А что у Луки?

думаюТеперь посмотрим, что интересного нам расскажет о Царствии Божьем Лука. И, сразу, с первой главы мы находим сообщение о том, как ангел Гавриил приходит к Марии и сообщает ей будущее ее ребенка. Вообще, рассказ о приходе ангела к Марии, крайне странный. Он, в общем, не похож на то, как обычно его рисуют в книгах или фильмах. Но, все по порядку. Давайте посмотрим, раз уж мы коснулись этой темы.

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
(Лук.1:26-38)

Как мы уже ни раз говорили, под словом ангел подразумевается вообще, что и кто угодно, от небесного существа с крыльями, до обычного человека с улицы. Главный смысл слова «аггелос» — вестник. Только в Новом Завете, почему-то, слово ангел упрямо связывают с небесным существом.

Я не хочу сказать, что ангелов, тех, что с крыльями, не существует. Правда, крылья, как таковые под большим сомнением. Но я хочу сказать, что в роли ангела, то есть вестника, может выступать самый обычный человек. Одно требование. Он должен каким-то образом получить от Бога послание, которое должен донести до адресата. Как именно он получит это послание, совершенно не важно. Важно, чтобы он его получил и доставил. Все. Никакого другого толкования слова ангел не существует. Все остальное — мифы и творчество народов Мира.

И еще раз. Бог может послать в качестве посланника, т. е. вестника, некое небесное существо.  Например, мы наблюдаем страшную по своему величию картину явления ангела пророку Даниилу. Если помните, Даниил чуть не потерял сознание от страха. В его книге даже подробно описывается, как он стоял в коленно-локтевом положении, и как тряслись все его внутренности.

Но вот перед нами приход, кстати, того же ангела, если верить имени, к Марии. А теперь, внимание. Ангел входит к Марии и… и? Она падает ниц? Может быть она в ужасе? Ну ладно, может быть, хотя бы, охнула? Нет! Ни в чем не бывало! А как она отреагировала на приход ангела?

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
(Лук.1:28,29)

Вас не смущает ее смущение? Нет? Марию вообще не тронуло то, что к ней пришел ангел. Что?! Ее волнует одно: «Чейт он такое сказал?». Ой!

Вы понимаете, что произошло? Сидит Маша дома, и к ней в дом вваливается какой-то мужик. Что за дела? Она уже готова, наверное, взяться за скалку и вытолкнуть этого нахала из дома. Но мужик успевает реабилитироваться. Он прямо с порога кричит ей: «Радуйся, благодатная!».

Мне вот интересно. Если бы к вам в комнату… Нет, в квартиру вошел ангел. Не мужик, а ангел. Вас тоже смутило бы то, что он сказал? Может быть я какой-то ненормальный (да, я точно не нормальный, но) но меня бы смутило само наличие ангела. А его слова я пропустил бы мимо ушей. Потом, возможно, отойдя от шока, я попытался бы вспомнить, что он там говорил.

Здесь же все выглядит совсем иначе. Как то все очень по-житейски. Сидит женщина, возможно, что-то рукодельничает. И вот, кто-то заходит в дом. И с порога приветствует. Но не так, как обычно, а как-то странно. Непривычно. Именно это приветствие и смутило девушку. Как говорит нам Лука, она даже начала размышлять «… что бы это было за приветствие…». То есть, она не знает, как отреагировать. Она не знает, как отреагировать не на то, что ангел в прихожей зацепился крылом за косяк. Она не знает, как отреагировать на слова. А ангел ее вообще не смущает.

Действительно. Ангелы же толпами ходят по Израилю. Правда?

На самом деле, конечно же, это настоящий посланник, вестник Бога. Только, кого именно Бог использовал, чтобы донести весть до Марии? Судя по тому, как произошла встреча, вестник, читай, ангел, пришел к ней как простой мужчина. Он просто вошел в дом и с порога закричал: «Радуйся, благодатная!».

А что это за слово такое «благодатная»? Оказывается, все просто. Та, кого облагодетельствовали, или та, кого обсыпали благами. То есть, не та, кто дает благо, а та, кому это благо дано. Это я говорю для тех, кто сильно воспевает Марию, обожествляет ее.

Итак, к Марии вошел посланник. Он не был так величественен, как обычно рисуют в детских мультиках мультипликаторы, и не так значителен, как его отображают великие художники в своих произведениях.

С точки зрения Марии, к ней вошел какой-то мужчина, которого она не знает. С точки зрения молодой женщины такая бесцеремонность мужчины выглядит не очень-то прилично. Может быть, если бы он сразу не заорал свое странное приветствие, она бы начала звать на помощь. Но своим выкриком он ее ввел в ступор. Она не знала, как ей реагировать. С одной стороны, вошел нагло, не спрашивая разрешения. С другой, вошел не тихо, не как вор, но с хорошими словами. Правда, слова очень странные. И он не дал ей прийти в себя. Он продолжил.

Да, чуть не забыл. Любители поклоняться Марии очень любят опираться на слова, которые можно найти в синодальном варианте: «…благословенна ты между женами». Так вот можете опираться на что угодно, только проверяйте, как крепка та кочка. Ведь не на каждый пригорок можно выходить. Так и увязнуть не сложно. О чем я? Да о том, что в исходном тексте нет той фразы, что я привел здесь. Повторяю, фразы: «Благодатна ты между женами», в греческом тексте нет.

Итак, ангел не дает опомниться напуганной наглым мужчиной девушке. И следующая фраза вводит ее в шоковое состояние еще больше: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога».

В этой фразе еще одно утверждение, которое не дает право на обожествление Марии, принятое в традиционных исповеданиях. А именно вот эти слова: «… обрела благодать…». Если еще не поняли, поясняю. Благодать, это не какое-то мистическое состояние. Благодать сродни милости, дается вопреки заслугам. То есть, если человек заслужил казнь, то благодать — это отмена казни. Человек имеет ряд недостатков, но его отец делает его своим преемником, тогда как в его окружении есть более достойные люди. Такой человек обрел благодать. И вот, Мария, как написано, обрела благодать. Не по заслугам, а вопреки им. То есть, она заслужила что-то другое. И вместо заслуженного, она получает снисхождение, прощение, забвение ее промахов, ошибок, грехов. Она не заслужила даяние, она обрела милость.

Почему Бог так снизошел к ней, мы узнаем потом, после воскресения. Сегодня остается только верить тому, что написано. Но мы должны понимать, что именно написано, а не создавать сказки, выдумывать того, чего не было. А не было того, чему учат во всех церквях, будто к Марии пришел сияющий божественный муж и объявил волю Божью. Нет, все то же самое, только совсем не пафосно, очень по-житейски.

И если бы не его речь, скорее всего она выгнала бы незваного гостя взашей. И запулила бы в него мокрой тряпкой. Но именно слова остановили ее. А следующие слова вообще ее обезоружили и вогнали окончательно в ступор: «…и вот, зачнешь во чреве, и…».

31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
(Лук.1:31-33)

Подумайте, как бы вы отреагировали, если бы, в то время, как вы что-то делаете дома, открылась входная дверь, и в нее вошел какой-то странный мужик? Первая реакция, понять, кто это? А вдруг, кто-то из родни? Тут ведь так, у древних евреев очень большие семьи. Не в том смысле, что много детей, хоть и это правда, а в том смысле, что очень много разной родни. И порой люди не помнят, кто родня, из какого колена.

Так вот, вы что-то делаете, и к вам заходит человек. Вы не спешите кричать. Ведь человек не прячется, не нападает. Он с порога сразу кричит: «Здравствуй дорогой! Пляши, у тебя крутейшее событие! У тебя…».

Согласитесь, если грабитель, то какой-то не типичный. А вдруг родственник. Ведет себя как-то по-родному. А он не останавливается, называет вас по имени. Это еще больше утверждает вас в том, что опасность маловероятна.

И тут начинается главное. Он, вдруг, начинает говорить что-то такое, что вы ну никак не ожидали. Но, при этом, очень желанное. Тут, опять нужно дать пояснение. Каждая древняя еврейка точно знала одну важную вещь. Женщина тогда в благословении, когда ей даны дети. Нет детей, нет благословения. Каждая древняя иудейская женщина мечтала о детях. Отсутствие детей — это позор. Она ничего так не жаждала, как детей. С появлением ребенка, она обретала успокоение. Теперь она благословенна. Можно сказать, для древней еврейской женщины именно дети являлись мерилом Божьей благодати. Не деньги, не дом, полная чаша. А именно дети.

На самом деле, нечто подобное знали и мужчины. Мужчина без детей — это бесчестие, позор, повод для насмешек.

Итак, когда Мария услышала, что обрела благодать у Бога, для нее это значило только одно, у нее будет ребенок. Это самое большое желание. Все, жизнь удалась. Соответственно, у Марии тут же возникает желание узнать подробности. И ангел не затягивает с этим. Он тут же сообщает ей, что она забеременеет и у нее будет ребенок.

Но есть одна проблема. Она, как написано, еще не знает мужа. Чтобы сделала обычная женщина? Она бы сказала: «А вот ты и прокололся, экстрасенс недоделанный! Если бы ты действительно был ангелом, ты бы знал, что я еще не знала мужа!». Как думаете, Мария нормальная?

Думаю, большая часть верующих скажет, что Мария особенная. Они скажут, что Мария сразу же приняла это и в покорности склонила голову перед Божьим вестником. Но, прочтите внимательно слова Марии:

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
(Лук.1:34)

Узнаете те же слова? Да! Она не поверила сразу! Она нормальная! Она обычная женщина! И тут посланник сообщает ей, что да как. Но не это наша сегодняшняя тема. Давайте чуть-чуть вернемся назад.

Итак, ангел говорит: «наречешь ему имя, Иисус». Но на этом он не останавливается. И мы узнаем нечто большее. Хотя уже одно это — великая радость для древней еврейской женщины. Так вот, продолжение такое: «…Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. И будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Что же такое сообщает удивленной девушке ангел? Мало того, что он сообщил ей о ее предстоящей беременности. Что само по себе уже предел мечтаний. Но он еще сообщает о том, что Он будет велик. И это тоже очень неожиданное заявление. Мария, хоть и имеет в своей родословной царскую кровь, все же, к моменту прихода посланника, она мало похожа на царственную особу. И само собой уже дает повод к гордости то, что вот этот странный пророк обещает, что новорожденный станет великим.

Но и этого мало странному вестнику. Он заявляет, что ее сын наречется Сыном Всевышнего. Вот это уже, кажется, перебор. Но нет, это еще не конец. Ангел еще что-то говорит. Мария уже где-то за гранью реальности. Она слышит, что ее Сын получит престол самого любимого и самого знаменитого царя за всю историю Иудеи. Он получит престол Давида.

Ангел понимает, что у Марии может возникнуть вопрос: «О каком таком Давиде говоришь? Ведь Давидов разных много!». Впрочем, как и ребят по имени Иисус в дни, когда родился Иисус Христос, тоже было большое множество. Так вот, ангел уточняет — отца Его. Понятно, что здесь идет указание на родословную, где Мария является потомком ветви царя Давида. Мария не ожидала. Но и тут этот странный мужчина не останавливается. Вот его следующие слова:

и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
(Лук.1:33)

Это и есть то самое место, ради которого весь сыр бор. Мы выискиваем все, что можно узнать о Царстве Божьем. А тут есть специфическое упоминание о нем. Иногда в противовес моему утверждению, что Царство Божье, это власть Бога, люди говорят, что они не согласны. Я привожу место из молитвы Отче наш, цитирую Павла. Но все это не убеждает. Не уверен, что таких людей вообще что-то может убедить. Но сделаю еще одну попытку.

Давайте еще раз посмотрим на текст. Ангел говорит, что Сын Марии будет царствовать вовеки, и Его царству не будет конца. Возможно ли, чтобы здесь под словом «царство» понималось государство? Подумайте. В контексте самого предложения мы видим одну мысль. Ангел говорит, что Иисус будет царствовать. То есть руководить, властвовать, править. И вот этому его руководству, властвованию или правлению не будет конца. Не важно, где и как, важно, что речь идет здесь не о государстве, не о месте, не о географической единице, а о функции.

Если это понятно, проверяем, какое слово использует здесь Лука. То есть, смотрим в греческий источник. И тут ну полная неожиданность! В обоих случаях используются разные формы одного и того же слова «базилейя». Точно того же слова, которое используется в каждом словосочетании, переведенном нам как «Царство Бога» или «Царствие Небесное».

Итак, речь идет не о месте, не о каком-то аналоге рая, но о правлении, о власти Бога. Впрочем, если очень хочется верить в иное, дело ваше. Больнее будет падать.

А мы пока доведем историю до конца. Итак, Мария, будучи обычной женщиной, задает совершенно естественный в этой ситуации вопрос. Она не понимает, как можно родить, когда у нее нет мужа. И ангел отвечает ей странной фразой.

Но, прежде чем пытаться понять эту фразу, еще раз вспомним. Перед Марией не белый сверкающий ангел с крылышками, но ангел в совершенно обычном человеческом обличии, который ничем не отличается от любого другого мужчины тех мест. Да, этот мужчина говорит странные вещи. Да, Мария в шоке. Но, все же, перед ней обычный мужчина с виду.

И говорит он так же. К сожалению, религиозно настроенные переводчики постарались перевести текст так, будто перед нами величественная картина. Но она не была такой. Она была банальной. Разница лишь в смысле слов. Ни тебе сияния, ни тебе нимбов, ни тебе хора ангелов. Нет ничего. Просто какой-то мужик, говорит как все мужики того места. Ну, возможно, с каким-то пророческим оттенком. Благо, вокруг бродило много таких «пророков». Но говорит о чем-то таком, что обезоружило Марию. Она не выгоняет его.  Не зовет никого на помощь. Более того, похоже, ей нравится.

Вообще, ее реакция предсказуема. Смотрите. Чуть позже, лет эдак через тридцать, еще одна самая обычная женщина встретит небесную Личность у колодца. И, прежде чем она что-то осознает, она успеет даже поиздеваться над этим странным иудейским мужчиной. Да, это потом до нее дойдет, что перед ней Кто-то особенный. Но не сразу. А тут ангел, существо низшего порядка, и тоже в совершенно обыденном виде.

Давайте уйдем от стараний переводчиков передать слова ангела возвышенным, пафосным тоном. Мы просто прочтем так, как написано, без попыток приукрасить. Я обращаюсь к греческому подстрочнику.

И ответивший ангел сказал ей, Дух Святой придет на тебя, и «дунамис» Высочайшего затмит (покроет тенью) тебя; потому и рождаемое Святое будет названо, Сын Бога.
(Лук.1:35)

Слово «дунамис» мы уже сотни раз рассматривали, и знаем, что никакого отношения к мистической силе это слово не имеет. Все, что мы можем сказать о слове «дунамис», это то, что речь идет об авторитете, о силе авторитета.

Но и это еще не все. Тут есть еще одно слово, которое может показаться неприличным. Так что, просто закройте глаза и не читайте. А еще лучше, вырежьте его из Библии. В прочем, переводчики так и сделали. Они предпочли «прилизать» перевод от греха подальше. Действительно, как такое можно перевести полноценно? Проблема в том, что, как я уже много раз повторял, древний греческий язык, это язык (во времена Иисуса) унаследовавший от Сократа свою конкретность. Одно слово — одно единственное значение. А весь набор, что предлагает словарь — это не разные варианты, а множество граней одного и того же. И каждая из граней не может существовать отдельно от другой.

Правда, надо отдать переводчикам должное, они, как видно, очень старались и не впасть в пошлость, и не согрешить в переводе. Так вот. Данное слово имеет такие грани как:

  1. приходить
  2. переходить
  3. посещать
  4. обращаться (с просьбой)
  5. входить (вонзаться в шею)
  6. нападать (войной)
  7. наступать, надвигаться.
  8. Наводнять, заливать
  9. находить (на кого-либо)
  10. приходить (в голову)
  11. обвинять

Что бы лучше понять значение слова, посмотрим, в каких значениях это слово используется в Писании. Смотрите, только в Новом Завете слова со значением «приходить», «пришел» и т. д. Встречаются более 500 раз. Но вот это слово используется в Новом Завете только в 9 стихах. Как вы думаете, оно, наверное, чем-то отличается от простого «похода»? Думаю, так и есть. В каких случаях используется данное слово? Оно используется тогда, когда нужно описать приход захватчиков (Лук.11:22), приход неминуемых бед (Лук.11:26, Дея.8:24, Дея.13:40, Иак.5:1), приход Духа (Дея.1:8), причем только в одном месте, приход неких людей, которые стали причиной избиения Павла (Дея.14:19), и, наконец, приход будущего (Еф.2:7).

Итак, это слово описывает нечто неотвратимое, нечто такое, что действует как захватчик. Именно этот глагол дважды используется в отношении Духа Святого. Подумайте, всего 2 раза, во всем Новом Завете. Понятно, что оно не могло быть в Ветхом Завете, так как он написан не на греческом. Итак, перед нами особенное слово. И это слово, в сочетании с вопросом: «… когда я мужа не знаю…», дает простую параллель. Ангел ставит приход Духа Святого на Марию на место познания ее мужем. То есть, именно Дух Святой станет твоим мужем.

Но не только это. Ведь Мария — еврейская девушка. Рождение ребенка должно быть законным. У нее должен быть муж, который бы ее закрыл перед законом. Нужен авторитет мужчины, который сказал бы, что он отец ребенка. И вот тут ангел говорит, что не какая-то мистическая сила, а авторитет Всевышнего покроет ее, возьмет, так сказать, под крыло. То есть, именно Бог возьмет о Марии попечение, как муж берет попечение о жене. Он ее покроет, прикроет от расправы, своим авторитетом.

А вот сам механизм, как именно Бог собирается прикрывать Марию, ангел не объяснил. Но мы его видим потом, когда все начинает сбываться. И тут в работу включаются и ангелы, и Иосиф, который делает первый ход, прикрыв ее от нападок.

Чтобы Мария не сомневалась, ангел сообщает Марии о том, что ее родственница Елизавета, будучи неплодною, уже полгода как понесла. По всей видимости, такое заявление ангела должно было убедить Марию в правдивости всего, что она услышала.

Тут нам не очень понятно, знала ли Мария о том, что Елизавета беременна, или это стало для нее новостью. Но, как бы то ни было, она тут же срывается с места и приходит к Лизе.

Тут мы теряем часть истории. Потому как Мария к Лизе приходит уже беременной. Когда это произошло, какие подробности, мы не знаем. Все, что знаем, это слова ангела и согласие Марии. Все.

Я понимаю, что история, поданная так, как я написал, далека от той сказочной рождественской истории. Какую многим бы очень хотелось знать. Но, я предпочитаю видеть так, как было на самом деле, а не так, как бы мне этого хотелось.

Как бы то ни было, моя задача была лишь посмотреть на слово «Царство», а все остальное я рассматривал лишь потому, что интересующее меня слово использовано внутри данной истории.

Возникает вопрос. Зачем? Ответ. Не знаю. Но по опыту скажу. Почти всегда, то, что сначала кажется бесполезным, потом оказывается незаменимым.

А что у Луки?: 3 комментария

  1. Всё же благодать и милость — не одно и тоже .
    Милость — когда не получаешь то , что заслужил , а благодать — когда получаешь то , что не заслужил.

    • это спорно. Русское «мылостыня» — то же что милость. Даяние незаслуженного нуждающемуся.

    • вот милость по Ожегову МИЛОСТЬ, -и, ж. 1. Доброе, человеколюбивое отношение. Оказать м. Сменить гнев нам. (перестать сердиться; ирон.). Сдаться нам. победителя (о сдаче без всяких условий). Из милости сделать что-н. (по снисхождению). 2. мн. Благодеяния, дар. Осыпать милостями кого-н. 3. Благосклонность, полное доверие, расположение к кому-н. низшему со стороны высшего (устар.). Быть в милости у кого-н.* Ваша (твоя, его) милость (устар.) — обращение низшего к высшему. Милости просим — вежливое приглашение. По милости кого или чьей (ирон.) — из-за кого-н., по вине кого-н. По твоей милости опоздали. Сделай(те) милость (устар. и ирон.) — выражение согласия или просьбы, пожалуйста. Сделай милость, помолчи немножко. Скажи(те) на милость (ирон. устар.), вводн, сл. — скажите пожалуйста, вот удивительно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*