Ничего Сам от Себя

думаюИтак, Иисуса стали гнать. Само собой, когда Его гнали, они что-то говорили. И, само собой, когда они что-то говорили, в процессе изгнания Иисуса, в ответ Иисус им что-то отвечал. Т.е. вы понимаете, да, что все приведенные здесь слова Иисуса были сказаны прямо во время гонения. То есть прямо в тот момент, когда на него нападают, прогоняют, унижают и т.д. Все эти слова не сказаны в покое и с рассудительностью. Здесь нет возможности анализировать, давать людям время подумать. Здесь драка. 

Как я уже сказал прежде, это не одна речь. Это «сборник», некоторый авторский итог слов Иисуса. Автором «подборки» выступает апостол Иоанн, который и написал данное Евангелие. Просто потому, что у Иисуса в этой ситуации нет возможности излагать длинные речи.

Итак, только что Иисус дал, гнавшим Его людям, понять, что Он субботу не нарушает, а, как раз исполняет ее так, как нужно. И с этой позиции, именно те, кто Его гонит, являются нарушителями Закона в части субботы. И, так как все это было сказано, повторюсь, во время бурного события, а именно, когда Его гнали и пытались убить (согласитесь, сложная ситуация для речей), то слова Спасителя не были нацелены на убеждение. Все эти слова были обвинением, если не угрозой. И, конечно же, как всегда в таких потасовках, у людей мозг не работает. Все, что они могут сделать, это усугубить положение. Еще больше повысить тон, еще гневнее и старательнее дотянуться до воротника, достать плевком. Все это отображается и в словах гонителей. На которые Иисус продолжает реагировать Своими ответами.

18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
(Иоан.5:18-21)

Как мы видим в начале 18 стиха, рьяные «защитники веры» буквально «еще более искали убить Его».  И вот их обвинения: а) нарушал субботу, б) делал себя равным Богу (назвал Бога Своим Отцом).  По первому вопросу все ясно. Они, как и ожидалось, не поняли слов Иисуса. Их разум залил гнев. У меня сильное впечатление, надеюсь, это ошибочно, что Иисус специально разжигал в них этот огонь.

Я понимаю, что такое мнение не очень вяжется с современной доктриной любящего всех Иисуса. Но я не могу иначе пока понимать действия Иисуса. Здесь Он совсем не миротворец. Все Его действия – нельзя назвать иначе как провокацией. Он специально вызывает на Себя огонь, раззадоривает их, вынуждает открыться, заставляет потерять разум.

Сразу же вспоминается текст из Исхода, где Бог говорит, что Он Сам «возбудит» фараона против евреев. И пока что, у меня есть только одно объяснение. Это прием разделения, о котором Иисус сказал, что принес не мир, но меч. Все Его действия с очевидностью делают одних последователями, других врагами. И никто не может, действительно не может, остаться сторонним наблюдателем.  Ты либо с Ним, либо против Него. Не прошу с этим соглашаться. Это, всего лишь, мое частное мнение. Хотя и очень твердое, пока. Рано делать окончательные выводы.

Вернусь к тексту. Первое обвинение – нарушение субботы. Читайте шире, если еврей говорит о соблюдении субботы, он говорит вообще о Законе, точно так же, как если он говорит об обрезании. Но с субботой, мы, вроде бы, разобрались.

Второе обвинение  в том, что Иисус делает Себя равным Богу. Вот тут надо напрячься. Возможно, наши убеждения тут могут поплыть. Так равен Иисус Богу или нет? Что Он Сам говорит об этом? Я не знаю, как лично вы думаете по этому поводу. Вообще, за время своей веры, я слышал очень разные мнения об этом. Одни говорят, что Иисус равен Богу. Другие, хоть и робко, говорят, что Иисус ниже рангом. Третьи, что Он выше Отца. И для всех этих мнений есть основания. Итак, вот его «выкрик». Повторяю, это сказано в момент «драки», изгнания Иисуса, обвинений и попыток убить Его. Тут не до подробных нравоучительных текстов. Здесь все предельно сжато и кратко. При этом жестко и больно.

19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
(Иоан.5:19,20)

Сложность здесь в том, что религия никак не может понять, что Иисус Сын. Он не функциональная единица. Он не «место» в иерархии. Он Сын. Видимо это самое сложное, что не в состоянии понять религиозный мыслитель. И это звание, звание Сына, невозможно разместить на каком-то месте. Если мы сделаем Его равным, мы ошибемся. Если мы унизим, Отец будет в гневе. Если возвысим выше Отца, так же будем не правы. Возможно, кто-то вспомнил старый анекдот, где некий товарищ во время спора друзей, и одному и другому сказал, что они правы. Когда же ему указали на то, что так нельзя, он и с этим согласился.

Вся суть в словах Иисуса о том, что Он – Сын.  И в Его реплике мы читаем следующее: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего:…». Остановимся пока на этой фразе. В построении этого текста в греческом языке есть некий намек на следующий смысл, постараюсь передать в своем варианте: «Не может Сын творить от Себя (Самого) НИЧТО, разве только ТО, чему Он станет очевидцем у Отца, творящего ЭТО  ЧТО-ТО».

Это для тех, кто хочет как-то иначе понимать текст. Итак, здесь Иисус говорит, что Он буквально наблюдал (или наблюдает, пока не ясно) за тем, что творит Отец. И, по логике вещей, то, что Он увидел у Отца, то Он и делает теперь. И тут каждый еврей должен вспомнить Писание:

20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.
(Исх.33:20)

Вот этот стих прекрасно знал каждый еврей мужского пола. И вот перед ними Человек, который заявляет обратное. При этом Он живой! Итак, здесь Иисус открывается как Человек, который Видел Бога и остался жив. Был ли кто-либо на Земле подобный? Мог ли кто-то действительно быть свидетелем того, что Делает Бог, и остаться живым? Сомневаюсь.

Современная религия и здесь нашла ответ. Она говорит, что мы все видим дела Бога. Это закат, пение птиц и т.д. Да, действительно! Все это дела Бога! Но позвольте, об этих ли делах вещает нам Спаситель? Извините, не нам, а тем, кто гнал Его.  Посмотрим следующий стих.

21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
(Иоан.5:21)

Здесь нет ничего о пении птиц и шуме прибоя! Здесь черным по белому написано «воскрешает и оживляет». Скажите, когда вы любуетесь закатом, вы можете увидеть, как Бог кого-то оживляет или воскрешает? Может это видно в красоте природы, созданной Творцом? Может быть, это можно увидеть в том, как устроен Отцом мир зверей? Лично я, при всей своей сентиментальности, не нахожу этих уроков. Может быть Иисус был ученым, который исследовал строение клеток, жизнь растений и влияние одного на другое? Опять мимо! Он был Сыном простого работяги.

Я здесь вижу указание на то, что Иисус действительно видел то, что Бог показывал именно Ему, как Сыну. Бог показал Иисусу, как Он исцеляет, как воскрешает. И все, что далее делает Иисус – исцеляет и воскрешает. И дублируя своего Отца, он показывает это ученикам. Почему? Потому что у них нет такой возможности. Они не могли и не смогут никогда увидеть этих уроков сами, без Иисуса.

Я скажу больше – Евангелие Иисуса, это и есть Его Учение, как воскрешать мертвых и оживлять, КОГО ХОЧЕШЬ. И фраза «кого хочешь» здесь одна из ключевых.

Итак, я уверен и повторяю в который раз, что Евангелие, это не учение святости, это не образец христианской морали, это не весть об Иисусе. Евангелие – это учение Самого Иисуса о Власти Божьей в жизни верующего, чтобы этот верующий, если читать в данном контексте, воскрешал и оживлял кого этот верующий захочет.

Нужно сказать пару слов о греческом «оживляет». Дело в том, что у этого слова на самом деле есть только одно значение – «живородить».  Позже переводчики НЗ от великого ума добавили следующие значения – животворить, наполнять жизнью, воскрешать. Однако, это слово мы обнаруживаем у Аристотеля, а он говорит лишь о живорождении. Т.е. речь вообще о рождении, а не о воскресении. Тогда смысл слов Иисуса получается следующий:

21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и РОЖДАЕТ ЖИВЫХ, так и Сын оживляет, кого хочет.
(Иоан.5:21)

А теперь вспомните разговор Иисуса с Никодимом, и все встанет на свои места. Иисус делает две вещи. Рождает – подразумевается рождение свыше, и воскрешает – т.е. восстанавливает разрушенное, погубленное и т.д. Ко второму случаю относятся все виды исцелений и изгнаний бесов.

Есть и еще одна вещь, о которой сказал Иисус. Обратите внимание, что Иисус в отношении Себя не назвал действия воскресения. Т.е. то, что Иисус безусловно делал, и делал очень много (я имею в виду все исцеления, а не только собственно воскресение), Он проигнорировал. И понятно почему. Это же и так ясно, что Он воскрешает. Однако вот, что не ясно – «рождает». Вот это НЕ очевидно, и поэтому Наставник связывает Себя с этим действием.

Итак, что мы обнаруживаем. Мы обнаруживаем странную на первый взгляд вещь. Совсем недавно Иисус говорил, что есть только Один, кто рожден от Отца. Мало того, Никодиму Он так и сказал, что без этого (от Отца) рождения все учения и наставления не имеют ровно никакого смысла. Но рождение от Отца невозможно спланировать или выпросить. Рождение от Отца, это то же самое, что ветер, который где хочет, там и дует. Но в той же беседе с Никодимом Иисус указал на Себя.

Итак, получить рождение от Отца – вещь возможная, но до сих пор, за всю историю Земли, Единственный, кто удостоился этого – Иисус. Почему же мы думаем, что нам удастся получить это рождение. Однако, Иисус говорит, чтобы мы шли к Нему – к Иисусу. И Он – Сын Божий, даст нам то, что получить от Отца маловероятно. А именно Свое собственное рождение. Он даст нам Свое рождение от Отца. И мы говорили об этом. И сделает это именно так, как это делает Его Небесный Отец.

Давайте еще раз прочтем эти два стиха:

20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын РОЖДАЕТ, кого хочет.
(Иоан.5:20,21)

Если быть совсем правильным, то важно понимать, что фраза «кого хочет» относится к обеим частям 21-го стиха. Т.е. как Отце (кого хочет) воскрешает и оживляет, так и Сын рождает, кого хочет. Здесь ключевое не «КАК» рождает. А так же как Отец – кого хочет. Как Отец кого хочет, так и Я кого хочу.

И вот еще одна вещь, которая открывается в этих стихах. Если речь не о процессе, а о «как хотении», то и Отец показывает не процесс, куда класть руки, как говорить и т.д., но показывает как правильно проявлять Свою волю. Т.е. действовать в рамках Небесного Царства – в рамках Божьей власти.

Возвращаясь к 20-му стиху, нам обещано, что это волеизъявление еще даже до конца не осознано Иисусом! Я не ошибся. Даже Иисус еще не все осознал! Потому что Ему еще предстоит, по Его же словам, увидеть еще больше возможностей в проявлении Его Царства. В точках приложения Небесной власти.

Но это все – сопутствующие минералы. А наша история заключена в гонении на Иисуса, где Он от случая к случаю кидает свои фразы, обрушивая их на незадачливых гонителей. И ловушка здесь для них в том, что потом, они не смогут сказать, что не слышали. Им все было сказано. Но в своей слепой ненависти, они не смогли услышать, не захотели. И от этого их вина еще более усугубилась.

Ничего Сам от Себя: 9 комментариев

  1. smile Это понятно и хорошо, согласен, поддерживаю, но тогда почему не всегда работает? Кто то исцеляется ,а кто то нет ? Кроче чем дальше в лес тем больше вопросов. Пришла мысль чем больше вопросов , тем больше интрига получения ответа. А здесь жизнь. Благодарность Отцу Нашему за тебя и твои откровения и мысли.

  2. Евангелие -истинное и очень сильное учение Иисуса о Его власти в жизни верующего. Аминь,Алексей !

  3. хорошо сказано——Итак, я уверен и повторяю в который раз, что Евангелие, это не учение святости, это не образец христианской морали, это не весть об Иисусе. Евангелие – это учение Самого Иисуса о Власти Божьей в жизни верующего, чтобы этот верующий, если читать в данном контексте, воскрешал и оживлял кого этот верующий захочет

  4. ///Итак, я уверен и повторяю в который раз, что Евангелие, это не учение святости, это не образец христианской морали, это не весть об Иисусе. Евангелие – это учение Самого Иисуса о Власти Божьей в жизни верующего, чтобы этот верующий, если читать в данном контексте, воскрешал и оживлял кого этот верующий захочет.///
    Ай, КАК НРАВИТСЯ!!!!
    Ай да Алексей!
    Ай да ….. Маладээээц))))
    Люблю тебя!
    И за перевод Ин5:21 спасибо

Добавить комментарий для Алексей Подольский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.