Молитва в Псалме 6 и не только.

думаюНедавно случилась неприятность. флешка, на которой я хранил свои «опусы», что еще не опубликованы, решил немного подурачиться и отказал в работе. Какое-то время мы с другом сообща пытались восстановить его содержимое, но, все безуспешно. Однако, часть записей я, все же, успел пересохранить до «катастрофы». что успел, то и публикую. Остальное теперь нужно заново переписывать. Ох, не люблю я это дело. Ох, не люблю…Ладно, читаем.

Забавно наблюдать смену настроения в псалмах Давида. Вот только что его речи были возвышенными, даже где-то хвастливыми. Он куражился над своими врагами. Под врагами здесь нужно понимать каких-то людей из окружения и из народа. Судя по содержанию данного псалма, Бог как-то «затянул» с воздаянием. И вот уже бодрый голос царя сменился плачем, сквозь который он все еще полагается на Божье вмешательство.

Инструменты, судя по «служебной записке» заменены на струнные. Трубы ушли, торжественность ушла. Теперь восьмиструнный инструмент. Похоже Давиду уже не до клоунады. Его уверенность, переходящая в САМОуверенность утихла и превратилась в «молитву».

Итак, здесь мы находим 2 слова, имеющих один корень со словом «молитва». И оба слова находятся в 10м стихе.

услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.

(Пс.6:10)

Первое слово «моление», судя по записям мистера  Стронга, означает прошение. А второе слово доводы или доказательства. Таким образом, фраза звучит так:

услышал Господь прошение мое; Господь примет доводы мои.
(Пс.6:10)

Да, ситуация действительно сложная. Давид так старался. Просто вылезал из кожи вон, чтобы показать, как он прав. Как он публично и пафосно прикрывался Божьим именем. А тут такая «зрада»! И, по всей видимости, его «понты» уже стали мемом. Враги Давида не побрезговали словами псалма и цитировали в насмешку, а возможно даже и в глаза царю. Но вера Давида говорит: «услышал Господь» и Он «примет доводы мои».

Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
(Пс.6:11)

В общем, здесь говорить больше не о чем. Так что, сразу переходим к другому псалму.

Ну, наконец-то.

Действительно, наконец-то мы нашли пример молитвы. Не косвенный, не намек. Но, как сказано в «служебной записке» на самом деле самая настоящая «молитва Давида». Прямо праздник какой-то. Ой, забыл кое-что. У нас же словом «молитва» переведены разные слова. И в моем словарике уже насчитывается одиннадцать (!!!) разных по смыслу и содержанию слов, которые переводчики решили переводить одним незамысловатым способом. Да наплевать, что слова разные, наплевать, что смысл сильно меняется. Пусть все будет у нас молитвой. Это банальное вредительство.

Ну да ладно. Спасибо, что вообще как-то перевели. Если бы не их как-то, может, мы вообще не знали бы про Библию.

Итак, мы добрались до 16го псалма. И, как уже выше сказано, прямо в самом начале псалма есть техническая запись, которая гласит, что это «молитва Давида». Что же за слово переведено нам словом «молитва». Тут никакого сюрприза,  здесь то самое слово, что вначале предполагалось как слово, привнесенное Давидом. Но, как позже оказалось, то же самое слово использовал и Иов. Вот только мы не знаем, в какое время он жил. Если до Давида, то Давид не автор слова, а если после, то ничего не меняется.

Если немного остановиться на Иове, до определенного времени я верил тем ученым… вообще, скажу вам, верить некоторым ученым, плохая затея. Так вот, поверил я, значит, ученым, которые говорили, что книга Иова является самой древней. И, возможно, даже, написана она была до потопа. Ну, разве ученые могут ошибаться? Нет, конечно. Они не ошибаются, они просто говорят то, что им хочется, даже если это полная чушь. Главное говорить с умным видом. А ведь достаточно было просто внимательно прочесть книгу Иова, где черным по белому говорится, что друзья Иова ссылаются на древних (ни много ни мало), которые погибли в водах. Короче, совершенно ясно, что данная книга не такая древняя. Но тогда вполне возможно, что и не древнее Давида.

И вот тут я обратился к другим ученым, которые скорее критики, чем «друзья» библии. Знаете, критики Библии иногда делают гораздо больше пользы для Писания и веры в Бога, чем сами верующие. Так вот, те ученые, которые, скажем, относятся несколько критически к Писанию, утверждают, что книга Иова написана между VI и VII веками до нашей эры. А это однозначно позже Давида, который жил в 10 веке до рождества Христова. То есть, автор книги Иова совершенно точно пользовался словом Давида совершенно спокойно. Так что, да, автор слова, все-таки, еврейский царь.

И как мы уже выяснили, благодаря подробному рассмотрению во многих местах писания, данное слово, что переведено нам здесь словом «молитва», означает доводы или доказательства, приводимые Богу человеком.

Итак, это не образец молитвы в общем смысле. Это доводы Давида, где царь что-то объясняет Богу. Ну что же, давайте посмотрим, что именно хочет донести до Творца.

1 Молитва Давида. Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня:
10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить [меня] на землю;
12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в [этой] жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
(Пс.16:1-15)

С самого начала Давид взывает так, как взывал бы любой другой человек, которого в чем-то обвиняют несправедливо. Например, кто-то обвинил ребенка в том, что он ворует яблоки из соседнего сада. А он не виновен. Папе уже что-то наговорили, и, кажется, его рука уже тянется к заветному инструменту воспитания из кожи с бляхой. Давайте «насладимся» этим зрелищем.

1 … Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
(Пс.16:1,2)

Во втором стихе бывший пастушок просит, чтобы суд, то есть, приговор, не исходил от внешних. Иначе, пусть его обвиняют не люди со стороны, а Он сам. Пусть Бог рассудит и вынесет вердикт. Ведь Давид понимает, что правда от Бога не скроется. И он взывает к Богу, чтобы он обратил внимание не на жалобы, а на правду.

Далее мы читаем текст, который я воспринимаю так: «Ну Ты же знаешь меня! Ты видел все мои поступки, даже то, что я делаю в постели. Ты даже пытался сбить меня с пути, испытывая мою верность. Ты убедился, что я верен тебе. Я же всегда говорю то, что думаю!». Сравните, разве я что-то напутал?

Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.
(Пс.16:3)

То есть, Давид доказывает Богу свою верность. Он приводит доводы, против которых, по мнению царя, нечего сказать.

В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
(Пс.16:4)

То есть: «Если я что и делал, например, защищался от каких-то врагов, то защищался именно так, как Ты мне велел, и никак иначе!» Следующий стих тоже очень интересен. Он интересен тем, что переводчики, не понимая смысла самой молитвы, перевели стих так, будто Давид просит, чтобы Бог укрепил его на Его путях. Но давайте посмотрим внимательнее.

Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
(Пс.16:5)

Поехали. Первое слово здесь «Утверди». Обращаемся к мистеру Стронгу и находим, что «утверди» это слишком образный, отвлеченный перевод. Притянутый за уши. Сказал жестко, но с оговоркой. Ориентируюсь здесь на единственно доступный для меня источник — лексикон Стронга. И, как уже говорил, если бы был другой источник, я бы к Стронгу не обращался ни в коем случае. Это не просто плохой выбор, это очень плохой выбор. Но так как другого у меня ничего нет, на древнем еврейском не говорю, так что опираюсь на то, что имею. Что имею, то и даю.

Итак, если верить Стронгу, то словом «утверди» нам перевели слово, которое имеет несколько другое значение. А именно «брать», «схватывать», «держать», «удерживать», «быть схваченным». Согласитесь, где «Утверди», а где «схвати».

Второй неприятный момент заключается в том, что, опять-таки, если верить Стронгу, то в тексте нет местоимения «Твоих». Что же тогда получается? А получается что-то другое. И вот мой вариант текста:

Схвати меня на пути и куда я денусь (не пошевелится нога моя)!
(Пс.16:5)

Суть фразы прозрачна. Если бы Давид решил лукавить перед Богом, то это было бы большой глупостью, так как, если Бог «прижмет», Давид не вывернется. А раз лукавить перед Богом глупо, значит все, что сейчас Давид говорит — совершенная правда.

Затем царь вновь взывает к Богу с мольбой быть услышанным. Еще раз обращаю внимание на то, что Давид в большей степени хочет быть именно услышанным. То есть ему крайне важно, что бы до Бога дошли его слова. Ему нужно, чтобы  Бог понял доводы бывшего пастуха, принял их и в конечном результате вступился.

Итак, чтобы Бог вступился, нужно, чтобы Бог услышал, то есть принял доводы молящегося. По всей видимости, ситуация выглядит не однозначно. И враги подают ее в выгодном для себя свете, когда царь оказывается неправым. Давид же верит, что единственный, кто вообще может во всем этом разобраться — Творец. Он — последняя справедливая инстанция. И если Он вступится, то Давид получит защиту от всех «противящихся деснице Твоей» и «нечестивых, нападающих на меня» (7 и 9 й стихи).

Таким образом, данный псалом прекрасно подтверждает нашу теорию о том, что приведенное здесь слово имеет значение объявления доводов, приведение доказательств. Идем дальше.

Моление царя

Перед нами вновь произведение царя Давида.   Как мы уже заметили своеобразный подход Давида к псалмотворчеству, здесь царь Иудеи опять использует двойное обращение. То есть, начинает обращаться к Богу. Здесь обращение к Господу стоит во втором лице (ты, вы), и, вдруг, все меняется и уже третье лицо (он). Что за метаморфозы происходят в сознании царя? Может быть что-то с его рассудком случилось?

Нет, конечно же. С его мозгом все в порядке. Перед нами вновь «творчество». Как и прежде, данный псалом, это своеобразный спектакль, постановка, сотворенная специально по  определенному случаю. Причем такой спектакль, где сам царь полностью уверен, что Бог на его стороне.

Начало псалма кажется естественным. Давид, похоже, напуган, он в смятении, он «молит».

1 Псалом Давида. К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
(Пс.27:1-4)

Действительно, поначалу у нас создается полное впечатление, что перед нами рыдающий, несчастный человек. Он раздавлен обстоятельствами. Он на грани гибели. Бог его не слышит.

Смотрите сами. Да, вроде бы, он называет Бога твердыней, но тут же говорит о Его безмолвии. Почему? Всем присутствующим при исполнении данного псалма рисуется убедительная картина того, что Бог не отвечает Давиду. То есть, Он, кажется, оставил Его. Давид больше не в фаворе у Бога! И несчастный «отринутый» царь просит Бога не губить его. Ведь все время, пока правил бывший пастух, его сила крылась в том, что Бог с ним. Теперь же, все, кажется, изменилось.

Давид кричит: «Да услышь же ты,  наконец! Смотри, я без конца только и делаю, что тяну к твоему высочайшему Храму руки (не земному)! Что же ты молчишь! Не губи меня с нечестивыми в одном флаконе!»

И вот тут начинается самое интересное. Начал Давид с того, что, как кажется, он в беде. Но вот здесь он уже переводит стрелки на других. На тех, ради кого и делается данный спектакль. То есть, среди присутствующих и участвующих в литургии стоят те, которые говорят о мире, а на самом деле «в сердце у них зло».

И вот уже Давид, наконец, произносит то, что должен. Как в хорошем триллере, молящийся и плачущий несчастный разворачивается к лицемерам с победоносным выражением лица и вытягивает вперед руку, выставив указательный палец прямо в нос «виновнику торжества»: «Воздай им!».

Исходя из того, что мы уже рассмотрели, совершенно ясно, обязанность еврейского царя — выносить вердикт в отношении любого лица, виновного или не виновного в чем-либо. Давид мог вообще ничего не изображать. Но Давид — творческая натура. Он где-то даже наслаждается эффектом. Ему явно нравится такой театральный подход в своем правлении. Да, у бывшего пастуха есть некоторые «слабости». Например, любовь к битвам. Он любил воевать (мазать меч в крови). За что и был лишен права строить Храм.

Как выясняется, он любил еще и вот такие театральные эффекты, где он мог всласть поиздеваться над своими недоброжелателями.

Кстати, слово «моление» упомянутое Давидом во втором стихе означает то, что мы и читаем: «моление, заискивание, плачь». Но, уже очевидно, что данное слово использовано Давидом исключительно для  подчеркивания «плачевности», дабы «достать» свидетелей происходящего.

Итак, Давид стоит повернутым к удивленным лицам своих врагов так, будто он действительно выставил в их сторону указательный палец. И говорит Богу: «Воздай».

Мхатовская пауза и теперь уже Давид перестает шутить, но говорит так, чтобы услышали все и прямо своим врагам в лицо следующее:

5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
(Пс.27:5,6)

Здесь вновь то же слово. Но теперь все звучит иначе. Он уже не умоляет Бога. Да и до этого, он делал это лишь для театрального эффекта, потому как он знал уже тогда нечто иное. И вот здесь он объявляет, что на самом деле думает царь. А царь совершенно уверен, без всякого сомнения, в том, что все и так ясно. Бог уже давно услышал Давида. И теперь царь просто объявляет неизбежное. Так как данные люди (некто из присутствующих, которые понимают, что речь о них) были «невнимательны к действиям Господа и к  делу рук Его», то Господь сначала сотрет их в песок, а потом снова слепит. И Давид подчеркивает: «Он услышал голос молений моих». Думаю, вот это «молений», прозвучало особенно угрожающе.

А дальше уже нет и следа от того «рыдания» на публику. Но есть твердые и непоколебимые утверждения веры. То есть, именно то, что для Давида является действительностью: «Господь — крепость моя и щит мой». Еще и еще раз повторяю. Данная фраза не произносилась в пустоту, она звучала в лицо тем, кто хотел свергнуть Божьего помазанника. Он глядя им в лицо говорит это: «Вы, возможно еще не поняли,  но моя крепость (моя крыша, моя защита) — Господь. Он снова и снова из псалма в псалом повторяет как мантру: «Я верил, и моя вера не была посрамлена». Это мой вольный пересказ следующей фразы: «на Него уповало сердце мое, и Он помог мне».

Теперь, когда он со смаком плюнул в лицо своим врагам, он уже обращается ко всем остальным, как бы подводя итог, требуя, чтобы свидетели происходящего извлекли из ситуации важный урок: «Господь — крепость народа Своего», — говоря народу о них самих, так же не забыв о небольшой порции саморекламы: «…и спасительная защита помазанника Своего».

Наконец шоу завершилось. Давид поворачивается в сторону, воспринимаемую как сторону виртуального положения Бога в данном спектакле, и говорит финальные слова:

Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!
(Пс.27:9)

И с этим псалмом мы разобрались, до встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.