Добавки от Марка

думаюВ прошлый раз мы закончили рассмотрение всех мест Евангелия от Матфея, где можно встретить слова однокоренные слову «молитва», если ориентироваться по синодальному переводу. Следующее Евангелие – Евангелие от Марка. И, конечно же, не имеет смысла повторять те же места, что мы рассмотрели у Матфея. Поэтому мы остановимся лишь на тех местах, которых нет в предыдущем Евангелии.

Сразу находим одно упоминание на начало служения Иисуса. Событие, судя по всему, происходит где-то в то же время, когда Иисус произносит свою знаменитую «Нагорную Проповедь». В промежутке времени между тем, как Он исцелил весь (если брать пришедших и принесенных) Капернаум и тем, как исцелил прокаженного, сразу после проповеди на Елеонской горе. Итак, где-то в то же время происходит следующее:

А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

(Мар.1:35)

Ничего конкретного из этого место извлечь, по-видимому, не удастся. И все же, попробуем. Первое – слово, которое здесь использует Марк. А Марк сразу писал свое Евангелие на древнем греческом. То есть, если Матфей, скорее всего, не имеет отношения к греческому тексту, то Марку переводчик на греческий не был нужен. То есть, Марк, если использует какое-то слово, то использует его именно так, как уже принято у апостолов. И в качестве слова, переведенного нам как «молился» он использует тот самый термин, который к тому моменту у апостолов уже был выработан. То есть, используется старое знакомое древним грекам слово, означающее «просить», но нагруженное гораздо более интересным содержанием, взятым из древнего еврейского. А именно значением «суда», «осуждения», «доказательства» или «приведения убедительных доводов».

Но сам текст не проливает никакого света на смысл слова. Так что придется довольствоваться только тем смыслом, который мы уже вывели из предыдущих текстов Писания. Однако есть и еще кое что.

Давайте посмотрим на текст несколько шире. Что же рассказывает нам Марк? Если следовать сообщению Марка, то история, которую он описывает, это история исцелений в Капернауме. И вот, Иисус исцеляет, и исцеляет, и исцеляет. Бесы убегают, болячки отваливаются и так далее. И вот, когда все, наконец-то получили исцеление, Иисус встает и удаляется в пустынное место. К чему я это?

А я к тому, что очень часто, любители молиться по  расписанию, указывают на это место и говорят: «Видите, Иисус уходил утром молиться». Так вот, данное конкретное место не дает вам на такие утверждения право. Давайте еще раз. Иисус встал и удалился не потому, что наступило утро, а потому, что уже все получили исцеление, и у него возникла возможность удалиться. На то же самое указывает и греческий текст. В нем сказано, что Он встал «очень рано в ночи». Некоторые переводчики даже добавляют слово «еще», чтобы получилось как-то более-менее понятно. Иисус встал (не с пастели, а с места, на котором сидел и исцелял) очень рано, еще в ночи.

Итак, Иисус молится рано утром, не потому, что у Него такое расписание, а потому что Ему так захотелось.

Далее. Иисус там «судит», «выносит вердикт», «приводит доводы». Я бы упростил все это в одно слово – «решает». Итак, там, в пустынном месте Иисус что-то решает с Богом или перед Богом. То есть Он  что-то сообщает Богу и Он же (а не Бог) что-то решает и об этом сообщает Отцу. Ясное дело, все, что Он  решает, соответствует общей линии воли Бога Отца. И еще, Марк, если читать внимательно, не дает места Иисусу для отдыха. Иисус не спит. И тогда, когда ученики догоняют Иисуса (там, где в синодальном переводе написано, что Симон и бывшие с ним пошли за Иисусом, в греческом стоит «Симон догнал»), Он не говорит им, что нужно поспать, но сообщает о планах. Причем как сообщает?

Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.

(Мар.1:38)

Вот это «ибо», в конце отрывка, совершенно правомочно перевести как «ведь». Но как только мы заменяем «ибо» на «ведь», появляется характер. И вот что я вижу. Опять, оговорюсь, это лично мое ощущение. Совершенно не обязательно с этим соглашаться. И я не знаю, дано это свыше от Бога или это просто мои личные чувства. Будьте свободны. Но свое ощущение я выскажу. Так вот, у меня есть совершенно отчетливое ощущение того, что Иисус, после целого дня тяжелой работы, устал. И, как все нормальные люди, желал бы отдохнуть и выспаться. Конечно, там, где он только что был, это было невозможно. Он уходит в пустынное место. Может быть, даже именно для того, чтобы поспать. Но там, вместо сна Он говорит с Отцом. И, происходит разговор приблизительно следующего содержания:

— Отец, очень много нуждающихся, Я устал, нужен отдых. Сколько еще будет этих нуждающихся? Мне нужны помощники!

— Хорошо, Сын, но ведь ты для этого и пришел! Разве не так?

— Да, Я пришел именно для этого!

— Тогда возьми Себя в руки!

— Да, вот и Петр уже идет!

И дальше мы читаем уже результат, который Иисус выкладывает ученикам. Да, диалог мог быть каким угодно. Главное в этом диалоге, что решение здесь было за Иисусом. С тем же успехом можно предположить, что Отец вообще мог ничего не говорить Иисусу. Спаситель мог просто обдумать ситуацию и взять Себя в руки, понимая, зачем Он пришел. Что и объявит пришедшим к Нему апостолам.

И дальше мы читаем. Как действует дальше Иисус. А именно, Он делает то, зачем пришел. И вот, наш знакомый прокаженный.

Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

(Мар.1:40)

У Марка, в отличие от Матфея, прокаженный «умолял» Иисуса. И это второе место, у Марка, где мы встречаем слово однокоренное «молитве». Однако, здесь ничего интересного нет, так как это старое греческое слово, означающее настойчивую просьбу. То есть, это совсем не тот термин, что используют апостолы. И данное слово не имеет исключительного отношения к Богу.

Добавки от Марка: 2 комментария

  1. В греческом — «Ибо я для того ВЫШЕЛ…» !!!
    Никакого пафоса про «пришел».
    Т.е. Иисус, в то утро, именно для того и ВЫШЕЛ, чтобы…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.