Глобальное переосмысление Нагорной Проповеди

думаюХочу сразу предупредить, что мысли, описываемые здесь, по большей части противоречат тем, что я излагал не так давно. Конечно не во всем, но в главном. Для кого-то это может оказаться даже полностью неприемлемым. Но, как сегодня модно говорить, то, что я увидел «не могу уже развидеть». Но, все по порядку.

Вот на что я обратил внимание. И это, в конечном счете, может оказаться решающим в понимании. Один из вопросов, который с постоянной периодичностью возникал в моем сознании, это вопрос наличия так называемой «Нагорной Проповеди» только в одном Евангелии. Представляете? Мы имеем 4 варианта Евангелия, а «Нагорная Проповедь» присутствует лишь в одном единственном.

Второе. Все современные протестантские проповедники говорят о благодати, как противоположности Закона (Тора). Со всяких трибун звучит одно слово: «Иисус освободил нас от проклятия Закона». И тут же, с тех же трибун звучит другое: «Закон говорит – не убей, а Иисус еще усилил его, сказав, что нельзя даже думать плохо».

Третье. Все повторяют фразу Иисуса: «Если ударят по одной щеке, подставь и другую». Но в реальной жизни, ни один из проповедников НИКОГДА так не поступает.

Четвертое. Ни один нормальный христианин никогда не вырвет глаз и не отсечет себе руку. Потому что считает это чем-то образным. Но тогда, как в четком и ясном учении Иисуса появилось этакое образное выражение?

Хотел уже дальше перечислять свои вопросы, но, думаю, все они, по мере разбора текста так или иначе будут озвучены и встанут на свои места. Поэтому я начну с первого.

Евреи.

Итак. Почему у Матфея есть подробное описание учения Иисуса, которое он озвучил на горе, а у остальных трех авторов этой проповеди нет? Чтобы в этом разобраться, нужно посмотреть на другие отличия Евангелия Матфея от Евангелия других авторов. Что мы о нем знаем?

У Матфея есть подробная родословная по отцовской линии, т.е. линии Иосифа. Матфей много ссылается на Ветхозаветных пророков без комментариев, тогда как Марк, например, любую ссылку на пророка обязательно сопровождает либо пояснением, либо передает слова так, что любой читатель понимает без пояснений. Матфей почти никогда не пишет слово «Бог». Везде где только возможно он заменяет его, т.е. слово, на «Небеса». Что еще? Не смотря на то, что все евангелия, которые мы имеем, достались нам в виде огромного количества копий на греческом языке и переводов с греческого на другие языки,  множество историков сходится на том, что первоначально Матфей свой текст писал по-арамейски (еврейский язык времен Иисуса).

Учитывая все это можно с полной уверенностью утверждать, что свое Евангелие автор (считается, что это Матфей) адресует именно евреям. Тогда как остальные Евангелисты работают с язычниками. И вот тут, как мне кажется, кроется причина отсутствия «Нагорной Проповеди» в других источниках.

Совершенно очевидно, что слова Иисуса на горе Елеонской были направлены к людям, прекрасно знающим Тору (Закон). Большая часть текста вращается именно вокруг Закона и его исполнения. Если бы эти вещи читал древний грек, то, скорее всего, слова этот текст вызвал бы у него недоумение. Зачем ему, язычнику, знать, что там говорили древние древним евреям. Ты скажи конкретно, что мне делать.

Второе. Нагорная Проповедь, по своей сути никогда не была проповедью для всех. Посмотрите сами, что пишет Матфей:

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
(Матф.5:1)

Запомните эту фразу. Она важна для нашего понимания. Иисус уединился с учениками. Конечно,  «уединился», это слишком громко сказано. В то время учеников у Иисуса было много. Ведь своих 12 он еще не выделил. И все же, это не были просто люди, это были именно УЧЕНИКИ. Другими словами, это был разговор Учителя с ограниченным кругом лиц. Я бы даже сказал, с кругом ДОВЕРЕННЫХ лиц.  Это совсем не та речь, что Он вел, например, с борта лодки, посылая гневные притчи книжникам и фарисеям. Это скорее разговор «профессора» за закрытой дверью аудитории, когда все уже решено. Все сдали вступительные экзамены (сегодня не актуально, из-за бабы ЕГЭ). Все страшное позади, они теперь без сомнения студенты. И им придется шесть лет общаться друг с другом. Это уже не те громкие рекламные речи, зазывающие будущих студентов. Это уже что-то более доверительное.

И вот тут, есть что-то важное, что мы можем пропустить. На таких встречах может звучать то, что никогда не прозвучит с высоких трибун. Здесь «профессор» может позволить себе и шутку и даже колкость в адрес студентов.

И вот, что-то подобное происходит на Елеонской горе. Наш Профессор – это Иисус, а студенты – Его ученики. Закрытая аудитория – это Елеонская гора. И на этой горе нет больше никого. Ведь в первом стихе нам совершенно однозначно сказано, что «приступили к Нему ученики Его». А народ остался у подножия горы.

И что это нам дает? А дает нам это вот что. Если это такое, как я полагаю, доверительное общение, то это общение рассчитано исключительно на тех людей, которые окружали в тот момент Иисуса. То есть, все слова, намеки и полунамеки, шутки, ирония и колкости, все это, если это было, звучало с расчетом на тех свидетелей этого события, с расчетом на их менталитет, их умственные способности, их опыт, их восприятие. Если говорить грубо, то Иисус говорил с расчетом на древнееврейского мужчину. А это такой мужчина, который с самого детства приучен почитать Закон. Который старается, хотя бы формально исполнять Заповеди. Он ничуть не толерантен к другим религиям. Он гарантированно агрессивно настроен к любой другой религии. Для него все, что не Закон – его личный враг. Закон – это его жизнь. Даже если он никогда не был «великим праведником» и он сто раз на дню нарушает этот самый Закон, разбуди его среди ночи, он гордо ударит себя кулаком в грудь и скажет: «Я правос….»… Извините, конечно он скажет: «Я исполняю Закон». Это его культура, это его воздух, это его жизнь. Он родился в этом и, в общем-то собирается в этом умереть.

Основываясь на всем этом, я могу с уверенностью утверждать, что все остальные авторы Евангелия игнорировали Нагорную Проповедь осознанно. Они понимали, что если текст Нагорной проповеди попадет в руки язычника, то, как сказал один умный человек: «…польза сомнительна, а вред очевиден».  Почему вред? Потому что человек, ничего не смыслящий в законе, не знающий и не живший в атмосфере повального исполнения Торы, не знающий «юмора» и «сарказма» еврейских учителей, скорее всего, поймет слова Иисуса не так, как они были произнесены. Не с тем смыслом и целью.

Представьте себе простой пример. Еще недавно в ходу было забавное выражение, которое звучало каждый раз тогда, когда от человека требовали что-то, чего он даже и не собирался выполнять. Оно звучало так: «Щас! Только шнурки поглажу!». Этим выражением человек давал своему оппоненту понять, что его требование является абсурдным и выполнено не будет. Но, представьте себе, что лет эдак через 100, какой-нибудь индус, получит в руки текст с этой фразой. Очень возможно, что он сделает простой вывод. Видимо, русские сто лет назад, прежде чем вынести мусор гладили шнурки. Что произошло? Черное превратилось в белое.

На самом деле, часто достаточно убрать интонацию, характер фразы, обезличить ее, как фраза превращается в ее противоположность. Не по этой ли причине современная религия так ратует за «бесстрастность Иисуса». Здесь «бесстрастность» — это жизнь без страсти, без эмоций, без чувств. Вы разве никогда не слышали такое выражение как: «Не полагайся на чувства»? Мы с вами получили Новый Завет из которого толкователи и философы старательно и методично годами выжигали все живое. И в наследство мы получили видимость Иисуса с мертвыми фразами, лишенными всего человеческого. Это как песня, которая поется ровно и на одной ноте.

Именно это и произошло с пониманием Нагорной Проповеди. И вот, лишившись всего живого, она превратилась в сухое собрание правил. И вот уже Иисус, освободивший нас от одного Закона, подчинил нас еще более строгому Закону. И это уже мой второй вопрос. Но, чтобы разобраться с третьим и т.д. вопросами, надо приступить уже к чтению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.