Неожиданно тяжеловато идет толкование Иоанна. Тяжеловато не от сложности текста, но от ощущения, что… как бы это сказать… что «плод еще не созрел». На фоне разной ерунды, которую преподают сегодня в церкви о Духе и вообще, о Евангелии, сложно быстро перестроиться и воспринимать текст чистым взглядом. Каждый раз при чтении всплывают «данные». Ага, это правильно, потому что этому учил тот-то, это правильно, потому что другой говорил это. И крайне сложно отрешиться от всех этих «сказал», взглянуть на текст без «вооружения». Ощущение глубокой колеи не оставляет.
Недавно обратил внимание на нашу заснеженную центральную дорогу в городе, где она поворачивает почти под прямым углом. Там есть разметка. И, если ехать по ней, все нормально, попасть на встречную невозможно. Но вот «неожиданно» выпал снег. Теперь разметки не видно, все едут по «протоптанной» дороге. Уже есть колея. И колея идет через встречку. Что будет в случае аварии? То, что ты ехал по колее не даст тебе никакого оправдания. Ну и что, что ты не видел разметку, надо же было как-то соизмерять размеры своей машины и места для проезда встречной. Но все, и я в том числе, уверенно идем по колее. И это клиника.
Но ведь колея не появилась здесь сама по себе. Ведь были какие-то «первенцы», так сказать «отцы веры», которые проложили этот путь! А мы, как приверженцы традиций не в состоянии побороть этот плен души. Разве не так происходит с чтением Евангелия?
Снег философского угара запорошил Христов Путь, скрыл его от наших глаз. Но кто-то попытался пройти, проползти, проехать. Сделал он это как мог. Хорошо ли, плохо ли, не важно. Он это сделал. За ним пошли следующие, за теми еще и еще. И вот уже даже не тропа – туннель. Но вот еду я по этой колее и вижу сквозь просветы в снежном покрове кусочки разметки. И понимаю, что она идет иначе. Она сделана правильно. Следуй ей и аварий станет меньше. Но это требует усилия. И снова соглашаюсь с колеей. Все точно так же, как в Христианской вере.
И что же надо делать? Может приложить усилия и «покататься» по правильному пути. Может и сторонники старой колеи со временем оценят и поддержат. Ну а если не оценят, так это их дело. Зато мне уже будет гораздо легче ездить по правильному пути. И менее опасно.
Одно но, когда начинаешь обращать на «неправильные» повороты внимания, вдруг обнаруживаешь, что их очень и очень много. И тогда приходит гадкая мысль: «А оно тебе надо?». И тут, либо решаешь опустить руки и ездить спокойно, как все, либо «выпендриваться» и, раздражая традиционных водителей, выскакивать из колеи, рискуя быть развернутым, завязнуть в сугробе и потратить больше горючего. Однако со временем понимаешь, по-старому уже невозможно. Ты уже неисправимо болен правдой. И тогда все происходит само собой. И уже нет ничего слаще, чем искать правду, откапывать от завалов настоящий путь, обнаруживать настоящие слова Иисуса. Наконец, обнаруживаешь, что все дороги остались где-то в стороне, а ты бредешь по каким-то неизведанным, или, скорее, давным-давно забытым территориям. А рядом лишь небольшая группа друзей, если такая благодать тебе дарована. А это значит, что те, кто ездит наезженными путями никогда не окажутся здесь и никогда не получат того, к чему эти пути приводят.
И остается лишь одно. Либо дойти до конца и показать результат. Либо не дойти, и тогда все останется, как есть. Правда в том, что настоящий исследователь никогда не доходит до цели на энтузиазме. Энтузиазм где-то заканчивается. Он разбивается о разного рода проблемы, потери, непонимания и т.д. Но доходит он на одной вере в результат. И дотягивает с собой на этой вере каких-то друзей, которые уже разочаровались во всем, и идут с тобой лишь потому, что возвращаться страшнее, чем идти вперед, да и тебя, дурака, бросить не желают «погибнет же дурак».
И получается, что вера – единственный надёжный двигатель к цели. Тогда, когда уже не поется веселых песен. Когда вообще не поется и не танцуется. Когда идти-то не хочется. Вера поднимает, заставляет и пинает, пинает и пинает к цели. И если бы ни она, мы бы сегодня не имели ничего.
Итак, вера, это единственное, что способно осуществлять наши ожидания. Потому что стоит на твердом основании, хотя и невидимом (Евр.11:1). Итак, вооружившись этой верой, идем дальше. Вот наш текст.
22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
(Иоан.5:22-24)
22-й стих начинается со слова «Ибо», в современном языке соответствует словосочетанию «потому что», или «так как». То есть 22-й стих является прямым продолжение предыдущей мысли. И, напомню, мы понимаем, что это некий итог всех речей во время гонений. Это не могло быть одной связной речью, просто потому, что в то время, когда тебя пинают и выгоняют, у тебя просто нет времени излагать все подробно и внятно.
Но апостол Иоанн был свидетелем всех этих речей, и под водительством Духа Святого он увидел суть этих слов, суть послания, и через некоторое время, когда это стало необходимым, изложил в словах, что мы читаем здесь.
Итак, Иисус в субботу исцелил лежащего у купальни больного. Когда выяснилось, Кто именно исцелил, Иисуса стали гнать. Иисус отвечал тем, что Он не нарушает, а именно исполняет заповедь субботы, в отличие от гонителей, которые превратили эту заповедь в заповедь безделья. Это еще больше раздражало гонителей и к обвинению в нарушении субботы они добавили обвинение в гордости. Говорили, что Он делает Себя равным Богу.
В ответ Спаситель заявлял, что сравнение Отца и Сына – дело не благодарное. Сын ничего не может без Отца. И в этом смысле Сын ниже Родителя. Но Отец возносит Сына Сам, делая Своими руками Его выше Себя. И тогда Сын выше Отца, потому что Отец этого хочет. И чем Сын больше проявляет своей любви Отцу, тем выше поднимает его Отец. Потому что Он Его любит.
Отец дошел до того, что отдал Сыну даже такую суверенную вещь, как суд! Если все верующие времен Иисуса ожидали воздаяния от Отца, то все права на приговор Отец отдал Сыну. Не хочешь воздаяния от Отца, обращайся к Сыну. Почему так? Потому что Отец любит Сына!!!
Отец «души ни чает» в Сыне. Он для Него делает все и даже больше. Отцы, разве не того же и вы желаете своим детям? И если бы дети не расстраивали вас по разным причинам, разве вы не сделали бы для них еще больше, чем уже сделали?
Весь этот принцип не строится на положении, кто выше или кто ниже. Весь принцип звучит просто: «Потому что Отец любит Сына»! И даже не потому, что Сын заслужил или убедил или умолил. Причина, по словам Сына одна: «Отец любит Сына».
Кто-то скажет, что это было в плане Бога. Да, это было в плане. Но это было в плане только потому, что… Вы правильно поняли. Потому что ОТЕЦ ЛЮБИТ СЫНА. Ни о каком хладнокровном или безэмоциональном Боге речь не ведется. Бог без эмоций, или, как модно говорить в религии, бесстрастный Бог, это некто в маске бога. Это какой-то зверь, чья рана исцелена, нарядился в рясы и выдает себя в храме за Творца. А маски улыбаться не умеют.
3 Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
(2Фесс.2:3,4)
Вы понимаете, о чем я? Где тут речь о грехе? Где тут о святости? Вся святость в одном «ОТЕЦ ЛЮБИТ СЫНА» и здесь же победа над грехом.
Итак, Отец любит Сына, и по этой причине он ВЕСЬ суд отдал Сыну (стих 22). Повторю манеру Карри Блейка (шутка), спрошу, как он это делает: «Если Отец отдал ВЕСЬ суд Сыну, то, что осталось у Отца?». Если ВЕСЬ суд у Сына, почему мы его ждем от Отца? Может быть какой-то суд Отец все же придержал для Своей юрисдикции? Но тогда Он отдал не ВЕСЬ суд. А если весь, то у Него не осталось никакого. Давайте еще раз прочтем эти строки.
22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
(Иоан.5:22-24)
Современная теология учит нас о том, что Бог – судья, а Иисус адвокат. Какая чушь. Нам внушают, что Бог в гневе смотрит на грешника, а Иисус показывает Ему свои раны и снимает гнев с бедного грешника. Если верить такому, то мы должны выкинуть из Библии Евангелие от Иоанна. Или признать это Евангелие неверным. Если же духу на это не хватает, то выход один, выбросить из головы эту глупость. Отец НИКОГО НЕ СУДИТ!!! Сегодня есть единственный судья – Иисус. И это такой судья, который, получив по праву власть судить нас, сам пошел за нас на крест. И предложил простой путь: «Если ты со Мной, ты оправдан, не со Мной, виновен смерти». Его суд удивителен. Потому что теперь все дела обстоят так, что приговор каждый выносит сам себе простым выбором. Либо «С», либо «нет».
А грех? Грех? Если ты выбрал первое – грех побежден. Второе понятно. Грех повинен смерти вместе с тобой. Все это звучит в следующей фразе «дабы все чтили Сына, как чтут Отца». Чего здесь не понятно?
Не написано, чтобы Сына чтили как Сына. Сначала Отца, потом Его. Написано, чтобы Сына чтили КАК ОТЦА. В греческом тексте так и написано. Других прочтений нет. И тут ответ разным фарисеям. Не имеет значения, на каком месте стоит Сын относительно Отца. Это вопрос лично их «семьи». Важно, как ТЫ чтишь Сына. Отец внимательно смотрит именно на этот момент. Его не так интересует все остальное, как именно этот вопрос. Как Ты чтишь Его Сына? Т.е. ты, именно ты, на какое место ставишь Иисуса?
Это не важно, какие отношения там у Отца с Сыном. Это их дело. Важно твое отношение к Его Чаду. И требование простое. Чтить Его так же, как Отца. И формула простая. Если ты так не чтишь Сына, то Отец воспринимает это как личное оскорбление. Это просто. Хочешь угодить Отцу, покажи это в своем отношении к Его сыну.
А теперь последний на сегодня стих:
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
(Иоан.5:24)
Вот это Иисусово «истинно, истинно», я воспринимаю как современное «итого». Т.е. высказывание, которое заключает массу предыдущих доводов. А потому означает непоколебимую истину. Итак, вот Его «итого» по последним словам. Если кто «ЗА» Иисуса, тот вообще не подпадает под суд. Без разбирательств, без следствия, без обвинителей и адвокатов, без подсчетов хороших и плохих дел, без чего-бы то ни было подобного, сразу проходит в жизнь.
Давайте чуть подробнее. Первое, тот, кто «слушает слово Мое». В греческом тексте мы сразу натыкаемся на особенность этого предложения. А звучит эта часть так: «кто слушает именно это Мое слово». Здесь я прибегнул к приему, который использую часто – перевод определенного артикля, который обычно упускается при переводах. Но, как мы видим, здесь упускать артикль – преступление.
Итак, речь не вообще о Евангелии, как иногда хочется понимать. А именно вот эти самые слова, что Иисус говорит людям, что прямо в момент речи хватаются за камни и плюют в сторону Учителя.
Если мы посмотрим на грани этого слова в греческом тексте, то обнаружим такую грань, как «повиновение». Это вопрос не слушания, как процесса реакции на звуки, а «слышания», т.е. процесс восприятия, согласия, подчинения услышанному, понимания. Именно такими гранями и полно это слово у древних греков.
Таким образом, если бы в тот момент кто-то осознал, что Иисус прав, и перестал бы кидать в Него камнями, то Иисус забыл бы вообще все, что этот человек сделал Ему плохого. Даже если до этого он успел десяток булыжников пульнуть в Его направлении, наговорить лишнего и проклясть Его двадцать раз. Если бы этот человек прямо там, остановился и сказал: «Это истинно Сын Божий», его судьба полностью изменилась бы.
Второе условие: «верующий в Пославшего Меня». Смотрите. Иисусу надо повиноваться, принимать Его слово, а в Отца нужно верить. Здесь еще раз указывается на то, что сегодня все решает Иисус. И Отец жаждет одного, чтобы Его Сына воспринимали именно так. Иисус – судья, Иисус все решает Сам. И для Отца нет ничего радостней, чем слава Его Сына.
В этом предложении есть сложность. Слово «имеет» стоит в настоящем времени. Что это значит? Значит ли это, что как только я почтил Отца тем, что почтил Сына как Его Самого, я уже получил во всей полноте жизнь вечную? Или это значит что-то еще? Вопрос не праздный. Это решающий момент для правильного понимания Пути.
Иметь (2192): иметь.
Древние:
- Держать, нести, подчиниться – Гомер, Эсхил, Фукидид, Софокл (не желать подчиниться ярму).
- Держаться – Геродот (держаться на острие бритвы, то есть «на волоске»);
- Держать или нести на себе – Гесиод, Гомер (выставив (неся) вперед свой щит);
- Держаться, выдерживать – Гомер;
- Брать, хватать, держать – Гомер, Аристофан, Софокл (беря Зевса в свидетели); пассив – быть схваченным, захваченным или охваченным; переносный смысл – находиться в чьей-то власти – Фукидид (захваченные живьем); Плутарх (так как Афины были захвачены (противником)); Гомер (предаваться воплям и жалобам); Платон (быть в беде, быть в гневе, быть одержимым страстью);
- Держаться, хвататься, цепляться – Гомер, Эврипид, Платон, Лукиан, Геродот (ухватившись за этот предлог);
- Браться, приниматься, предпринимать, быть причастным – Пиндар, Плутарх, Фукидид, Софокл (прикасаться к неприкосновенному); Софокл (быть причастным к искусству прорицания);
- Держаться, придерживаться – Платон, Фукидид, Ксенофонт (держаться как можно ближе к повозкам);
- (непосредственно) соприкасаться, быть тесно связанным, примыкать – Геродот, Фукидид (гора, смежная с Родопой); Исократ (соседний остров); Геродот (сопредельные народы, ближайшие соседи); Ксенофонт и Платон (связанные с этим или вытекающие отсюда вопросы); Фукидид (в следующем году); Геродот (то, что относится к продовольствию); Аристотель (в последующем изложении); Платон (то, что касалось учителей, то есть, чему учили учителя); Плутарх (те, чей рассказ более правдоподобен);
- (об одежде, снаряжении и тому подобное) иметь на себе, носить – Гомер, Эврипид, Аристотель, Ксенофонт (одетые в хитоны);
- Иметь, владеть, обладать – Гомер, Софокл, Фукидид, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Гомер (Зевсом сон не владел, то есть Зевс не спал); Эсхил (страх объемлет меня); Гомер (видно туманит рассудок); Гомер (сохрани в своей памяти); Эсхил (это владения Бромия); Софокл (животные, населяющие этот край); Ксенофонт ((Крез) с конницей следовал позади); Софокл, Эврипид, Ксенофонт (имущий, богатый); Эврипид (неимущие, бедные); Эврипид (бедность); Гомер (быть женатым на дочери Приама); Гомер (она не была замужем, за Гектором); Гомер (иметь слева что-то, то есть находиться справа от чего-либо); Фукидид (иметь справа (от себя)); И множество других примеров…
Можно еще долго приводить разные грани слова. Скажу короче. Есть такие значения как: поддерживать, подпирать, поднимать, носить в чреве (беременность), занимать (место), находиться (где-то), обитать, населять, содержать в себе, заключать, окружать, управлять, распоряжаться, заботиться, печься, охранять, защищать, зависеть, сдерживать, скреплять, связывать, сдерживать, удерживать, задерживать, останавливать, унимать, успокаивать, униматься, утихать, останавливаться, воздерживаться, отказываться, ощущать, испытывать, переживать, вызывать, возбуждать, причинять, направлять, вести, держаться в стороне, направляться, отправляться, держаться направления, предпринимать, производить, совершать, придвигать, приближать, иметь возможность, быть в состоянии, мочь (держаться), знать, видеть, понимать (схватывать, удерживать в сознании), получать, приобретать, относиться, быть расположенным, рассматривать, считать, признавать (держаться мнения), находиться в состоянии, обстоять, ну! Ну-ка!.
Наконец, в этот большой букет входит глагол, выражающий длительность.
Подведу небольшой итог. Весь этот гигантский набор значений можно сократить до главного – держаться чего-либо, мнения, стороны, позиции. Удерживать, т.е. хватать, брать, отнимать, останавливать и т.д. И все это связано со временем.
То есть, это не совсем наше слово «имеет». Получаем следующее:
24 … слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня удерживает (схватился, находится в непосредственной близости) жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
(Иоан.5:24)
Теперь вторую часть рассмотрим. Я имею в виду «перешел от смерти в жизнь». Здесь переведено все верно. Но вот какая вырисовывается картина. Вот эта фраза похожа на ультиматум. Представьте себе такую картину.
Глеб Жиглов кричит бандитам, чтобы те сдавались. И вот в своем обращении он говорит: «Если слушаетесь, имеете поблажку, и обвинение на 10 лет меньше чем в случае неповиновения». Значит ли это, что прямо тут, Жиглов дает им постановление суда? Нет, но он дает гарантию, дает слово. Он говорит о том, что знает точно. И это звучит как уже свершившийся факт.
Иисус ГАРАНТИРУЕТ осознавшему жизнь вечную. Он ГАРАНТИРУЕТ, а не дает прямо тут. Он гарантирует, что он не придет на заседание суда. Он гарантирует, что в отношении его вообще не будет никакого суда. Настоящее время, это не сиюминутный свершившийся факт, это гарантия. Если Иисус обещал, это все равно, что сделал. Но до получения жизни вечной еще далеко. Ее даже апостолы еще не получили.
И вот еще один вопрос. Представьте себе еще раз эту картину. Люди ругались на Иисуса, гнали, говорили всякие гадости. Значит ли это, что они грешили, причем сознательно? Я считаю, что это оно и есть. И вот эти нагрешившие в один миг становятся наследниками жизни вечной. Где здесь покаяние? Где здесь «жизнь доказывающая веру»? Требуется только один поступок – согласиться с Иисусом, поверить, что это воля Отца. ВСЕ!!!
Как вы думаете, почему Иоанн так настаивает на подобных речах Иисуса? Почему в ранних Евангелиях на это не так много обращалось внимания? Я думаю, причина в том, что ко времени написания этого текста, христиане вели себя уже как фарисеи, сами стараясь доказать свое достоинство спасения и других принуждая к этому. А вы как полагаете?
Алексей «кто слушает именно это Мое слово» значит это не для нас и этой гарантией мы воспользоваться не можем.Просто как я понил из текста Иисус это предлогает тем обвинителям и на нас это не распростроняется.
Только истинно верующий в Бога имеет жизнь вечную ! Аминь! Истинно так ,Алексей !