Как послушные дети

думаюЗдесь я немного повторю некоторые мысли, что уже прозвучали в статье про святость. Но в контексте послания, а не темы о святости. Так что, не пугайтесь, если вдруг, мы опять будем читать то, что прочли пару дней назад. 

Итак, Петр говорит, что для нас всех на небесах хранится величайшее наследие. Оно не просто хранится но, если можно так выразиться, с нетерпением жаждет открыться нам. И не только в том случае, если мы будем готовы, но даже если мы, будучи несозревшими, окажемся в тяжелейшем положении, т.е. для нас наступят последние дни.

В данном случае подразумевается, повторюсь, не исторические дни, не даты. Т.е. их невозможно вычислить глобально, потому что они происходят у каждого в свое время.

Итак, что мы знаем. Мы знаем, что все это нетленное и чистейшее наследие и живое упование является ничем иным, как Иисусом Самим. Это наследие и есть Иисус. И именно Его явление нам станет тем «откровением» или открытием наследия. Но пока это не наступило, надеюсь, понимаем, что речь не о дне смерти и переходе в «мир иной», нам что-то важно делать. Ведь Петр сказал, что в тот самый момент, когда Иисус решит открыть Себя нам, для нас очень важно оказаться в правильном положении. Что бы в Его явлении наша жизнь и испытанная вера послужила к «похвале, чести и славе» (ст. 7).

Итак, если я полагаюсь на вот эту благодать, на этот незаслуженный и обещанный Богом, а значит, гарантированный дар, то моя жизнь будет течь особенным путем. Это похоже на то, как если человек узнает со всеми гарантиями о большом кладе. Теперь он о нем знает. И это вытекает в полное изменение поведения. Теперь, человек ищет способы и варианты, чтобы добраться до него, и откапать. И вот, мы знаем, что для нас приготовлено. И не просто приготовлено, но гарантировано, т.е. обещано Богом. Об этом мы читали во втором послании Петра. А если я знаю об этом, если верю всем своим сердцем, то именно это станет для меня определяющим. И вот как видит эту новую жизнь в ожидании явления Иисуса Петр.

14 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
15 но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.
16 Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.
(1Пет.1:14-16)

Сейчас не буду углубляться в значение слова святой. Это можно посмотреть в статье «Святость? Нет, не слышал». Только напомню, что святость не имеет прямого отношения к чистоте поведения. Т.е. косвенно, конечно, влияет на праведность, но ею не является. Святость, так же, не является отделением для Бога. Но Святость, это посвященность, возможность видеть сокрытое, тайное, то, к чему другие не имеют доступа.

Итак, Петр говорит, что настоящий христианин, т.е. который знает истину о   гарантированном чистейшем наследии, будет свою жизнь складывать следующим образом.

Вопервых, он уже не станет ориентироваться на желания, которые для него были важны до получения «секретного» известия. Но он их принесет в жертву новой открывшейся перед ним перспективе получить обещанное от Отца. Петр так и говорит. До этого, когда мы были «в неведении», т.е. когда мы не знали этой великой вести, мы руководствовались одними желаниями. Но теперь, мы что-то узнали. Теперь, совершенно логично жить в соответствии с новыми реалиями. А как это?

но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.
(1Пет.1:15)

Под Святым здесь, совершенно очевидно, имеется в виду Иисус. То есть все то, что мы о Нем знаем сейчас, пока Он Сам не явился нам. Т.е. перед нами есть пример жизни и поступков Того, кто действовал исходя из того, что видит и знает Он. Если мы знаем истину, в данном случае это весть Иисуса, которую Петр передал нам как гарантированное явление Иисуса, что есть величайшее наследие для нас, не апостолов. А раз нам это уже открыто и Самим Иисусом в своих учениях, пока Он был на земле, и апостолами, а в частности Петром. То и жить мы должны подобно Иисусу, исходя из своего знания. Т.е. наши поступки, это не поступки, продиктованные правилами, как нас хочет научить религия. А поступки, продиктованные целью.

Давайте немного отвлекусь, чтобы пояснить эту мысль. Правильная жизнь для простого человека, это Построить дом, вырастить сына и посадить дерево. Конечно, это слегка ироничное правило. И вот, человек, живущий правильно, строит этот самый дом, тратя на него силы и время. Он растит детей, обувает, одевает, кормит, воспитывает и т.д. Что-то делает с окружающим миром. Т.е. так же обустраивает. Чтобы его дети унаследовали от него не голую пустыню, но какое-то благословение. Все это поведение продиктовано житейскими правилами.

Но вот, приключилась в середине 19 века, так называемая, золотая лихорадка. Жили себе люди, работали, строили дом, сажали деревья, растили детей. И вдруг узнали, что можно за короткий срок разбогатеть. А это значит, у тебя будет не просто дом, но дом большой, уютный, теплый. Ты не просто посадишь дерево, но у тебя будет богатый сад. Ты не просто вырастишь детей, но дашь им престижное образование. И вот люди, бросают все. И строящийся дом, и непосаженное дерево, и маленьких детей. Едут за богатством. Вот это поведение совсем не правильное. Оно продиктовано целью.

Все те люди, в большинстве своем больше потеряли, чем приобрели. Они верили в ложь. Но Иисус принес нам истинную весть, не обман. И если я знаю, как это получить, но остаюсь без движения, видимо, я совсем глуп! Те с ничтожной надеждой пошли в неизвестность. А у нас Божья гарантия!

Те были не правы, что изменили свою жизнь на поступки для цели. А для нас это единственно мудрый выбор. Глупостью будет жить по правилам. Жить по правилам, это жить по закону. Это Ветхий Завет. Жить по цели – это и есть жизнь в соответствии со святостью, в соответствии с тем, что нам открыто Иисусом. Быть святым означает одно, жить в согласии с Божьим откровением. И самое главное откровение – это Благая Весть.

Иисус жил с целью донести Благую Весть. Нам остается жить с целью получить обещанное в Благой Вести.

Петр разочарован

Наступило время вспомнить о словах, которые Петр произнес в самом начале своего послания.

… благодать вам и мир да умножится.
(1Пет.1:2б)

Мы уже умные и знаем, что такое выражение говорит о резкой недостаточности как благодати, так и мира. А из второго послания Петра мы знаем, что благодать и мир умножаются определенным способом. А именно, через познание Бога Отца и Христа Иисуса.

Так вот, если в начале письма Петр уже выразил свое недовольство недостатком благодати и мира, то теперь он говорит о сути этого недостатка.

17 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего,
18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,
19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,
20 предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас,
21 уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.
(1Пет.1:17-21)

Все, что до этого говорил Петр, было объяснением общего принципа. Сути послания Петра. А теперь он уже переключается на саму церковь. И, судя по словам приведенных стихов, Петр крайне возмущен положением в этих церквях. Обратите внимание не тон послания: «…то со страхом проводите время странствования вашего,..». Такое можно написать только тем, кому действительно уже пора бояться. Т.е. церкви, которым Петр адресовал свои слова, вели себя так, что им пора уже прятаться от Божьего гнева. Почему?

Потому, что они искуплены не какой-то дешевкой, но «драгоценною Кровию Христа». А ведут себя они так, будто искуплены ржавой монетой. Своими словами Петр взывает к их совести. Он пытается их вразумить, отрезвить, встряхнуть. Он хочет, чтобы христиане наконец осознали, как велико то, что для них приготовлено. Ведь все ветхозаветные величайшие люди Божьи ничего этого не имели и иметь не могли, хоть и очень жаждали. Особенно, наверное, пророки. Могу только представить как они кусали локти от невозможности получить то, о чем сообщал им Дух Христов, когда говорил о Христовых страданиях и наступающем величии. И Петр снова и снова подчеркивает вот это «для вас».

— Вы искуплены драгоценною Кровью, а не монетой
— Агнец (жертва) был предназначен с самого начала мира, а явился ДЛЯ ВАС
— Бог воскресил Его и дал Ему славу, только для того, чтобы ВЫ имели веру и упование на Бога.

И что же теперь делать этим «провинившимся» христианам? Как им поступать. Ведь Иисус уже искупил их, а они «наплевали» на это искупление. Чем можно очиститься перед Спасителем. Чем оправдаться? И Петр дает ответ.

22 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца,
23 [как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек.
(1Пет.1:22,23)

Конечно, речь не идет о реальном очищении. Речь идет все о той же благодати, которая покрывает все наши грехи. Но у благодати всегда есть определенное ожидание. Это ожидание результата. Ожидание, что «облагодетельствованный» оценит и сделает выводы. Благодать, вещь не бесцельная. Благодать, это когда отец прощает сына без наказания в ожидании, что сын больше не повторит проступка. И потом снова прощает, и снова и снова. В то время как проступки сына огорчают и разочаровывают отца, правильное поведение сына, отца радует. И один правильный поступок сына, практически заставляет отца забыть про десять проступков. Вот принцип очищения здесь в тексте. Это не работа жертвы. Иисус уже все сделал. Речь не идет о тех, кто не принял жертву Иисуса. Речь идет именно о тех, кто уже в благодати, кто окроплен кровью Христа. Давайте теперь разберемся с текстом. Теперь нам придется обратиться к греческому тексту и сделать подстрочный перевод.

22 Души ваши очистившие в послушании истине в братолюбии нелицемерном, от [чистого] сердца друг друга полюбите усердно,
23 возрождаемые не от семени тленного, но нетленного, через слово живущего Бога и остающегося;
(1Пет.1:22,23)

На что хочется обратить внимание. Прежде всего на фразу «через Духа», которой, как вы справедливо могли заметить, в греческом тексте нет. И, по всей видимости, никогда не было. Т.е. это поздняя добавка переписчика, ревностно старающегося сделать свое пояснение. Что было во времена переписываний не редким случаем.

Второе замечание – слово «чистого», которое стоит в квадратных скобках. Это слово из разряда сомнительных. Т.е. удостовериться в полном его отсутствии невозможно, так как оно присутствует на многих (но далеко не на всех) копиях древнего Нового Завета. Тут два варианта, либо однажды переписали без этого слова, а потом растиражировали эту копию (без слова), либо, наоборот, переписали с добавкой, а потом растиражировали. И то и другое возможно. Но, повторюсь, нет полной уверенности в правомерности этого слова в тексте.

Что это меняет? Не много, если учесть, что присутствие слова требует от христиан моральной чистоты, а отсутствие слова, глубины чувств, искренности. Сами определите, что вам кажется важнее в братолюбии, чистота или искренность.  Я предпочитаю понимать искренность, как чистоту. Т.е. речь не о безгрешности сердца, а о чистоте отношений к брату, т.е. искренности.

Третье, на что бы я обратил внимание, так это форма слова «возрождаемые». Если в синодальном переводе стоит «возрожденные», т.е. факт уже свершившийся, то в греческом нам сообщается о еще незаконченном процессе, или пути, если хотите. В греческом тексте это слово стоит в настоящем времени, пассивном залоге и именительном падеже. Это согласуется и со словами апостола, который, как мы уже читали, сообщает, что они, то есть, апостолы, возрождены, а все остальные еще нет, но все для этого готово и только ждет нужного момента.

Теперь, уточнив все эти детали, можно перейти к пониманию смысла сказанного. Петр предлагает поступить христианам так, как этого ожидает Подающий благодать.  Если Он ожидает от нас осознания, то, пора уже осознавать и начинать жить так, как Он желает. А благодать никогда не прекратится, если только мы не разочаровываем своего Друга и Господина.

Итак, Петр называет процесс, при котором Бог забывает «все заднее», очищением. И действительно, Бог не собирается припоминать нам наши проступки. Однако, это лишь в том случае, если благодать не будет тщетна, и Отец увидит результат.

Не похоже ли это на Ветхий Завет?

На первый взгляд похоже, даже очень. Такое ощущение, что опять нужно что-то выполнять, чтобы получить. И где же здесь Новый Завет? Где благодать? И вот тут, чтобы понять разницу одного с другим нужно помнить несколько вещей.

Первое. От нас не требуется идеального исполнения. От нас требуется движение в правильную сторону.
Второе. Все, что было до этого, забыто, если ты изменил свое направление. Это благодать.
Третье и самое главное. Старание правильной жизни, это не требование спасения и даже не прямое требование Царства. Тогда, что это?

Чтобы понять, зачем все эти так похожие на Закон требования, вернемся ко второму посланию Петра. Если вы помните, Петр там заявляет, что мы получим все, необходимое для жизни и благочестия в результате определенного процесса, который сами апостолы уже прошли. И это процесс называется познанием Бога Отца и Христа Иисуса. И один из вопросов, который тогда повис в воздухе, звучал так: «Как нам познавать Отца?».  То есть, какие методы познания нам может предложить Библия. И важно, что мы говорим именно о методах подтвержденных Писанием, а не личным опытом или предпочтениями.

Как мы тогда говорили, чтобы познать человека, необходимо жить с ним, есть ту же пищу, проходить через те же проблемы. Как мы можем проходить через те же проблемы, что есть у Бога? Разве это возможно, есть одну с Богом пищу?

Как это ни странно, ответ оказывается на поверхности. Помните? Иисус на просьбу показать апостолам Отца, сказал с удивлением, что Он все время с ними, а они Его так и не узнали. Т.е. Отец Бог в лице Иисуса всегда был с ними. Они жили с Ним, с Богом, ели одну пищу и проходили через одни и те же проблемы.

Но ведь с нами нет сегодня Иисуса в теле! Вот если бы Он пришел прямо к нам, сказал бы, что бы мы шли за ним! Вот тогда бы да. А как нам, современным людям, к которым Иисус в теле не пришел?

И вот апостол, который во втором послании говорит о единственной теме, о которой он говорил, говорит и будет говорить, пока жив, с целью, что слушающие его будут и после его смерти говорить о том же, это тема познания Бога.

12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой [телесной] храмине, возбуждать вас напоминанием,
14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
(2Пет.1:12-15)

Иначе говоря, Петр заявляет, что всегда говорит исключительно об этом и ни о чем другом не говорит, не говорил и не собирается говорить. То есть, если верить Петру, то и первое послание его содержит точно ту же тему. Просто она изложена другими словами!

Получается, что все указания Петра – это инструкции познания Бога. Так? Так! И вот в чем суть. Когда я поступаю правильно, я сталкиваюсь с сопротивлением. Даже не важно, побеждаю я или проигрываю. Первое, конечно, предпочтительнее. Но я переживаю на собственном опыте ровно то же самое, что переживает Бог. Точно те же чувства, что имел Иисус, когда ходил по земле. Совершенно те же проблемы, что испытывали апостолы, ходя вслед Учителя и исполняя Его инструкции. Именно в этом важность всех правильных поступков. Даже не в самой правильности, а в том, что через опыт своих стараний и результатов, я переживаю жизнь Христа именно так, как Он это переживал. Посмотрите, что Иисус говорит ученикам во время своей «Нагорной Проповеди».

24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
(Матф.10:24,25)

Или, вот слова из последних речей Спасителя.

9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
(Иоан.15:9-12)

Или вот эти слова.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
(Иоан.15:20,21)

Каждый раз, переживая что-то по причине исполнения воли Божьей, я познаю Бога. Здесь есть сложность. Когда я выполняю указания земного начальника, никакого познания не происходит. Почему? Потому что, в большинстве случаев, начальник даже не представляет, с какими сложностями я сталкиваюсь. Его это не интересует. Ему важен результат в финансовом эквиваленте. Большинство начальников даже никогда не были на вашем месте.

Даже земной отец не всегда представляет с чем сталкиваются его дети. Есть требование школы, которое нужно выполнять. И далеко не все родители задумываются о том букете проблем, что испытывает их ребенок.

Но небесный Отец, совсем другое дело. Его законы – это Его жизнь. А благодаря жизни Иисуса на Земле, Он знает и цену земного исполнения всех Его требований. И тем более Он прекрасно понимает их важность. Пока я не исполняю Его указаний, я не представляю, что чувствует Бог. Как только я начинаю действовать по Его слову, все, что чувствую я, рассказывает мне о Боге.

Мы должны понять, что заповедь, требующая от нас любить друг друга – это та заповедь, которую исполняет Сам Бог в отношении всех нас. И все, почему мы оправдываем себя, ему знакомо. Все наши разочарования он знает. Скажу так, Его люди предавали во много, много раз больше, чем любого из нас. Вот и получается, что познание невозможно, без следования Его воле.

Как послушные дети: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.