Молитва Самуила

думаюИтак, перед нами 4 разных слова, переведенные для читателя как однокоренные слову «молитва». Но уже сейчас можно с большой долей уверенности сказать, что подобный перевод, мягко сказать, далек от истины. Не думаю, что это был чей-то коварный план по запутыванию верных. Скорее всего, это результат чрезмерных рвений и нежелании как-то навредить «истинно вере». Плюс простое непонимание.

Как бы то ни было, это не наша тема разбираться в причинах всех подобных переводов и толкований. Наш вопрос — что Писание в действительности подразумевает под понятием «молитва».  И на очереди следующий отрывок из первого царства.

Перед нами уже взрослый Самуил. Лет двадцать назад, как написано, жители Кириаф-Иарима принесли ковчег завета в дом Аминадава. А его сына посвятили, чтобы он хранил ковчег. За эти двадцать лет весь дом Израилев обратился к Господу. И вот, на сцену выходит Самуил. Тот самый, что был с радостью отдан «праведной» Анной. Он говорит своему народу, чтобы он удалил «из среды себя богов иноземных и Астарт и стали служить Господу». И далее он говорит следующее:

5 И сказал Самуил: соберите всех Израильтян в Массифу и я помолюсь о вас Господу.
6 И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.
(1Цар.7:5,6)

Итак, народ опомнился, решил вернуться к Господу. Но, судя по всему, Господь не спешил возвращаться к ним. И, чтобы восстановить Его опеку над Израилем, весь народ обратился к Самуилу, чтобы тот как-то решил вопрос, и Бог вернул бы свое расположение к Израилю.

Так что же говорит пророк? Смотрим в еврейский текст и обнаруживаем уже знакомое нам слово под номером Стронга 6419. То есть, слово, которое означает суждение, осуждение, посредничество, рассуждение.  Другими словами пророк здесь не выступает как проситель, он выступает опять же, как судья, уполномоченный Богом на эту роль. И как Божий судья, он судит не единолично. Он судит вместе с Богом.

И здесь мы, неожиданно, обнаруживаем прямое подтверждение этим словам. Если до сих пор мы лишь предполагали значение данного слова, опираясь лишь на значение из словаря, то теперь у нас прямое указание из Писний. И это указание находится в 6-м стихе. Давайте еще раз прочтем его.

И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.
(1Цар.7:6)

В данном стихе нам представлены два параллельных действия. Первое — действие народа. Они все собрались в Массифу. И там, в Массифе они а) черпали воду, б) проливали воду, в) постились. И все эти действия они делали повторяя: «Согрешили мы пред Господом». То есть, черпают воду, говоря: «Согрешили мы…».  Потом проливают ее: «Пред Господом». И так неотступно (пост), ожидая ответа. Напоминаю, что я проделал большую работу по исследованию поста, и, основываясь на ее выводах, указываю, что в данном конкретном событии «постились» не означает отказ от пищи, но неотступность, неизменность намерений. Они делали это не «отходя от кассы». Им нужен был ответ от Бога, и они не отходили от своего действия, пока не получили ответ.

А что же делал в это время Самуил? А в это самое время пророк «судил… … сынов Израилевых». Но, если мы заподозрили переводчиков в ошибочном переводе слова «молитва», то, возможно и здесь переводчики что-то напутали. Ведь в их же переводе сказано, что Самуил собирался молиться о них Господу. Но к нашему счастью в данном конкретном случае используется совершенно другое еврейское слово, которое не имеет никаких других возможных толкований. То есть, как бы переводчикам ни хотелось, они должны были перевести только так, как перевели. Самуил именно «судил» народ.

Итак, если в пятом стихе Самуил, если следовать словарному определению, собирался судить народ перед Богом, а не молиться за него, то и в шестом стихе Самуил именно судит народ перед Богом, как и обещал, а не молится, как было переведено.

А дальше происходит еще более интересная вещь. На Израильтян в Массифе пошли владетели Филистимские. И вот народ обращается к Самуилу и просит его «не переставать» взывать. На первый взгляд, кажется, что так и было. То есть, Самуил взывал к Богу, взывал, взывал, потом приходит народ и просит еще взывать. Так? Нет не так. Вот как было на самом деле. И это так же написано.

Самуил никуда не взывал. Он буквально судил, как и обещал. И никаких воззваний к Богу не было. Но тут приходит народ и просит «не переставать». Это и не удивительно. Для народа вообще не понятно, чем занимается Самуил. Судит ли он, или взывает. Им все одно. Как и многим из нас.

Но что теперь делает Самуил? Читаем внимательно:

9 И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь.
10 И когда Самуил возносил всесожжение, Филистимляне пришли воевать с Израилем. Но Господь возгремел в тот день сильным громом над Филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем.
11 И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их до места под Вефхором.
(1Цар.7:9-11)

Упс! Что такое? Только теперь Самуил взял ягненка, как написано, «от сосцов». Он только теперь принес его во всесожжение Господу. Он только сейчас «воззвал… … о Израиле». И только после этого «услышал его Господь».

Вы понимаете, что мы здесь прочли? До тех пор, пока народ не узнал о филистимлянах, Самуил и не думал «взывать о Господе». Как так? Да вот так. Самуил, в отличие от нас, знает, что когда нужно делать. Когда нужно было судить народ, он судил. Он НЕ МОЛИЛСЯ, как переведено. Он судил. Судил пред Богом. То есть, судил лично, осознавая Божье внимание. Судил как тот, кому поручено быть судьей Израилю. И во все этом суде не было молитвы, не было воззваний о Господе, не было никаких всесожжений. Ни-че-го!

Итак, в данном случае, мы снова обнаруживаем несоответствие перевода со значением слова.   Идем дальше.

Самуил состарился. Вместо себя он ставит своих сыновей. Но, каков учитель, таков и ученик. Как у его учителя Илии сыновья вели себя отвратно, так и сыновья Самуила. И народ стал мечтать о царе. И вот приходят к Самуилу старейшины и просят, чтобы он поставил им царя.

6 И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу.
7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;
8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою;
9 итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.
(1Цар.8:6-9)

Да, слова старейшин Самуилу не понравились. Да кому бы вообще это понравилось? Это же его сыновья. И, если верить переводу, Самуил «молился Господу». То есть, перед нами картина обиженного Самуила, который выглядит как тот, кто жалуется Богу на неблагодарных единоплеменников. Но это, если верить переводу. Однако перед нами снова все то же слово «судить», «осуждать», «рассуждать».

А что сие значит? Это значит то, что Самуил мужик. Он не ябедничает, не жалуется, он буквально судит. Он должен быть судьей, и он судит. Нам не сказано, как именно и какими словами осудил Самуил евреев, но мы знаем, какими словами ответил Бог. И уже из ответа можно что-то увидеть. Давайте посмотрим.

Бог говорит, что бы судья «послушал» их во всем, что они говорят. Я знаю, что многие проповедники любят выдирать слова из контекста. Ожидая подобное должен уточнить. Бог не говорит Самуилу быть послушным во всех глупостях, которые могут сказать соплеменники. Он лишь говорит о том, чтобы он послушал их во всем, что они просят в данной конкретной ситуации. То есть, чтобы он согласился с ними и дал им царя. А затем Бог дает пояснение, почему так нужно сделать. И это очень важно.

Итак, Бог не просто разрешает народу поставить царя, Он поясняет, что делает это по причине их отношения к Нему. Он дает евреям право иметь царя в наказание. По мнению Бога евреи предали не Самуила, но Его Самого. А вот то, что Бог говорит об этом в противовес мнению Самуила, говорит о том, что судья Израиля в своем суде о них выразил мысль, что они хотят сменить именно Самуила. И хотят это сделать, вероятнее всего из-за его детей. Но Бог четко расставляет акценты. Причиной этому не Самуил, но их недовольство Божьим правлением.

Нам не говорится подробно, что еще сказал Бог. Однако Его слова мы можем слышать из уст пророка. А его обращение к народу звучит однозначно. Это самый натуральный приговор.

10 И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя,
11 и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и [сделает] всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его;
12 и поставит [их] у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его;
13 и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы;
14 и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим;
15 и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим;
16 и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела;
17 от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами;
18 и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.
(1Цар.8:10-18)

И самое яркое во всей этой речи — финал: «…и восстанете тогда на царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда». Нет ни малейшего сомнения в том, что разрешение иметь себе царя, самое настоящее проклятие, наказание. Только наказанные ничего не поняли. И глазами смотрят, но не видят, ушами слушают и не слышат. И, наконец, обратите внимание на доводы народа. Что так привлекает их в царском правлении?

19 Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами,
20 и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.
(1Цар.8:19,20)

Прежде всего: «Но  народ не согласился послушаться голоса Самуила…». Представьте себе, и такое может быть. Вам настоящий, не какой-то там заезжий, непонятно какой пророк говорит волю Бога. В Его воле совершенно ясно сказано, что Он, Бог, не будет им отвечать! То есть он совершенно четко и безапелляционно заявляет, что всякий раз, когда они захотят обратиться к Богу, пусть помнят, что никакого ответа они не получат. Но им, видимо, плевать на то, что Бог обрекает все их молитвы оставлять без ответа. Но ради чего? Что может так сильно привлекать их? Что для них до такой степени дорого, что они готовы потерять Божью защиту и расположение?

А ответ находится в начале следующего стиха. На самом первом месте стоит фраза: «…и мы будем как прочие народы…». Они хотят быть как все! Так и хочется их спросить: «Ребята, у вас все дома?» Вы хотите быть как все беззащитными? У вас единственных на всей планете есть настоящий Бог, но вам не надо? Вам хочется служить человеку? И наплевать на все предупреждения, сказанные через Самуила? Очень странно, казалось бы. Но… вот такие мы странные люди. Как в той старой песне поется, что хочется «зимою лета, осенью весны».

Но далее уже другая история. Главное, из всего нашего расследования, мы вновь обнаруживаем слово, которое к «молитве» не имеет ровно никакого отношения. Но нам так перевели и мы так читаем. И такой перевод заставляет нас по-особенному относиться к таким понятиям. Но, как выясняется оснований для такого отношения не так уж и много. И далеко не всегда то, что переведено словом «молитва» имеет к этому отношение.

Завершение истории

И завершает историю с молитвами Самуила покаяние народа. Прошло небольшое время, народ оценил жизнь под властью царя. И вот, Самуил «подводит итоги». В результате народ вновь обращается к своему судье и говорит следующее.

И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя.
(1Цар.12:19)

Как, наверное, вы уже догадались, здесь стоит все то же слово «судить», «осуждать», «рассуждать». Из предыдущего отрывка мы узнали, что Бог обещал им не отвечать на их просьбы. И вот, народ обращается к своему судье и говорит: «…помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим,…». Обратим внимание на последнее слово в цитате. Они говорят не о своем Боге, но о боге Самуила. Мне кажется, яркий признак того, что Бог в действительности перестал реагировать на их мольбы. Разрыв с Богом развился до такой степени, что Израиль перестал считать Бога своим.

И, возвращаясь к нашей теме, Самуил продолжает судить, но не молиться. Он Божий человек. Он не молится о народе. Даже народ это понимает, в отличии от переводчиков. Он является их адвокатом, прокурором и судьей в одном лице. И единственный, кому данный судья подконтролен — Бог. Самуил выполняет свою роль. И его роль не подразумевает просьб к Богу. Его роль подразумевает решения, которые выполняются по принципу, объявленному Иисусом: «…что свяжете на земле, то будет связано на Небесах».

И еще раз исследуемое слово встречается нам в той же речи в финале. Читаем.

20 И отвечал Самуил народу: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим
21 и не обращайтесь вслед ничтожных [богов], которые не принесут пользы и не избавят; ибо они — ничто;
22 Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего, ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим;
23 и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой;
24 только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего, ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами;
25 если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете.
(1Цар.12:20-25)

В завершение данной истории Самуил говорит, что не допустит себе греха, то есть не позволит себе предать доверие Бога в том, чтобы «перестать молиться за вас». Но мы уже знаем, что за слово здесь стоит. Да, да. Все то же самое слово. Он судья и перестать судить, то есть выполнять поручение от Бога для него равносильно предательству, измене. Итак, Он обещает не прекращать судить народ и наставлять на добрый и прямой путь. Только народ должен держать свою часть обещания.

А пока до встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.