Ну, так и че?

думаюВ прошлый раз мы остановились на коротком высказывании Иисуса, указывающим на важность пищи. Он указал, что на самом деле люди идут за ним не по тому, что видели чудо. Хоть это и заманчиво и любопытно. Но идут они по причине «пищи», их накормили! И Учитель, указывая на этот факт, подбадривает слушающих делать так же. Говоря иными словами, Иисус утверждает: «Если хотите, чтобы люди шли за вами – кормите их». Но кормите не хлебом, а приготовьте им особую еду, которая приведет их в Царство Божье. 

Можете себе представить народ, которому это было сказано. Лично я представляю сначала некую заминку. Типа: «Это что Он сейчас сказал?».  В ответ: «Ну, типа, мы должны кормить кого-то». Первый, обращаясь к Иисусу: «Ок! Ну, так и че нам делать то?».

28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
(Иоан.6:28,29)

Я напомню, разговор идет не с апостолами. Иисуса спросили не ученики, а простые люди, которые, судя по тексту, в поисках Иисуса обошли половину Галилейского моря… Ну, может не половину… Ладно, это море и морем-то тоже нельзя назвать. Все равно, много прошли.

До этого Иисус что-то внушал апостолам. А тут никаких четких инструкций, кроме одной – веровать. Но так ли этого мало?

Иисус выступает в качестве новой Божественной власти на земле. Он – верховная власть! Он гораздо выше любого царя, который был до того и будет после. Но поступает Он не как «оккупант». Он ведет себя как «демократически избираемый президент». Т.е. ведет себя совсем не так, как на то имел право. Хотя, оговорюсь, с кем-то Он вообще не нянчился. Для Иисуса было, почему-то, крайне важно, чтобы Ему доверяли.

Если посмотреть на современных кандидатов, мы увидим массу уловок и приемов, нацеленных на захват доверия электората. Наши современники не скупятся на обещания. Все, что у них есть – это некий бэкграунд из личного бизнеса, возможно из опыта работы во власти в качестве какого-то винтика. Либо  работа во власти не такого высокого уровня. И вот, опираясь на свои какие-то достижения, свой авторитет и деньги, они отвоевывают голоса. Все, что у них на самом деле есть – обещание. Поверят люди, войдут во власть. Не удастся убедить, не войдет.

Иисус совсем не так. Он уже во власти. Он уже в Царствии Божьем. И тогда, когда выборные ребята уже теряют всякий интерес к электорату, Иисус ждет доверия. Если у выборных есть только мечты, то у Иисуса есть вся власть. И, находясь во власти, Он ожидает доверия.

А теперь о самом доверии. Что значит доверие кандидату в президенты? Это значит, что человек готов идти по предложенному пути. Он готов поддерживать своего президента, слушаться его, участвовать в реализации его проектов. Защищать интересы.  То же самое имеет место и в отношении Иисуса. Если ты избрал Иисуса своим Господином (своим президентом), значит, ты согласен быть ведомым Им. И в каком положении окажется «Царство Господа», в таком и ты готов быть.  Ты теперь сторонник Иисуса. Ты его поддерживаешь. Защищаешь Его интересы.

Соответственно, есть народ, избравший себе Президента. А есть его команда. Его команда – это апостолы. Именно они – основные проводники воли Господа. Поступают славно – славится Господь. Опростоволосились – ругают Господа. Если войска президента поступают справедливо, говорят о справедливом президенте. Занимаются мародёрством – это президент их послал.

Сейчас, в нашем отрывке, Иисус говорит к простым людям. Это не команда Господа. Это не войска. Это простой народ. И Спаситель, обращаясь к простым людям говорит простую вещь: «Все, что требуется от вас – это доверие». Все остальное Он, как Царственный Президент, берет на Себя. Что-то ляжет на Его команду, Его войска. А от народа требуется одно, извините, использую современный язык – не устраивать майдан, если не можешь помочь, хотя бы не мешай. Исполняй текущие указы, плати налог. Т.е. повинуйся от всего сердца своему Господу. И этого более чем достаточно. Если что-то можешь больше, поощряется. В конечном итоге жизнь любого государства напрямую зависит от взаимодоверия власти и народа.

На этом и закончился бы диалог, но люди, прекрасно поняв, куда клонит Иисус, задались вопросом. Если Ты предлагаешь (вспомним, Иисус уже во власти) Себя в «Президенты», то, чем докажешь, что Тебе можно доверять?

И этот вопрос задан после всего, что Иисус уже сделал! Помните, несколькими часами ранее они хотели сделать Иисуса Президентом (царем) насильно! А теперь, когда Он говорит о доверии, у них включился «задний ход».

Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один.
(Иоан.6:15)

И в теперешнем разговоре я вижу намек Иисуса на этот случай. Похоже, в словах «верить Тому…», Он напоминает их недавнее желание посадить Спасителя на трон в Иерусалиме. И в ответ на их недопонимание, почему Иисус этого не хочет, Он так же говорит: «Верьте». Он как бы предлагает им что-то иное: «Доверьтесь, лучше если я не буду царем. Поверьте Мне, Я знаю что делаю».

В любом случае Иисус нарушает логику человеческого мышления. Он ведет себя непонятно. Нелогично. Неправильно. Это раздражает. Порождает вопросы. Усиливает недоверие.

Итак, накормить людей более важно и действенно, чем показывать чудеса. Здесь надо оговориться еще раз. Речь не о чудесах, как таковых. Вообще в речи апостолов и Спасителя мы не находим слова «чудеса». Но переводчики постоянно этим словом переводят либо слово «знамения», «доказательство», либо «авторитет», «власть», «сила авторитета, власти».

Т.е. Иисус сказал выше, что люди идут за Иисусом не потому, что Он их убедил какими-то умными словами, а потому, что просто дал есть. Он не вдохновил их Своим Божественным удостоверением. Он дал то, в чем они нуждались.

И вот, когда они спросили, что же им делать, чтобы так же, как Он, «кормить людей», Иисус указал на веру (доверие). И вот тут в их сознании произошел взрыв, короткое замыкание.

Пока ОН исцелял народ, пока кормил, делал невероятное, они были в восторге и шли за ним. Но как только Иисус «попросил» их веру, их восторг исчез. Они уже (!!!) верили Ему. Они уже (!!!) шли за Ним! Но достаточно Иисусу было указать на веру, их насквозь прорелигио… гаженый мозг дал сбой. Многовековая колея, накатанная поколениями, так просто не отпускает.

Повторюсь. Они уже ели чудесный хлеб. Они уже получали массу чудесных исцелений. Кто-то из них видел (возможно) хождение Иисуса по воде. Некоторые из них пытались сделать Иисуса царем. Одно слово о вере, и что куда девалось?

Я заметил, что это постоянно срабатывает и в современной церкви. Пока говоришь о простом человеческом доверии, все всё понимают. Верить или нет кандидатам, тоже воспринимается всеми. Но как только вера контачит с религией, людей тут же будто подменяют. И слово «вера» превращается в религиозное слово, полное благости и таинства. Мозг тут же выключается и перестает слышать нормальную человеческую речь.

И вот, как только Иисус сказал о вере, народ понесло:

30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?
31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
(Иоан.6:30-33)

Вот скажите, как можно задавать подобный вопрос тому, из чьих рук они не далее чем сутки назад ели чудесный хлеб? Разве они не видели то количество исцеленных? И после всего этого спрашивать: «Что Ты делаешь?». То есть: «Чего такого особенного ты можешь?».  Что происходит с людьми, как только появляется слово «вера»?

Я так понимаю, что данная болезнь называется религией – религиус обалваниус. После всего этого им еще нужны доказательства. Мало того, они требуют не какого-нибудь доказательства, а очень даже конкретного. Вот что, по их мнению, убедило бы их в том, что Иисусу можно верить.

Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
(Иоан.6:31)

Перевожу на русский. Вот если бы Иисус кормил их не хлебом, а манной! Вот тогда бы они поверили. Но, пардон муа, что за бредни?! Вспомним манну. Чтобы питаться манной им нужно было ранним утром, до подъема солнца выходить на сборы этой самой манны. Если не успели, загниет. Собирать не более чем нужно, лишнее загниет. Но это еще не все. Саму манну еще надо приготовить каким-то образом. Т.е. манна, это не просто пошел и наелся.

Что же дал Иисус? Он дал, внимание(!), замечательно испеченный хлеб (уже готовый) и жареную рыбу (если я ничего не путаю). Не надо никуда идти. Не надо даже эту рыбу ловить. Она уже поймана за них, приготовлена и передана прямо им в руки, если не сказать, положена в рот. И это для них не убедительно? Иисус предложил нечто ЛУЧШЕЕ чем манна.

И все равно, в сознании людей, манна – это круто, а рыба с булками, это банально. Если бы я был на месте Иисуса, я, наверное, плюнул бы и ушел от них, бубня что-то очень обидное. Обязательно нашел бы какие то очень нехорошие слова для описания этих … короче не буду называть. Но Иисус им еще что-то объясняет.

32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
(Иоан.6:32,33)

Отложим эмоции. Первое, на что указывает Иисус, источник хлеба. По Его словам хлеб давал не Моисей, а Бог. Т.е. Он указал на неправоту народа, верившего в величие Моисея. Велик был не Моисей, а Бог, избравший Моисея.

Второе. Иисус указывает на тот факт, что Этот Самый Бог, что давал хлеб через Моисея, является Отцом Иисуса. Иисус даже избегает здесь слово Бог, сразу связывая Даятеля хлеба с Его ролью в жизни Иисуса. Итак, давал не Моисей, а МОЙ ОТЕЦ.

Третье. Отец Иисуса через Моисея ДАЛ (прош. вр.), а теперь ДАЕТ (наст. вр.). Тем самым, как бы, показывая, что Моисея уже нет, он в прошлом. Но хлеб дается и сегодня. Итак, Моисея нет, как нет и манны. А истинный (самый настоящий) хлеб (не манна, так как манна не истинный хлеб) продолжает сходить! (33ст)

Четвертое. Иисус дает определение Божьему хлебу. Божий хлеб это:

  1. ТОТ…
  2. …который сходит с небес…
  3. … дает жизнь миру.

ТОТ

Никакого «тот» в тексте нет. Это «толкование» переводчика. Т.е. в тексте нет прямого указания на одушевленность хлеба. Это я для тех проповедников, которые здесь находят основания для каких-то спекуляций. Просто без местоимения «тот» сложно построить предложение, понятное русскому человеку.

Который сходит с небес

Буквально текст звучит так: «… сходящий с неба…». Здесь прямая аналогия с манной, сходящей с неба каждое утро. Но манна – хлеб не настоящий (не истинный). А Иисус говорит о настоящем хлебе. С позиции Наставника выглядит так, как если бы кто-то требовал китайскую подделку взамен фирменной вещи. Так вот манна – это китайская подделка. А у Иисуса есть настоящий фирменный хлеб. Тот, что действительно сходит с Неба (с большой буквы, т.е. с места пребывания Бога).

Дает жизнь миру

Давайте сначала разберемся со словом «мир», которому, по словам Иисуса, дает жизнь, сходящий с небес, хлеб.

Мир (2889)(кОсмо):1. Украшение, прикраса; 2. Мир (а. вселенная; б. земля; в. мировой порядок, система; г.человечество; и т.д);

Древние употребляли это слово так (само собой, не привожу использование в Новом Завете):

  1. Упорядоченность, порядок – Геродот, Гомер, Фукидид, Плутарх (без всякого порядка);
  2. Надлежащая мера, благопристойность – Геродот (наедаться сверх всякой меры); Гомер (сказав неучтиво (без меры)); Эсхил (ты правильно (соразмеренно) сказал);
  3. Строение, устройство – Гомер (устройство (деревянного) коня);
  4. Государственный строй, правовой порядок – Фукидид;
  5. (на Крите) косм, носитель высшей государственной власти – Аристотель((на Крите избираются) члены совета старейшин из числа тех, которые (в прошлом) исполняли должность космов);
  6. Мировой порядок, мироздание, мир — Пифагор, Аристотель;
  7. Небесный свод, небо – Исократ;
  8. Украшение, наряд – Гомер, Платон (позолоченные или блистающие золотом украшения);
  9. (перен) украшение, краса, честь, слава – Ксенофонт;

Итак, настоящий, не поддельный хлеб обеспечивает существование порядка в том, что мы привыкли называть миром.  Фактически, Иисус заявляет, что если что-то в этом мире еще в порядке, так это только потому, что есть некий хлеб, который постоянно сходит с Неба, и дает этому порядку жизнь. Иначе говоря, манна – дело временное и ненастоящее. Если бы манна была настоящим хлебом, все давно бы уже развалилось. Но это не так.  Что говорит о постоянной поддержке Богом мироустройства.

Не знаю, что здесь услышали люди. Но, похоже, они не уловили сути. Так что их желание говорит о крайнем примитивизме в мышлении:

На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
(Иоан.6:34)

Вот так объясняешь людям, втолковываешь, а потом, БАЦ, и, как в известном кино, вторая смена. Кому рассказывал, зачем объяснял? Не понятно. А на самом деле они реагируют уже «стандартно». И женщина у колодца так же реагировала. Но до нее хоть дошло что-то. А эти, похоже, остались при своем. Им все манну подавай.

Продолжим в следующий раз.

Ну, так и че?: 2 комментария

  1. В некоторых местах — ну ОЧЕНЬ смело)))
    Слава Богу, что еще не на уровне страны)))
    Тогда надо было бы молиться о божественной защите)))
    С любовью!

Добавить комментарий для Алексей Подольский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.