И в псалме 29

думаюКак мы видим из «служебной записки», сей псалом так же принадлежит перу царя Давида. Но в той же записке есть еще одно указание. Нам сказано, что данный псалом должен звучать «при обновлении дома». Что за дом и почему его обновляют?

Есть мнение, что данный псалом написан после того, как Бог наказал Давида за его «перепись населения». Суть, конечно же, не в самой описи, не в том, что он решил посчитать, сколько же у него подопечных, а в том, что его подвигло к этой переписи. Давид одержал ряд побед, на еврейской земле воцарился покой. И царь возомнил, что все это достигнуто его умом, умением и т.д. В результате царь получил массу проблем от Бога.

Так вот, обычно говорят так, что данный псалом — молитва в результате данного божьего воздаяния. Однако, если это так, то псалом должен звучать плачевно, просяще, в унижении. Что называется «в прахе и пепле». Но этот псалом имеет совершенно иной характер. Присмотритесь и увидите, что данная песня — песня победы, песня ликования. Давид просто торжествует, он в восторге.

Давайте чуть внимательнее посмотрим на текст. С самого начала, сразу после служебной записки мы читаем следующее:

Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.
(Пс.29:2)

Вам действительно кажется, что это псалом, исполняемый в рыдании? Тут же ясно сказано, что Бог «поднял» и «не дал … врагам восторжествовать». Понятно же, что речь идет о том, что уже произошло. Бог уже «поднял меня» и уже «не дал врагам…».

Второе, на что здесь следует обратить внимание. Вроде бы, Давид — царь. Но поет он о своей радости. О личном успехе с Богом. Потому что в конце фразы он говорит, что Бог не дал торжествовать врагам «надо мной». Не над царством, не над народом Твоим, но «надо мной».

Итак, с самого начала нам открывается настрой псалма. Эта песнь о том, что произошло именно с Давидом, как человеком. И уже понятно, что были некие враги, которые хотели восторжествовать над ним. Не над царством, а над ним. То есть, речь не о внешних врагах, а о внутренних.

3 Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.
4 Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.
(Пс.29:3,4)

Следующие два стиха лишь усиливают описание восторга. Давид празднует, он ликует! Он выкрикивает: «Господи, Боже мой!». Неужели это похоже на просьбу в унижении? Я не вижу здесь ни малейшего намека на что-то подобное. Наоборот : «Я воззвал…, и Ты исцелил».

Снова крик ликования: «Господи!», за которым следует еще одно утверждение: «Ты вывел из ада,… оживил меня,…».

Почему такое ликование? Потому что до того момента, как Бог «исцелил», «вывел из ада», не дал сойти в могилу, «поднял меня» и «не дал моим врагам восторжествовать», все перечисленное было реальной угрозой.

И, по всей видимости, состояние царя было плачевно. Но данный псалом написан не в тот момент, а тогда, когда все уже решилось, все исправлено. И поэтому Давид взывает к божьему народу, чтобы они радовались с ним.

5 Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,
6 ибо на мгновение гнев Его, на [всю] жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.
(Пс.29:5,6)

Итак, автор псалма требует, чтобы все святые (все принадлежащие Богу, т.е. народ божий, которым на тот  момент были евреи) пели Господу и славили память Его святыни. Но важно для нас здесь другое. А именно то, что Давид приводит в качестве повода для такого пения и славы. Он говорит: «ибо (потому что) на мгновение гнев Его». Ага! Значит речь, все же, о гневе его. То есть, царь действительно что-то «накосячил», в результате чего Бог разгневался на него и царь чуть не распрощался с жизнью. Но гнев Его «на мгновение», тогда как благоволение Его на всю жизнь. Давид даже предложил такой поэтический образ: «Вечером водворяется плач, а наутро радость». Говоря этим, что Божий гнев не длится долго.

И вот, наконец-то, псалмопевец начинает нам раскрывать подробности своего «преступления».

И я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек».
(Пс.29:7)

Вот первая подробность. В то время, когда все было хорошо, Давид решил, что он достаточно тверд, что он крут. Кто-кто, а он-то никогда не поколеблется. Но то, что легко произносится в «благоденствии» оказывается невозможным в тягостях. Он поясняет для всех непонятливых.

По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, [и] я смутился.
(Пс.29:8)

То есть, понятное дело, все, что есть у Давида — есть благодаря благой воле Творца. Именно он поставил его «на гору», т.е. наделил властью. И вот, царь уже возомнил что-то о себе. Однако достаточно было Богу просто «скрыть лицо» и все, что куда девалось — «я смутился». Он только что был убежден: «не поколеблюсь вовек», — а тут, бац, и вторая смена. Бог просто «скрыл лицо» Свое.

И вот уже враги, которые хотят над ним торжествовать, вот уже падение Давида, вот уже «болезнь», вот уже душа в «аду» (читай, умерла), и вот несчастный царь марширует прямо в могилу. Но наш псалмопевец — человек разумный. Как в этой песне ликования Давид нам говорит:

9 [Тогда] к Тебе, Господи, взывал я, и Господа умолял:
10 «что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?
11 услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником».
(Пс.29:9-11)

Здесь мы находим слово «умолял». Это слово является переводом слова, означающего выпрашивание чего-либо с унижением, просьбу о пощаде. Как мы уже знаем, слово не имеет ярко выраженного религиозного содержания. Так как древние евреи использовали его как в отношении Бога, так и в отношении обычных людей, от которых зависела тем или иным способом их жизнь.

Итак, Давид с некоторой насмешкой над собой и радостью от того, что все закончилось благополучно, рассказывает о том, как он унижался в результате своей глупости. И как Бог простил его. Давид прямо цитирует свою молитву.

Он делится своими теми ужасными переживаниями так же, как сегодня кто-то рассказывал бы о чудесном спасении: «Представляешь! Я уже распрощался со всеми родными! Я чуть в штаны не наделал!»

И вот царь Давид нам рассказывает, как он чуть не наделал в свои царские штаны. Он упрашивал Бога так: «Какая польза от того, что я умру? Ведь, когда я умру, некому будет Тебя славить! Сам посуди, Бог, неужели покойник будет тебя славить? Разве труп сможет возвещать Твою истину?»

Как мы видим, Давид неисправим. Он даже в испорченных штанах пытается Бога убеждать. И, оказывается, Давид не так уж и неправ. Оказывается, его «плачь» возымел действие. Плачь Давида Бог изменил в радость. Он снял с Давида вретище (ветхие одежды), это такое поэтическое выражение скорби. А вместо одежд скорби одел псалмопевца в веселье.

И заканчивает Давид просто. Раз так, раз Бог такой, раз Он ответил и все изменил, раз услышал, то и душа Давида будет славить Бога постоянно, не умолкая. Давид будет славить Бога вечно.

А, да, мы же про молитву. Да, здесь есть слово, которое переведено словом «умолял». И как мы уже сказали, оно не несет яркой религиозной окраски, используется не только в отношении Бога но и к другим людям, если от их решения что-то зависит. Здесь же царь вспоминает о своей молитве с неким пренебрежением, с насмешкой. Как то, что случилось с ним по глупости, по неразумию. То есть, если бы не дурость царя, то он бы никогда не молится так.

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.