Чей? Чей Отец?

Это восьмая беседа на тему глобального переосмысления Нагорной Проповеди. Вспоминаем.
Иисус открыл свою первую встречу со Своими учениками. И провел Он ее на Елеонской горе. Кроме того, это первое «занятие» было, так сказать, «при закрытых дверях». То есть, все, кто  не должен был услышать этого, остались у подножия горы. Были только ученики.

Сначала Иисус с восторгом сообщает ученикам, что Он сделает через них. Что теперь, благодаря ученикам всякий, кто плачет, будет утешен, всякий слабый духом, получит опору, тот, кто ждет справедливости, получит справедливость.  Но чтобы это все сбылось, надо кое-что усвоить. И первое, это отношение к Закону и учению, которому они обучены в своих синагогах. Ожидая, что Его слова вероятнее всего воспримут как хулу на Бога, как учение о нарушении Закона, Иисус поспешил сразу оговориться, указав, что Его цель совсем иная. Не нарушить, но исполнить. Но все, чему будет Иисус учить, столь важно, что Земля существует лишь потому, что ожидает появления этих учеников. Они являются главной причиной ее существования, ее солью.

И все, что Учитель говорит после этого можно обобщить как обличение синагогального образования. Потому как раввины учат тому, что является сильно заниженной планкой, компромиссом между грехом и истиной. И это настоящее требование Закона Иисус начинает со слов: «А я говорю вам…». И в этой фразе звучит и горечь и болезненная ирония, даже сарказм. Он бросает вызов тем, кто говорит, что исполняет Закон, указывая на их сильное заблуждение, потому что Закон, в том виде, как ему учат, совсем не соответствует тому, что в него было вложено изначально. И если человек понимает это, очевидно, что он должен прийти к одному единственному выводу. Закон невозможно исполнить, и «проклят всякий опирающийся на него».

Он показал это на примере нескольких утверждений, на которые опираются такие люди. Они думают, что праведны, а их праведность, как оказалось, это всего лишь грязная затасканная дерюга. И ходят они, кичась своей праведностью, как тот голый король, в известной сказке Г. Х. Андерсена. И не просто гордятся своим отсутствующим платьем, но и сравнивают свое несуществующее платье с пусть и не самой красивой, но все же, настоящей одеждой окружающих, и учат, обличают, наставляют других.

Поэтому слова Иисуса как удары. Такие голые короли одурманили Божий народ и увели от Бога. Они достойны этих ударов. Иисус их не жалеет. Он не жалеет даже своих учеников. Они должны увидеть, что обнажены, что обмануты и никогда больше не верить горе портным.

Мы остановились на полпути. Иисус все больше расходится и тут произносит несколько фраз, которыми, как я полагаю, воспользовался древний змей, чтобы обмануть, обольстить, если возможно и избранных. Что, по всей вероятности, ему удалось. Итак, читаем. Думаю, под этим углом вы еще никогда эти слова не читали, а зря. Я, тоже не читал.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Матф.5:43-48)

Прежде чем пояснять суть, о которой вы уже, полагаю, догадываетесь, позволю себе несколько отступлений.  Сейчас я обращаюсь в основном к пятидесятникам, харизматам, баптистам и т.д. Почему? Потому что все эти братья верят в важную доктрину, которая, можно сказать, является главным инструментом всех протестантов против козней дьявольских. Я говорю о благодати. То есть, мы свое спасение получаем не по делам, но по милости. В это верят все, думаю, протестанты, и протестанты призваны читать Писание под этим углом. Удивляет одно, почему, твердо опираясь на это утверждение, мы все еще продолжаем не замечать очевидных вещей. Итак, вот о чем я говорю.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
(Матф.5:46)

Все мы читали эту строку множество раз. Многие из нас знают ее наизусть. Но кто из вас задавал себе вопрос, какая связь между наградой и благодатью?

3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
(Рим.4:3-7)

Итак, это один из примеров того, во что верили апостолы. В данном случае апостол Павел. Итак, либо по делам, либо по милости, либо награда, либо дар. Так о чем же говорит Иисус на горе Елеонской своим ученикам, когда сообщает, что те, кто любит только любящих их, не получат НАГРАДЫ? Одно это место уже должно было нас напрячь. Но нет, мы продолжаем самозабвенно читать святые слова, даже не подозревая истинного их смысла. Ведь, если это и есть учение Иисуса, то есть, если именно этого требует от учеников Спаситель, то, как минимум, апостол Павел неправ. Ведь тогда, мы должны признать, что Царство Божье дается только в награду, а никак не по милости.

Следующее,  на что уж точно никогда никто не обращает внимание, так это как Иисус называет здесь Того, чей Закон евреи пытаются исполнить. Да что, евреи, все современные христиане, получили сегодня свободу от Закона, чтобы напялить на себя еще более жесткий закон. И не надо смеяться над глупостями субботних вещей в Израиле, вот у нас тут бревно похлеще. Извините, отвлекся немного. Итак, смотрите, что говорит Иисус.

да будете сынами Отца вашего Небесного, ….
(Матф.5:45)

Скорее всего вы скажете, что здесь нет ничего такого. Что здесь особенного, если Иисус назвал Своего Отца их Отцом? Действительно, ничего особенного. Или нет? Подождите, а что в греческом тексте? А тут, как оказывается, чьи-то уши. Оказывается, мы проморгали еще нечто! Столь привычная фраза «да будете», которая переведена верно, нами не просчитывается, не замечается, потому что в русском языке может означать несколько вещей. И самое обычное понимание этой фразы в наше время такое:  вы уже есть и будете. Т.е. вы уже сыны, но чтобы продолжать оставаться сынами надо, и дальше по тексту.

Однако в греческом тексте здесь не так. На самом деле здесь стоит странное слово, которое имеет следующие значения: быть, становиться, рождаться, происходить, совершаться, наступать, приходить. Думаю, не нужно долго объяснять, что на самом деле это значит. Просто не забываем, что древний греческий язык, это не язык разных значений одного слова, а язык одного единственного значения для каждого слова, описанного с разных сторон. Т.е. называя один из переводов, мы с обязательностью имеем в виду и все остальные.

Таким образом, Иисус говорит следующее: «Чтобы стать сынами Отца…». Вот это да! Чтобы стать сыном Бога нужно вести себя так, что фарисеи позавидуют? Тогда как может спастись тот, кто как Павел, гнал христиан? Никак! Если Иисус требует от нас такого поведения без оговорки, то все наше Христианство накрылось медным тазом. И все, что мы делаем в церкви, пустая игра в бирюльки. Потому что, на самом деле, ни о какой милости речи не идет. Вы же сами прочли, что сыном Бога можно стать только тогда, когда ты… что у нас там? Ах да:

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
(Матф.5:44)

Мы всегда эти слова слышали завернутыми в одеяло милости. Нам говорили, Иисус нас спас по благодати, через веру, мы не заслужили этого. Он сделал нас детьми Богу. И вдруг, бац и вторая смена! Теперь, чтобы совершать свое спасение мы должны любить врагов, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих нас и гонящих нас. А мы даже не задумываясь тут же начинаем реализовывать эти требования. Ведь да же! Нас спасли по милости, а теперь надо доказать, что не зря! А то ведь Иисус возьмет и передумает. И… и что? Мы стали детьми и.…  Чтобы мы перестали быть детьми, нас убить надо? Короче, если все это так, то жуть жуткая, спасайся, кто может.

Но, если мы читаем так, как уже начали читать текст в этих беседах, то открывается иной смысл. Но, я поторопился, замечу еще кое-что. Это самый конец пятой главы.

Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Матф.5:48)

Как думаете, здесь все нормально? Вы, вообще, можете быть совершенными как Бог? Вы, надеюсь, помните, что все это Иисус говорит тем, кто по традиции протестантской еще не рожден свыше. Ведь «на них не было еще Духа Святого». Итак, может ли не рожденный стать сыном, и совершенным как отец? Я не ошибся с размером первой буквы. Я повторю иначе. Может ли ребенок, которого еще не родили, стать сыном, не родившись, и при этом быть таким совершенным, т.е. взрослым, мудрым, рассудительным, все понимающим и т.д., как его отец?

Слово «будьте» в греческом языке стоит в будущем времени. И совсем упрощенно звучит так: «стань совершенным как Бог». И все хором сказали: «Да, конечно! В чем проблема! Прямо ЩАС!».

Так вот, если все это уже сейчас звучит странно, и не верится, что Иисус мог такому учить, то надо понимать, что смысл во все эти слова вкладывался какой-то иной. И тут, мы читаем в том же ключе, как уже начали. Как и прежде Иисус говорит:

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
(Матф.5:43)

И мы уже знаем, что это отсылка к тем учениям, что евреи слышали из уст своих раввинов. То есть все уважаемые книжные люди учат так: «Чтобы исполнить Закон люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Вот так все просто. Действительно, чего тут сложного, все обычно. Так поступают все, даже язычники, на что и указал чуть позже Иисус. Иисус возмущен этим учением, и говорит как на самом деле раввины должны были учить. Что в действительности требует Закон, который, если ты не выполнишь, не получишь никакой награды:

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
(Матф.5:44)

Вы же понимаете, что речь не о том, что, поскорбев немного, полюби врага. У нас же так проповедуется. Если у тебя есть враг, ты напрягись, прости его, перешагни через себя, наступи себе на глотку и полюби его. В действительности, некоторым единицам, возможно, удается даже полюбить врага. Но в своем большинстве, речь идет совсем не о той любви, что говорит Иисус. Это не та любовь, которая выражается сквозь стиснутые зубы. Это не натянутая улыбка. Это смех сквозь слезы. Это не то, когда я говорю «да», но внутри меня все сжимается. Почему нет? Потому что в сравнение Иисус ставит Бога. Потому что полюбить надо ни как иначе, как Сам Бог. И если ты так не любишь, ты уже нарушил весь Закон.

Однако, если ты исполняешь этот Закон так, как нужно. То есть на любого своего врага ты смотришь так, как Отец смотрит на своего сына. К любому проклинающему тебя ты исполнен нежности, а как только кто-то возненавидел тебя, твоя рука тут же тянется к какому-то доброму делу в помощь этому несчастному. И когда тебя бьют, гонят, твоих детей обижают и т.д., у тебя не возникает никакой иной мысли, кроме как, попросить у Бога этому человеку еще больше благодати. То да, ты СТАЛ СЫНОМ БОЖЬИМ. Не знаю как. Не рождаясь. Просто бац! И вот, ты уже сын. Ты не родился, ты СТАЛ.

И во всем этом ключе становится понятно следующее. В данном конкретном разговоре со своими учениками Иисус назвал Бога Отцом вашим неспроста. Еще раз повторюсь. Именно в данном конкретном разговоре Иисус умышленно отделил Своего Отца как Отца их, чтобы удар был больнее.

Это ни что иное, как хлесткая издевка. Это они решили, что Он уже их Отец. Именно от того, что они называли Бога своим Отцом, Иисус, как бы цитирует их. Он повторяет их фразу. И они это прекрасно замечают. Это так же, как мы говорим что-то вроде: «Ну! Ты же говорил – я сделаю! Ну что? Сделал?». Они везде называют Бога своим Отцом. Если Он их Отец, то от них ожидаются поступки Отца. Разве не это же самое говорил Иисус фарисеям? Только в еще более жесткой форме.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
(Иоан.8:42-44)

И вот, перед Иисусом ученики. Иисус не хочет их оттолкнуть, но и не хочет оставить спящими. Поэтому Он хлещет их по щекам, дабы они проснулись, отрезвели и спросили себя, разве это не правда?

Итак, стань совершенным, если твой Отец – Бог. А если не можешь, то дождись того, что предложит Иисус. Вот послание Учителя на горе Елеонской на момент нашего прочтения.

До встречи.

Чей? Чей Отец?: 4 комментария

Добавить комментарий для Алексей Подольский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.