Та глава, где нет ничего нового.

думаюЭту часть разбора текста я так назвал потому, что именно здесь ничего отличного от того, что я говорил в предыдущем разборе, нет. Здесь все так же. Но, для полноты картины, все же, еще раз нужно пройти по этой теме. Иначе разбор текста Нагорной проповеди будет неполноценным. Итак, наша тема сегодня, это «Заповеди блаженства». 

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
(Матф.5:2-11)

Остановимся пока на этих 11 стихах. Повторяю, все это я уже говорил раньше. Здесь лишь дублирую. Стандартная ошибка в прочтении этих одиннадцати стихов, это оценка их в качестве заповедей. Поэтому их так и прозвали в религиозной среде – «Заповеди блаженства». Обычно это подается как правила, которые сделают вас «блаженными». Иначе говоря, если хочешь быть блаженным, то надо быть «нищим духом», плакать и т.д..

Сразу оговорюсь. Слово «блаженный» здесь не имеет никакого отношения к тем, кого на Руси называли блаженными. При этом слове обычно вспоминается один такой блаженный из известного произведения, который на площади просил копеечку. На самом деле, что и подтверждает греческий текст, слово «блаженный» означает то же самое, или почти то же самое, что современное слово «счастливый».

Такое понимание текста крайне важно для пастырей «стригущих овец».  Но Иисус не это имел в виду. Прежде всего, нужно обратить внимание не на слово «блаженны», а на то, к кому именно идет обращение. О ком речь? Если внимательно посмотреть на текст, хоть это и лежит на поверхности, то можно заметить целых два «адресата». Первый адресат, это, так называемые «они». Смотрите. В третьем и десятом стихах: «…ибо ИХ есть…». С четвертого по девятый: «…ибо ОНИ…». И все бы ничего. Можно было бы сказать, что Иисус говорит в третьем лице обо всех, в том числе и об апостолах. Если бы не стих номер одиннадцать. Здесь Учитель резко меняет адресат с «ОНИ» на «ВЫ».

Возможно, кто-то возразит: «А вот, у Луки, все сказано во втором лице». Но обратите внимание, было ли это учение частью Нагорной Проповеди? Ведь то, что мы называем Нагорной Проповедью, проходило «при закрытых дверях». Перед Учителем были ТОЛЬКО ученики. Никого лишнего. А у Луки ситуация иная. Это другое место и другое время. Здесь Иисус говорит для всех, только «очи поднял на учеников». Уже это должно насторожить читателя. Я уже не говорю о том, что Евангелие от Матфея было написано между 41 и 55м годами, а Евангелие от Луки не ранее 70-го года, а если точнее по одним данным между 70-80 годами, а по другим между 80-100годами. То есть, самое возможно короткое расстояние между этими текстами – 20 лет! То есть от 20 – до 60 лет разница! Кроме того, у Луки вся Нагорная Проповедь, которая совсем не нагорная и не проповедь, занимает несколько стихов, а у Матфея 3 главы. И, наконец, обращение «вы» к народу, где стоят и ученики и апостолы, совершенно оправдано. Потому что для апостолов в укромном месте Он уже все отдельно изложил. Так что, вернемся к Матфею.

Итак, у Матфея есть два совершенно четких адреса. Это «они» и «вы». Кто такие «вы», думаю понятно. Это те, кто сидит прямо сейчас перед Учителем и к кому обращена сама речь Учителя. А «они», это те, кого сейчас с ними рядом нет. То есть те, кто остался у подножия горы. Или, как иначе их назвал Матфей в первом стихе – народ.

Так вот. Все, что касается стихов с третьего по десятый, адресовано к «ним», т.е. к тем, кого прямо там, на горе нет. И лишь с одиннадцатого стиха сказанное относится к апостолам напрямую. Но тогда зачем вся эта терада? Ну и спустился бы и сказал бы это тем, кто остался у горы. Но ведь Он потом и спустился и сказал. И это есть уже у Луки. Зачем же все это говорится апостолам?

Все очень просто. Это первая, так сказать, вступительная речь «профессора» Иисуса перед «студентами» будущими апостолами. С самого начала Иисус восторженно  делится с учениками будущим. Тем будущим, которое будет благодаря участию именно этих «студентов». Когда Иисус закончит свою «школу», то Его выпускники сделают всех этих людей «блаженными». То есть, если ты слаб духом или, если по тексту, нищий духом, или как мы еще говорим, малодушный, нерешительный, то Царство Божье (Небесное) встанет тебе в помощь. Через кого оно станет помогать малодушным или слабохарактерным, через выпускников Мессианской школы под руководством Учителя Иисуса.

Те, кто сегодня плачет, потому что некому встать на его защиту, на защиту его интересов, перестанет плакать, потому что под свою опеку его возьмет служитель Царства Божьего – апостол. Он был несчастен, теперь, через дела апостолов, он будет счастлив или блажен.

Кто сегодня больше всего получает тумаков? На ком сегодня сильные мира сего катаются? На чьей шее сидят? На шее «кротких». Именно эти кроткие пашут, вкалывают в поте лица, возделывают землю. И вот, теперь открылась величайшая школа Христа, выпускники которой отдадут «землю крестьянам, а фабрики рабочим». Я не просто так процитировал слова коммунистов. Они знали, что говорили.  Так вот, апостолы, не коммунисты. Они представители Царя царей и Господа господ.  Именно они должны будут, с позиции времени произнесения речи, восстановить справедливость.

Люди, которые так жаждут правды, которые кричат от вечной несправедливости и лжи вокруг, и кого никто не слушает, а если слушает, то открыто на поддерживает. Все эти люди должны получить опору через дела все тех же выпускников Божьей академии.

Читая так называемые Заповеди Блаженства буквально можно видеть нескрываемый восторг Иисуса. Он в предвкушении. Что же теперь будет!!! Он буквально кричит свое: «Наконец-то!». Это даже не мы дождались Его прихода. Это Он дождался исполнения воли Отца в апостолах. Мы не погрешим, если перед каждым его «блаженны» поставим фразу «наконец-то будут».

Наконец-то будут счастливы милостивые. То есть те, которые всех прощают, которые ко всем снисходят. Ведь к ним почти никто и никогда не снисходит так. И это тоже не справедливо. Такими людьми просто пользуются люди нечистые на руку. Они ими манипулируют. Но вот, теперь наконец-то открыта школа Спасителя, и выпускники наведут порядок. И те, кто милостив, получи свою награду от Царства Божьего (Небесного).

Наконец-то те, кто чисты сердцем, смогут увидеть Бога, увидеть Того, на кого полагались всю свою жизнь. Те, кто всегда стремится всех помирить (слово состоит из двух греческих слов, мир или покой, умиротворенность  и какой-нибудь. То есть люди, которые хотят мира на любых условиях. Хоть какой-нибудь мир. Плохой мир лучше хорошей ссоры. То есть речь не идет о каких-то принципиальных или сильных людях. Нет, речь идет о тех, кого нужно защищать, на чью сторону надо вставать, кого опекать. И вот все эти люди поучат помощь, опеку и защиту от выпускников Небесного Университета. И, кстати, они не станут детьми Божьими. Они будут ими лишь называться. То есть к ним будет почет, тогда как на время речи Иисуса к таким людям лишь пренебрежение.

Если же говорить о сильных, то говорить о тех, кто был изгнан, кто пострадал. То есть снова оказался в разряде пострадавших. Я имею в виду десятый стих, где сказано о изгнанных за правду. Все эти не тогда блаженны, когда они плачут или изгоняют их или катаются на их шее свесив ножки. Они блаженны тогда, когда происходит вторая часть, которая в тексте начинается со слова «ибо», на современном русском «потому что». И вот это «потому что» произойдет благодаря выпускникам небесного Гарварда.

Но все сказанное, об этих людях не относится к апостолам. Потому что именно они должны все это сделать. Это они должны встать на защиту, покрыть опекой, накормить, напоить, утереть слезу. И всему этому Иисус их научит. Но неужели они останутся без своего «блаженства»? Конечно же нет. Иисус в одиннадцатом стихе говорит и о них. И блаженство апостолов заключается в той награде, которая приготовлена для них Небом. Если они будут помнить об этой награде, то и трудности будут встречать с пониманием и гарантией. А это уже совсем другое переживание опасности.

И, прежде чем закончить на сегодня, сразу хочу указать на крайне важное замечание, которое сделал Иисус:

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.
(Матф.5:10-12)

На самом деле по всему тексту я уже высказался, но обращаю внимание на выражение «за Меня». Смотрите, Иисус говорит, не за Бога, не за Закон. Он говорит: «…за Меня». Этим самым он сразу ставит Себя на определенное положение. И усугубляет это следующей фразой. Где, как оказывается, пророки, те, что были в Ветхом Завете, были гонимы так же не за правду, не за то, что они говорили слово Божье в глаза, а «ЗА МЕНЯ». Он, фактически заявил только что, что все пророки, которые были до этого дня, т.е. Ветхозаветные, пострадали именно из-за Иисуса. И потому получили великую награду. Здесь впервые перед своими учениками Он как бы вскользь расставил акценты. Похоже, все Его учение будет сведено к Нему, как к личности.

Но все это, как я уже сказал выше, было уже озвучено раньше. Здесь же я просто повторил все сказанное, чтобы не нарушить целостность одной монолитной речи. Речи нацеленной на одну и только одну цель. И эта цель – главенство Иисуса как реальной Личности во всей этой истории. Превосходство этой Личности над всем, что они до этого знали и понимали.

До встречи.

Та глава, где нет ничего нового.: 4 комментария

  1. Меня в этой части проповеди привлекает и несколько смущает именно понятие счастья. Что вкладывает Иисус в эти слова? Ты тут правильно подмечаешь, что когда Он говорит, Он отдельно говорит об учениках, отдельно — об остальных евреях. Но вот обетования меня несколько смущают.
    Их есть Царство Небесное, они утешатся, они наследуют землю, они насытятся, они помилованы будут, они Бога узрят, они будут наречены сынами Божиими, их есть Царство Небесное.
    Это же вроде нормальное ожидание нормального еврея. Особенно когда речь идёт про «утешатся, насытятся, помилованы будут» — возникает стойкая ассоциация — как же мало надо еврею для счастья. Вспоминается место из Иоанна когда Иисус говорит Фоме: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие. При этом естественный процесс в данном случае — увидеть и поверить, а тот кто не видел и поверил — счастлив. То есть возникает ощущение, что счастье/блаженство — это не самый естественный и не самый простой процесс, а некое исключение.

    И опять возникает некое разделение на вы и они. Конец четвертой главы, что за Иисусом следовало много народа. Начало пятой, что увидев народ, Иисус взошёл с учениками на гору. Контекст показывает, что учить Он будет про народ. До 11 стиха это вроде так. А вот дальше контраст. «Блаженны вы…» Но как только возникают слова «когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» всё становится на свои места. Потому что стоит задать вопрос «а кто нас будет поносить и гнать?» Как сразу начинаешь вглядываться в народ, что вокруг горы.

    Вообще вся Нагорная проповедь она не про главенство Иисуса, она про разницу между учениками и народом. И про то, как ученикам с народом надо взаимодействовать. И в конце Нагорной проповеди есть примечательные слова: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». То есть власть имеющий здесь ассоциируется не с небесной властью, а с властью какого-нибудь начальника, который посылает мытарей собирать налоги, а солдат нести караул и при этом учит, как общаться с народом.

    Я это больше в таком ключе вижу.

    • По первому вопросу, или я не понял, или ты не очень внимательно прочитал. Потому что ты озвучиваешь совсем не то, о чем я писал. Если не так, поясни. Второй вопрос, скорее повторение моего мнения. так же не вижу, чем вызван вопрос. Про главенство Иисуса или общение с учениками, здесь думаю, ты рановато делаешь выводы, потому что я о вывода еще не пишу, откладывая это на финал. Спасибо.

      • Ммм… Немного сумбурно изъясняюсь. Проблема в том, что я не совсем четко вижу ситуацию. Действие Нагорной проповеди происходит с начала 5 до конце 7 главы. От «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его» до «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». В начале он поднимается на гору с учениками. В конце там оказывается народ. Я разделяю твою точку зрения, что «народ» и «ученики» это разные группы лиц. Я не до конца понимаю, в какой момент к ученикам присоединился народ, а от этого не могу понять только ли на «учеников» рассчитана проповедь или на «народ» тоже. Вот в этом второй вопрос. А первый вопрос — это попытка интерпретации того, что такое «блаженство/счастье». От того, нужно ли стремиться к блаженству или исключительно к Иисусу зависит весь смысл последующих слов. Какой контекст оно несёт — иронический или прямой?

        • теперь вижу, что моя мысль тобой не понята, отсюда и вопрос о «блаженстве и счастье». А по второму вопросу все просто. Слово «народ» не обязательно связывает нас с народом во вне. На греческом это толпа, множество людей. И учеников было в тот момент «множество людей». Все, что мы можем говорить, это о народе у подножия горы, которые не ученики. И об учениках, которых так же было множество, гораздо больше 12-ти, которые тоже имеют право называться народом. то есть народ под горой и народ на горе — это «внешние» и «ученики».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.