Что? Опять десять дев?

думаюДействительно, как мы их только не рассматривали! И вот, опять они. Тут надо кое-что пояснить. Те, кто внимательно следит за моей логикой изложения, возможно, заметил странность. До определенного времени я шел строго в русле исследования всех мест, связанных с понятием Царства Божьего. А само исследование Царства Божьего идет в рамках работы, которая посвящена так называемому «Тому свету». Но последние две статьи, как бы выпадают из общей канвы. Там даже слово «Царство» не встречается.

Однако, все несколько иначе. Ясное дело, прежде чем писать дальше о Царствии, я посмотрел, в каком следующем месте встречается интересное мне понятие. И обнаружил, что Иисус говорит о нем, в связи с предыдущей речью. Тут вмешалось вездесущее «тогда» в первом стихе 25й главы. А раз упоминание о Царствии вытекает из предыдущей речи, значит, ее так же нужно внимательно рассмотреть, чтобы связь эта была очевидной и верно понятой. Отсюда появилось подробное рассмотрение всей 24й главы Евангелия от Матфея, а не только отдельной ее части, где находится интересующая меня фраза. Так что, я не нарушил своего принципа, а лишь был вынужден подробнее разобрать логику появления той самой притчи о десяти девах.

Однако, прежде чем приступать к самой притче, все же, обозначим еще пару моментов. Что же я упустил, рассматривая предыдущие слова Наставника. Я сильно заострил внимание на логике, на выводах, но полностью проигнорировал важнейшее — эмоциональное состояние Христа в момент речи.

Давайте еще раз воссоздадим происходящее в то время. Иисус пришел с учениками в Храм. Тут к нему подошли самые важные люди Израиля. Не просто священники, а первосвященники. Не просто какие-то там фарисеи, а старейшины народа. То есть те, кто имеет непререкаемый авторитет. И вот, в разговоре с ними Иисус постепенно, что называется, выходит из Себя и начинает «метать молнии». В конце концов, Он объявляет, что Храм, это не Божий дом, а их — вождей народа, и потому Бог покидает это развратное место.

Да, да! Он так не говорил! Конечно. Хотя, если прочтете внимательнее, то поймете, что все так и было. Да, другие слова. Но дух тот же.

Так вот, Иисус бросает в гневе вождям народа объявление об опустошении Храма и выходит. При выходе ученики, возможно не понимающие такой уровень гнева Иисуса на лидеров, попытались как-то смягчить пилюлю, показав Ему, что не все так плохо. Ведь этот народ для Бога «Во, какой Храм построил!». И услышали неутешительное: «Не останется камня на камне».

Дальнейшая беседа Иисуса с учениками происходила в тот же день или вечер. И не думаю, что Иисус к тому времени успел «остыть». Да и ученики были ошарашены заявлениями о разрушении святыни всех евреев. Каким-то чудом они осмелились задать ему вопрос. И вся дальнейшая речь Иисуса не была мирной передачей информации. Вся последующая речь была продолжением гнева. Он не гневался на учеников. Но Он все еще продолжал изливать свою ненависть к выгнавшим Бога из Храма. Отсюда в Его речи все еще звучат такие жесткие нотки как «рассечет его», «плачь и скрежет зубов». А так же постоянное упоминание о неожиданном приходе Господина.

Все это говорит о сильном возбуждении Наставника. И двадцать пятая глава является продолжением того же гневного послания. Но в то время, как говорит Он это ученикам, его гнев все еще адресован лжеучителям — ПСЕВДОсвященникам и слепым вождям. А мы уже знаем, что чем сильнее гнев Иисуса, тем вероятнее становится появление притчи. Ведь мы уже выучили — притча, это способ ударить, унизить, раздавить морально. Не важно, что Иисуса в тот момент не слышал адресат. Важно, чтобы Его настроение передалось Его последователям. И еще важнее, чтобы вина тех людей стала ясной для них. Чтобы урок тот, выучили апостолы, и не повторили их путь. Таким образом, Иисус говорит гневные притчи в адрес лицемерных вождей, но тут же дает наставление ученикам: «Итак, бодрствуйте…». То есть, видите, что произошло с теми «апостолами», если будете поступать так же, и с вами будет так же. Теперь, когда понятно, что откуда берется, можно переходить к самой притче.

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
(Матф.25:1-13)

Толкование данного места обычно начинается с указание на то, что масло в  Писании является символом Духа Святого. В доказательство этому приводят пару мест, которые прямо или косвенно подтверждают такой подход. И, как говорится, «прокатывает». Но, если читающий или слушающий более критичен, чем восторженный новообращенный, то неизбежно возникает недопонимание. Ведь нет никаких указаний на то, что данная параллель здесь действительно должна быть использована. Действительно, с чего бы это? Почему мы должны в данном конкретном месте себе сказать: «Здесь под маслом понимается Дух Святой»? Неужели от того, что в других местах Писания кто-то образно назвал Дух Божий маслом, теперь везде, где есть упоминание масла, мы должны ставить знак равно между маслом и Духом? С какого это перепугу?

Нет никаких действительно серьезных доказательств тому, что так надо подходить к толкованию. Давайте теперь стряхнем «наваждение» и просто взглянем на историю. Речь здесь не идет о масле или елее, который используется или не используется в Храме. Я не говорю, что данное масло не может использоваться в Храме. В конце концов, я этого не знаю. Но данная история не о Храме. Данная история о девушках, которые хотят попасть на свадьбу «на халяву». И в руках они держат не какие-то особенные светильники. Они держат обычные светильники, какие были в любой семье того времени. Какие именно не имеет значения. Иисус ничего не сказал о том, что десять дев имели при себе какие-то особенные агрегаты. Да даже если и так. Акцент Он ставит не на светильниках. Но на том, что девушки по-разному отнеслись к своим… … как это назвать?… Обязанностям? Да, наверное.

Просто половина из девушек позаботились о возможной задержке жениха. В то время, как другая половина отнеслась к этому «спустя рукава». Первая половина не пожалела денег на масло. Вторая половина, видимо, оказалась скрягами.

Но даже не это самое любопытное. Наверное, самое интересное здесь, что Иисус Царство Небесное сравнил со всеми десятью девами. Он не сказал, что Царство Небесное подобно жениху, который одних выбрал, а других не пустил. Нет. Иисус сказал, что Царство Небесное подобно десяти девам. Всем десяти! Вот тут уже интересно. Как так то?

Ну что же, давайте разбираться. Перед нами, как известно, древний свадебный обычай. Жених въезжает в селение, где находится невеста. Его встречают девушки со светильниками. Тут логика простая. Чтобы на свадьбе было светло,  нужно много светильников. Это сегодня можно купить пару лишних ламп и все. Люди выходили из положения несколько другим способом. Например, христиане, собираясь на встречу, брали с собой свечи (светильники), чтобы всем было светло. Это своего рода взнос. Сегодня от этого остался лишь рудимент. Те самые свечи, что покупают при входе.

Так вот. Жених въезжает, его встречают девушки, которые принесли светильники. Все это облачено в праздничное шествие. И те, у кого светильники горят, имеют право войти, на правах лампочки. Так вот. Одни девушки запаслись «электричеством» надолго. А другие только «на войти». Они получат право на вход, а там трава не расти.

Вот тут они и «прокололись». Расчет их не оправдался. На их беду жених загулял на мальчишнике. Пока то, да се, уже масло и прогорело. Эх, незадача! А зачем ты нужна на празднике, перегоревшая лампочка?

Так, а причем тут эти «лампочки» и гнев Иисуса? Да при том, что всегда происходит по тому же принципу. Есть верующие, которые верны до конца жизни. Они просто верны, без всяких расчетов. Как друг, который не ищет выгоды от дружбы. Но есть и другие товарищи, которые нам совсем не товарищи. Они создают полную иллюзию дружбы. Ведут себя как друзья, говорят как друзья, ходят с тобой, как друзья. Но в мыслях имеют какую-то корысть.

Вот эту корысть и вскроет Иисус. Причем вскроет Он ее чем-то простым. Судя по притче, просто «задержкой». То есть, будет ситуация, где человек не сможет больше маскироваться. Его истинные замыслы будут ясны. Понятно да? Девушки должны были запастись маслом, что называется, под завязку. Это было бы честно. Ведь они шли светить, а не просто гулять. Их пускают только потому, что у них есть светильник. А перегоревшие лампочки никому не нужны.

Так вот. Почему же Иисус Царство Божье сравнивает со всеми десятью? Да потому, что речь идет о тех, кто занимает «посты» в царстве. Царство Божье делится на два лагеря. Первый лагерь — те, кого нужно опекать, кого нужно кормить, исцелять, давать защиту. Второй лагерь — те, кому доверено опекать, кормить, исцелять и давать защиту первому лагерю. Изначально первосвященники, с которыми Иисус в тот день уже говорил, и кому объявил, что их дом оставляется пустым, были во втором лагере. Им было доверено заботиться о Божьем народе — лагерь первый. Но вместо того, они стали заботиться о себе любимых. Точно так же дело обстоит и с теми членами второго лагеря Божьего Царства, что войдут в него через Христа. Как апостол Иоанн говорил о таких:

Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши.
(1Иоан.2:19)

То есть, могло бы показаться, что на фарисеях все закончилось. Ан нет. Как были те, кто путем насилия ворует Царство Божье, так и будут до самого конца. Да, в конце концов, к ним придет вразумление. И они побегут «покупать масло». Но, как сказал Учитель, будет поздно, жених войдет в чертог и закроет двери. Они прибегут, конечно. Они будут стучать, умолять, просить. Но ответ неумолим: «Я не знаю вас».

Помните? Мы уже встречались точно с такой же фразой раньше. Иисус уже говорил притчу, которая заканчивается в точности теми же словами. А теперь еще раз. Иисус говорит, что вот все это будет происходить не с Миром, не с язычниками, не с грешниками. Все это будет происходить с Царством Божьим. То есть с теми, кто называет себя христианами. Во времена Иисуса в этом лагере били первосвященники и старейшины народа. Сегодня это разного рода патриархи, епископы, пасторы, проповедники, монахи и т.д. и т.п.. Все эти звания, все эти смеренные одежды никакой роли не играют, когда мы встречаемся с Женихом. Тогда остаётся важным лишь одно: «Я не знаю вас».

Понятно, что урок Иисус преподает ученикам, но делает Он это на примере тех, с кем недавно говорил в Храме. Вся эта речь означает главное — если Бог не «постеснялся» бросить Храм и Своих служителей, то и с апостолами не будет расшаркиваться. Что называется, только дайте повод.

А теперь вспомним, что вся данная работа ведется внутри одного исследования. Исследования «Того света». И сейчас мы рассматриваем понятие «Царства Небесного». Так вот, если я верно понимаю данную притчу, то под Царством Небесным в данном случае понимается не только сама власть от Бога, но и люди, которым эта власть доверена для выполнения требований Бога по заботе о Его народе.

Да, чуть не забыл. Вы заметили, что, когда Жених слегка задержался, заснули все. Да?

Прочитаемся.

Что? Опять десять дев?: 5 комментариев

  1. Думаю, что почему две последние главы не очень понятны. А вот и ответ——Но последние две статьи, как бы выпадают из общей канвы. Там даже слово «Царство» не встречается.

  2. «Я никогда не знал вас, отойдите!» —
    Что может быть страшнее этих слов,
    Когда, придя в Небесную обитель,
    Мы вдруг поймем, что здесь творили зло.

    Что с именем Христовым жили плотью
    И исполняли похоти ее,
    И, возносясь над волею Господней,
    В надмении творили все свое.

    Пророчили во имя Иисуса,
    Гоняли бесов вдоль и поперек,
    А в сердце притаился плотский мусор,
    Который нас в религию увлек;

    Кого-то затянуло фарисейство,
    А кто-то в сребролюбии погряз,
    А некто превратил все в лицедейство,
    Меняя цвет своих церковных ряс…

    «Я никогда не знал вас, отойдите!» —
    Такой финал готовит наша плоть.
    О, дай мне мудрость, Боже, мой Спаситель,
    Твою исполнить волю, мой Господь!

    12 февраля 2013 года

Добавить комментарий для Алексей Подольский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.