Рождение Самсона

думаюУдивительные дела происходят. Вот еще одну книгу Библии приходится пробегать мимо, так как в ней вообще нет слова однокоренного слову молитва в русском переводе. Меня это трогает до глубины души. Уже целых две книги Библии, где молитва отсутствует. Как эти книги вообще попали в канон? Но что имеем, то имеем. Итак, пропускаем книгу Иисуса Навина и переходим к книге Судей. Она, правда, тоже не очень-то богата на это слово. В ней лишь один случай упоминания интересующего нас слова. И это слово упоминается в связи с рождением такого знаменитого героя древности как Самсон.

История такова. Будущая мама Самсона, жена, соответственно его будущего папы Маноя, находясь в поле встречается с ангелом в человеческом обличии. До сих пор жена Маноя была неплодная и не рождала. И вот приходит ангел и говорит, что она зачнет (понесет или забеременеет) и родит сына. И ей сказано, чтобы она береглась, не пила ни вина, ни крепких напитков и не ела ничего нечистого. И у нее родится сын, который будет Назареем и начнет спасать народ Израиля от Филистимлян.

Услышав это женщина бежит к мужу Маною и сообщает ему эту новость. Как только Маной узнал об этом, он молится:

Маной помолился Господу и сказал: Господи! пусть придет опять к нам человек Божий, которого посылал Ты, и научит нас, что нам делать с имеющим родиться младенцем.
(Суд.13:8)

Бог отвечает тем, что вновь посылает к женщине ангела. Она бежит к мужу, и они оба идут к ангелу на встречу. Ангел сообщает инструкции воспитания ребенка. Те приносят жертву Богу, и в огне ангел возносится на небо, через что будущие родители узнают, что то был не человек, а небесное существо.

Нас здесь интересует только один стих, в котором встречается слово «помолился». Как у нас уже вошло в правило проверять слово, проверим и сейчас. Итак, перед нами не новое слово. Оно уже есть в нашей таблице. Его номер 6279 (в соответствии с симфонией Стронга).

Данное слово нам встретилось уже в истории с десятью казнями и в истории с Исааком, который просит о ребенке. Значение данного слова простое. Оно означает прошение или упрашивание.

Итак, Маной слышит от жены, как написано, о Божьем человеке. Этот термин «Человек Божий» говорит о том, что есть «человек не Божий», то есть все те, кто не «Человек Божий». Иначе говоря, все остальные. А это, в свою очередь, говорит о том, что есть те, кто к Богу могут обращаться только с «челобитными», а есть те, «кто объявляет волю Бога». Маной — самый обычный человек Израиля. Он не просит Бога ответить ему. Он просит Бога, чтобы Он послал к нему того, кто сможет ему помочь. То есть, Маной не рассчитывает на то, что Бог  будет говорить с ним лично. Он этого не ждет. Он из другой «касты». Он рассчитывает на посредника — человека Божьего. И тут, совершенно логично, что он не «решает» как в некоторых случаях делал Моисей или Авраам. Он не претендует на такое отношение с Богом. Все его достоинство — просить, упрашивать.

И, кстати, нам не сообщается ничего о форме, в которой Маной «творил молитву». Нам до сих пор вообще ничего не говорится о форме тех или иных молитв. Нам просто сообщается о том, что и кто делает. А как? На этот вопрос Писание почему-то молчит. То есть, стоял ли Маной на коленях? Находился ли он в состоянии молитвенном, как сегодня модно говорить? Повторял ли Маной эту фразу сто раз или сказал лишь один. Является ли это «кратким конспектом» молитвы или это и есть весь ее текст. Ни на один из этих вопросов нам ответа не дается. А предполагать мы можем сколь угодно и что угодно.

Если же просто, без домыслов читать текст, то картина получается такая. Прибегает жена Маноя и говорит, то, что говорит. Маной тут же, обращаясь куда-то произносит: «Господи! Пусть придет опять к нам человек Божий, которого посылал Ты, и научит нас, что нам делать с имеющим родится младенцем!».

И все! Я вижу все это именно так. Нет сообщений о том, что Маной встал на колени перед окном, выходящим на восток, что он накрыл свою голову талифом, и потом, через десять минут славословия наконец-то произнес важные слова. Ничего этого нет.

Опять же, я не говорю, что ничего этого не было в действительности. Я лишь говорю, что мы не можем сказать, опираясь на Писание, что все это было. Но, если принимать написанное так, как написано, то все было просто. Прибежала жена с сообщением. Маной не меняя своего положения и состояния, тут же произнес в «никуда» свою просьбу к Богу и, вуаля, Бог услышал и прислал ангела. Вот настоящая молитва, приносящая результат. И, да, в книге Судей я больше не нашел ничего. Так что, мы идем дальше.

1 Царств

Мы пролетаем мимо еще одной книги без молитвы. Это книга «Руфь». Итого мы насчитали уже три книги без слова «молитва». И следующее вхождение данного слова обнаруживается уже в первой книге царств.             Сразу с первой главы.

Перед нами история Анны, жены Елкана. Муж ее любил сильнее чем другую жену. Но у другой жены были дети, а у Анны нет. Елкана исправно ходил в положенные дни поклоняться Господу в Храм. В то время там был пророк Илий со своими двумя сыновьями, священниками. Как обычно, когда Елкана приносил жертву Богу, положенные для съедения части он раздавал своей семье. Но Анне он давал лучшее.

Другая жена Елкана постоянно что-то делала Анне, что та плакала и не ела. А Елкан пытался как-то утешить ее. И вот, в один из таких дней, когда Елкана принес жертвы и роздал своей семье положенные куски, она пошла к Храму. А у входа в Храм сидел Илий. И вот, Анна пришла к Храму и начала молиться. А Илий со своего стула наблюдал. Но так как Анна вслух ничего не говорила, а лишь шевелила губами, Илий решил, что она пьяна. А анна в то время, когда молилась, горько плакала.

В это время она дала Богу обещание. И вот, Илия, не разобравшись, подошел к Анне и укорил ее за пьянство. Но Анна опровергла его предположение и рассказала ему свою беду. И вдруг Илия говорит ей, что она может идти домой, потому что Бог все сделает.

И действительно, через определенное время родился сын, а назвали его Самуил. И, когда он вырос, Анна с Елканой отдали Самуила Илию, исполнив обет, данный Анной Богу.

Итак, давайте прочтем те стихи, где встречается искомое слово.

10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,
11 и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.
12 Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее;
(1Цар.1:10-12)

25 и закололи тельца; и привела отрока к Илию
26 и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу;
27 о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него;
28 и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу.
(1Цар.1:25-28)

Прежде чем мы обратимся к словарю, обращаю внимание на то, как сама Анна характеризует то, что она делала. Она говорит: «…исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него».  Она говорит, что ее молитва являлась «прошением». И Господь, соответствеенно, исполнил то, что она «просила у Него». Логично, если здесь мы вновь найдем значение слова, подразумевающее именно «прошение».

Но когда мы обращаемся к словарю, нас ожидает сюрприз. Во всех случаях здесь используется слово, которое мы знаем как «судить», «рассуждать», «посредничать». Что же мы упускаем, когда читаем эти слова, как нам предлагает синодальный перевод? Давайте попробуем понять.

Итак, наша Анна громко плачет. Но она не умоляет, как мы привыкли думать, читая предложенные варианты. Она «судит Богу». Она пришла к Богу не со смирением, но с претензией. Давайте перечитаем ее слова, приведенные в тексте. Что именно она говорит. Может нам станет что-то яснее.

Первое, что проходит мимо нас незамеченным, это обвинение Бога в том, что Он не помнит своих рабов. И это обвинение стоит в том же предложении, где Анна называет Бога Богом воинств. Почему Анна называет Бога в своей молитве именно так? Ведь она просит о сыне. Логичнее было бы назвать Бога…, ну не знаю,… … Богом новой жизни, Богом семей, Богом матерей, да мало ли еще чего. Но нет, она внутри своей молитвы (если это молитва) называет Бога Богом военной службы, Богом сражений, воинств.

Уже это должно было бы нас заставить встрепенуться. Но нет, мы привычно читаем, не замечая явных знаков на что-то особенное.

И теперь можно обратить внимание на то, на что мы вообще никогда бы не обратили серьезного внимания.

Анна просит ребенка мужского пола. А что так? Современные христиане возможно скажут: «Да ладно! Чего тут особенного? Просто тетеньке хочется сыночка. Это же так естественно!».

Тут можно обратить внимание еще на одну тонкость. Когда Елкана пытается утешить свою любимую жену, он говорит, как ему кажется, убедительные вещи: «Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?». Если бы не Господь Саваоф в устах Анны, мы, скорее всего, вообще бы на это не обратили внимания. Но теперь, когда задействованы такие знаки, мы не можем просто проигнорировать особенность ситуации.

А дело в том, что Анна не просто мечтает о детях. Анна, это женщина, которая хочет именно сыновей. Причем хочет именно для того, чтобы отдать Богу. Очень странная женщина. Не так ли? Если вы до сих пор думаете, что Анна просто хочет детей, тогда объясните мне, зачем ей дети, если она без всякого сожаления отдает сына в отрочестве в Храм? Нормальные женщины разве для этого рожают своих потомков? Нормальные мужчины и женщины, когда у них рождаются дети, мечтают, что они пойдут по их стопам и достигнут больших высот. По крайней мере, так было раньше. Сегодня, конечно, все вверх ногами.

Но, дорогие, Анна мечтает родить сына (не дочь) чтобы в обязательном порядке отдать его в Храм. Причем для Анны Бог — это Бог сражений, воинств, войск. Она мечтает о чем-то таком, чего, как ей кажется, не хватает в Израиле. Она мечтает родить сына (сыновей) которых, как ей кажется, недостаточно. Которые нужны Израилю. Которые нужны Богу. Анна хочет рождать детей Богу. Очень странная женщина.

Вот почему она приходит к Богу с претензией. Действительно, всякие там жены рождают для себя любимых, и Бог не закрывает их утробу. А тут, когда она мечтает усилить Израиль своими сыновьями, когда желает чтобы Божье войско стало еще более мощным, Бог не обращает на нее внимания. Обидно? Да более чем!

Вот почему Анна не умоляет, как может показаться в начале. Она буквально ставит Богу ультиматум. Хочешь мужчин в Храме? Давай, открывай утробу. Конечно, она делает это в некоем подобии смирения. Она же понимает, с Кем говорит.

Как говорит Писание, Анна, когда молилась перед Богом, делала это долго. То есть, она долго изливала свои претензии, судилась с Богом. Она чувствовала, что лишена права усилить Израиль, несправедливо. Вообще, Анна, удивительная женщина. Елкана, ее муж, даже десятой доли не понимает в ней. Он себя выставляет перед ней, как утешение. Но жалкое сравнение. Он не понимает, о чем мечтает Анна. Может быть она желает сделать свой личный вклад в славу Божью? И мечтает сделать это через рождение сыновей. Она не Елкану их хочет родить. Она думает о другом — о Боге.

Может быть поэтому Бог через пророка Илия ответил сразу, без задержки, сию же минуту. А в результате Анна говорит: «исполнил,… … прошение мое,… …и я отдаю его (сына) Господу…».

При таком переводе мы не замечаем некоторую игру слов, которая наблюдается в исходном тексте. Здесь, в действительности, Анна вместо предложенного нам «исполнил», произносит слово, которое скорее можно было бы перевести как «выдал», «дал». И получается тогда следующее: «…выдал мне Господь,… …и я отдаю его (сына) Господу».

Здесь вообще нет ни намека на какое-то смирение. Чистой воды торговля. Ты мне, а я тебе! И в этой «торговле» звучит жгучая обида Анны на Бога, потому как она-то не хотела таких отношений. С ее точки зрения, в таком «бизнесе» виноват Бог, потому что Он, по какой-то там причине не дал ей сына.

И вот тут еще одна вещь, которую слишком сильно мифологизируют. Речь о поклонении. Не всякое поклонение является поклонением от души. Часто это всего-лишь «политес», своего рода ритуал, который ничего не имеет общего с сердцем.

Но что же на самом деле было в сердце у Анны? А вот что было в ее сердце? Спасибо автору текста, который нам изложил это подробно. Что в действительности было в ее сердце мы обнаружим в следующий раз.

Рождение Самсона: 4 комментария

    • Вот, действительно, что за храм, если его еще тогда не было? Здесь стоит еврейское слово, которое можно перевести и как храм, и как капище, и как «святилище» т.е. святое святых. Но это не логично. Туда не могла прийти женщина. Если только понимать под этим словом в данном месте Святое? Может Анна приходила ко входу в святое (в скинии)? Туда доступ был у всех желающих. Кроме того, это же слово во многих местах Писания переведено как Дворец. Сомневаюсь, что был какой-то еще таинственный храм, о котором история умолчала. Хотя…

    • То есть, Анна стояла во дворе скинии перед палаткой, внутри которой находилось святое и святое святых. Это я на всякий случай, если меня не правильно поняли.

Добавить комментарий для Пётр Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.