И снова в гневе

думаюКак написал апостол Иоанн: «Бог есть любовь». И так нам нравится это его утверждение! И оно истинно и не ложно. Вот только мы сильно обманываемся, думая, что Его любовь как-то похожа на то, что мы выдаем за нее. Каждый раз я все острее понимаю слова Павла о том, что Христова любовь превосходит всякое разумение. Это не значит, что мы вообще не сможем ее понять. Нет. Это значит одно – она выше того, что мы о ней думаем. И поэтому нам трудно ее увидеть. 

Сегодня христиане в своей массе разделились на 2 «лагеря». Одни считают, что Бог злой, другие, что Бог добрый. Первые, это те, кто опирается на такие слова как «Земля и все дела на ней сгорят», «Воздаст всем по делам» и т.д.. Вторые полагаются на слова о благодати. И получается все как в том анекдоте, когда человека попросили рассудить между мужем и женой. И тот, выслушав мужа сказал: «Ты прав». А потом, выслушав жену произнес: «Ты права». А когда они стали возмущаться и говорить, что нельзя быть правыми и тем и другим, он ответил: «И это тоже верно».

А все просто. Истина где-то посередине.  Исследуя Писания, мы уже пришли к выводу, что Иисус действительно часто был в гневе. И правда в том, что большую часть Евангелия от Матфея, а мы ведь именно его сейчас рассматриваем, Иисус гневается. Это оспорить сложно. Можно, конечно, но…

Но так же совершенно ясно, что этот гнев продиктован не нарушениями Закона, не какими-либо грехами учеников. То есть, Он на них возвышал голос не за «курение» и не за «алкоголь», не за работу в субботу.  Он гневается за, какие-то другие вещи. Идут по полю, фарисеи придрались к ученикам, а не к Учителю? Почему? Потому что Он ничего такого Себе не позволял. Но сказал ли Он что-либо потом ученикам? Нет. Совсем наоборот, Он набросился на фарисеев.

В чем же Он обвиняет учеников? Что выводит Его из Себя? Их недоверие. То есть, недостаток веры. А если сказать до конца, то их недоверие Ему. Оно прослеживается в их делах. Они не довели исцеление до конца? В чем проблема? В неверии. Не в неверии в исцеление, как сейчас многие трактуют. В неверии в достаточность и могущество Его власти.

В чем еще? В том, что они все время пытаются урвать что-то для себя. Вот они делят места у царского трона. Вот они осуждают женщину, а заодно и Учителя, за расточительство в ситуации с пролитым маслом. Понятно же, что их не беспокоили нищие. За что еще? За трусость. Ведь они сами не решились сказать Учителю свое «фи». Они выпнули к нему Иуду. Нашли крайнего.

Все это не относится к Закону. И Законом не регламентируется. Но именно за эти вещи Иисус больше всего негодовал на учеников. Ясно, что я не охватываю и сотой доли всего. Но для понимания сути и этого достаточно.

И вот Он опять в гневе. Только что Он интересовался у учеников, за кого они Его почитают. И вот Петр объявил, что Он – Мессия (Христос), Сын Бога Живого. И только что Иисус сказал, что это Петру открыл Бог. И потому Он даст ему ключи Царства. Кстати, никаких слов здесь про ключи от ада не сказано. Есть любители.

И вот, проходит какое-то ничтожно малое время и вдруг снова всплеск гнева.

20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
(Матф.16:20-28)

Так вот. Как мы видим, как только Иисус объявил, что Петр получил величайшее откровение прямо из рук Бога, и обещал отдать Петру ключи Царства, Иисус начал что-то делать.

Первое, что Он сделал – запретил ученикам рассказывать кому-бы то ни было о том, что Иисус и есть настоящий Мессия. В свете современной теологии это очень странное требование. Сегодня повсюду я слышу совсем другие требования. Со всех трибун раздаются призывы проповеди Иисуса как Спасителя и Христа.

Знаете, здесь что-то не так. Я стою на том, что Иисус не может требовать от учеников того, чего Он им запрещает. Он чему-то их учил. И учил их с прицелом на будущее. То есть на то время, когда Он уйдет. Пока Он с ними они должны были научиться у Него всему, что нужно. Выработать, если так можно выразиться, положительные привычки или навыки. Иисус действует подобно тренеру по борьбе, который раз от р аза заставляет своих последователей повторять одни и те же движения, чтобы в боевой обстановке они уже не думали, что делать. И, вопреки ожиданиям современных теологов Иисус вырабатывает у них навык не говорить людям, что Иисус – Мессия.

Да, я понимаю, конечно же, они все равно не смогли удержаться. Но, позвольте, это происходит вопреки требованиям, а не благодаря им. И позже, уходя к Отцу Иисус не говорит им проповедовать Его. Он говорит проповедовать Евангелие. И при этом не какое-то абстрактное. А Евангелие Царства. Переведу с русского на русский. Иисус требует от учеников распространять Благую Весть о Божьей Власти. Здесь есть что-то странное и не вписывающееся в концепцию проповеди Христа в том виде, как ее видим мы.

Однако есть слова апостола Павла о том, что он «проповедует Христа и притом распятого».

1 И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости,
2 ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого,
3 и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.
4 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,
5 чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией.
(1Кор.2:1-5)

И есть другие его слова:

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
(1Кор.11:26)

Задержусь на этих местах пару минут. Судя по этим местам Павел Иисуса не проповедует. Извините, если точнее не «возвещает». Я сейчас о первом отрывке. А что он возвещает? В первом стихе 2-й главы сказано «свидетельство Божие». Это если читать синодальный перевод. А исходный греческий текст сообщает нам, что здесь нет никакого «свидетельства». Здесь есть «тайна» или «секрет».

Так вот. Апостол Павел рассказывает, как он прибыл в Коринф и там, будучи в страхе и «в многой дрожи» (греч.) провозглашает, т.е. объявляет или открывает ТАЙНУ БОЖЬЮ. Вот только делает он это не по-человечески. Не прибегая к умным словам. Не манипулируя сознанием. Не надмеваясь своей образованностью.

Почему? Что ему мешает использовать в своих целях мудрость, образование и т.д.? И Павел четко и ясно говорит, в чем причина такого отказа от, казалось бы, законного использования своего образования.

ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого,
(1Кор.2:2)

Вот, что стало помехой для Павла. Возможно он с удовольствием бы блеснул знаниями и засунул бы за пояс многих умников Коринфа. Но от этого его удерживало его другое знание. И это – знание Иисуса. Причем распятого.

Понимаете, что я имею в виду? Гвоздь проповеди Павла не Иисус, как может показаться, а некая тайна Бога, которая в послании Павла не важна. Здесь Павел не говорит, в чем эта тайна заключается. Но здесь он объясняет, что останавливает его от использования, казалось бы, законного преимущества над другими. То есть, если бы Павел не думал об Иисусе и Его распятии, то он, гипотетически, мог бы свободно жонглировать мудростью, полученной у ног Гамалиила. Но Иисус, и тем более Его крестная смерть, лишила его этого преимущества. И вот, Павел считает себя не в праве так провозглашать Божью тайну. Почему? Потому, что знает Иисуса, и притом распятого.

Повторюсь, здесь Павел вообще не открывает, что же это за тайна такая, которую он в свое время провозглашал в Коринфе. Это и понятно. Ведь он пишет именно тем ребятам, которым он эту тайну уже выдал под роспись с печатью. И здесь он эту тайне не собирается снова разжевывать.

Однако это послание появилось не от того, что они не знали тайну. Ведь он им уже все открыл. То есть они знают эту тайну. Ну, или думают, что знают. Павла беспокоит здесь совсем другое. В Коринфской церкви «завелись духовные». Они возомнили о себе невесть что. Решили, что они больше и важнее остальных. Стали надмевать над братьями. Возгордились.

И вот, Павел говорит, что он тоже мог бы так себя вести перед ними. Ведь у него есть реально высокое образование. Он учился у лучшего учителя Израиля. Он прекрасно разбирается в философии. Но помятуя о Христе распятом, он себе такого надмения не позволял. И этому они сами ему свидетели. Потому что все, что он говорил и делал было не в надмении слов, не в высокомерии великого учителя, а в указании от Бога. Явление Его власти и силы.

Вот в каком контексте Павел вспоминает об Иисусе. А что касается его проповеди, то он чуть ниже говорит, что всю глубину Божьей тайны они, т.е. апостолы, конечно же разжевывают и доносят до людей. Но только не до каждого, а лишь до тех, кто достоин.

Теперь по второму месту. Это где христиане, когда едят хлеб и пьют чашу, возвещают смерть Господа. И тут снова странность. Ведь Павел не говорит здесь, что в момент поедания хлеба они начинают кричать об Иисусе. Здесь проповедью или возвещением является сам акт. Но и тут есть сложность. В чем же тут возвещение смерти Иисуса?

20 Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
(1Кор.11:20-26)

Очень важно читать, как минимум, с 20-го стиха. А еще лучше с начала послания. Тогда хоть легче проследить всю логику послания. Смотрите, что происходит. Древняя церковь собиралась по домам. И собиралась она за столом. Это не были те служения, к которым мы сегодня привыкли. Мы бы, скорее, их назвали «посиделками».

Так вот, христиане собирались разные. Были и богатые, были и бедные, и откровенно нищие. Богатых, конечно, было меньше. Так как эти встречи происходили довольно часто, логично предположить, что хозяева были не в состоянии каждый раз кормить толпу дармоедов.  Было простое решение проблемы. Люди приходят со своей едой. Вот и прекрасно! Хочешь узнать что-то о Божьей тайне, приходи. И, чтобы не быть в тягость, захвати с собой что-то на стол.

Но вот до какого лукавства дошли тамошние христиане. Они стали с собой приносить томозки, но не на всех, а лишь для себя. И вот, христиане собрались. Кто-то из епископов что-то объясняет, обучает и все слушают. А так как это длилось подолгу, то в одном углу, то в другом углу раздавалось чавканье. Это жевали свои запасы люди с достатком. Но, как мы понимаем, там были и те, кто рад был бы любой подачке. И вот они сидят, слышат эти волшебные причмокивания и захлебываются слюной. Живот в это время поет серенаду позвоночнику, а желудок просто орет в уши требуя пищи. И вот, один голоден, а другой «упивается», т.е. в величайшей благодати, сыт и доволен.

Вот такое поведение Павел называет а) пренебрежением Церковью и б) унижением неимущих. Павел же наоборот видит ситуацию. В отличии от этих «имущих» Иисус тело сове преломил и пролил свою кровь ради других.  Иными словами Он, как «имущий» умер за «неимущих». Вот эту смерть и возвещают настоящие христиане. Как? Очень просто. Преломи свое тело ради того, кому ломать нечего. И вот практичный пример. Если это должно быть стилем жизни, то и в приеме пищи это должно отображаться. Если бы эти имущие провозглашали смерть господню, то они и делали бы то же самое. Они не позволили бы себе насыщаться, пока не «спасут ближнего» от голода. Это просто. Это практично. Здесь нет никакой мистики. Но это так и есть. Вот такими поступками, вот такими действиями и провозглашается смерть Господня. И в частности, когда мы едим и пьем.  Смерть Христа не была сама по себе. Иисус умер за других. В этом суть. Это и возвещаем. Это и есть проповедь. Это и есть доказательство того, что наш Господь – Иисус.

Иисус даже дал заповедь. И эта заповедь простая. Как только ты соберёшься есть хлеб или пить чашу, вспомни, за что умер Христос и поступи правильно. Понимаете, о чем речь? Не о формальном причастии. Не о ломании хлеба. Иисус учит жить. А религия обрядам. Делайте выбор.

Возвращаюсь к тексту.

Так вот. Иисус запрещает ученикам открывать кому-бы то ни было, что Он  — Мессия и Сын  Бога. И начинает рассказывать что-то совсем странное. Ему надо идти в Иерусалим и пострадать, умереть и, слава Богу, воскреснуть.

И вот Петр. А ни у кого, надеюсь, нет сомнения, что Петр ревностно любил Иисуса. Он подходит к Иисусу и говорит: «Учитель, давай отойдем в сторонку. Мне Тебе надо кое-что сказать»… И вот, когда ученики не могли слышать слов Петра, он говорит, что-то подобное этому: «Иисус, ты что? Зачем тебе? Не надо жертв. Все и так пойдут за Тобой! Махнешь пару раз руками, и все бедные получат хлеб. Все! Голоса всего народа будут за Тебя! Трон твой!!!».

Конечно, может Петр и другие какие-то слова говорил. Но суть от этого не меняется. Матфей ясно написал: «… начал прекословить Ему». Потом Матфей привет краткое содержание речи Петра: «…будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!».

И вот тут Иисус взорвался опять. Кстати, вы еще помните, что этот разговор был «в сторонке»?

Почему я думаю, что Иисус «взорвался»? Все просто. Как еще можно назвать человека, который без вступления заявляет: «Пошел вон, гаденыш!». А, нуда, там были другие слова: «Отойди от Меня Сатана!». Что-то меняется?

Учитель не улыбнулся неразумному ученику. Он не положил ему руку на плече. Он не сказал: «Дорогой друг, ты пойми, то, что Я делаю, очень важно. От моих страданий зависит судьба всего человечества. Пройдет время, и ты все поймешь. А пока просто прими Мои слова на веру». Иисус ничего такого не говорит. Его слова как выстрел. Как неожиданный удар в нос. Единственное, где Иисус сделал поблажку, это объяснение: «…ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Все, на этом разговор Петра с Иисусом закончился.

Тут же Иисус обращается к ученикам. Матфей не тратит чернил на описание того, как Иисус подошел к ним. Просто все происходит так быстро, что эти детали уже не важны. Они лишь отвлекают. Иисус в гневе. И Его действия не сразу поддаются осознанию.

Представьте себе. Вечер. Все хорошо. Только что Иисус рассказал ученикам ужасные вещи. Ученики, осознав сказанное, погрузились в тяжкие размышления и беспокойства. Тихо потрескивает костер. Где-то там, в сторонке Петр разговаривает с Иисусом. И вдруг, бац! Они слышат, как тихий разговор Петра с Иисусом превратился в громкую отповедь. Петра обозвали сатаной и указали на дверь. Хорошо, что Петр не всегда слушался Иисуса. И вот, Иисус уже среди учеников и с тем же запалом Он начинает что-то внушать ученикам:

24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
(Матф.16:24-28)

А как вам вот эта Его фраза: «Если кто хочет идти за Мною…»? Включайтесь! Иисус это говорит не посторонним людям. Он это говорит тем, кто уже ХОЧЕТ и ПОШЕЛ за Иисусом. А вы знаете, когда нормальные люди так говорят к тем, кто уже делом подтвердил свои намерения? Когда они в бешенстве. Это та же ситуация, когда Иисус заявляет ученикам: «…не хотите ли и вы отойти?»(Иоан.6:67)

Весь этот запал призван донести до учеников, что Его слова не игрушка и не философия. Это не иллюзорные мечты о справедливости. Это реальность, с которой придется иметь дело. Ты или приготовишься к смерти или топай домой. Вот суть послания Учителя. Если ты хочешь быть учеником, то у тебя больше нет проблем. У тебя больше нет родителей и братьев. Твоя жизнь больше тебе не принадлежит. Ты подписываешь свой приговор собственной рукой.

А любовь? Вот это и есть Его любовь к ученикам. Делаем выводы.

Один комментарий к “И снова в гневе

Добавить комментарий для Petrograd3 Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.