Заключение

думаюКак я уже сказал… извините, написал, что, в прочем, одно и то же. Как я уже сказал, рассуждения о грехе к смерти и не к смерти, по всей видимости, не являются здесь тематическими, а лишь отвлечением, ради уточнения. И, думаю, не имеет смысла сильно углубляться в эту тему. Поэтому я просто перейду к тексту. 

Что мы прочли раньше?  Церкви малой Азии, ко времени написания этого послания, заразились лжепророческой инфекцией. Им внушили, что Иисус не является Мессией и Он не Сын Бога. Это учение внесли в церковь некоторые ребята, которые изначально называли себя христианами, и даже учились у апостолов. Но, так как они не были «нашими», они вышли и понесли свое понимание Евангелия в те церкви, до которых апостолам было трудней добраться. А позже даже закрыли апостолам в эти церкви вход. Одурманив христиан идеей того, что все христиане уже рождены свыше, имеют помазание от Святого, познали Сущего от начала, победили лукавого, и поэтому не имеют нужды, чтобы кто учили их. То есть, совсем не нужно, чтобы апостолы что-то объясняли, так как Сам Дух Святой учит их, т.е. Само помазание их наставляет на всякую истину. И вот эти христиане, поверившие в эту весть, действительно решили, что апостолы им больше не требуются.

С другой стороны, апостолы вместе с автором послания, видя происходящее, стали искать любые пути восстановить общение. И Иоанн пробует пробиться к ним через письмо. Которое начал с простой мысли, что Бог есть свет и если есть какая-то тьма, то она не от Бога. А тьма – это разделение между братьями. То есть, если христиан что-то отрывает от общения с апостолами, значит между ними и апостолами есть тьма.

И, наоборот, если бы христиане малой Азии в действительности познали Святого, то ярким признаком их познания стало бы открытое и тесное общение с апостолами. Потому что именно так проявляется отчасти исполняемая заповедь Христа любить друг друга. Далее апостол приводит несколько доказательств заблуждения малоазийских христиан. Доказывая, что у них нет никакого рождения свыше, нет никакого реального познания Бога, и никакого помазания у них так же не имеется.

А у апостолов, с другой стороны, все это есть. Именно по этой причине, что бы они ни попросили, Бог дает им. Потому что апостолы находятся в воле Иисуса. Он их слышит и исполняет все их малейшие желания. И все это происходит именно и неизбежно потому, что Иисус не просто человек, а самый что ни на есть Сын Бога. Именно через эту веру апостолы имеют доступ к Отцу.

Итак, читаем дальше.

18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
21 Дети! храните себя от идолов. Аминь.
(1Иоан.5:18-21)

Почему я привел сразу столько стихов? Ведь можно было, кажется, разобрать подробно каждый стих. Дело в том, что эти стихи ни в коем случае нельзя читать отдельно. Это одна (!) мысль. А в церквях эти стихи читают отдельно лишь потому, что не могут понять их связь ни между собой, ни со всем текстом.

Если помните, Иоанн уже озвучивал принцип. Как правило, любой принцип является безличным. Не важно, сколько объектов подпадает под действие принципа, один на всю вселенную или миллионы. Принцип равно действенен для обоих случаев. Отсюда фраза, которая сбивает нас, как христиан, внимательно читающих послания Иоанна. Эта фраза говорит о множественности рожденных от Бога. И мы, читая это «всякий, рожденный», думаем, что Иоанн указывает на то, что этих «рожденных» много. Но это принцип, это правило, которое не имеет отношения к тому, сколько на самом деле таких рожденных.

Наоборот, звание Иисуса, которое апостолы повторяют с завидным постоянством – Единородный. Т.е. Тот, кто в своем рождении является единственным. Отец больше НИКОГО НЕ РОЖДАЛ даже во временя апостолов.  Иоанн, например, называет Иисуса единородным, как минимум 5 раз. Четыре раза в Евангелии, и один в данном послании. Апостол Павел в Галатам, присваивает Ему то же звание. А проводя параллель с Иисусом истории Исаака, сына Авраама, он так же акцентирует внимание на его «единородство».

Итак, в чем же сложность тех стихов, что я привел выше? Дело в том, что в этих стиха нам предлагаются две вводные, независимые друг от друга. Которые закрываются особенным решением, объединяющим их.  Давайте теперь посмотрим внимательнее.

Вот первая вводная:

Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
(1Иоан.5:18)

Итак, перед нами известный всем христианам принцип, вечное правило, которое не зависит не только от количества этих рожденных, но даже от наличия их вообще. Итак, этот принцип звучит так: «Всякий, рожденный от Бога, сколько бы их ни было, даже если их вообще никогда не будет, отличается важным признаком. А именно, такой человек, если речь о человеке, НЕ ГРЕШИТ.  Он, вместо греха, хранит себя. Мало того. Что особенно важно понимать. ЛУКАВЫЙ НЕ ПРИКАСАЕТСЯ к нему».

Обратите внимание на эту последнюю фразу. Если бы мы встретили в реальной жизни человека, действительно рожденного от Бога, то это был бы человек, к которому НЕ ПРИКАСАЕТСЯ лукавый. В данном случае перед словом, переведенным как «лукавый» стоит определенный артикль. Он здесь указывает на две вещи. Первое – это не прилагательное, а существительное. Второе – это существительное является либо уже знакомым, т.е. мы об этом говорили, либо это нечто единственное во всем мире, как Бог, Земля (планета), Луна и т.д. Иначе говоря, речь идет о дьяволе, а не вообще о лукавстве.

Итак, перед нами субъект, к которому никогда не прикасается дьявол. Вы можете сказать это о каком-то христианине, сегодня живущем на планете Земля? Я нет. Ну да ладно. Может быть во времена апостолов были такие? Почему-то я могу вспомнить только одного. И Его зовут Иисус.

Итак, мы только что озвучили принцип. Он безличен. Он лишь говорит, что если есть какой-то рожденный от Бога человек, он обладает вот такими качествами. Затем звучит реальность. Там был принцип, а теперь то, что существует на самом деле. Т.е. то, что апостол Иоанн видит своими глазами. Давайте посмотрим.

Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
(1Иоан.5:19)

На самом деле, это тоже принцип, но такой, который видим всеми невооруженным взглядом. Точнее, даже, здесь два момента. Первый – «мы от Бога». Второй – «мир лежит во зле». Что это за принцип? Как мы уже знаем, апостолы очень часто прибегали в своих объяснениях к разделению на «мы» и «вы», т.е. на апостолов и остальных христиан. Иоанн, с чем мы уже тоже сталкивались, далеко не всегда делит так очевидно, как, например, Петр. И время от времени, его «мы» означает не только апостолов, но и всех христиан вообще, отделяя их от мира. Вот и здесь, нам предлагается два лагеря. Первый – мы, второй – мир. Именно по этой причине решаю, что «мы», это не только апостолы.  Но и даже здесь не все так просто. Обратите внимание вот еще на что. Апостол про «мы» говорит как о тех, кто «ОТ», то есть «изошел», или, возможно, «родился». А о мире, он говорит иначе. Если бы Иоанн хотел сказать, что мир «от» зла, он бы так и сказал. Но апостол использует совсем другой указатель. Мир не «от» зла, но ЛЕЖИТ во зле. Чувствуете  разницу?

Чтобы эти вещи уяснить, снова нужно обратиться к первой главе книги Бытие, где озвучена причина появления людей. Зачем Бог сотворил человека?

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
(Быт.1:26-28)

Дважды в одном тексте Бог объявляет  о владычестве человека над Землей. Человек поставлен Богом для владычества над тем, что сегодня называется Миром. И, если бы человек верно выполнял свою обязанность, то этот самый мир не оказался бы лежащим во зле. То есть нас, читай, людей, Бог поставил над Миром, а мы все развалили. Вот и весь принцип.

Итак, еще раз. Тот, кто рожден от Бога, не грешит и, самое главное, дьявол к нему не прикасается. С другой стороны, Бог помести человека властвовать над землей, а мир, почему-то оказался в «руинах».  И какая здесь связь? И тут  в дело вступает следующий стих. Давайте теперь прочтем и его:

Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
(1Иоан.5:20)

Вы понимаете, о чем говорит апостол? Есть пара принципов. Человек, который поставлен блюсти этот Мир, профукал его. Потому что к нему «прикоснулся» дьявол. Кто нам нужен, чтобы исправить ситуацию?  Тот, к кому дьявол не прикасается! Иначе говоря, нам нужен Тот Самый Рожденный от Бога. Ведь мы не можем ничего поделать с тем злом, в котором лежит весь мир. Да, мы от Бога. Он нас поставил сюда. Но мы не смогли, не справились. Дьявол не просто прикоснулся к нам, он просто не отпускает людей.

И вот, Рожденный от Бога, т.е. Сын Божий пришел и что-то сделал. Иоанн это называет так: «…дал нам свет и разум». Почему я процитировал здесь не всю фразу? Давайте обратимся к греческому тексту. У нас проблема! В греческом тексте нет слов ни о каком познании Бога истинного или не истинного. Что же есть в греческом тексте? Читаем:

Знаем же, что Сын Божий пришел, и дал нам разумение,  чтобы знали истину;
(1Иоан.5:20 а)

Слово «разумение» здесь довольно таки любопытное. В греческом языке это слово, то, которое у нас переведено как «разумение», имеет несколько граней. И кроме самого понятия разума, есть такая грань, которая говорит об образе мыслей.  Т.е. Иисус дал нам, если честно читать текст, не «свет», а образ мыслей, или способ мышления.

Второе любопытное слово здесь – «знали». В синодальном переводе перевели как «да познаем».  И мы послушно воспринимаем это словосочетание как указание к действию. В общем, это правильно. Только этот глагол стоит… наверное вы уже догадались… этот глагол стоит… …ладно, не буду больше тянуть кота за хвост. Это слово стоит в сослагательном наклонении. Чтобы далеко не заходить, воспроизведу этот текст с учетом всего сказанного.

Знаем же, что Сын Божий пришел, и дал нам образ мыслей, чтобы (дать шанс, возможность, поддержать, направить, вдруг, все же, получится) не познаем ли мы истину;
(1Иоан.5:20)

Теперь можно перейти ко второй части этого стиха. Продолжаем чтение:

… и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
(1Иоан.5:20 б)

Понятно, что это часть предыдущего предложения. Глагол «будем» здесь стоит в настоящем времени. Но в сочетании с предыдущим глаголом, который стоит в сослагательном наклонении, глагол «будем» принимает на себя те же черты. И получается, что все выражение звучит так: «… не познаем ли мы истину и не будем ли мы в истинном Сыне Его Иисусе Христе».

Я очень надеюсь, что эта мысль кристально чисто будет понята. Иисус пришел и направил наше мышление в определенное русло, заставил нас думать определенным способом для одной лишь цели. Он желает, чтобы мы познали истину и были в Нем. А вот познаем ли мы, будем ли, это еще большой вопрос. Но если не познаем и не будем, то Мир не поднимется от зла. Если же план Иисуса сработает, то все встанет на свои места. Человек займет свое царское место. И Мир восстанет из пепла.

Итак, Иисус пришел и дал свое учение, т.е. образ мыслей. А познаем ли мы истину и будем ли в Иисусе, это зависит от нас самих. Но вот на что еще указывает нам апостол. Посмотрите на последнюю часть стиха.

… Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
(1Иоан.5:20 в)

А это привет тем братишкам, который говорят, что Иисус не Бог. Вот здесь черным по белому апостол Иоанн прямо называет Иисуса Богом Истинным и жизнью вечной. Шах и мат. И не получится притянут за уши утверждение, что здесь идет речь о Боге Отце. Никак не получается. Как ни читай текст.

А заканчивает апостол очень просто. Его фраза, это и есть его «шах и мат». Все послание направлено против лжеучителей, тех людей, которые заняли место между христианами и истинным Богом. Эти люди и есть идолы. Они стали великими божьими учителями, а христиане восторгались их «великими откровениями», благодаря которым малоазийские братья умудрились отвергнуть даже апостолов, а Христа не признавать за Христа и отрицать Его божественное происхождение, а значит и божественное наследие.

Итак, если очень просто и кратко. Берегитесь, детки (именно так звучит в греческом) превращать кого-либо из учителей в идолов. То есть в тех, чье слово – истина в конечной инстанции. В тех, чье учение непогрешимо.  Берегитесь, таких идолов.

Заключение: 4 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*