сомнении не имеет. Сам Иаков описывает их сомнение как «двоящиеся мысли». Если еще не поняли, то это чистой воды лукавство. Именно это «двоение в мыслях» и является для них искушением. Они пытаются усидеть одним местом на двух стульях. Хотят быть хорошими как для мира, так и для Христа. Дружить с дьяволом и с Богом одновременно. Вот к кому направлено письмо Иакова. А это однозначно указывает на характер письма. Это не «доброе» пояснение, не выдержанное толкование чего-либо непонятного. Это ударное обличение. Жесткое послание предупреждения о гневе.

Да, Иаков называет их братьями возлюбленными. И он ничуть не лукавит. Он их действительно любит, потому и так жесток с ними. Здесь во всей полноте срабатывает поговорка «кого люблю, того наказываю».

Но, давайте попытаемся прочесть это послание. Слава Богу, оно небольшое.

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться.
(Иак.1:1)

Читая послания, мы часто не замечаем таких мелочей, которые с самого начала дают четкое указание на характер текста. С самого старта автор уже задает дух послания. Надо помнить, что все эти послания не имеют ничего общего с официальными текстами, где обязательно должен присутствовать «пиитет», то есть, обязательно должны соблюдаться какие-то приличия. Авторы посланий не болеют такого рода заразами. Если они что-то пишут, то это никак не связано с вежливостью или ее отсутствием, с правилами уважения или чем-либо подобным. Все, что пишут апостолы, всегда связано с целью послания и только с ним.

Все это я говорю потому, что в самом начале Иаков сообщает верующим, что он – «раб Бога и Господа Иисуса Христа».  Если адресат знает автора текста, то зачем ему это сообщение? Оно возможно только в том случае, если адресат не верит в это. Возможно потому, что адресату уже кто-то внушил, что Иаков не апостол.

Конечно, для врага Истины, эти высказывания ничего не значат. Но расчет на того, кто еще не совсем потерял контакт с реальностью. Понятное дело, упертых посланием не спасти. Но среди упертых есть и думающие. Их еще можно вразумить. Вот к ним и обращается Иаков. И для них он сообщает, как бы снова и опять, что он не просто человек, но буквально «раб Бога и Господа Иисуса». То есть, все, что он говорит, он говорит по указанию и в полном подчинении Богу и Христу. А это значит, что если читающий отнесется к тексту с пренебрежением, то сам на себя соберет гнев Бога.

Итак, Иаков с самого начала делает заявление такого рода, что даже наглец подумает, а стоит ли рисковать пренебрежением.

Второе заявление, на которое так же многие обращают мало внимания, это повеление «радоваться». С одной стороны, это очень похоже на обращение, которое было принято в те времена. Оно схоже по смыслу с выражением: «Желаю здравствовать», или «Здравствуйте». Но, как я уже сказал, не в случае с апостолами. В те же времена, когда писал Иаков, было и еще одно употребление приказу «радуйтесь». Такое выражение в приветствии использовалось в том случае, если адресату удалось избежать какого-то воздаяния. То есть, человек знает, что виновен. И вот, он в трепете и страхе ждет, когда придет возмездие. Но человек, который должен был это возмездие принести, вдруг говорит: «Радуйся, миновала тебя чаша сия».

Таким образом, если это не дань приличию, то второй вариант: «Радуйтесь возлюбленные, вас решено оставить в живых и дать еще один шанс». И такое обращение так же должно было бы нас уже настроить на нужный лад. Это послание наполнено вином гнева. А все это означает одно. Все наши толкования, основанные на добром понимании текста, оказываются под сомнением. А это большинство проповедей, которые могут (но не обязательно) оказаться на свалке. Так это или нет, посмотрим далее.

Все это откровенное недовольство Иакова обращено к его соплеменникам, к евреям-христианам, которые разбежались после известных событий в Израиле. Причем не просто к евреям-христианам, а к богатым евреям-христианам. То есть, к тем, которым удалось как-то «разжиться» на чужбине. И вот это «обогащение», по всей видимости, произошло в результате их двоящихся мыслей. Когда выгодно, мыслю в одном направлении, а когда невыгодно, в другом. И еще раз повторяю. Ничего общего данный текст не имеет с обычным человеческим сомнением. Текст обращен к ребятам с «коммерческой жилкой».

Теперь, когда мы вооружились мыслью о том, что адресат, это «успешные в бизнесе» христиане, которые забыли о чем-то важном, можно попытаться понять суть речи Иакова. Конечно, нам трудно однозначно уяснить, в чем именно заключались испытания, выпавшие на долю этих христиан. Но одно ясно. Эти испытания не связаны с голодом, недостатком пищи и прочими прелестями. Их испытания совершенно иного рода. Отсюда, вполне очевидно, Иаков юродствует. Он издевается над ними. Он то знает, почем фунт лиха. А эти «ожиревшие» ребята, что-то о себе там возомнили.

Но, оставим предположения. Все, надеюсь, увидим далее. Итак, читаем.

2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
(Иак.1:2-4)

Вы понимаете, до какой степени меняется смысл текста, если читать его в предположении, что он адресован не гонимым христианам, а успешным в быту? Вдруг из серьезного отеческого текста, речь превращается в хлесткую и насмешливую. И уже намек на «недостаток» звучит совсем иначе.

Итак, перед нами христиане, которые возомнили о себе что-то такое, что их пришлось Иакову срочно осаживать, обливать ушатом холодной воды. Вот то, что они о себе возомнили и есть их искушение. Возможно, они решили, что поняли что-то, может, решили учить других христиан, как надо жить. Кстати, для этого потом мы находим основание в тексте. Помните? Но, пока идем по порядку.

Итак, богатые христиане, решили (возможно), что имеют право учить всех остальных христиан, как жить. У богатых, как известно, бедные, это лентяи. Справедливости ради, не у всех.

Итак, богатые христиане-евреи решили, что они достигли чего-то и стали авторитетами для небогатых христиан, а возможно и не евреев. И вот это «возомнили» Иаков, по всей видимости, и называет различными искушениями.

Ну что же. Раз они «взлетели выше неба», то им надо сообщить, что, в действительности они стоят по шею в болоте. А их полет – лишь иллюзия, самообман. Но, не расстраивайтесь, ребята. Наоборот. Радуйтесь, что вас еще можно вразумить. А взлетели вы потому, что оказались не стойкими. Здесь в тексте есть слово «терпение» в фразе: «…зная, что испытание вашей веры производит терпение».  Видимо, самое большое испытание веры у них должно произойти тогда, когда они отрезвеют от своего «полета».

Итак, богатые ребята, то, что вы чего-то достигли – это дурь, морок, сладкий сон. И вам надо проснуться. Да, просыпаться неприятно. Ведь вы уже поверили, что все на самом деле. Тут самое время руки опустить. Ведь, вы, вероятно, уже решили, что все ваши финансовые успехи происходят именно от того, что вы верите в Христа. Типа, это Он вам деньги дал. Ну, если не Он, то Его Отец, точно. И вы уже учите других «финансовому процветанию». Еще раз – это искушение. Отрезвитесь, но не опускайте руки. Такое отрезвление лишь тренирует вашу стойкость (терпение). То есть, вам надо научиться быть стойкими на разного рода искушения. В частности, искушения богатством. Суть не в желании быть богатым, а в ощущении, что, раз у тебя есть богатство, то ты больше значишь, чем бедный христианин.

И вот тут Иаков ёрничает по поводу их «достатка»:

терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
(Иак.1:4)

То есть, раз у вас уже все есть, то надо бы быть совершенными до конца. Чтобы, если быть без недостатка, то во всем. Ну, а если до кого-то из богатых все еще не доходит смысл послания, то:

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.
(Иак.1:5)

Это совершенная истина. Но в контексте послания и она звучит издевательски в отношении евреев-христиан в рассеянии. Еще раз. Это послание обращено к тем, кто о себе думает так, что он что-то понял и знает. Он богат и ни в чем не имеет нужду. А тут Иаков проходит снова и снова по их самолюбию, показывая им, что у них чего-то нет. И это что-то им надо «просить у Бога». И не нужно волноваться, Бог даст «всем просто и без упреков». Иаков с ними говорит как с юродивыми. Он с богатыми, говорит как с больными. Те, кто решил, что все имеет, должны просить у Бога мудрости. Это оскорбление. Он их назвал дураками: «…вот увидите, Он даст вам мудрости. Честно, честно. Только не сомневайтесь».

6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
(Иак.1:6-8)

Возможно я не прав. Но у меня есть стойкое ощущение, что здесь Иаков буквально цитирует их. Он их же словами их вразумляет. Возможно, они так и учат своих «нищих» собратьев. Но учат, как быть богатыми. А тут Иаков их же словами учит их, как получить мудрость. Они наставляют верующих, что не нужно сомневаться, сомневающийся подобен морской волне, и т.д.. И тут Иаков, берет их же слова и перенаправляет им же. Он тех, кто достиг высот, «воссел на божьей горе среди огнистых камней» вразумляет, говоря, что это они и есть сомневающиеся. Это они, а не бедные оказались похожими на морскую волну, ветром поднимаемую и развеваемую.

Более того. Он их называет теми, кто от Господа вообще ничего не может получить. Почему? Потому что они, называя себя последователями Христа, оказались последователями мамоны. Вот где у них двоятся мысли! Вот в чем Иаков обвиняет их. А не в обычном житейском сомнении.

Продолжение следует. Если Бог позволит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.