Только что Иисус говорил о важности Своего ухода к Отцу. Закончил Он следующими словами:
29 И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.
(Иоан.14:29-31)
Не имею по этим стихам особых откровений, да и не вижу в них нужды. Смысл простой. Все, о чем говорил до этого Иисус, сказано для того, чтобы, когда это произойдет, знание этой вести правильно сработало. То есть, не суть важно, поняли они сейчас сказанное Иисусом или нет, важно, чтобы эта информация была у них на момент ожидаемых событий.
Вторая мысль, которая звучит в этих словах. Это известие о «малом времени», которое осталось до этих событий. Он даже объясняет, почему этого времени осталось мало: «…ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». Возможно, для кого-то эти слова покажутся странными. Поясню.
Правда немного вернусь к началу 30-го стиха. Там сказано так: «Уже немного Мне говорить с вами». Суть этих слов не только о том, что осталось мало времени. Но, я бы перефразировал эту фразу, чтобы стало более понятно, так: «Я уже говорить с вами буду немного». Т.е. Иисус еще собирается говорить, но, так как времени осталось мало, Ему за это малое время нужно успеть сказать все, что недосказано. Давайте еще более понятно перефразирую: «Еще есть что сказать, но, так как времени осталось мало, говорить буду кратко».
Теперь о «князе». Тут есть некоторая проблема. Дело в том, что в греческом языке для слова «князь» существуют свои слова, такие как «пригкипас» или «хегемона» (гегемон). Здесь же используется слово «архон». От этого слова, например, происходит название демонов в гностическом учении – архонты. Кроме того, этим словом обозначаются разные человеческие должности. Когда кто-то кем-то командует. Но никогда не обозначается высшая власть, царская (базилейя).
Так вот, Иисус говорит, что идет «архон» Мира. Т.е. некий начальник, не имеющий отношения к высшей власти, которому подчиняется этот Мир. На лицо явная насмешка над этим «начальником». Т.е. времени мало, потому что идет «бригадир недоумков». Извините за резкость. Не смог подобрать более понятного словосочетания. Если честно, и не искал.
Третья мысль, которая звучит в словах Иисуса, это противопоставление только что звучавшему утверждению о том, что Отец в Иисусе и Иисус в Отце. Здесь же Он заявляет, что этот «бригадир недоумков» в Иисусе не имеет ничего. Мне кажется это явным противопоставлением. Т.е. Если Отец в Иисусе имеет все, то дьявол, а мы говорим именно о нем, в Иисусе не имеет ничего.
А теперь вот такая заметка. Повсюду утверждается, что данная фраза Иисуса указывает на отсутствие греха в Иисусе. Поймите правильно, я не хочу сказать, что в Иисусе может быть грех. Но если читать в контексте всей речи Спасителя, речь вообще не о грехе. Да и грех, это не имущество дьявола.
Одно из требований Иисуса к ученикам заключается в том, чтобы они веровали, что Иисус в Отце и Отец в Иисусе. И если они не могут верить просто так, то пусть верят, основываясь на Его делах. Потому что такое может делать только Отец. Вот эти дела – признак того, что все в Иисусе принадлежит Богу. Если бы в Иисусе что-либо принадлежало дьяволу, он бы делал его дела. Но нет, Иисус ничего такого не делает. Он его победил уже. Он противостал 3 года назад и одержал победу. Дьявол в тот раз «отошел до времени». И вот это время настало. Он снова идет к Нему.
Отцу все принадлежит в Иисусе, потому что Иисус любит Отца и делает все, что Он Ему заповедал. Запомните эти два пункта: 1. Любит; 2. Делает. Текст построен так, что вот этот стих, я имею в виду 31-й, повторяет сказанное в 30-м. Т.е. утверждение о том, что дьявол ничего не имеет в Иисусе, это то же самое, что сказать, что любишь Отца и делаешь Им заповеданное. Речь не о грехах. Если это не понятно, на данный момент не смогу ничем помочь.
И, наконец, четвертая мысль. Что бы этот мир, мир безумцев, повинующихся своему «бригадиру», понял наконец, что Иисус делает именно то, чему учит, Он должен сейчас же перейти к следующим действиям. А для этого, Ему нужно действовать. Т.е. идти на встречу своему кресту. Для этого, Его следующее требование: «Встанем и пойдем».
И вот теперь, благодаря тому, что Иоанн пишет стихами, как мы уже неоднократно говорили, для нас остается непонятным, когда происходит следующая речь. То ли тогда, когда они еще в доме, и только готовятся выйти. И тогда вся эта речь вкладывается в объявленное Иисусом «малое время» до выхода. Или тогда, когда они в процессе движения куда-то. Т.е. Иисус сказал: «… встаньте, пойдем отсюда», они встали, пошли, и параллельно Иисус продолжил речь. На самом деле, это не важно. Важно лишь, что вся эта речь – продолжение предыдущей. Хотя, судя по всему, с некоторой коррекцией. Итак, речь о лозе.
Речь
1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
(Иоан.15:1-11)
Не думаю, что в рамках этой статьи рассмотрю весь этот текст, но, все же, посчитал нужным открыть его в таком виде. Итак, Иисус взывает к отвлеченному мышлению своих учеников. Ему важно, чтобы в сознании последователей осталось максимально много из сказанного Им. И, на сколько это возможно, подготовить их разум к пониманию этих слов. Как мы уже говорили, Он не стремится и не ожидает, что ученики поймут все Им сказанное. Все понимание, по Его же словам, должно произойти только тогда, когда к ним придет Иисус Духом Святым вместе с Отцом. Но плацдарм к этому приходу нужно подготовить. Вот по этой причине, когда времени осталось совсем чуть-чуть, Иисус тратит его на эти образы.
Что же Он хочет донести до учеников? Не уверен, что можем верно все осознать. Но, как и Учитель, может мы, при внимательном рассмотрении, подготовим и в себе, плацдарм для «приземления Сына и Отца в Духе». Итак, что же?
В первом стихе есть незначительная коррекция. Не думаю, что это что-то изменит. Но честности ради укажу на нее. Дело в том, что греческое слово, переведенное нам как «виноградарь», это некоторое «самовольство» переводчика. По сути, он ничего кощунственного не сделал. Просто попытался сделать более ясным для русского человека. Но Иисус не сказал «виноградарь». Иисус сказал «земледелец». Вы чувствуете разницу между этими двумя словами? Она есть, хоть и ничтожная. Повторяю, это уточнение я сделал только ради справедливости. На смысл оно никак не влияет. И, по сути, переводчик правильно сделал.
Итак, что же делает «Виноградарь»? Буквально это звучит так: «Всякую ветвь во Мне (,) не приносящую плод, берет (удаляет) ее, и всякую (,) плод приносящую (,) очищает ее, чтобы плод больший она приносила». В Синодальном варианте этот текст выглядит так:
Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
(Иоан.15:2)
Вот что меня здесь задело. До сих пор, когда я слышал проповедь на тему лозы и ветвей, утверждалось, что ветви, который Виноградарь «отсек» не пребывали на лозе. Вы знаете, я не очень понимаю, как ветвь лозы может на ней не пребывать. Если ты ветвь лозы, то твое название исходит именно от того, что ты пребываешь на лозе. Но нам всюду говорят, что если ты «не будешь пребывать» то будешь извергнут и засохнешь.
Все, что я сейчас вижу, непонимание всей фразы. Иисус не хочет, чтобы ученики «поймали» Его на несоответствии. Если бы Он имел это в виду, ученики гарантированно сказали бы Ему: «Учитель, а как же ветвь может быть ветвью лозы и не пребывать на ней?». Но ученики этого вопроса не задали. Это значит лишь одно. Иисус говорил нечто иное. Давайте разбираться, где мы запутались.
Итак, речь идет о «ВЕТВЯХ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ». Т.е. речь идет об учениках. Иисус не говорит о ветвях других лоз или ветвях яблонь. Иисус говорит исключительно о тех, кто УЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ Его ветвью. Т.е. он, ученик, по определению – Его ветвь. Это запоминаем! Идем дальше.
Но вот в чем предостережение: «Всякую у Меня ветвь,…». Извините, еще раз остановлюсь. Видите, что сказал Спаситель? Он не сказал, всякую ветвь, но «всякую У МЕНЯ ветвь». Эта речь исключительно направлена на учеников, причем тех, которые уже съели с Учителем не один пуд соли.
Беда в том, что «еще малое время» и произойдут страшные вещи. А теперь я скажу великую мудрость. Страшные вещи, это вещи, которые пугают. Вам понравилась мудрость? Т.е. еще немного, и ученики будут сильно напуганы. Это само по себе удивительно. Ведь ученики – ребята не робкого десятка. Иуда, который Искариот, по некоторым данным принадлежал к группировке убийц (режущих), Петр к «террористической организации» зилотов. Да и все апостолы, либо пастухи, которым приходится встречаться с пустынными львами (которым царь Давид пасть рвал, если помните), либо рыбаки, которым знакомы штормы. Итак, ожидается нечто страшное. И даже Зилот Петр не справится и предаст Учителя трижды.
Вот это страшное событие может привести к отпадению. К страху оставаться одним целым с Иисусом. На самом деле, с этим испытанием не справился вообще никто, разве что, кроме Иоанна (по одним данным, это был он, бегающий голышом), или Марка (бегал голышом, судя по другим данным). Но дело в том, что Иисуса не волновало их предательство. Его волновало другое, чтобы даже в предательстве, они не перестали любить (высоко ценить, почитать) Его.
Четвертый стих начинается со слова «пребудьте». Это перевод слова, означающего следующее:
- Стоять на месте, стойко держаться;
- Оказывать сопротивление, выдерживать;
- Ждать, ожидать, поджидать
- Оставаться, пребывать;
- Оставаться в покое, быть неподвижным;
- (перен) быть незыблемым, быть неизменным, оставаться в силе, длиться – Демосфен (продолжать войну);
- Оставаться в дали,
- Оставаться бездеятельным, сидеть без дела, бездействовать;
- Ожидать, в смысле предстоять.
Весь этот список говорит не просто о покое, но о покое в результате некоторых усилий. О покое через преодоление чего-то. Т.е. это слово совсем не означает нахождение или не нахождение в церкви. Не означает чтение или не чтение Библии. Это слово означает победу в противостоянии, выраженную неизменным положением. В данном случае, что бы ни произошло, а ведь ожидаются страшные вещи, ученикам нужно сохранить свою любовь к Учителю.
Итак, если какая-то ветвь, читай ученик, не сохранил любовь к Учителю, такой ученик «удаляется» с лозы. Уточняю, не сохранил вследствие тяжелого испытания. Как определить такую ветвь? Очень просто. Помните те два пункта? Первый – любить, второй – исполнять заповеданное.
Плод лозы – виноград. Виноград для древнего еврея не просто ягода. Это сакральная ягода, приносящая сакральный сок, из которого делался сакральный напиток – вино. Вино – часть сакральных даров Богу. Помните, Богу приносили хлеб, вино и елей. Мелхиседек встречал Авраама хлебом и… правильно, вином. А чем кормят провинившихся заключенных? Привильно хлебом и… водой. Это так, для размышления.
Итак, вино – плод виноградной лозы, сакральный напиток. Мало того, древние евреи вино называют «кровью виноградных ягод».
… и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
(Втор.32:14 б)
В противовес вину еврейскому, вино язычников называют «ядом драконов и аспидов».
32 Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;
33 вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов.
(Втор.32:32,33)
И в этом стихе мы без усилий угадываем указание на дух Содома и Гоморры. Т.е. плод виноградной лозы – это действия духа. Божья виноградная лоза приносит действие Божьего Духа. Если ты отрекся от Иисуса, ты не можешь приносить действие Божьего Духа. И наоборот.
Итак, возвращаемся к нашему тексту. Если ученик (ветвь) сохраняет свое достоинство, преодолев угрозы, остался верным Иисусу, то он продолжает приносить плод Христов. И тогда Виноградарь его лишь очищает, увеличивая его плодоносность. Если сдался и отрекся, то плодоношение прекращается. Он еще христианин, а результатов уже нет. В конечном итоге, такой христианин отнимается от Христа. Вот в 3-м стихе написано, что ученики уже подвергались обработке Виноградаря. Т.е. они уже приносят плод, и Великий Виноградарь уже занимается ими.
Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
(Иоан.15:3)
Как мы видим, очистка прошла как-то незаметно для учеников. Иисус объявил им, что Виноградарь очистил их уже. И сделал это через «проповедь» Иисуса. Только здесь нужно сделать небольшую заметку. Мы уже как-то говорили об этом. В наших переводах, а в частности в синодальном, часто не уделяется должного внимания разнице в словах, которые переводятся как проповедь. Очень часто, там, где мы читаем «проповедовал», стоит слово «провозглашал». Т.е. объявлял, ставил перед фактом. Иногда стоит слово «слово», которое означает в данном случае некоторое учение, открытие тайны, разъяснение непонятного, явление неявного, выражение мыслей. Но того слова «проповедь» которое мы обычно понимаем под ним, в Библии, практически нет. Это, на самом деле, не простая тема, и подробно излагать ее здесь я не буду. Тем более, что о ней мы уже говорили. Хочу лишь указать на то, что Иисус ученикам НЕ ПРОПОВЕДОВАЛ, а говорил то самое слово, которое является разъяснением непонятного, учением, выражением скрытых мыслей.
Так вот. Иисус все три года открывал ученикам какую-то тайну. И через это учение, наставление и откровение ученики проходили через процесс очищения. Кроме того не забываем недавние слова Иисуса о том, что омытым нужно только ноги омыть.
Продолжение следует.