Проявляй милосердие тайно.

думаюВот у меня странная натура. Когда я еще до конца чего-либо не понял, мне интересно об этом писать. Потому что это помогает сформулировать мысль, осознать ее, пощупать. А когда уже все встало на свои места, и мысль сформулирована, наступает некая апатия. Интерес пропадает, а просто описывать идею не хочется. Однако я точно знаю, что нужно закончить, чтобы всем, кто заинтересован в ответе, стало окончательно ясно так же, как и для меня. Поэтому приходится заставлять себя, где-то даже перешагивать через это «не хочу». Есть стимул. Кто-то еще не понял, но хочет. Для них и пишу.

Итак. К Иисусу в качестве Его учеников пришло много людей. Они собрались вокруг него на Елеонской горе и ожидают, что Иисус сейчас будет открывать им тайны Царства Божьего. Но пришли они с определенным мировоззрением. Они уже составили некую картину мира для себя. И, как это обычно бывает, люди желают  нового, но не желают менять свою жизнь. Они хотят, чтобы это новое, оставаясь новым, не требовало ничего нового от них самих. Но сложность всегда в том, что это новое открывается только тогда, когда ты поменяешь свою точку зрения. То есть поднимешь свою пятую… … опору и переместишь ее туда, где ты не был. Хотя бы для того, чтобы проверить, может вид оттуда лучше. Если нет, всегда можно вернуться.

Работая с видеокамерой часто замечаю операторов, которые не любят двигаться. Они занимают одно место и счастливы в своем комфорте. Все, на что они готовы, это смена крупности. Но кино с таким подходом получается крайне скучным. Чтобы делать что-то более интересное, нужно двигаться. Мы так созданы. Если не движемся, мышцы атрофируются за ненадобностью, организм дряхлеет и умирает. Кто-то когда-то сказал, движение, это жизнь. Точно так же можно сказать и о исследовании Писания. Тот, кто не боится менять точку зрения, увидит больше. А «верный учениям отцов» способен лишь осуждать первых и мнить себя блюстителем традиций.

Но простите, я что-то углубился в размышления не связанные, на первый взгляд, с нашей темой. Но это лишь, кажется, что они не связаны. Вокруг Иисуса собрались ребята, привыкшие к определенному образу мышления. Они с молоком матери впитали свой подход к Писанию. Если они чего-то и ждут от Учителя, то это определенно должно соответствовать главной линии партии, т.е. их восприятию Писания. И вот, вместо ожидаемого Иисус вдруг берет эту хрустальную вазу их жизненного самосознания и восприятия Закона и бьет ее оземь. И вот апостолы ошарашенно смотрят на разлетающиеся осколки их, казалось бы, твердого основания, и еще не могут даже осознать, что произошло. А Иисус достает из «широких штанин» следующие вазы и фужеры и с тем же рвением отправляет их вслед за первой. И лишь в воздухе висит фраза Иисуса о том, что все это Он делает, чтобы исполнить Закон.

-Хотите исполнить Закон? – спрашивает Он – тогда вы должны быть совершенны, как Тот, кого вы называете своим Отцом Небесным.
-Хотите заработать Царство? Пожалуйста! Но для этого вы должны…

И дальше идет длинный список неожиданных требований, которые никто не способен выполнить так, как нужно. И ведь только такой человек, человек, который способен исполнить все из Закона так, как этот Закон требует, способен СТАТЬ (не родиться) Сыном Божьим. Но ведь они уже называют себя детьми своего Отца Небесного. А раз вы уже (!) называете Его своим Отцом Небесным, то должны поступать как «ваш Отец Небесный», вы должны быть совершенны как «Отец ваш Небесный». И как сыны «отца Вашего Небесного»…

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Матф.6:1-4)

Прежде чем рассматривать это место Писания, нужно уточнить пару деталей. Самое первое – это слово, которое нам переведено как «милостыня». Это слово действительно можно так перевести с древнего греческого языка, однако это значение является переносным, второстепенным. То есть, если я использую это слово в качестве перевода, я должен признать, что выражение является ироничным или аллегоричным. Либо, либо. Если же я должен признать этот текст серьезным, что, в прочем не отменяет возможность иронии и аллегории, я должен опереть свое понимание на основном значении слова, исключив переносное. Кстати, чуть не забыл, переносное значение слова возможно только во втором стихе, а слово из первого стиха, такого варианта не имеет.  Вот значение слова из первого стиха (милостыни):

  • Справедливость, законность, праведность (Геродот, Платон, Аристотель)
  • Правосудие, судопроизводство (Платон)
  • Благодеяние (Новый Завет).

Как вы понимаете, третий элемент я обязан исключить, потому что это уже результат работы переводчиков Нового Завета. То есть, они не поняли, как связать первые два значения с тем, что они читают, и сочинили свое, сославшись на синоним из второго стиха. Но исследование на то и исследование, что предыдущее понимание чего-либо ставит под критическое сомнение, иначе никакого исследования не будет. Итак, каждый раз, когда вы в словаре находите значение, помеченное так «NT», призываю его игнорировать. Это работа тех исследователей, которые все христианство ввело в заблуждение и полное отсутствие Божьей реальности в церкви Христовой.

Так вот, вычеркнув третий элемент значения слова мы получаем совокупность первых двух: справедливость, законность, праведность и правосудие с судопроизводством. Давайте назовем эту совокупность чем-то более понятным для современного человека. Например – правильностью. Сегодня многие используют это слово, называя какого-либо человека правильным. Они говорят: «Это правильный мужик».  По сути это и означает библейское слово «праведник».  Но и этого недостаточно. Все же в этом слове есть элемент суда. То есть, получаем правильного человека с правом о чем-либо или о ком-либо судить. Получаем что-то вроде «правильного человека, чей суд будет справедлив». Я даже теряюсь, какое значение здесь можно предложить. Пусть будет «правосудие». Во как! Предлагайте свои варианты.

Во втором стихе, слово, переведенное нам как «милостыня», как уже выше сказал, свое значение взяло из переносного варианта, а реальное значение является совокупностью двух элементов: сострадание и милосердие. Где милостыня (читай подаяние), а где сострадание с милосердием? Чувствуете разницу между главным значением и переносным?

Итак, в первом и втором стихах стоят совершенно разные слова. В первом, слово, которое мы назвали «правосудие», а во втором «сострадание». Вы видите? Иисус в своих словах использовал два противоположных слова, а не одно. Речь не о подаянии, речь о суде и милости, о Законе и благодати. И еще одна заметка по поводу слова «милостыня». И в третьем стихе и в четвертом речь идет о милости, сострадании. То есть, о благодати. Кстати, это очень символично. Против одного слова о суде, Иисус ставит три слова о милости. Подумайте над этим.

На что еще нужно обратить внимание? На слово, которое переводчики перевели нам как «Смотрите». Оно стоит в самом начале первого стиха. Это слово тоже не простое. Давайте махнем хвостиком и разобьем это золотое яичко. Вот элементы значения этого слова:

  1. Приставлять, придвигать, прикладывать – Плутарх, Эсхил.
  2. Приводить, причаливать – Геродот, Софокл (какая надобность привела тебя (сюда)?);
  3. Обращать, поворачивать – Эврипид, Ксенофонт, Аристофан, Аристотель (обращать внимание на кого(что)-либо, уделять внимание кому(чему)-либо); Платон ( углубившись в свои мысли); Платон (следя за тем, чтобы не ускользнула (от нас) справедливость); Фукидид (прилагая усилия к тому, чтобы мне точно узнать что-либо);
  4. Обращать внимание, прилагать старание – Демосфен, Секст, Ксенофонт (самоуглубление, размышление);
  5. Целиком посвящать себя, быть поглощённым – Аристофан, Фукидид, Геродот (воевать с неослабевающим рвением); Аристотель, Плутарх (быть привязанным (преданным) к кому-либо);
  6. Присоединять – Платон, Аристофан (присосавшийся, словно устрица к столбу), Эврипид (быть привязанным), Фукидид (быть причастным к преступлению);

Во всех этих элементах наружу выходит некое присоединение, прикрепление к чему-либо как телесно, так и эмоционально. Вообще речь о преданности, посвящении, пристальном внимании.

Так чего же требует Иисус от тех, кто хочет своими силами заслужить, заработать Царство Божье? Он требует всецелого посвящения тому, чтобы творить суд, оставаясь невидимым. Это как? А вот так. Все, что ты делаешь правильного, законного, истинного, должно оставаться незамеченным людьми.  Другими словами, если бы кого-либо спросили, что ты скажешь о тебе, он должен остаться в недоумении, и сказать: «Да какой-то он мутный, никогда никому не сделал добра». Но при этом, в реальности все должно быть  ровно наоборот. Ты как Тимур с его командой, должен быть всегда впереди всех, и всегда быть в тени. Но даже Тимуру не удавалось быть незамеченным.

Еще веселее, когда ты проявляешь милосердие, сострадание. Это вообще должно быть без рассуждений, без головы. Выражение «левая рука не знает, что делает правая» не имеет никакого отношения к подаянию. Это переводчики так поняли. Однако, это выражение означает лишь совершенно бездумное действие. В русском языке это выражение звучало бы  как «без царя в голове», или просто «без мозгов». Ты должен быть таким, что милосердие и есть твой мозг. Только такой человек, по мнению Иисуса, может «СТАТЬ» (!!!) сыном Божьим. Если вы верите, что речь о подаянии, это ваше право.

Что еще? Ах да, как и раньше, обращаю внимание на следующие фразы:

… они уже получают награду свою.
(Матф.6:2б)

и

… и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Матф.6:4б)

В первой цитате, слово «награда», это перевод слова, совокупность значений которого означает не что иное, как зарплату. А во второй цитате – отдача, плата, возврат, выдача зарплаты. На самом деле слова «награда» и «воздаст» очень близки к этим значениям, просто мы привыкли уже в своем религиозном восприятии думать о них как о благодати. И это нас, почему-то, совсем не смущает.

Ну, и наконец, прежде чем подвести общий итог, снова обращаю внимание на выражение «Отец твой».

… от Отца вашего Небесного.
(Матф.6:1б)

… и Отец твой,… .
(Матф.6:4б)

До сих пор Иисус ни разу не сказал: «Отец наш». И здесь явное отстранение от их мнения. Это не значит, что Иисус говорит о другом отце. Но факт, что речь идет об Отце, которого они считают своим. Это они так думают, что Его Отец, это их Отец. Поэтому он этим способом как бы отстраняется от их мнения.

Итак, если бы Его ученики действительно были бы Сынами Божьими, то все это они делали бы естественным образом. Но никто из людей не способен так жить и так исполнять Закон. Поэтому их самомнение – не более чем заблуждение. И пока они этого не осознают, учение Иисуса не дастся им. Они должны осознать, что не могут заслужить награду от Отца. Они должны бросить эти попытки, выкинуть их из головы и с чистым взором обратиться к тому, что предложит настоящий Сын Божий. Который является единственным из рожденных от Бога. Но, как мы понимаем, Иисус на этом не заканчивает свои «издевательства» над учениками. Он должен не просто побить их религиозность, Он должен уничтожить все ее корешки. И поэтому Он продолжает. Но об этом в следующий раз.

Проявляй милосердие тайно.: 5 комментариев

  1. Получается Иисус подводил учеников к истинному смыслу заповедей и к тому, что без рождения свыше, человек не сможет их исполнять, так как является плотским. А, родившись свыше, человек может легко делать всё, о чем сказал Иисус, в том числе и быть «невидимым Тимуровцем» и на женщину не смотреть с вожделением и т.д.? Но если так сказать, например, вожделение ещё находится внутри, и ты продолжаешь грешить в сердце, то это сигнал того, что ты ещё не рождён по настоящему свыше?

        • Ты же понимаешь, есть масса моментов, на которые нужно обращать внимание и тратить время на объяснения. А это реально целая большая тема и в рамках комментариев это не оправданно.

        • Кроме того, я уже обо всем это писал.

Добавить комментарий для Алексей Подольский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.