Иисус ходатай.  Что?

думаюВозможно этот текст не совсем в тему. Он не касается прямо Духа Святого, заявленного в начале. Однако эта тема возникла именно в обсуждении прошлой статьи. И я очень благодарен брату, задавшему мне вопрос. 

Здесь открывается еще одна причина, зачем я публикую все эти статьи. Это не основная причина, но так же весомая. Она заключается в том, чтобы читающие меня братья могли обратить внимание на что-то, что я мог упустить из виду и, задав мне вопрос, подтолкнуть меня к более внимательному рассмотрению.  Итак, вот вопрос:

Алексей, я по поводу вашей последней статьи, где вы сказали, что теория того, что Иисус адвокат, а Отец — судья — мягко говоря, ошибочна. А как тогда понимать стих, где написано, что Иисус наш вечный первосвященник и ходатайствует постоянно за нас перед Отцом ( по-моему в Евреях). Это место мне всплыло, когда я читал вашу статью и думаю не просто так.

Сначала я просто ответил на вопрос, а затем подумал. Если дорогой мне брат задался этим вопросом, то у кого-то еще может возникнуть та же мысль. И, если человек и не спросит, то данная тема может создать брешь в понимании. Поэтому я решил свой ответ несколько оформить в виде статьи и выложить здесь. Сразу за той статьей, вокруг которой возник этот разговор. Делаю это, как это ни странно, с радостным чувством. Я сам в восторге от того, что увидел. Не знаю, разделите ли вы со мной этот восторг.

Итак, ответ мой формировался просто. Я – человек кибернетической эпохи. Как я сказанул!!! Ладно, это шутка. Итак, перед каждым из нас, читающих эту статью стоит ящик, который мы зовем – компьетером. Ну, у кого-то он рядом, у кого-то под столом и т.д. Так вот, у нас есть свободный доступ к Библии в электронном виде. Это сильно облегчает поиск мест писания. Итак, действие первое.

Что такое ходатайство?

Не буду долго рассуждать над этим вопросом. Просто возьму определение ходатайства из какой-либо ссылки в интернете. Здесь много христианских порталов, справочников и т.д. Думаю, особой разницы у них не будет. И покопавшись в разных источниках пришел вот к такому результату.

Ходатайство — действие по значению гл. ходатайствовать; (официальная) просьба, представление о чём-либо с целью добиться чего-либо.

Убираю все лишнее, остается такое определение. Т.е. то, что для нас важно. Ходатайство – просьба или представление о чем-либо.

Запомнили да? Итак, когда нас учат, что Иисус – ходатай перед Богом, подразумевается, что Иисус постоянно ПРОСИТ перед Богом о чем-то для нас. И, это, судя по традиционному учению, является учением Библии. Почему меня это так взволновало? Да потому, что если это так, то большая часть моих утверждений лопаются, как мыльный пузырь. И тогда, мне нужно признать, что я в заблуждении. А это значит, что мой подход изначально был неверным. Согласитесь, это серьезно.

Итак, это вызов. Это не вызов брата. Брат даже и не подозревает, наверное, насколько этот вопрос важен для меня. Итак, идти дальше, или остановиться и пойти назад?

Первый вопрос, указывает ли звание священника на того, чья задача просить за кого-то перед Богом? Для этого делаем два действия. Смотрим, что о священничестве говорит Ветхий Завет. И что сказано об Иисусе, как о первосвященнике.

Первосвященник в Ветхом Завете

Первый священник Бога живого был брат Моисея – Аарон. На арену он выступает как «голос Моисея» (Исх.4:13-16).

Потом Бог назначает Аарона и его детей священниками. И кроме всего прочего Бог говорит так:

29 И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом.
30 На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним.
(Исх.28:29,30)

Итак, вот первое, что Бог говорит о роли священника – суд сынов Израилевых. Но позвольте, это не адвокат, это не проситель, это судья. Судья, в руках которого суд над народом Израиля. Но суд не хладнокровный, не от ума, но «у сердца своего пред лицем Господним». Итак, как это странно не покажется, роль священника – это суд над народом  от сердца и в подотчетности перед Богом. Ой! Это как-то непривычно. Мы научены иначе! А вот еще более интересное место:

34 золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом;
35 она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть.
(Исх.28:34,35)

Интересно да? Чтобы священник не умер, Бог должен слышать передвижения священника. Некоторые толкователи утверждают, что Бог мог покарать священника за недолжное служение. Т.е. за что? За суд, который священник сделал неверно.

Но это служение, направленное на народ. А что же касается Бога? А отношения с Богом записаны дальше:

36 И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня»,
37 и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара;
38 и будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним.
(Исх.28:36-38)

Смотрите. Бог объявляет перед народом священника Святыней Господней. Но при этом, Аарон «понесет на себе» недостатки. Знаете что это значит? Это значит, что за недостаточное служение народа Богу ответит священник. Священник – крайний. И вот тут вся роль священника. Его обязанность так управлять (!) народом, чтобы он (народ) правильно служил Богу. Если народ небрежно служит Богу, Он разбирается со священником. Система простая. Если священник хорошо работает, народ любит Бога и славит Его. Если плохо, народ не желает служить Богу. Как вам такая зависимость? Соответственно и воздаяние. Хорошо работаешь, пользуешься всем, что есть у Бога. Т.е. Бог делится с тобой, благодарит тебя. Плохо, тебе нечем пользоваться.

Слово священник, по всей видимости, означает того, чья работа СВЯТИТЬ имя Господа. Т.е. делать Его имя святым в сознании народа. Чтобы народ с трепетом и чистотой нес Божье имя в своей жизни.

Следующая, вытекающая отсюда роль священника, техническая. Выполнять ряд обязательных действий – обрядов. Священник не просит Бога, он служит Богу. Нужно прощение? Священник НЕ ПРОСИТ прощения. Он требует от человека исполнить ЗАКОН. Нужно прощение – делай то-то и то-то. Он представитель Бога перед челвоеком. А перед Богом, он ответственный за народ, за то, как народ служит Богу.

В ответ на такое служение Бог обещает обитать среди народа! И тут еще одна интересная вещь. Не в Храме, а среди народа!

44 И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне;
45 и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом,
46 и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их.
(Исх.29:44-46)

Итак, система простая. Если народ посредством священника служит Богу, Он обитает среди народа. Что это значит? А дальше самое интересное. Священник не ходатайствует. Грешник или нуждающийся сам обращается к Богу посредством системы жертвоприношений. А священник объявляет суд. Если не согласны, проштудируйте все, что с этим связано.

Итак, священник, а значит и первосвященник не имеют в своей функции обязанности ходатайствовать, т.е. просить Бога за народ. Это не значит, что люди священники не делали это. Но в их должностных обязанностях этого нет.

Ходатайствовал ли Иисус как священник?

У меня на компьютере установлена программа «Цитата из Библии». Знаете такую? Я ею пользуюсь уже много лет. Так вот, в поиске ввожу первый запрос: «Иисус Первосвященник». Фильтрую по Новому Завету и получаю много разных ссылок. Если быть точным, то 19 штук.  Очень удобно. Что же я получил? Первые 16 ссылок – разные разговоры Иисуса с первосвященником, и сообщения о первосвященнике во время служения Иисуса.

И у меня осталось всего три ссылки. Вот они.

1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,
2 Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.
(Евр.3:1,2)

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].
(Евр.4:14)

17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
(Евр.6:17-20)

Знаете, что это значит? Это значит, что нет в Библии места, где бы Иисус ходатайствовал как священник. Ну ладно. Пусть Он не ходатайствовал как священник. Но ведь есть места, где Он ходатайствовал. А раз Он священник, значит все, что я тут наговорил — бред.

Иисус ходатай

Иду тем же путем. Ввожу в поисковую строку программы «Цитата из Библии» кусочек слова ходатай, а именно «ходат». Ну, чтобы окончания были разные, чтобы увидеть все варианты этого слова. И я вижу 9 мест Писания. Из них об Иисусе… Считаем.

1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
(1Иоан.2:1)

 

34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
(Рим.8:34)

 

25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
(Евр.7:25)

 

6 Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
(Евр.8:6)

 

15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
(Евр.9:15)

 

22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24 и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
(Евр.12:22-24)

Итак, всего… раз, два.. мммм.. 6 мест писания. Супер! Теперь давайте разбираться. Чтобы понять, что же здесь написано, обращаемся к греческому тексту. Итак, первое место писания.

Вот! Отлично! Пора посыпать голову пеплом!!! Все, я разрушен, все зря и т.д.

1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
(1Иоан.2:1)

Здесь слово ходатай имеет следующие значения:

— Если мы полагаемся на Номера Стронга, то получаем такой набор: ходатай, защитник, (право)заступник, адвокат, утешитель. Стронг даже дает пояснение: «греческое слово включает в себя все перечисленные здесь оттенки значений». Браво. Я всегда повторял, что  греческое слово не имеет РАЗНЫХ переводов, все значения формируют одно значение. Но вот в чем закавыка. Я уже много раз повторял, и мне не лень повторить еще раз. Номера Стронга никогда (!!!) не были словарем. Это справочник, в котором каждое греческое слово, найденное в Писании, получило свой идентификационный номер (ай ди). И каждому греческому слову из Писания определено соответствующее слово из современных Стронгу переводов Писания. Т.е. это не значения греческого слова, это значения, которыми наделили это слово переводчики, современники Стронга.  Однако, древние греки, вкладывали эти значения в слова, приведенные Стронгом? И, как оказывается, нет. Многое переводчики просто СОЧИНИЛИ. А так, как Стронг не занимался словарем, но справочником по определенным изданиям, его интересовали только те, значения, что он обнаружил в тексте того издания. А именно «Библии Короля Иакова».  Если вы считаете это издание верным, флаг вам в руки.

Со временем этот справочник возымел такой авторитет, что  даже получил поддержку лингвистов. Действительно, сами напереводили, грех не поддержать. И уже с подачи Стронга многие СОЧИНЕННЫЕ значения вошли в академические словари. Но! Надо отдать должное! Вошли они туда с пометкой (NT). Т.е. с указанием, что такой перевод есть ТОЛЬКО в НОВОМ ЗАВЕТЕ. Читай, сделан нами для Нового Завета, так как по другому мы не поняли, как это можно перевести.

Теперь главное. Как же это слово понимали древние. И обнаруживаем его у древнего греческого философа Демосфена.  Он под этим словом понимал «защитника», или «(право)заступника». И вот тут начинается веселье. Защитники бывают разные. Одни защитники идут к начальству и просят за виновного. Другие отбивают человека силой, порой ценой жизни.

А теперь простой вопрос. Прежде чем пойдем дальше. Оговорюсь, мы с этим местом еще не закончили. Так вот, вопрос. Нужно ли нас защищать перед Богом? Вспомните такие слова Иисуса: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Помните? Если Отец никого не судит, значит перед ним и защищать никого не нужно. Так или нет?

Допустим, это вас не убеждает. Идем дальше. Еще раз прочтем это место.

1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
(1Иоан.2:1)

Если верить значению слова, то фраза «имеем ходатая перед Отцом» для нас звучит так: «имеем защитника перед Отцом». Т.е. нас от Отца надо защищать? Знаете, если бы не вопрос брата, у меня даже не возникло бы такой мысли! Но я сам в шоке!

Продолжим разборку. Есть два, как минимум варианта понимания этой фразы. А) защитник перед Отцом, значит защищать от Отца (от Его гнева); Б) защищать перед Отцом, значит защищать от кого-то еще, кроме Отца, но перед Ним, т.е. на виду у Него.  Чтобы в этом разобраться идем снова к греческому тексту в надежде обнаружить там указание на вариант толкования. И вот что мы там обнаруживаем.

Как уже выше сказано, меня не интересуют варианты мистера Стронга. Мне любопытно лишь как понимают слово, переведенное как «перед» древние греки. Так вот. Я сначала, ради справедливости, приведу значения данные Стронгом, как обычно, а потом древние.

Перед (4314): для винительного падежа (в тексте «к Отцу») предлагаются следующие варианты: к, по направлению к, в, на.

Древние:

  • От, из, со стороны – защитник от Отца, со стороны Отца.
  • По отношению – по отношению к Отцу;
  • Применительно, соответственно, по – соответственно Отцу;
  • Перед (лицом)!!! – перед лицом Отца;
  • За, в пользу – в пользу Отца;
  • Именем, во имя – понятно да?
  • Из-за, вследствие – из-за Отца. Т.е. Отец хочет, чтобы Иисус нас защитил. От кого?
  • Пропускаем то, что касается других падежей, и сразу идем к винительному (как в тексте)
  • (движение или положение) к, по направлению к, в, на – защитник движения к Отцу (замечателно);
  • Около, у, возле – защитник возле Отца;
  • Обращаясь к (обычно переводится дательным без предлога) – защитник Отцу (вообще супер!).
  • С – защитник с Отца;
  • Совершенно странное значение – вопреки – вопреки Отца (не понимаю);
  • По отношению к – приводятся такие варианты как, взаимная вражда, полезный для чего-либо, отношение. Получаем что-то такое – Защитник по отношению к Отцу;
  • Перед лицом, в присутствии – вообще четко по нашему вопросу!
  • Вследствие, из-за, ввиду – Отец причина защиты. Он инициатор, а не угроза.
  • Сообразно, в соответствии, согласно, по – защитник в соответствии с Отцом, согласно Отцу.

Я не вижу больше необходимости тратить время на весь список. И так понятно. Что в тексте нет смысла защитить нас от Отца или Его гнева. Здесь значение защиты от чего-то другого. Но в этом я уже сейчас не буду разбираться. Доверяю это вам.

Однако это еще не конец. С этим местом писания еще не закончили. Прочтем следующий стих:

2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира.
(1Иоан.2:2)

Ну вот… совсем все плохо. Неужели я все не правильно понял? Какой ужас. Все же, придется каяться. Ой я бедный грешник… Но, постойте, а что же в греческом тексте?

Да нет, все так и есть – умилостивление или умиротворение… стоп! А как само предложение переведено? Читаем подстрочник.

2 И Он умилостивление (умиротворение) есть касательно грехов наших.
(1Иоан.2:2)

Вы не видите засады? Я вижу. Речь не о умилостивлении Бога Отца. Не об успокоении Творца относительно наших проколов. Это видно из того, что мы обнаружили в первом стихе. Иоанн пишет христианам, чтобы они не согрешали. Потому что, если грешим, то, по всей видимости, не знаем Бога (смотри первую главу послания). Там же в первой главе Иоанн пишет, что если мы исповедуем грехи ПРЯМО ПЕРЕД Богом Он прощает нас. И Иисус здесь не становится посредником. Так вот, когда мы согрешаем, то есть другая сила, которая начинает нас обвинять и бить нас этим грехом. И вот тут, от Отца есть Защитник. И Он является для нас милостью. Он, закрывая нас своим телом, успокаивает нас. Делает нас свободными от греха. Не дает дьяволу раздавить нас своими обвинениями. И это Спасение пришло от Отца. Он послал Сына для этого, а не для того, чтобы Сын оправдывал нас перед Богом. Пока подумайте над этим, а я иду дальше.

34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
(Рим.8:34)

На самом деле правильнее было бы читать с 33-го стиха. Давайте прочтем:

33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их].
34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
(Рим.8:33,34)

Даже еще не касаясь перевода, просто обратите внимание на конец 33-го стиха и запомните его. Бог оправдывает (избранных Божиих). Запомнили? Если Сам Бог оправдывает, то перед кем Он (Иисус) ходатайствует за нас?

Ходатайствует – у древних здесь такой набор значений: встречаться, сталкиваться, наталкиваться, общаться или беседовать, вступать в связь, иметь сношения, обращаться, просить, читать.

Итак, вот что мы получаем: «Бог оправдывает, и Иисус оправдывает. Кто же осуждает? Если с этим «кто-то» встречается сам Иисус, Он вступается за нас, Ему уже ничего не страшно. Он умер и воскрес!» О ком речь, как вы считаете? Дальше!

24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
(Евр.7:24,25)

Снова идем к греческому тексту. Здесь то же значение, что и выше – вступаться, встречаться. Если понятно сказанное выше, то и здесь станет все ясно. Иисус перед определенной персоной, которая недостойна упоминания вступается за приходящих через Иисуса к Богу. Вступается перед тем, кто очень не хочет, чтобы люди встречались с Отцом. То есть смысл такой. Есть люди, которые постоянно приходят к Богу через Иисуса. Это их нормальное состояние. Но есть некто, кому это не нравится. И вместо нас, с этим товарищем встречается Иисус. Оставляя нам возможность встречи с Папой. Дальше.

6 Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
(Евр.8:6)

Снова греческий. Здесь слово «ходатай», это: посредник, миротворец. И смысл текста такой. Он, как Первосвященник, является Тем, кто обеспечивает посредничество между человеком и Новым Заветом. Его задача ввести человека в Завет, «который утвержден на лучших обетованиях». И посредник не потому, что человек должен этот Завет заключить, а потому, что Завет уже заключен с Иисусом.

То же самое касается Евреям 9:15 и 12:24. А вот теперь, стоит подумать, правильно ли мы верим и учим, что Иисус – адвокат перед Богом?

Иисус ходатай.  Что?: 13 комментариев

  1. Прочитала на одном дыхании! Вы не проповедуете нигде? Было бы интересно послушать. Спасибо за понятный анализ Писаний!

  2. Здравствуйте, вы написали, что в греческом все значения формируют одно значение, как это понимать? Ведь вы писали, что ходатай означает и защитник, и посредник, и миротворец. Буду благодарна, если объясните smile

    Так же читала в одной статье, что греческое слово «ходатай» означает и утешитель, потому что его использовал Иоанн, когда писал о Духе Святом. Тоже интересная информация.

    С нетерпением жду ответа.

    • Вот в том то и сложность. На самом деле я подробно и много раз уже это объяснял. Но, не проблема. Помните притчу о нескольких слепых мудрецах, которые пытались понять, что такое слон? Один потрогал ногу и сказал: «Слон — это столб». ДРугой потрогал хвост и сказал: «Словн — это канат». и т.д. Но при этом слон, это и 4 столба, и канат, и шланг спереди и два апохала по бокам и большой матрац посередине. Точно так же в древнем греческом языке, есть истинное и единственно правильное значение слова, но это значение формируется комбинацией разных значений. Спасибо, за терпение. Благословений.

  3. Во-истину, мы члены друг другу, каждый служи тем даром, который получил. Когда мы цепляемся за «привычное пальто», — у нас проблема. Когда тело Христово общается — оно живет, а если возводит стены «учений» — потихоньку умирает.
    Слава Господу! Особо эта тема меня не интересовала, но СИЛЬНО!!! *acute*

  4. Нам нечего бояться ,потому что Иисус с нами всегда . Если мы что-то не можем сделать сами ( ну,не получается !) ,Иисус просит для нас помощи у Бога — Отца ,чтобы мы не отчаивались.

Добавить комментарий для Алексей Подольский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.