В Псалмах о молитве

думаюИ первый псалом, в котором мы находим слово, однокоренное слову «молитва», это псалом 4.  Он короткий. Здесь всего 9 стихов. Давайте прочтем его весь, это не долго.

1 Начальнику хора. На струнных [орудиях]. Псалом Давида.
2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
4 Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились.
9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
(Пс.4:1-9)

В начале псалма у нас есть «служебная информация». Здесь нам сообщается, что Давид направил текст написанного им псалма начальнику хора. Кроме того указывается, что данный псалом должен сопровождаться «струнными орудиями». Главное, что мы должны из этого вынести, это авторство Давида.

Хорошо, выяснили. Что дальше? А дальше то, что Давид пожелал открыть Богу. И мы видим, что Давид нуждается в том, чтобы Бог его услышал. Он говорит, что Бог является «Богом Давидовой правды». То есть, вся правда Давида в Боге. В Боге смысл жизни Давида и смысл его поступков. Он опирается на Бога и говорит, что Бог уже помогал ему. Потому как в тяжелых «стесненных» обстоятельствах Бог давал бывшему пастуху овец простор. И в конце 2-го стиха повторная просьба услышать его с его молитвой. И вот тут вопрос. Что за «молитва» тут у нас?

А у нас тут слово, которое я прозвал Давидовым, но обнаружил недавно, что и Иов использовал его так же. Кроме того, мы выяснили, что данное слово обозначает действие, когда кто-то доказывая что-либо, оправдываясь ли, обвиняя ли кого-нибудь, приводит доводы. Вот это и есть то, что переведено нам как «молитва», то есть, приведение доводов или подтверждений, доказательств.

Но если вы захотите посмотреть на сами доводы или найти то, о чем просит Давид, то у вас ничего не получится. Почему? Да потому, что данный псалом не раскрывает нам молитву или доводы, которые Давид приводит Богу. Он лишь рассказывает о молитве, как о факте, который произошел и содержание которого нам знать не нужно. Но что же содержится в остальных стихах псалма? А давайте посмотрим.

В начале 3-го стиха, то есть сразу за вторым, мы видим обращение, точнее даже вызов: «Сыны мужей!». Для тех, кто не понял, перефразирую: «Эй, мужики!».

К кому он обращается? К каким-то там «сынам мужей». Правда, надо сказать, что в данной фразе есть кое-что еще. Давид вот такой простой фразой обращается к тем, кто не просто родился от мужчины, но и наследовал мужские черты, то есть сам стал достойным мужчиной.

Зачем же Давид обращается к «мужикам»? А вот зачем. Он задает им пару совершенно конкретных вопросов: «Мужики, сколько еще можно терпеть ваши унижения?». Я что-то не так пересказал? Не думаю. И второй вопрос: «Как долго еще вы будете заниматься ерундой и верить лжи, закрывая глаза на правду?». Проверьте меня по тексту. Так ли верно я понял слова Давида. Думаю, я не далеко ушел от истины.

Я не знаю, когда написан этот псалом, но совершенно точно, Давид видит настроение людей вокруг него. И он остерегает «бунтовщиков» от ошибки, потому как Давид на царство встал не по своей воле, а Бог Сам «отделил для Себя святаго Своего». И, что еще более опасно для врагов Давида, «Господь слышит, когда я призываю Его».

То есть данным псалмом он не столько обращается к Богу, сколько к потенциальным бунтовщикам с речью предостережения. При этом, надо отдать должное Давиду, он понимает, что причины для гнева народа есть. Но царь предлагает мужчинам не согрешать в своем гневе, а, напротив, лечь и поспать (стих 5). Он буквально так и говорит: «Ложись поспи, и все пройдет». Царь не предлагает утешения, он предлагает им утихнуть.

Если недовольным что-то не нравится, то Давид предлагает им две вещи. Первое — принести жертвы правды, второе — положиться на Бога (стих 6). Для тех, кто не понял, поясню. Приносить жертву правды, значит поступать честно вопреки выгоде.

Вот, в принципе и все «предвыборные обещания», которые Давид дает своему народу. Тут явно демократией и не пахнет. Но если царь закончил с недовольными, он не закончил с Богом. Он, как бы, призвал Бога в свидетели своих слов, и теперь вновь обращается к Нему.

Следующие два стиха — это восторженное восклицание, где сравниваются две вещи, которые сильно радуют царя. Ведь его окружают столько людей, которые мечтают о том, что бы хоть кто-нибудь сделал им что-то доброе. И вокруг так много тех, кто ищут Божьего присутствия, но не находят. Но с Давидом все иначе.

В отличии от тех, кто ищет, кто бы им сделал что-нибудь хорошее, и тех, кто старательно ищет лица Бога, он, Давид, счастлив.

8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились.
9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
(Пс.4:8,9)

Те, кто недоволен царствованием Давида даже мечтать не могут о том, что есть у святого Его.  И именно это озвучивает в псалме Давид. Это послание недовольным: «Если что-то не нравится, ищите Бога и живите честно. Но проблема в том, что вы все еще ищете, а я уже живу в окружении Его славы. Итак, можете скрежетать зубами, а у меня все замечательно». Вот как-то так можно охарактеризовать данный псалом.

А теперь самое главное, что не сразу заметно. Вы обратили внимание на то, как сменилась риторика Давида от 2-го стиха к 3-му? Во втором стихе Давид такой умоляющий, измученный. А в третьем стихе надменный и говорит с презрением. Что произошло? Да то, что данный псалом — юродство. Давид смеется над своими врагами. Это такой спектакль. Сначала Давид претворяется несчастным, запуганным, раздавленным.

Вот, представьте себе, человек идет, плачет, сопли размазывает по лицу. И вдруг резко выпрямляется и говорит: «Что? Поверили!? А вот вам, выкусите! У меня все отлично!». Вот почему нам не дается текста той молитвы, о которой сказано во 2м стихе. Ее просто нет. Потому что в данной ситуации Давид не нуждается в защите. Он уже под защитой. А остальные пусть «утрутся».

От себя скажу, что я не ожидал, что данный псалом откроется в таком ракурсе. Любопытно, другие псалмы так же скрывают под собой что-то особенное?

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.