Иов и молитва

думаюМы, конечно же помним предысторию того, как Иов оказался в плачевном состоянии. Как верующие пришли к Богу, а Бог, вместо того, чтобы слушать их льстивые слова, слушал то, что в действительности говорило их сердце. А оно было полно завистью, а Бог слышал только голос сатаны. И, грубо говоря, чтобы заставить молчать голос зависти, Бог позволил сатане некоторое время издеваться над Иовом. И вот, к нему, к Иову, приходят верующие. Я даже подозреваю, те самые, что приходили в самом начале. Те самые, которые жутко ему завидовали. Но теперь они пришли как друзья. И имели наглость что-то советовать.

Цену их советам мы узнаем в конце, когда Бог говорит, что не будет слушать молитвы таких друзей Иова. Но сам Иов, если хочет, может за них просить, если захочет. По его просьбе Бог что-то сделает.

Так вот, один из таких друзей дает следующий совет:

5 Если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю,
6 и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей.
(Иов.8:5,6)

Итак, наш советчик выглядит очень правильно. Он советует хорошие, казалось бы, вещи. Звучит прекрасно, выглядит замечательно, просто слух ласкает, и сердце наполняется мудростью. Но финал книги все разбивает в дребезги.

7 И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
8 Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
9 И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лице Иова.
(Иов.42:7-9)

Русская редакция может показаться не достаточно жесткой. Действительно, что означает: «говорили… не так верно, как раб Мой Иов»? То есть, они, в общем-то, говорили верно, но не так верно, как Иов? В общем, не плохо, но хуже чем раб божий?  Однако, если мы посмотрим, что в действительности находится в еврейском тексте, то увидим несколько другой настрой. Они говорили не хуже чем Иов, а не так, как Иов. То есть, они говорили неправильно, в отличии от раба Божьего. То есть, Иов то был прав, а они нет. Другими словами, и слова были не чуточку хуже, а совсем неверны.

Итак, давайте вернемся к первому отрывку.

5 Если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю,
6 и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей.
(Иов.8:5,6)

Что предлагает Вилдад Савхеянин? Это были его слова. Он предлагает взыскать Бога и умолять Его в полном унижении. Именно это означает слово, которое нам переведено как «помолишься». А дальше он говорит, что, «если ты чист и прав», то все будет исправлено. То есть, Бог не в курсе, чист ли Иов, прав ли он. И, случайно как-то получилось, что тот заболел. А Бог и не в курсе вовсе. А раз так, то Иову нужно найти кабинет главного Врача вселенной, и умолять Его обратить на беднягу внимание. И опять. Чего же здесь такого? Разве не так учат нас в церкви? Вот вот. Вы уже знаете, да, чем закончилась вся история? Мысль «друзей» Иова проста. Если он болен, значит виновен. Раз виновен, то путь один — пойти и исправить свою вину. И мы снова узнаем наши проповеди.

Весь ужас в том, что мы, читая текст, зачастую даже не понимаем, в чем же тут подвох. Потому что мы сами живем в тех же рамках. Мыслим теми же критериями. Но что отвечает «больной»? Ведь именно его слова Богом определены как точные!

1 И отвечал Иов и сказал:
2 правда! знаю, что так; но…
(Иов.9:1,2а)

Когда мы так отвечаем? Я ведь правильно понимаю, что каждый из нас использует такой оборот речи? Такой оборот речи мы используем тогда, когда оппонент говорит часть правды, умалчивая остальное либо умышленно, либо по незнанию. И мы тогда говорим, да, правда, но ты кое-что упустил, или кое-что приврал, и тогда «да» превращается в «нет».

Так что же упустил приятель Иова? Первое, на что обращает внимание Иов, это глупая надежда на то, что человек может как-то оправдаться перед Богом. То есть, да, круто было бы пасть перед Богом и доказать Ему, что Он не прав, говоря, что на самом деле, я белый и пушистый. Но Иов говорит, что Бог, если вступит в спор с человеком, то человек не сможет ответить Богу ни на один из Его вопросов. Поэтому Иов говорит, что не будет «спорить» с Богом, а лишь умолять Его.

Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судию моего.
(Иов.9:15)

Здесь, в словом «умолять» переведено то же слово, что и прежде «вымаливать, выпрашивать с унижением». И дальше Иов ударяется в размышления о Божьей справедливости. И все его размышления можно передать одной фразой, Бог что делает, то и справедливо. А при таком раскладе бесполезно что-то Богу доказывать. Он Творец, поэтому, что хочет, то и делает со своим творением.

Не думаю, что у кого-то есть какие-либо сомнения в праведности Иова и в верности его утверждений. Тем более Сам Творец подтверждает его слова в конце всей истории. Так вот, вопреки многим убеждениям, справедливость, это не свод правил, а воля Божья. С точки зрения человека справедливостью может быть что угодно. Отсюда мы постоянно слышим крики: «Это не справедливо!».  На самом деле все зависит от точки зрения. С точки зрения человека, что-то несправедливо, а с точки зрения Бога все иначе. Кто-то не доволен тем, что Бог уничтожил целую цивилизацию потопом. Но Богу не интересна наша точка зрения на его действия. Он поступил так, как посчитал нужным. И это единственно справедливое решение. Почему? Потому что это Он устанавливает границы справедливости.

Мы упорно настаиваем на том, что справедливо для нас, при этом постоянно нарушаем чью-то иную позицию. Почему же Бог должен учитывать наши желания? Он сотворил величайший «механизм» под названием вселенная. Запустил в этом механизме множество сложнейших процессов, где каждая деталь выполняет свою функцию. И ее положение, ее функция, ее роль справедлива с точки зрения Творца. Но если позволить какой-либо детали по ее собственному пожеланию занять иное, с ее точки зрения справедливое положение, механизм начнет ломаться. В конце концов, такая справедливость с очевидностью приведет к краху. Так что, совершенно справедливо, что Бог не считается с нашим пониманием справедливости.

Однако, он не равнодушен. Он снисходит к нашим слабостям и мнениям, но не для того, чтобы позволить занять положение, которое нам хочется, но чтобы дать шанс осознать свое заблуждение и вернуться в правильное положение.

Как в той притче, что рассказывал Иисус, про дерево, которое не приносило плодов. Человек, как хозяин дерева считает справедливым, если дерево будет приносить плоды. Он ради плодов посадил его, ухаживает за ним, тратит на него время и силы. Но, если и после годов снисхождения и ожидания результатов дерево останется бесплодным, его участь очевидна.

Итак, Иов делает простой вывод: «Я буду умолять Его». Сложность текста, как мне видится, в том, что между началом «Я буду умолять…» до ответа, в чем именно, целая страница. Так в чем же он собирается умолять Бога? И вот ответ:

34 Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня, —
35 и тогда я буду говорить и не убоюсь Его, ибо я не таков сам в себе.
(Иов.9:34,35)

Итак, первое, и, возможно, главное, что хочет от Бога Иов, это одно, чтобы Бог не «пугал» Иова. Чтобы Иов мог без опаски высказать свои мысли. И здесь уже милость.

Понимаете, в чем здесь трудность? Мы привыкли, что Бог по определению внимателен к молитвам людей. Но Иов говорит, что Он внимателен только тогда, когда Сам захочет. И Иов будет умолять Его о внимании. То есть, Бог совершенно не обязан слушать все молитвы. Он Сам говорит, например, о «друзьях» Иова, что не будет их слушать. То есть, не имеет значения что они будут говорить. Правильно ли, нет ли. Как искренне они будут это делать, как старательно и как долго. Все бесполезно, просто потому, что Бог не хочет слушать их молитвы.

Ага, а как насчет длинных постов? Да все то же самое. Если Бог не слышит (не хочет) вам ничего не поможет. С другой стороны, если Бог хочет слышать вас, Он услышит вас без лишних стараний. При этом, конечно же, я не исключаю такие вещи как вымаливание внимания. По принципу тех хромых, что ходили за Иисусом и кричали: «Спаси нас Сын Давидов».

Но вы прекрасно понимаете, сколько у такого подхода шансов. Думаю не много.

Друзья продолжают свою воспитательную речь. Иов  как может противостоит напору их «поддержки». И вот Иов уже в бешенстве. Он уже почти кричит. Думаю, если бы мог, то побил бы их всех.

Он снова и снова повторяет то, что чувствует. Но с каждым разом все острее и все определеннее и точнее. И вот мы уже слышим совершенно ясные слова: «Бог бросил в руки нечестивым». Похоже это намек на «друзей». Или: «Он взял меня за шею и избил меня».

Подумайте на секунду. Вот эти слова Бог потом подтверждает как верные. Но в наших ушах это звучит не больше не меньше как богохульство! И в качестве противопоставления, в качестве вызова, Иов бросает следующее:

при всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста.
(Иов.16:17)

Здесь мы обнаруживаем впервые слово, которое, как казалось, введено было Давидом. И общий смысл его, исходя из текстов Библии — это приведение доводов. То есть, фразу можно передать так: «…и доводы (доказательство моей невиновности) мои чисты».

И тут же мы видим логику в словах Иова. Прямо тут, через один стих он говорит следующее:

И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних!
(Иов.16:19)

Что происходит? А вот что. Иов прекрасно понимает, что все, что с ним сейчас творится — воля Бога. Он не понимает почему. Но то, что это Бог, у него нет сомнений. И никаких там «допустил» или что-то еще здесь не звучит. Все, что происходит без вариантов — Божья воля. С другой стороны он так же прекрасно понимает, что наказывать его не за что. Нет у него такой вины, за что его можно было бы так казнить. Значит есть какая-то Иову не известная причина. Это не облегчает мучений. Но то, что Иов не понимает причины, не означает, что ее нет. И причина не в грехах Иова. В этом Иов уверен совершенно. Он прекрасно понимает, что страдает не потому, что чем-то провинился.

И вот в этом он совершенно уверен. Нападки же «друзей» он воспринимает как оскорбление и атаку. И к Богу взывает как к своему адвокату, как к своему Защитнику. Чтобы Бог защитил его от них. Он не знает, почему ему выпало быть измученным. Но он точно знает, что его друзья не правы. Он уверен, что его доводы не имеют корысти или лукавства.

Помолишься и он ответит

С вашего позволения я пропущу однокоренные слова слову «молитва», которые относятся к человеку, и сразу перейду к следующему, связанному с Богом. Теперь это 22я глава той же книги.

Перед нами снова умник, который пытается «вразумить» праведника. Он прямо обвиняет его в разного рода грехах. И предлагает ему исправить свои пути и вернуться к Богу. И если он все это сделает, то среди всех прочих результатов будет следующий:

Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои.
(Иов.22:27)

Здесь словом «помолишься» переведено слово, которое в лексиконе Стронга числится под номером 6279. Оно означает прошение о милости, попытку склонить чье-то внимание к себе. Типа: «Обрати на меня внимание!».

Как мы видим, это вновь говорит человек, который Богом определен как человек, сотрясающий воздух без смысла. То есть, его утверждения нельзя воспринимать серьезно. Они ошибочны, если не преступны.

Я снова пропускаю все последующие цитаты, где горе «друзья» учат Иова. И прехожу к главному. А именно в самый конец, когда Сам Бог что-то говорит своему праведнику и его друзьям.

8 Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
9 И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь принял лице Иова.
10 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.
(Иов.42:8-10)

Обычно данный текст воспринимается как-то так: ребятки конечно виноваты, но наказание простое, не страшное, всего-лишь Бог не будет их слушать. Но им достаточно попросить Иова и тот за них помолится и все, они получат, что хотели. Не правда ли, очень не плохая позиция. Ну, да, действительно, есть здесь элемент небрежения, даже где-то обидно, наверное. Однако, все не так уж и плохо.

Но давайте посмотрим, что же в действительности находится под одеялом перевода. И, конечно же, меня интересует здесь слово «помолится».

А под этим словом кроется,… барабанная дробь… что бы вы думали?…

Да! Здесь спряталось слово «судить», «выносить приговор»! И тут мы сразу понимаем, что ни о какой молитве, в том виде как мы это привыкли воспринимать, здесь не идет речи. Бог не желает говорить с данными ребятами и отправляет их к тому, кого они сильно обидели своим отношением. Ведь все это время вместо того, чтобы поддержать его, дать какое-то облегчение, они лишь усугубляли положение, травили его подозрениями и ложными обвинениями. То есть, они виноваты перед рабом Божьим Иовом.

И тут Бог поступает крайне мудро. Он не хочет судить их Сам. Но предлагает им пойти к тому, кого они оскорбляли и унижали, что бы пострадавший от них сам вынес им приговор. И тут появляется еще одна нотка, на которую никто не обращает внимание. Мы до такой степени привыкли, что все жертвы приносятся Богу, что стереотип срабатывает и здесь. Но ведь жертвы и приношения вещь достаточно обширная.

Люди приносят приношения царям, каким-то ответственным лицам (взятка), да кому угодно. Даже в писании мы знаем случай, когда отец потребовал от сына, чтобы тот принес ему жертву (то убил и приготовил ему козленка) для того, чтобы душа отца благословила сына. И  это нормально. Человек во все века приносил дары и жертвы тем, от кого зависит его жизнь.

И здесь перед нами длительное время страдавший от проказы Иов, окруженный «друзьями», имея которых и врагов не надо. Теперь их жизнь полностью зависит от решения Иова. Бог прогнал их от своего лица, указав на то, что теперь им нужно получить милость из рук того, кого они старательно обвиняли в разных грехах. В действительности, это могла быть и не милость. То есть, что Иов решит, то и будет.

Нам не говорится, что стало с ними, но нам сказано, что «Бог принял лицо Иова» (стих 9). И, вроде бы, все просто. Тот решил, что делать, пришел к Богу и Бог выслушал его, или даже согласился с ним и выполнил его волю. Но здесь не совсем так. Здесь еще более интересно. Слово «принял» — это перевод слова «поднял» или «вознес», «понес», «превознес». А это уже  значит, что речь здесь идет уже не о том, что Бог согласился с одним решением Иова, а о том, что Бог полностью встал на сторону Иова и возвысил его, то есть, в результате Иов стал тем человеком, чья воля на земле исполнялась беспрекословно. Почему? Потому что Бог был с ним. Вот почему дальше мы находим следующее сообщение.

10 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.
11 Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу.
12 И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.
(Иов.42:10-12)

Как вы понимаете, в 10м стихе словом «помолился» переведено все то же слово «судить», «осуждать».

Все, на этом с Иовом можно закончить. И дальше мы рассмотрим нашу тему уже через призму псалмов.

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.