Вы-соль земли

думаюЭто уже третья наша беседа. Перед этим мы посмотрели немного на так называемые Заповеди Блаженства и, возможно, кто-то из нас убедился, что это совсем не заповеди. Это предвкушение результата Христовой работы на Земле. Потому что все эти «блаженства» на землю низведут Его ученики. Именно по этой причине эти самые ученики имеют огромный вес, великую цену. Иисус сравнивает их даже с пророками Ветхого Завета. Им обещана великая награда.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.
13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
(Матф.5:11-16)

И первая оценка Иисуса, это всем известное выражение, которое звучит так: «Вы – соль земли».  Вопреки всеобщему (среди протестантов) убеждению, что солью земли являются все верующие в Иисуса, вынужден сказать, что это оценочное заявление относится исключительно к тем, кто не просто верит, но избран Иисусом для того, чтобы стать Его представителем на земле. Причем полноценным представителем.

Ни о каких характеристиках поваренной соли здесь речи не идет. Это выражение ничего иного не означает, кроме того, что ученики Иисуса являются единственной ценностью Земли, ее причиной существования. То есть только из-за этих ребят Земля еще существует, а не уничтожена очередными всемирными катаклизмами. Даже в современном языке есть такое выражение, когда кто-то понимает суть чего-либо, он так и говорит: «Вот в чем соль!». Речь е о солености, а о причине, о том, что является самым главным. Он буквально заявил, что ученики, которые приступили к нему на горе, являются самым главным для этого Мира, самым важным и единственной причиной существования Земли.

Обычно сбивает с толку следующее выражение, где «соль потеряет силу». Иисус так и говорит:

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
(Матф.5:13)

Наша проблема в том, что мы думаем о соли больше, чем о земле. И еще нас сбивает с толку то, что если что-то бросают на землю, то это, что угодно, только не земля.  Эту злую шутку подбрасывает нам мозг, который научен уже определенным парадигмам мышления. Но давайте еще раз внимательно прочтем слова Иисуса:

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
(Матф.5:13)

Как мы уже выяснили выше, речь наша на самом деле не о соли, а о том, что причина существования Земли заключена в соли, т.е. в учениках Иисуса. То есть, главное, о чем речь – это то, что Земля имеет ценность только в соли. Если убрать эту ценность, то и ценность Земли мгновенно обращается к нулю.  Вот об этом и речь. Итак, Иисус говорит, что ученики – это соль или суть Земли. Если же соль, т.е. причина существования Земли потеряет свою силу, то «она», т.е. не соль, а Земля, уже не имеет силы, т.е. ценности. И чем можно вернуть ей эту ценность? Ничем. Такая Земля (планета или место населения людей) «ни к чему негодна, как разве»… И тут Иисус использует уничижительное выражение. Земля до такой степени становится негодной, что ее цена – это цена любого мусора, который выбрасывают на землю «на попрание людям».

Другими словами, если у планеты Земли или у Земли, как места жизни людей не будет учеников Иисуса, то Земля больше никому не будет нужна. Иначе говоря, Бог только потому еще «терпит» эту Землю, что на ней еще могут быть ученики Иисуса. Уничтожь возможность появления учеников Иисуса, тут же Бог «выкинет ее вон, на попрание людям».  Она уже будет бесполезна. Иначе говоря, этот мир, пытаясь уничтожить учеников Иисуса, по сути дела, пилит сук, на котором сидит. Давайте еще раз, с новым пониманием попробуем прочесть тот же текст:

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее (Землю) соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
(Матф.5:13)

Понимаете, да? Вот это местоимение «ее» относится не к слову «соль», хот это и кажется на первый взгляд, а к слову «земли». Остальной текст мы понимаем верно.

14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
(Матф.5:14-16)

Весь этот мир, или, иначе говоря, Земля, имеет единственный источник света. И здесь вот что важно понимать. Как ни странно это слышать нам, кто уже много лет верит в Иисуса, но Сам Учитель говорит, что светом этому миру является не Он. И тут, я прямо чувствую, как все напряглись. А кто-то даже взорвался и разбил монитор. Для тех, у кого монитор еще работает, продолжу. Только вытрите слюни с монитора и больше на него не плюйтесь. Иисус не собирается быть светом миру напрямую. Он собирается быть светом миру через своих учеников.

Все, успокоились. Нет? Поясню. Конечно же, Он  — свет. Но Его задача проповедовать 3 года, умереть на кресте и воскреснув, через несколько дней вознестись. А потом, по Его же словам: «Будете искать Меня и не найдете». Почему? Потому что Он еще через несколько дней придет к апостолам и будет ходить по Земле исключительно через них. Или через вас, если вы будете Его апостолом. Иначе говоря, ученики Иисуса, конечно же, не сейчас, но в прицеле на будущее – свет миру.

И будучи таким светом, они, совершенно логично будут у всех на виду. А такое положение всегда соседствует с величайшим неудобством. Что бы ты ни делал, тебя увидят. Ты, буквально «не сможешь укрыться». Ты как город, который стоит на вершине горы. Как не маскируйся, тебя видно. Ты буквально «публичный человек». Но не потому, что рисуешься в СМИ, а потому, что ты, если только Иисус назвал тебя своим, являешься светом этому миру. Для тебя источником света является Иисус, а ты для мира.

Тебя для того и «зажигает» Иисус, чтобы поставить на стол, на подсвечник, а не прятать под койкой в монастыре. А раз это так, то:

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
(Матф.5:16)

И вот в чем здесь наш промах. Нам внушили, что, раз мы свет, то ДОЛЖНЫ СВЕТИТЬ. То есть нам крайне необходимо действовать, действовать и еще раз действовать. Но дорогие, если ты свет, то ты уже НЕ ДОЛЖЕН, ты уже НЕ МОЖЕШЬ НЕ действовать определенным образом. Суть вопроса в том, что свет не может ничего, кроме того, ради чего он зажжен. Если ты зажег свечу, она светит. Свет, чтобы светить. И ни для чего больше свет не нужен. Это «великая» мудрость. Вы знали об этом?

Смотрите, что об этом говорит Спаситель. Он говорит, что соль света заключена в том, чтобы сначала люди что-то увидели, а потом люди что-то сделали. И эта зависимость, эта логика очень проста. Люди должны увидеть… внимание… барабанная дробь… Они должны увидеть ДОБРЫЕ ДЕЛА. Ой!

Вы наверное не очень поняли, о чем я. Я поясню словами из Откровения Иоанна:

1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:
2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
(Откр.2:1-5)

Итак, все христиане знают этот текст. И все знают, что от Ефесской церкви ни осталось НИЧЕГО. То есть Иисус буквально «сдвинул светильник». Но, как же так, ведь Ефесская церковь творила много «добрых дел»!

Смотрите, там и «терпение», там и «труд твой», и «то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал».

Разве не это образец христианской жизни. И не просто христианской жизни, а жизни в подвиге. Однако все это не имеет, как оказалось ровно никакого значения для Иисуса. Во всем этом перечислении даже читается горькая ирония или сарказм.

А чуть выше мы с вами читали, что свет на то и свет, чтобы люди видели и что-то делали. И то, что они должны видеть – это добрые дела. Но вот, чего мы не знаем. Греческое слово, которое в синодальном переводе имеет значение «добрый» несет в себе еще некоторые черты.

Во-первых, это слово говорит о чем-то, что можно видеть снаружи. То есть, видимая часть, или внешняя. Во-вторых, если говорить о внешнем виде, то речь идет о чем-то красивом, прекрасном. О чем-то, и это очень важно, очевидном для других. Под другими, или под людьми в тексте подразумеваются НЕВЕРУЮЩИЕ во Христа люди. А для неверующих во Христа людей совсем не является очевидным что-то из того, что современные христиане считают добрыми делами. Там есть и другие черты. Но этого уже достаточно, чтобы понять, что речь идет не о РЕЛИГИОЗНЫХ делах. Не о проповеди, не о показной святости, не о превознесении себя за счет того, что ты верующих, а он этакая чернь, потому что во Христа не верит. Речь не идет об обнаружении лжепророков, не о «работе ради имени Иисуса».  То есть, когда я показываю, что я работаю для Него, а то ведь не поймут. Речь идет о тех добрых делах, которые любой человек признает за добрые дела.

Иначе говоря, если ты как город на горе или как свеча на столе все время на виду, то твои поступки постоянно обсуждаются, разглядываются под микроскопом и замечаются малейшие промахи в словах и поступках. Речь о человеческих поступках. О верности, о злоречии, обо всем том, что любой человек ненавидит и о том, что каждый уважает или любит.

Именно такие дела Иисус назвал словом, которое у нас переведено как «добрые». Кстати, вот еще некоторые черты этого слова: гармоничная полнота и законченность, стройность, пропорциональность и соразмерность. Здесь речь не только о внешнем виде, но и о поступках. Если поступки, то полноценные, законченные, соразмеренные, пропорциональные.

И вот, когда люди видят такого человека, то они говорят: «Слава Богу». А когда видят других, они спрашивают: «Откуда такие выродки берутся».

Вот что еще хотелось бы сказать. До этого момента Иисус ни сказал ни одного слова о том, что нужно исполнять Закон. Он сказал, что на тебя, если Он сделает тебя Своим учеником, будут смотреть все. И, если ты хочешь, чтобы эти люди славили Бога, подумай о своем поведении. Понимаете? Не потому подумай, что если ты не исполняешь Закон, то пойдешь в ад, а потому, что если ты ведешь себя недостойно, то люди вокруг делают что-то противоположное прославлению Бога.

До встречи.

Вы-соль земли: 10 комментариев

  1. По логике как раз соль выкидывают на попрание (топтание) людям, земля как то не очень подходит.

  2. «ВооПше»-когда я читаю солидные коменты солидных Бого-словов…..теряюсь…такая их «научность»не вмещается в моем мозгу-хочется эту «ерунду»(изучения Бого-словия)бросить и начать думать собственной головой чтоб лично понять тот стих или главу Писания….Вот вы тут примерно так и делаете-отходите от научности Бого-словов и…вот и я ловлю себя на мысли что и я сам,после некоторого чесания своего затылка именно это открываю! Поистине, не надо делать из простых Истин евангелия запутанных» научных» теорий! аУверен, Сам Бог,Сам Дух каждому из нас говорит то что мы можем понять и усвоить и что лучший толкователь тебе, если прилежно будешь изучать Писание ,будет твоя собственная голова! А каких-то фактов можно поискать в солидных «фолиантах»или в инете.

  3. Алексей из текста не очень понятно свечу зажгли и она выполняет свою функцию а с христианами они должны делать или всетаки оно само будет происходить потому что по другому уже не сможем.

  4. Слава Господу! Как всегда «нетрадиционной» взгляд, расширяющий мозги и «веселящий» законников smile

Добавить комментарий для Алексей Подольский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.