Странное ученичество

думаюМы привыкли говорить об ученичестве. Иисус обучает своих апостолов. Мы должны учиться у Иисуса.  И по нашей логике, вроде бы, все верно. Но, почему-то всегда есть что-то такое, что выпадает из стройной системы. 

Вот самый простой, как мне кажется вопрос. Почему апостолы НИКОГДА не исцеляли в присутствии Учителя? То есть, ни разу за всю историю Евангелия Иисус или не подумал или не позволил ни одному из Своих учеников исцелить ни одного больного в Своем присутствии.

Только подумайте. Иисус никогда не видел, как исцеляли больных Его ученики. Он ни разу не сказал ученикам: «Я видел, как вы работали с тем мальчиком, поэтому говорю вам, вы не правы, а вот как надо…». И вот первая мысль, которая у меня появилась по этому поводу. Иисусу было совершенно безразлично, как они это делают. Безразлично!

Он не преподал ни одного «принципа исцеления». Он не проконтролировал ни одного шага учеников в этом вопросе. Его интересовал только результат. А Его инструкции по этому вопросу мы знаем: «Идите и …». Ничего про возложение рук. Ничего про обращение к Богу или приказам дьяволу. Ничего о том, куда дьявола гнать и т.д. Он ничего об этом не говорит, и никогда ничего из этого не контролирует.

Есть два вопроса, которые могут поставить под сомнение такие выводы. Вот что приходит прямо сейчас на ум. Первое – Иисус, когда ученикам не удалось изгнать беса из мальчика, говорит «как надо». Второе – есть расхожее мнение, что ученикам Он преподавал что-то такое, чего нет в общедоступном Евангелии. Давайте разбираться. И все еще остается вопрос, почему же Иисус никогда не давал ученикам исцелять в Своем присутствии.

Начну с мнения, что ученики получали какое-то секретное знание. Если бы это было так, мы бы нашли в Евангелиях какой-то намек на это. Но этого намека нет. Даже когда Иисус отвел на гору своих «особенных» учеников, Он там ничего им не преподавал такого, что потом нельзя было бы отобразить в тексте. Я даже уверен, что он отвел не самых лучших. То есть, это были не самые близкие, а самые «проблемные» ученики. И им нужно было преподать уже известный урок по-особенному. Но, это мое личное мнение. И оно, конечно же, может быть неверным. Так что, не берите в голову. Но вот что верно. Нет никаких намеков на секретное знание ни в одном из текстов. Что же касаемо текста Иоанна, где Иисус обещает открыть «тайну», так Он ее и открывает в конце, перед тем, как пойти на крест. Об этом мы говорили, когда читали Евангелие от Иоанна. Итак, что до меня, то я не вижу никаких маломальских доказательств каких-то особенных скрытых учений, которые нельзя было бы ввести в текст Евангелия.

Далее. Про мальчика. Возникший сегодня вопрос про «ученичество» возник именно благодаря этому сюжету. Но вот что важно сейчас. Иисус не одним словом в этом месте не обмолвился о том, что Он следил за ними, и обнаружил, что они не имели веру во время изгнания бесов. Наоборот. Если помните, все это время Иисус с учениками был на горе. А когда спустились, именно Иисус спросил, о чем спорят (Евангелие от Марка) ученики с фарисеями. А они спорили именно по вопросу этого мальчика. Если бы ОН следил за учениками, у Него не возник бы вопрос.

Итак, почему Иисус не интересуется процессом обучения учеников в плане исцеления и не дает им исцелять в Своем присутствии? Смотрите. Он их посылает исцелять, воскрешать и т.д. Но при этом Ему совершенно фиолетово, как они это будут делать, в плане технологии.

Ответ здесь я вижу только один. Никакой технологии исцеления не существует. Строго говоря, она, конечно же есть. Но ни к Иисусу, ни к ученикам она не имеет никакого отношения. Иисус – Царь. Не царское это дело исполнять какую-бы ни было технологию. Его дело – приказывать, а дальше в дело вступают компетентные органы и исполняют свою работу. Ведь, когда мы посылаем письмо либо электронной почтой, либо почтой России, нас мало интересует, каким именно способом наше послание дойдет до адресата. Нас интересует только, чтобы послание дошло в целости и сохранности. А какими лошадьми, самолетами, оленями или собачьими упряжками это будет выполнено, нас не интересует.

Царь издает указ: «Освободить отрока!». А дальше Ему не важно, как именно и кто конкретно это будет делать. Это должно быть сделано и точка. Именно такому отношению Иисус обучает Своих учеников. Ведь Он не делает учеников лекаря. Он делает Своих (!) учеников, т.е. учеников Царя царей. И знаете, что это значит? Это приводит к одному малоприятному выводу. Все учения об исцелении, которые предлагают хоть какую-нибудь маломальскую технологию – от лукавого. И мы вдруг обнаруживаем массу школ исцелений. Что это? Если эта школа учит тому, что исцеление – это реальность. Это хорошо. Но если она обучает, как именно надо исцелять, это уже тревожный сигнал. Есть только одно «КАК». И это «как» описано в Евангелии – Духом Святым или Перстом Божьим. Перевожу с русского на русский – властью Бога.

Теперь к вопросу, почему Он не позволяет ученикам исцелять в Своем присутствии.  Да все по той же причине. Смотрите. Сколько бы наследников не имел царь земной, пока жив царь, при нем (в его присутствии) ни один наследник не имеет права приказывать. Приказывать он может только в двух случаях. Первый, самый понятный – когда царская корона ляжет на его голову. Второй – по поручению царя там, куда царь его пошлет. Во всех остальных случаях царевичи не поднимают своего голоса, ибо еще не цари. По этой причине, никогда апостолы не исцеляют в присутствии Иисуса. Потому что это не лекарство, т.е. не ремесло. Это власть.

А теперь я хотел бы перейти к мальчику. К тому самому, которого не смогли исцелить апостолы. И вот, что здесь пока под вопросом. Почему, если Иисуса не интересует технология исцеления, Он дает указание о том, что какой-то род бесов выходить только так и никак иначе? Если вопрос не понятен, повторю. Мы только что… Хорошо, я только что заявил, что Иисуса совсем не интересует технология исцеления. Он ее не преподает и не контролирует. Ему совершенно безразлично, как ты будешь исцелять людей. Ему не интересно, куда ты кладешь руку, как и что говоришь, правильно или не правильно. Он этому никогда и никого не обучал и никогда не проверял правильность исполнения. Да и вообще, когда Он проверял какую-либо правильность исполнения…

Но, давайте вспомним, что там происходило. Иисус с учениками спускается с горы, где Он недавно преобразился. И видит, что Его ученики спорят с книжниками. И когда Он спрашивает о сути спора, человек рассказывает про своего сына, который мучим бесом. И вот только теперь Иисус узнает, что ученики не исцелили юношу. Как я уже отметил, это стало для Иисуса неожиданностью. Это вывело Иисуса из Себя. Он даже позволил Себе резкие и обидные высказывания в их адрес.

И вот новый вопрос. Если Иисуса совсем не интересует технология исцеления, И Он никогда не интересовался, как именно ученики выполняют Его распоряжение, кроме результата, то почему Он так разгневался?

Судя по словам отца мальчика, ученики буквально «не смогли исцелить». Т.е. они предприняли какую-то попытку, но она не увенчалась успехом. Но тут же Иисус произносит интересную фразу, которая в контексте события звучит очень интересно. Давайте прочтем ее. Кстати, вот в таком виде эта фраза есть только у Матфея. И, да, 21-й стих у Матфея  отсутствует.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
(Матф.17:19,20)

Мы настолько привыкли читать тексты Евангелия в благоговении, что практически потеряли способность замечать в тексте эмоции. А их здесь столько, что хватит на массу остросюжетных фильмов. Я имею в виду Евангелие. Сейчас же мы рассматриваем лишь маленький отрывок. Но и здесь есть нечто любопытное.

Еще раз напоминаю, что вот только что, несколько мгновений до этих слов Иисус был в гневе на учеников. Я не обнаружил в поведении Иисуса какой бы то ни было беспричинной смены настроений. Если Он что-то переживает, то это переживание отпускает Его не сразу. В этом смысле Он совершенно такой же, как многие из нас. И здесь, думаю, все так же. Иисус в гневе на учеников. Почему, это еще вопрос. Но факт есть факт. И вот ученики подходят к Нему и спрашивают, почему им не удалось выполнить Его указание. По логике вещей Он все еще в гневе. А теперь попробуйте прочитать 20-й стих  так, как если бы это вы отвечали ребятам, которые перед вами сильно провинились. Попробовали? Если ничего не заметили, попытайтесь еще раз. Вы должны это увидеть. Ну как? Неужели ничего не заметили?

Хорошо, давайте я вам что-то напомню.

И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
(Мар.9:20)

Скажите, как часто Евангелисты описывают симптомы в деталях? А ведь сразу за этим описанием следует еще добавка от папы мальчика:

21 И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22 и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
(Мар.9:21,22)

Вам не кажется, что уж как-то слишком много подробностей? Нет, тогда еще немного.

И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
(Мар.9:26)

Не знаю, специально ли Марк так мастерски распределил подробности по этапам, или нет, но все эти подробности появились здесь не случайно. Если подумать, где еще мы находим что-то такое же подробное? Я про исцеления. И, первое, что приходит на память – изгнание легиона бесов из одержимого (одержимых) в Гадаринской стороне.

Почему-то Марк очень старается нарисовать нам во всех подробностях эту историю. Даже не саму историю, а ужас, который открылся взору учеников. Это очень пугающая картина. А теперь вспомните, что увидел Иисус, когда спустился с горы? Он увидел своих учеников спорящими с книжниками.

Смотрите. Книжники не надсмехались над учениками. На них не показывали пальцами и не унижали, за провал в исцелении. Это был спор. Почему книжники не смеются над учениками? И почему ученики оказались вовлечены в спор с книжниками? А есть ли еще какой-то случай, когда ученики спорят с книжниками? Я не знаю таких случаев. Но я знаю, что книжники постоянно спорили между собой. Ученики Иоанна спорили между собой. О каких спорах идет речь? Мы говорим об обсуждении разных мнений по какому-то поводу. И вот Иисус спускается с горы, и видит, что ученики «обсуждают» вопрос исцеления мальчика с фарисеями.

Интересно обратить внимание, хотя, может быть, это не связано с нашей темой, на то, что Иисус о теме спора узнает от книжников. Буквально Он спросил не учеников, а книжников, о чем те спорят с Его учениками. На это мы, когда-нибудь еще обратим внимание, а пока вернемся к теме.

Итак, Иисус подходит к группе спорщиков и задает вопрос противнику: «О чем спор?». И вот тут выходит папа мальчика, и дальше вся история нам известна. Иисус видит, что ученики спорят с книжниками. А это значит, что они находятся на том же уровне понимания происходящего, что и книжники. А именно – религиозное восприятие. Оно подразумевает технологию. Перед ними СТРАШНЫЙ бес. Иисус многих исцелял. Но такого они еще, возможно, не видели. Ну очень СТРАШНЫЙ бес. Мальчика колбасит по страшному. Пена изо рта. Брррррр.

Что нужно для того, чтобы такого беса изгнать? Что говорит традиция? Правильно. Изгоняющий такого беса должен быть кристально чист. Его праведность должна быть на высоте. Вера должна весить тысячу килотонн. Его меч, шлЁм, щит и т.д. должны быть в блистающем состоянии. И тогда, вступив в сражение у человека есть шанс добиться успеха. Так говорит традиция. Так учит любая религия, которая подразумевает какую-либо возможность изгнания бесов. Евреи верили в изгнание бесов. Именно для этого они сковывали цепями гадаринского бедолагу.

Вспомним, чему учит Иисус. Он Сам – Царь. И Его ученики – будущие цари. Он учит царей царствовать. А про внутреннюю чистоту Иисус выразился очень ясно в свое время. Помните? Это про беса, который вышел из жилища, а потом, когда вернулся, обнаружил его (жилище) чистеньким, выметеным – кристально чистым. Что он сделал? Вы знаете.

Итак, думаю, и, обсудив в церкви, в своем большинстве мы пришли к подобному выводу, ученики испугались СТРАШНОГО беса. И тут вся их «вера» испарилась. Точно так же, как Петр сначала (судя по греческому тексту) дошел до Иисуса по воде, а потом, когда испугался, начал тонуть. Так и тут. Ученики исцеляли, гнали, воскрешали и вдруг, встретили такого СТРАШНОГО аж жуть беса. Коленки задрожали, ножки подкосились. И, если они что-то и делали, то делали так же, как Петр тонул. А потом, уже чтобы оправдать свой провал, они вступили в обсуждение провала с книжниками, которые их замечательно успокоили. Почему? Да потому, что они – традиция. И веры то у них маловато, и опыта у них нету, да и праведность их пока оставляет желать лучшего.

И вот Иисус видит все это лукавство: «…о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?». Кстати, это все, что Он сказал ученикам в тот момент. И это не Он подошел к ним, чтобы наставить их. Это они подошли потом к Иисусу наедине с вопросом. Вы чувствуете, где собака зарыта? Похоже, Он вообще не хотел их видеть. И вот тут Он произносит Свою тираду (по Матфею). Ну попробуйте еще раз, прочесть этот текст в гневе.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
(Матф.17:19,20)

Я представляю картину так. Ученики, задним умом понимая, что наломали дров, на цыпочках подходят к Иисусу, который «рвет и мечет». Трясущимся голосом, проглатывая слоги, спрашивают: «…почему мы не могли изгнать его?». Иисус поворачивается к ним и все еще в гневе близком к ярости почти кричит: «По неверию вашему!».  И вот это «по неверию вашему» звучит так же, как современное «по вашей глупости». В этой фразе можно прочесть что-то подобное: «Я чему вас учу? Вы в своем уме? И так далее». Конечно, смысл фразы – вера. Но не просто «вера», а вера всему, что говорит Учитель.

А продолжение фразы звучит еще более ярко. Представьте себе картину. Директор посылает вас в какую-то контору заключить договор. Вы приезжаете, а там, в кабинете директора сидят такие живописные персонажи, все в наколках, лысые и со шрамами. Кто-то ковыряет пистолетом в носу. И, когда вы входите, в вашу сторону звучит приветливое: «Че надо?». И вот, вы уже обнаружили себя в такси с мокрыми штанами. Вас встречает ваш начальник и, глядя на пятно ниже пояса, приходит в неистовство, потому что от этого договора зависит будущее компании. Вы что-то говорите, типа: «Я не знаю, почему у меня не получилось…» И тут вы слышите: «Ты не знаешь? От тебя требовалось одно – принести на подпись, а ты не знаешь, почему не получилось? Если бы ты хоть немного постарался! Ну, хоть чуть-чуть!»

И вот перед нами Иисус, который говорит, буквально то же самое: «Я вам говорю, если бы у вас была хоть какая-то вера! Да вы не просто бесу, вы бы горе сказали, и она бы вприпрыжку побежала в море, подпевая себе под нос пионерскую песенку!».

Ситуация такова. Иисус говорит им: «Вы будущие цари! Вам надо приказывать!». А ученики все еще мыслят категориями ремесленников: «Ага, мы цари! Это значит, нам надо красивую одежду. Надо научиться стоять царственно. Говорит громогласно. Правильно водить царственным перстом. Правильно восседать на троне. Грамотно говорить…». И все, чему учит Иисус летит коту под хвост. Вот почему Он произносит в разочаровании: «До коле Я буду с вами?».

И в этом контексте можем уже прочесть у Марка фразу про «КАК НАДО».

И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
(Мар.9:29)

Но постойте, я же только что сказал, что Иисуса не интересует технология. Ему совсем не интересно, как ученики что делают. Почему же здесь появилась эта инструкция. Вопервых, первый и последний раз за все Евангелие указание на какой-то особый род бесов. Во вторых, инструкция, как именно этот род бесов надо изгонять. Логично спросить, если такой вид бесов надо «молитвой и постом», то другой (другие) виды бесов как надо изгонять? Но такая постановка вопроса продиктована нашим привычным восприятием Евангелия. Мы просто привыкли так читать. И нам так перевели.

Итак, про пост в греческом тексте (стих 29) нет ничего. Как же звучит греческий текст?

И сказал им. Это племя (род) в ничем может выйти, если не в молитве.
(Мар.9:29)

И здесь мы встречаемся с особенным словом «молитва». Вообще в Новом Завете несколько разных древнегреческих слов переведены как «молитва». И все они разные. Но в русском варианте мы этой разницы не видим. Давайте попытаемся понять, какое слово использовал Иисус в данном случае. Это греческое слово «прос-ейхе».

У нас проблема. Дело в том, что это слово древними греками не употреблялось. То есть, его, по всей видимости, придумали апостолы. А зачем им нужно было изобретать новое слово, когда уже есть столько слов, означающих молитву? Только затем, что это слово должно означать что-то такое, что не включали древние греческие понятия. Но переводчики Нового Завета не заморачивались с этим анализом. И, просто перевели двумя значениями, в зависимости от употребления а) молитва, б) место молитвы. Но мы не привыкли отступать. Рассмотрим из каких частей состоит это слово.

Оно состоит из двух частей «прос» и «ейхе». Первая часть означает направление движения «к», «в», «до», или указание на цель «для». Вторая часть – молитву, обет, заветное или неосуществимое желание, мечту и проклятие – благословение. Просто, что для одного проклятие, для другого – благословение. Итак, зная, что древний греческий, это язык одного значения из многих составляющих, о чем мы много раз уже упоминали, соберем значение слова в один букет. Если говорить о второй части, то у нас получается некое желание, цель, о достижении которой клянутся, о которой мечтают, и которое становится частью жизни. Назовем это слово страстной жаждой.

Если теперь соединить две части, получаем что-то вроде «возжаждования», или некое действие, служащее достижению чего-то страстно и безумно желанного.  Скажем так – стремление к страстно желаемой цели. Конечно, это  всего лишь предположение. Что именно имели в виду апостолы остается только догадываться. Но то, что это слово было придумано христианами заставляет нас отвернуться от обычного понимания молитвы в ее традиционном понимании. То есть в том понимании, которое имели древние люди и, судя по всему, унаследовали современные.

Что еще можно сказать об этом слове. Совершенно очевидно, что это слово придумал ни Марк и не Матфей. Это слово было ходовым у первых христиан. Почему я так думаю? Потому что это слово используют все евангелисты. А так как самые первые евангелия приблизительно одновременно написаны Марком и Матфеем, то, при условии сочинения этого слова кем-то одним из них, мы бы его не увидели у другого.

Если упустить все нюансы, к которым мы смогли бы прийти при более детальном исследовании слова молитва, то самый простой вывод, который я могу сейчас сделать в отношении фразы у Марка (у Матфея, как мы уже знаем, ее нет) таков. Сей род (какой именно обсудим дальше) не может выйти без желания на то, изгоняющего. Другими словами Иисус сказал следующее: «Если бы вы захотели, он бы вышел». Вот и все.

Что же подразумевается под «сим родом»? Конечно, наш религиозно подкованный разум нам тут же предлагает следующее толкование. Все бесы делятся на какие-то классы и подклассы. И вот данный определенный класс бесов требует какого-то особенного подхода. Но вот в чем проблема. Нигде нет никакого намека на какую-либо классификацию бесов. Ни в Евангелиях, ни в посланиях апостолов. А что это значит? А это значит одно – нет никакой действительно серьезно базы для такого понимания. Это выдумка.

Но что тогда означает это указание на «сей род». Все гораздо проще, чем кажется. Сей род – это просто бесы. Если угодно, можно прочесть как «сей род существ». А вот для этого есть достаточно оснований. Мы много в Писаниях находим такие классы существ как бесы, ангелы, люди и дети Божьи. Вот эта классификация присутствует в Писании. Другой какой-либо классификации, где бесы рассматриваются подробно, просто не существует. Итак, есть следующие роды. Род ангелов. Кстати о них более подробно сказано. Есть род бесов, или нечистых духов. Они не классифицируются никак. Однако у них есть наименования. Например, дух «немый и глухий», или дух немощи. Вот среди этих родов, т.е. небесных существ и выделяется сей род – род бесов, или род нечистых духов. Вот сей род не может выйти без сильного на то желания, целеустремленности изгоняющих.

Итак, все, что мы получаем в этой фразе: «Нечистые духи (вообще все) не могут выйти, если тот, кто изгоняет, не очень-то этого жаждет». Вот это и есть обвинение Иисуса. Это и вывело Его из Себя.

Странное ученичество: 6 комментариев

  1. Интересно конечно, но все бы вам ковырять сказанно каяться молиться и поститься значит нужно лоб расшибить пока не выйдет ро сей. smile

Добавить комментарий для Алексей Подольский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.