Плевелы

думаюОдну притчу в рамках интересующего нас вопроса мы уже рассмотрели. На подходе вторая. Важно понимать, что все притчи приведенные Матфеем в этой главе сказаны в одно время, с борта рыбацкого судна, направлено в сторону стоявших на берегу агрессивно настроенных людей, процент понимающих среди которых был ничтожно мал. И все эти притчи можно и нужно  называть притчами проклятия наравне с проклятиями, произносимыми Спасителем в адрес городов.

Все данные притчи сказаны в гневе, с целью объявить этим людям, противящимся воле Божьей, приговор, то лишение, которое настигло их за необдуманные и крайне безумные поступки, т. е., за насмешки, ругательства и, в конце концов, объявление Наставника сумасшедшим.

И все же, так или иначе, все эти притчи касаются Царства Божьего (Царствия Небесного). И, несмотря на то, что все такие притчи не имеют в своей цели научить учеников чему-либо, из них мы так же можем взять что-то полезное и для себя.

Итак, Иисус только что «прокричал» притчу о сеятеле, и тут же продолжил следующими словами:

24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
(Матф.13:24-30)

Пусть не сбивает вас с толку никаким образом не отображенный гнев в тексте притчи. Его не заметно, если читать притчу саму по себе, вырванную из контекста. Но если читать ее внутри событий, все встает на свои места. И не зря автор «поторопился» и показал толкование Иисуса заранее, до того, как закончились Его речи. Именно в первом толковании в достаточной степени ярко показан Его гнев.

Правда, часто возникает другая проблема. Люди не понимая сути, думают, что следующая притча была уже где-то в другом месте и в другое время. Вообще, это проблема протестантского мышления. Дело в том, что с самого начала пути во Христе, протестанты постоянно слышат отрывки, цитаты из Писания. И то, что делает протестантизм сильным, а именно прекрасное знание текстов Библии, делает его и слабым, потому что мышление превращается из последовательного или параллельного в дискретное, обрывочное. А в результате выстраиваются такие логические цепочки, в которых нет месту реальным событиям. Фраза Иисуса: «Написано», доводится до абсурда, потому что Иисус не просто говорит, что написано, но Он понимает смысл написано, чего часто у протестантского проповедника отсутствует напрочь. Имею ли я право так писать о протестантах? Да, потому что я протестант. Но, значит ли это, что я хочу ругать протестантизм? Нет, ни в коем случае, но хочу, чтобы мои братья понимали свои ошибки и стремились уйти от них, а не культивировать.

Итак, не будем больше снова и снова доказывать гнев Иисуса в притчах, а сразу идем к Его словам.

Начало притчи звучит достаточно определенно:

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
(Матф.13:24)

Царство Божье Спаситель изображает в виде обычного человека, который, как это обычно бывает, сеет пшеницу. И совсем не случайно указание на то, что эта пшеница засевается на «своем» поле. Если человек, это Царство Божье, то поле Бога, это Его народ. И тут прямое указание на евреев, Божье поле, которое Бог возделывал со времен Аврама, которого потом переименовал в Авраама. По сути, Авраам и есть Его поле.

Итак, Божий народ, это Божье поле (поле человека по притче), и Он сеет в это поле доброе семя. Он ожидает добрых плодов. Он ожидает, что евреи будут образцом Божьей милости, правды, справедливыми и беспристрастными судьями над всеми народами Земли. Он ожидает, что его поросль встретит с почетом Божьего Сына, станет Его войском, плацдармом триумфального шествия Христа по планете. И в такой логике совершенно отчетливо читается прямое указание на слушающих Иисуса врагов. Они — то поле, на котором должны были вырасти добрые плоды. Но вместо добрых плодов перед Ним что-то иное. Почему-же все пошло «не так»?

25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
(Матф.13:25,26)

Первое указание в этом тексте несколько обидное. Наставник сообщает, что Божий народ «спал». Если в самой истории о человеке, который посеял хлеб, нет ничего странного, то после того, как мы примеряем ее к истории Израиля, простое «люди спали» становится обвинением. Это уже не просто констатация факта, это укор: «Вы все проспали». Не зря в Писании рефреном идет одна фраза: «Бодрствуйте». Но народ успокоился. Он решил, раз Бог за них, то можно ни о чем не думать. Можно  не хранить Божьего дара. Можно не хранить честь, правду, совесть.

Вот простой пример. Когда евреи захватывали территории языческих стран, было совершенно ясное указание, «в плен никого и ничего не брать». Но это указание было нарушено. И вот, среди евреев уже живут язычники. Но ведь они не немые. Они говорят. Привносят какие-то чуждые идеи и взгляды. Происходит точно та же ситуация, что в эдемском саду: «…истинно ли сказал Бог?».

И вот, перед нами уже евреи с «демократическими взглядами», вот и они уже «толерантны». Проходит время, и вот, Иисуса уже встречает не только «доброе семя», но «плевелы» среди которых иногда встречается «семя доброе».

И вот, на берегу озера, в сторону которого звучит громкая, срывающаяся на крик речь Иисуса, стоит множество плевел, среди которых с трудом обнаруживаются добрые колосья.

Для евреев, в отличии от современных христиан, которые вышли, по сути, из язычников, данный посыл более чем понятен. Обвинение Христа в том, что все они — плевелы, прочитано безошибочно. Это апостолы, возможно, не поняли, о чем речь. Ведь это не их Он обвиняет в инородстве, но всех тех, кто смеется над Его речами, тех, кто ругает, кто спорит не ради понимания, но  чтобы заставить молчать, уйти, сдаться. Чтобы очернить, выставить в дураках, унизить.

27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
(Матф.13:27-30)

Иисус продолжает рассказ с позиции бытовой ежедневной истории. Перед нами изображается картина слуг, которые в изумлении спрашивают у «домовладыки» о странностях на поле. Эта картинка тоже не на пустом месте появилась здесь. Иначе бы нее с блеском можно было бы обойтись. Перед нами удивленные, ошарашенные слуги. Они не понимают, как такое могло произойти.

Действительно, похоже Сам Творец разделяет это удивление. Конечно же, это не так, Он знает все. Но вот такое удивление слуг — закономерно. Человек сеял доброе семя, а выросли плевелы, которые до появления колоска трудно отличить от нормальных колосьев. Выглядят, как пшеница, ведут себя, как пшеница, того же, что и пшеница цвета и формы, но не пшеница, а паразит.

Сам же домовладелец отвечает на вопрос удивленных слуг: «Все это сделал человеческий враг». И тут снова мы, не понимая логики повествования, делаем поспешные выводы от невнимательности. Очень часто проповедники делают ошибку, понимая фразу «враг человека» так, будто речь о враге всех людей.

В греческом тексте слово «человек» стоит в именительном падеже. То есть, речь идет о враге, таком же человеке, что и тот, кто сеял. Один человек посеял доброе семя, другой такой же человек, но враг первому, посеял плевелы. Один — домовладыка, другой — враг домовладыки. Кто это? Думаю, и так ясно. Но мы идем дальше.

Что предлагают рабы? И вот тут, под рабами мы, вдруг, угадываем очень многих людей. Кто только не хотел тут же казнить врагов Бога! Даже апостолы пытались уговорить Иисуса произвести срочную казнь. Хорошо, что Он не дал. В числе жаждущих расправы стоят такие люди, как пророк Илия и Иоанн Креститель. Как мы видим, за всю историю Библии, всегда были ревностные «рабы», желающие сию же минуту наказать жестокой карой всех непокорных. Им нужно было срочно выполоть плевелы. Но вот что говорит великий Садовник:

29 Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
(Матф.13:29-30)

итак, мы помним, что все эти речи Спаситель держит с борта лодки Петра, стараясь перекричать шум прибоя и выкрики Его противников. Он находится в возбуждении, исполнен гнева. Все данные слова — слова гнева, проклятия тем самым плевелам, стоящим на берегу и подавляющим своим паразитизмом добрые стебли хлеба.

В Его словах мы узнаем, почему эти паразиты «плевелы» вообще смогли существовать, и не просто существовать, но и добиваться определенного положения. Как сказал Мессия, живы они лишь для того, чтобы при «зачистке» не пострадали те редкие стебли, что еще могут жить. Иначе говоря, все враги Бога живы лишь благодаря тем, чью жизнь они подавляют. Иначе не миновать бы им своего потопа или огня Содома.

То есть, все те, чьим мнением они пренебрегают, кого унижают и игнорируют по жизни и есть причина их никчёмной жизни. Они думают, что живы благодаря своим личным качествам, но все иначе. Они живы лишь потому, что находятся рядом с теми, кого Бог оберегает, ради кого этот Мир еще существует.

И именно в адрес этих людей звучит  последняя фраза данной притчи:

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
(Матф.13:30)

Жатва наступает, когда нивы побелели. Но мы знаем кое-что из Нового Завета. Напомнить?

Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
(Иоан.4:35)

или вот это:

37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;
38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
(Матф.9:37,38)

Итак, если верить словам Иисуса, жатва началась с Его приходом. Возникает вопрос, почему все современные конфессии учат о жатве, как о чем-то, находящемся в далеком и неопределенном будущем? Вопрос оставлю пока без ответа. Но пойдем дальше.

Итак, если жатва, о которой говорит Иисус, уже началась, то угроза в сторону проклятых плевел, стоящих на берегу озера более чем определенная. То есть, проклятие, посылаемое Иисусом совсем не в далеком будущем, не в аду, даже не после воскресения, но уже сейчас. Как минимум действие этого проклятия уже происходит в момент речи Учителя.

Что же Он им обещает? Первое — плевелы связываются «в вязки». Да что «первое», все! От жнущих только это и требуется. А уже потом, когда не сказано, они будут сожжены. Но связывать «в связки», это работа жнущих. Любопытно, что же это за «связывание в связки»?

Нет, в обычной жизни все ясно. Жнущий собирает негодную траву в тюки. Потом, когда засохнет, ее сожгут. А засохнет она быстро. Ведь она уже оторвана от влаги действиями жнущих.

Иисус — первый из жнецов. Он подготавливает «бригаду» подобных Себе жнущих, и уже они должны после Него делать ту же работу. Но выражение «связывать в связки» наводит еще на одну мысль. Первое, жнец, будь то Иисус или кто-то из апостолов, производит такую работу, после которой представитель плевел теряет свое положение, источник дохода средство к проживанию. И угроза огня быстро нарастает. И все это звучит в сторону тех, кто еще ничего не понял, но смеется себе на погибель. Ну что же, пусть смеется, до поры до времени.

А пока плевелы смеются и ругаются на слова настоящего Мессии, божьи клолосья собираются не для огня, но для Божьей житницы. Я думаю, все эти намеки слушающими Иисуса восприняты именно так, как надо. Они все поняли. И то, что они и есть те самые плевелы, и угрозы в их адрес ими прочитаны без ошибок. От чего они еще больше ожесточились и потеряли последний шанс быть прощенными. Они еще смеются, но не знают, что сам этот смех уже полностью подтверждает тот факт, что их уже упаковали, повязали «шелковой ленточкой, приготовив для компостной кучи или обыкновенного костра.

Сегодня все, до встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.