В миллионный раз о сеятеле.

думаюИтак, все притчи, сказанные в тот день с борта Петровой лодки, каким-то образом  касались Царствия. А раз они имеют к Царствию отношение, то все эти притчи являются объектом нашего рассмотрения. И первая притча, которая звучит в лицо насмешникам и хамам — притча, которую называют обычно, притчей о сеятеле. Ну, что же, давайте ее прочтем. Заодно и ее толкование самим Спасителем.

3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!
(Матф.13:3-9)
***
18 Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле:
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
(Матф.13:18-23)

Наше основное заблуждение кроется как раз в том, что мы воспринимаем эти притчи в качестве «поучительных». То есть, в нашем воображении Иисус сидит или лежит перед внимательными слушателями и дает им мудрые наставления. Но картина на самом деле совсем другая. Перед ним не ученики, перед ним ругатели, насмешники, враги с открытым забралом. И данные притчи, как я уже говорил, звучат не тихим наставническим голосом, но громким голосом, почти криком, призванным перекричать шум волн, ветра и выкриков насмешников, обозвавших Иисуса сумасшедшим.

Итак, что же меняется в значении притчи, если Иисус позже сам дает четкое и понятное объяснение. О каком еще толковании может идти речь? Действительно. Так бы все и было, если бы ни некоторые намеки самого Матфея.

Во-первых, мы уже заметили, читая в прошлый раз слова Иисуса, адресованные Его последователям, то явное раздражение, как остаток Его еще не потухшего гнева, сквозящее через каждую фразу поминания прошедшей встречи. Во-вторых, автор евангелия, который, как мы знаем, не делил свой труд на стихи и главы, события описал в четкой последовательности, где происходящее идет по нарастающей.

А теперь давайте еще раз представим всю картину в целом. Иисус учил в каком-то доме. Какой именно нас не должен беспокоить, поэтому Матфей и не дает нам никаких подробностей. Так вот, Он учит, но что-то происходит, и Спаситель переходит к каким-то речам, которые некоторые из слушателей расценили как сумасшествие. Они посылают за родней Иисуса со словами о том, что Иисус «вышел из себя». Не думаю, что за родными людьми послали просто ради насмешки. Пославшие действительно решили, что с Учителем, что-то не то.

Что это за собрание? Когда собираются ученики, то никаких проблем у Наставника с последователями не возникает. Проблемы появляются тогда, когда перед ним простой народ. Под простым я понимаю всех, кроме учеников. То есть, перед Ним и рыбаки, и фарисеи, фанатичные Иудеи и те, кто желает понять правду.

Когда кто-то выступает перед такой публикой. То мы не услышим чего-то очень глубокого. О чем говорит Иисус? Как мы потом выясним, Он говорит о Царствии божьем. А главная мысль Его речи уже была озвучена в Евангелии: «Покайтесь, ибо Царствие Небесное приблизилось». Такое учение, безусловно, глубоко само по себе. Однако, как чуть позже скажет Иисус, и это мы уже видели, Он не собирается давать им каких-либо секретов. Вся Его весть проста. Он объявляет приход Царства. И Он Сам является Его представителем и полноправным распространителем. Ничего другого невозможно представить. Именно это и было поднято на смех, было поругано. На что Иисус и отреагировал праведным гневом, повышением голоса, хлопаньем дверью в сердцах, выходом на берег и последующим входом в лодку с гневной речью.

Итак, великий Спаситель здесь не учил ничему сколь-нибудь глубокому. Это было провозглашение Царства и реакция на него людей.

Так вот. Когда мы читаем данную притчу, мы думаем, что слово о Царствии, это что-то из евангельского учения, где проповедник поясняет, разжевывает, кладет в рот как птенцам. Нет.  Слово о Царствии, о котором в комментариях говорит Иисус, это провозглашение, это ультиматум. Либо покаетесь, либо сами виноваты.

Именно это и было темой притчи. Так вот, судя по тексту, в той толпе три четверти людей были врагами Царствия. Почему? Потому что именно о них и была притча. Это Спаситель им адресует. Он до их ушей доносит. Он бьет по их самолюбию.

Итак. Иисус объявляет приближение Божьего правления. Кто-то из слушавших, не понял. Соответственно отреагировал. Или оскорбил, или просто посмеялся, что, в общем-то, то же самое. Он даже описывает процесс. Человек послушал, не понял. И вот тут приходит кто? Вы скажете, дьявол? А вот и не совсем! Да, лукавый, это дьявол. Но лукавым его здесь называет Иисус не ради красивой связки слов. А именно по причине его лукавства. Во время Христовой проповеди к непонимающим приходит дьявол не  в виде змея древнего, не в форме князя тьмы. Он приходит как лукавый. Он толкает слушающего на лукавство. Человек начинает лукавить, извращать слова, насмехаться, ругать. И в результате, услышанное крепко застревает в сознании, как объект достойный насмешек.

Но в толпе были и другие. Они не ругались, они не смеялись. Они радостно воспринимали: «О! Здорово! Бог будет править! Я буду Ему служить! Я отдам Ему всего себя!». И дальше, по словам Иисуса, эти ребята быстро «переобуваются» если заметят какой-то дискомфорт. Самый ближайший дискомфорт от принятого ими слова — насмешка авторитетного человека. Вот человек слушает полный внимания. Он еще думает, что все сказанное — истина. Он готов отдать себя всего на сожжение. Но прямо тут же, рядом с ним, звучит колкая и язвительная фраза. И тот человек уже думает: «Вот ведь я дурак, повелся, сейчас бы и меня обсмеяли!». И все услышанное летит в  мусорное ведро. Просто для кого-то на такое осознание нужно больше времени. Кому-то несколько дней, кому-то месяцев, а кто-то и через год «созревает». Все зависит от обстоятельств. Придут трудности раньше, свалит раньше. Но в тот день радостные сиюминутные последователи испытали трудности сразу же. Тут же и сдали Иисуса с потрохами, подключившись к их насмешкам.

Третья категория — «посеянное в тернии». Услышали. Прокричали «Аллилуйя», а потом подумали: «Хм… служить? А дом? А хозяйство? А бизнес? Ну, нет, пусть дураки идут за Ним». И снова, кому-то достаточно пяти минут, кому-то нужно несколько дней, кому-то больше. Все зависит от разных ситуаций. Но и эти ребята стояли среди слушавших Наставника. И они, обдумав ситуацию, решили встать на сторону ругателей и насмешников.

Остались верными только малая часть, четверть. Это те, кто понял, кто не напугался насмешек и не побоялся материальных потерь. Остальные лишили себя даже возможности получить Царство. Почему? Потому что восстали против Того, Кто может убедить Отца распределить Царство по Своему усмотрению.  Они услышали, но остались не у дел. Пролетели.

В миллионный раз о сеятеле.: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.