Еще немного из Исайи

думаюНе будет долгого вступления. Лишь напомню, что мы исследуем вопрос потустороннего мира. И сейчас на очереди все еще слово «преисподняя». И это слово мы расследуем внутри Ветхого Завета.  И следующий наш отрывок – это 28-я глава Исайи.

Исайя 28

14 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме.
15 Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, — потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя».
16 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.
17 И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.
18 И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.
(Ис.28:14-18)

Что и о чем здесь? Перед нами одна из речей пророка Исайи к правителям Израиля во дни царя Езекии.  Езекия со своими приближенными ищут помощи против ставшего к тому времени для них врагом Ассура не у Бога, а у Египта. К такому союзу его подбивали придворные. Вместо того, чтобы обратиться к Богу и искать у Него защиты, они убедили себя, что путем интриг и обмана защитят себя.

Когда же Исайя приходит к ним со своими речами, то и сам Езекия и его придворные поднимают его на смех. Они опьянены не только ожиданием успеха от союза с Египтом, но и в действительности ходят пьяные от вина. О чем говорится чуть раньше по тексту. И вот этот самый союз Исайя называет союзом со смертью и преисподнею.

Иначе говоря, Исайя здесь под словом преисподняя понимает совсем не ад, а опасность или угрозу смерти. Угрозу оказаться в могиле. Они, договорившись с Египтом, получили уверенность, что угроза миновала. И им теперь ничего не страшно и ничто не грозит.  Понятно, опять же, что речь Исайи – это пророческая поэтика, его речи полны образами. Ведь войска Ассура здесь описываются как «всепоражающий бич».

И именно здесь Исайя указывает на то, где Бог избрал место для «Камня испытанного».  Становится понятно, почему. Потому что, в отличии от Израиля, Иуда остался верен Богу. А Израиль, судя по всему, лишился права на «посещение».

Исайя 38

Итак, Езекия провинился перед Богом и Бог лишил Израиль права принимать Божьего Сына в будущем. Проходит какое-то время и Бог посылает Исайю, объявить ему о наказании. Езекия должен умереть. В свою очередь, кажется неожиданно, кается, плачет. И, велика милость Божья, Который вдруг сменяет Свой гнев на милость, как написано, увидев слезы, и откладывает смерть Езекии еще на 15 лет. И в состоянии радости от услышанного Езекия поет песню. И в этой песне мы находим упоминание интересующего нас слова.

10 «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих.
11 Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире;
12 жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину.
(Ис.38:10-12)

И вот тут опять мы встречаем эту ветхозаветную уверенность, что умирающий после смерти попадает именно в преисподнюю. И никаких иных вариантов даже не упоминается. Такой подход совершенно не естественен для современных верующих. Сегодня верующий либо уверен в том, что с гарантией попадает в рай, либо не уверен, но хотел бы туда попасть. Но все, буквально все ветхозаветные люди, без разбору вообще никогда не думают об ином исходе. Раз врач сказал: «В морг», значит в морг. Такое возможно лишь в том случае, если эти ветхозаветные люди совершенно не были осведомлены о существовании какого-либо рая.

Можно было бы еще предположить, что Исайя «пророчнул» Езекии, что тот наказан адом. Но нет! Исайя тоже ничего об этом не говорит. И вся песня Езекии – исключительно его собственное измышление. И это очередное подтверждение того, что все ветхозаветные люди верили, что после смерти все без исключения оказываются в преисподней. И, как мы видим, ни в одном из отрывков не говорится о каком-то вечном мучении в преисподней. Да, ветхозаветные ребята, явно наших библейских школ не заканчивали. Не знали они, что в преисподней их ждет нечто ужасное. И про рай их никто не научил. Бедные, бедные древние.

Продолжая петь свою радостную песню, Езекия не забывает и о собственном достоинстве. Он показывает, что его нельзя было убивать. Ведь, кто же тогда будет славить Бога? Действительно, Езекия, видимо, самый супер поклонник. И что это Бог так на него гневался?

18 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою.
19 Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою.
(Ис.38:18,19)

Вот ведь, так и хочется крикнуть: «Господи, разве ты не видишь, как он лукав?». Но наш Бог мудр и вееееееееликомилостив.

Исайя 57

Эта глава интересна уже с самого первого стиха. Правда это не очень соотносится с нашим вопросом, но для понимания контекста, все же, лучше посмотреть на некоторые аспекты. Бог через Исайю обличает Израиль. И Его обличение очень любопытно. Давайте, прочтем начало главы:

1 Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются [от земли], и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла.
2 Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих.
(Ис.57:1,2)

Прежде, чем пояснить смысл, думаю, нужно указать на возможное заблуждение. Мы – люди современные, давно уже не понимаем многих старых слов. И вот здесь у нас есть слово «восхищаются». В сознании многих современных людей, восхищаться, значит подниматься в верх, как бы, взлетать на небо. Но в действительности древнее русское слово «восхищать» значит совсем иное. Восхищать, значит воровать, схватывать, забирать.  И когда мы читаем в приведенном отрывке, что «мужи благочестивые восхищаются», вместо того, чтобы воспринимать это, как «от земли на небо», нужно понимать как исчезновение, как бы кто украл с поверхности земли. Вот он ходил, и вдруг, кто-то взял и присвоил его себе.

Но в чем тут обличение? Чтобы это понять, нужно знать мировоззрение древних. Древние евреи верили, что Бог дарует праведнику долгие годы жизни. Праведник всегда живет дольше всех. А тут, вдруг, все происходит совсем иначе. И вот, народ уже смеется над праведниками, как будто, они не праведники вовсе. Ведь, если это праведники, то должны бы жить долго. Но нет, по какой-то странной причине праведники стали умирать. И обличение в том, что проблема не в праведниках. А в том, что праведникам настолько стало тяжело в окружении нечестивцев, что Бог решил их забрать. Забрать их от мучителей. Буквально «праведник восхищается (отбирается) от зла».

И тут Исайя нам рисует уже не что-то поэтическое, как часто мы слышим из его уст, а что-то глубоко ему известное. И вот что это такое. Если в преисподнюю попадают все без исключения, то для праведника уйти из мира, который их мучает в эту самую преисподнюю – благо. По словам Исайи, они там «покоятся на ложах своих».  И это очередное подтверждение того, что мы уже обнаружили – в преисподней «покойник» покоится, спит.  И, конечно же, этот промежуток времени для него пролетит как миг, ибо он спит. И в сознании умершего он лишь закрыл глаза, как наступило воскресение. Христос пришел. Но для праведника, это уже совсем другой мир, где нечестивцы не имеют никакого достоинства.

И вот, Исайя обращается к нечестивым. Он их спрашивает:

Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи,
(Ис.57:4)

То есть, эти грешники смеются, т.е. глумятся над праведниками, осмеивая их ранний уход. А Исайя в очень грубой форме обращается к ним со своей пренебрежительной речью. Далее идет длинный список недостойных дел этих ребят. И в ходе перечисления их грехов мы доходим до следующего текста.

9 Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней.
10 От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: «надежда потеряна!»; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления.
11 Кого же ты испугалась и устрашилась, что сделалась неверною и Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце? не от того ли, что Я молчал, и притом долго, ты перестала бояться Меня?
12 Я покажу правду твою и дела твои, — и они будут не в пользу тебе.
(Ис.57:9-12)

Как и во многих народах, евреи понимают «унижение» буквально как унижение. То есть, человек становится ниже. И это «ниже» — является статусом. Высокий человек, смотрит на всех свысока. Низкий смотрит на всех снизу вверх. Этот образ прочно лег в сознание многих народов. И теперь, под высотой и низостью понимают уже не сам рост, но славу, гордость или смирение, смелость или трусость, достоинство и его потерю. Но все это всегда измеряется высотой и низостью.

В современном лексиконе можно встретить выражение: «В глазах моих некто упал ниже плинтуса». И всем понятно, что никто никогда не может упасть ниже плинтуса, если только этот плинтус не на втором этаже, а пол прогнил и провалился. Это такая гиперболизация, усиление, эмоциональное украшение. Здесь сила унижения измеряется уровнем плинтуса. Это как бы самое низкое, что можно придумать. Исайя же, самым низким, что можно придумать, посчитал – преисподнюю. А раз ниже преисподней ничего нет, то крайняя стадия унижения – это сама преисподняя. Поэтому и сказано: «…и унижалась ДО преисподней».

Но, как мы видим, преисподняя тут является лишь мерилом низости. Вот и все. Хватит на сегодня. До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.