Главная цитата Нового Завета?

думаюЭто уже, если не ошибаюсь, шестнадцатая беседа на тему Глобального переосмысления того события, которое мы по привычке называем Нагорной Проповедью. Точнее, даже не события самого, а слов, которые были сказаны Великим Учителем во время этого события. И сами эти слова стали событием. Без учета того, кому и почему Иисус это говорил, читающие пришли к совершенно неверным учениям. И, начиная с благодати, с обязательностью пришли к еще большему и еще худшему служению букве Закона. То, что Иисус иллюстрирует как невозможное к исполнению, чтобы у апостолов больше никогда не возникало мысли пытаться это исполнить, христиане с легкостью превратили в требование обязательного и буквального следования. Мне видится, что именно здесь и произошло исполнение слов апостола Иоанна в его книге Откровения, где написано следующее:

1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
(Откр.13:1-8)

Но, не это является темой моего расследования. Оставим это до времени. Если Богу будет угодно, рассмотрим и это. А наш текст сегодня начинается со следующих слов:

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
(Матф.7:12)

Давайте слегка напомню, чем мы закончили в прошлый раз. Мы говорили, и снова повторяем, что Иисус старался отбить у будущих последователей всякое желание что-либо заслужить у Бога, заработать своим старанием в исполнении Закона. Наоборот, акцент нужно ставить на милость или благодать. То, что не заслуживается, не зарабатывается. Отсюда и слова о том, что нужно «просить», ставя это в противоположность заработку. Стучать, показывая гарантию самой ситуации. Ведь всякому, кто стучит, откроют. И искать, потому что искомое где-то есть. И его не  нужно зарабатывать, его нужно найти.

Кроме того, в очередной раз, иронизируя по поводу уверенности всех евреев в том, что они дети Бога, Он не позабыл опять ввернуть фразу об их Отце, но уже в связи с тем, что Отец, как они в это верят, не может сыну дать камень, но обязательно даст хлеб. А раз Отец поступает так, и ни у кого не вызывает это сомнения, то именно так и нужно поступать. Просите, и будет дано без заслуг, просто потому, что Он так хочет.  И этими словами Иисус как бы завершил свое учение.

И после этого, он начал озвучивать нечто иное. В том смысле, что все объяснения уже закончились. А когда заканчиваются необходимые объяснения и слова убеждения, ожидается, что все слушавшие Его уже поняли идею и были вынуждены согласиться со справедливостью Его слов. А раз они уже согласились, ибо им крыть уже нечем, то начинается нечто вроде «закрепления». И это закрепление происходит снова через несколько безжалостную иронию, где Учитель еще раз прокатывается по каким-то «святым твердыням» религиозного сознания. И прокатывается со свойственным Сыну Божьему юмором, который отчасти унаследовал и Еврейский народ, живущий к тому моменту почти 2 тысячи лет под крылом Творца этого юмора.

Чтобы понять эту фразу, давайте обратим внимание на несколько моментов. Во-первых, это слово «итак». То есть, данное предложение является либо прямым продолжением прежде сказанной фразы, либо подведением итогов всей речи. В любом случае, эту фразу ни в коем случае нельзя цитировать отдельно от текста. Такая цитата – преступление против истины.  Именно по этой причине я стараюсь указать связь данного текста со всем прежде произнесенным.

Второй момент, на который стоит обратить внимание, это указание на источник ответа. Кто дает ответный ход, по версии Иисуса? Давайте прочтем.

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
(Матф.7:12)

Для самых непонятливых поясню. Здесь нет ни слова о Боге. Это не Бог будет поступать с вами. В ответ на ваши поступки будут действовать люди.  Надо признаться, когда я начал доходить до этого, мучали некоторые сомнения. Ведь в Деяниях Апостолов есть нечто подобное. И эти слова там подаются как истинное учение Апостолов для язычников. Но, как только я взглянул на греческий текст, все сомнения пропали.  Знаете, бывает так, что понимаешь, что прав. Но какие-то вещи, как в данном случае, смущают.  И ты думаешь, ну не может быть, чтобы это было неверно. И какое ощущение ты испытываешь, когда, обратившись к источнику, выясняешь, что твоя догадка оказалась совершенно верной. Поэтому, для дотошных, типа меня, показываю. Вот текст синодального перевода:

19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
(Деян.15:19,20)

И еще:

28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
(Деян.15:28,29)

Если бы все было так, как в Синодальном переводе, вся моя «логика» рухнула бы, а я, возможно, оказался бы в тяжелом тупике. Но вот, что написано в греческом тексте, если привести подстрочный перевод:

20 но написать послание им удерживаться от осквернений идолов и блуда и задушенного и крови;
(Деян.15:20)

Дальше идет текст 21-го стиха. А вот вторая цитата:

29 удерживаться от жертв идолам и крови и от задушенных и блуда; от которых сохраняя себя самих  хорошо сделаете. Будьте здоровы.
(Деян.15:29)

Удивительно, но ни в первой, ни во второй цитате нет ни малейшего намека на «делайте другим».  И у меня есть твердое убеждение, что в поздних копиях эти слова появились не просто так. Кому-то очень уж хотелось утвердить эти слова как истинное учение Иисуса. Но, Слава Господу, сегодня мы можем заглянуть немного в прошлое и увидеть, что же было на месте этих слов изначально. И удивиться, выяснив, что на их месте не было ровным счетом ничего. Это поздняя добавка. Значит апостолы не повторяли эти слова. И эти слова не были никогда учением Христа. Это была Его ирония, как я и говорил выше. И вот где эта ирония.

Вспомним еще раз. В этой фразе нет ни слова о Боге. Ответ на поступки, соответственно дает не Бог, а люди. И, наконец, третье, о чем я еще не сказал. А именно – финал фразы:

… ибо в этом закон и пророки.
(Матф.7:12б)

Если вы внимательно читали все части этого повествования, то есть все предыдущие 15 глав-встреч, то вам все будет понятно. Если же нет, советую внимательно пройтись по этим частям, чтобы в комментариях мне не пришлось все объяснять сначала.

Еще раз. Иисус против попыток человека заслужить Божье расположение исполнением Закона. Закон, по словам Иисуса, заключен в том, чтобы человек себя вел так, как хочет, чтобы остальные люди вели себя в отношении его самого. Хочешь исполнять Закон, придется стать рабом человека. Вот, о чем речь. И это уже и смешно и горестно одновременно. Потому что именно о свободе человека от рабства говорят все, проповедующие исполнение Закона. Что это, если не рабство, когда ты должен (не естественным образом, а по требованию) вести себя так, как не тебе хорошо, а твоему соседу. Потому как речь не о тех, кто поступает так по природе, а о тех, кто поступает так по заповеди. А это уже невыполнимо и невыносимо.

Говоря это Иисус одновременно и смеется над глупостью еврейского мышления в отношении Закона, и скорбит от их глубокого заблуждения. Отсюда эта горькая ирония на протяжении всей Нагорной Проповеди.

Главная цитата Нового Завета?: 6 комментариев

  1. спасибо, со второго раза таки понял laugh о чем речь (Бог уже дал все материалы «букварям» для изучения и уточнения и все-равно не видят unknw )

  2. Тысячи , десятки ,сотни и сотни тысяч идут за буквой! Учат все наизусть . Я никогда не говорил , что библию не нужно читать . но всегда говорил ,что без Духа это не только бесполезно , но и вредно очень . И опасно!! Спасибо Алексей!

  3. А я всё пытаюсь заслужить. Торможу себя, говорю, что это не возможно и опять пытаюсь.

Добавить комментарий для Алексей Подольский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.