И снова о пустыне

думаюИисус ждал этого момента. Он готовился к нему всю свою жизнь. И когда пришло время, Он ревностно начал исполнять задуманное. Он как Давид, который в свое время вышел перед Голиафом.  И вот, что мы упускаем еще. Иисус перед дьяволом выступает не как Сын Божий, а как  Человек, который является Сыном Божьим. То есть Он не воюет, используя свое сыновство, но используя исключительно человеческие возможности. Перед дьяволом не Божество, перед дьяволом Адам. Второе – дьявол имеет великолепный опыт длиною 6000 лет. Иисус, как человек, никакого победоносного опыта еще не имеет вообще. Все, что есть у Иисуса – вера в то, что Он все понял правильно и поступает верно. И вера в Слово Божье. 

Дьяволу, наоборот, очень важно вытащить из Иисуса Сына Божьего.  Ему нужно встретиться именно с Божеством, и тогда он с чистой совестью может проиграть Ему. Зачем? А затем, что человек после этого проигрыша все равно останется у дьявола в рабстве. Как так? Очень просто. Человек, а не Бог отдал дьяволу право им управлять. Именно человек доверился советам змея, а не Бог. И только человек может прогнать его и вернуть свою потерю.

Как мы видим, задача у Иисуса очень сложная. Иисус получил все подтверждения от Бога, что Он полностью прав и действительно является Божьим Сыном. А это значит, что именно Ему предстоит сражение со змеем, и именно Ему нужно победить. Но победить ни в коем случае как Сын, но как человек. И этим еще больше подтвердить Свое сыновство.

Теоретически, сугубо теоретически, это должен был сделать любой человек, но, по определению, не мог. Слишком человек «любит» грех, чтобы так жестко с ним воевать.

Как мы видим, ничего сверхъестественного в пустыне не происходит, если не считать самого разговора. Не летают файрволы, не бухают плазменные пушки, никакие драконы с огнем из пасти не нападают. В общем, все тихо и спокойно. Вся битва заключается в беседе двух личностей. Чем началось падение человека, тем оно и должно закончиться.

Человек ведь тоже проиграл свое положение не в атомной войне и не в сражении с полчищами монстров.  Человек проиграл свое положение в разговоре. Здесь можно сделать проходящее предположение, что самое главное для человека – разговор. Ни работа, ни сила, ни чего бы то ни было – способность говорить, соглашаться или не соглашаться с оппонентом, вот главное и важнейшее достоинство человека. Здесь его сила и слабость.

3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7 итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.
8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
13 И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.
(Лук.4:3-13)

Итак, Иисус, наконец-то, ослаб. Тот факт, что Он захотел кушать, только через 40 дней (!!!), о чем-то говорит.  Для меня это показатель Его настроя и решительности. Он так горел этим «боем» с дьяволом, что в течении полутора месяцев не замечал голода. Но это не могло продолжаться вечно. И вот, Иисус, наконец, обратил внимание на позывы о спасении от своего тела. Это уже говорит о некотором ослаблении Мессии. Он уже не так силен. Не так горит, как прежде. Есть фактор, ослабляющий Его. И змей начинает атаку именно сюда.

3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
(Матф.4:3)

Итак, что же говорит искуситель?  Он наносит несколько ударов одновременно. Первое – он поступает как любой манипулятор.  Чтобы кого-то из мальчишек заставить сделать гадость, достаточно сказать: «Что слабо?». И среднестатистический мальчишка начнет доказывать, что ему «не слабо». И тут то многие проигрывают. Змей делает тот же ход. Только он ставит на сомнение факт, что Иисус Сын Бога. Это самое «больное место» Иисуса. То есть, дьявол хочет, чтобы Иисус начал доказывать Свое родство с Богом и, тогда, проиграл бы. Очень важно, чтобы в этот момент, Иисус использовал свою власть от Бога. Хотя бы в мелочи. И тогда, смысл сражения теряется. Сын Божий остается Сыном Божьим, а власть над умами человеческими остается за змеем. Но Иисус предпочитает остаться в положении человека и не доказывать свое положение.

Чем грозит Ему такое решение? Все просто. Он в пустыне (пустое место). Уже почти полтора месяца Он ничего не ел (про воду ничего не сказано).  Есть большая опасность потерять жизнь. А ведь, чего проще, сказать камням, чтобы те стали хлебами!

Тут еще одно отступление. Обратите внимание, дьявол не говорит: «Сделай камни хлебами». Он говорит: «Скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Вот это «скажи» крайне важно. Одно это слово указывает не на сверхъестественные способности Иисуса, а на Его власть. Власть, как Сына Божьего. И здесь еще одна косвенная вещь. Ведь, если бы дьявол знал, что это не возможно, он бы не подталкивал к этому Иисуса. Это значит, что для Божьей власти совершенно нет преград в том, чтобы «обращаться с речью к камням». Это звучит как фраза из сумасшедшего дома. Однако, совершенно очевидно, если бы Иисус обратился к камням и сказал им, чтобы они стали хлебом, они бы стали! Но вот ответ Иисуса:

4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
(Матф.4:4)

Одной этой фразой Иисус отвечает, что Он не боится смерти, потому что полагается на «слово, исходящее из уст Божиих».  А все, что Бог Ему сказал: «Ты есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Отец не даст умереть своему Сыну от голода. А если и умрет Сын, Отец воскресит Его. Так что, как Человек или «Сын Человеческий», Он сохраняет свое положение в сражении с дьяволом, и не боится последствий, потому что Он – Сын Божий. Вот такая вот диспозиция.

Змей не торопится сдаваться. Он заходит на второй круг. Следующий текст звучит очень странно. И, поначалу, мне было совершенно не понятно, как это Иисус повиновался дьяволу и пошел куда-то.

5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
(Матф.4:5)

Здесь трудность вызывает слово «берет». Что значит, дьявол Иисуса куда-то «берет»? Как это, берет? Здесь нужно понимать следующее. В этом сражении нет соревнования по физической или какой-то другой силе. Здесь сила вообще никак не фигурирует. Она здесь не важна. Человек проиграл дьяволу в Эдемском саду не в армреслинг. Змей не нокаутировал Адама под ветвями дерева познания добра и зла. Если бы змей использовал силу, чтобы уничтожить Сына Божьего, он бы просто оказался вне закона. Дьявол не имеет на это права. А ведь важно одержать победу, как сегодня принято говорить, в правовом поле.

Это похоже на то, как одна армия берет в плен воина другой и пытает его. Армия держит его в плену. У нее над пленным есть власть. Но пленный не проигрывает, пока держит рот на замке. Иначе говоря, дьявол вполне имеет возможность физически брать Иисуса куда-то. Каким образом он это делает, не важно. Важно, что это не влияет на результат.

Может быть он, дьявол, просто предлагает Иисусу перенести спор в новое место, и Спаситель соглашается, так как уверен в своей победе, может, змей использует какие-то сверхъестественные вещи, не знаю. Писание никаких подробностей нам не дает. И это не важно, потому что важно другое – Иисус, сохраняет свое человеческое положение, будучи Сыном Божьим, и не поддается на провокации.

Есть еще один момент. Кроме того, что Иисус стремится взять верх над настойчивым «консультантом», для чего Он и пришел, Спаситель еще и только что встретился с реальностью Своего Собственного Отца. Он впервые, по крайней мере, других случаев мы не знаем, услышал голос Своего Отца, Который был обращен прямо к Сыну без посредников. Теперь дело за малым, нормальное желание Сына «обнять» Отца. То есть Иисус с еще большим стремлением жаждет встречи с Ним. Если до этого были лишь теория и вера, теперь все стало более чем реальным. И в этом стремлении опыт Иоанна как нельзя кстати.

Где Иоанн получил от Бога откровение? В пустыне. Возможно там Иисус и найдет это общение. Вот и пустыня.  Здесь Он подавляет провокацию дьявола, однако не находит встречи с Папой.  Тот же дьявол «берет», т.е. предлагает пойти в Храм. Ведь все нормальные люди там находят Бога. Это по Писанию, здесь нет ничего неверного. Иисус идет в Храм. Затем дьявол предлагает пойти на гору, ведь многие пророки находили общение с Богом именно в на горах.

Но, почему-то такой взгляд, хоть и имеет что-то в себе, не получает полной гармонии в моем седрце. Хотя и откинуть его как неверный, пока не могу.

Как бы там ни было, Иисус «взят» на крыло храма. Чтобы было понятно – под этим эпическим названием кроется просто край или брус (в строительстве).  И, судя по всему, этот край находится высоко, так что любой человек может разбиться. Здесь змей снова бьет в больное место Сына Божьего.

6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
(Матф.4:6)

Как мы видим, змей опять ставит под сомнение факт, что Иисус является Божьим Сыном. Снова попытка сыграть на двух нотах: «Да какой ты Сын Бога! Если бы ты был Им, то это для тебя было бы просто!».  Потому что Отце не позволит погибнуть своему Сыну, Он тут же пошлет своих Ангелов.  И подтверждает свои слова Писаниями.

И здесь и в других двух случаях искушений мы обнаруживаем правило. Дьявол прекрасно знает Писания и цитирует их всегда грамотно. Он буквально использует Писания в качестве своего оружия для уничтожения Сына Божьего (детей Божьих). Дьявол – это не глупый атеист. Он высокообразованный теолог и авторитетный представитель религии.

Именно здесь падают многие христиане. Им кажется, что раз в голову приходят мысли из Писаний, значит это Бог. А уж если эти мысли соответствуют Писаниям, то какие могут быть сомнения. И тут мы видим яркий пример, в котором дьявол предлагает Иисусу текст Писания. И предлагает правильно, грамотно, убедительно. Что же делает Иисус?

7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
(Матф.4:7)

Здесь есть любопытное слово «искушать». Это слово переведено с греческого слова, которое мы не найдем нигде, кроме как в Новом Завете. То есть, это слово изобретено христианами. Зачем изобретать новое слово, когда есть старое, означающее «искушение»? Давайте разберемся.

Это слово, что стоит в данном конкретном месте состоит из двух частей. Приставки, означающей доведенное до финала, т.е. совершенства, действие и корня, означающего испытание.  Получаем на выходе испытание, доведенное до своего предела. А в тексте Евангелия у нас получатся что-то вроде этого: «… написано также: не доводи до предела испытание Господа Бога твоего».

Не знаю, как вы, а я здесь вижу простое русское выражение: «Не доводи до греха!». Или, что, то же самое: «Не выводи меня!». То есть, не испытывай Божьего терпения, не доводи Его до предела, не заставляй Его гневаться. Выбирайте на вкус, как говорится. И все это будет правильно.

И тут возникает другой вопрос. Если это так, то ответ получается двояким. Если принять стандартное объяснение, то «довести Бога» можно такими поступками, к каким подталкивает сейчас Иисуса дьявол. Однако у меня создается другое стойкое ощущение. Эта фраза, взятая из Ветхого Завета, в устах Иисуса превращается не в объяснение дьяволу, почему не надо Иисусу прыгать, а в  угрозу змею, если он не прекратит сейчас же свои изыски. Возможно, я не прав, но есть у меня такое странное ощущение.  Но, настаивать не могу, ибо нет у меня никаких в этом доказательств. А полагаться на чувства опасно.

Так это или нет, но дьявол решает сменить обстановку. То есть данная атака на Иисуса у него не прокатила.

8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
(Матф.4:8,9)

И вот что здесь любопытно для меня. На этот раз, судя по Матфею (у Луки другой порядок), дьявол больше не атакует сыновство Иисуса. По всей видимости, он оставил эту идею. Кстати, это могло стать для Спасителя некоторым знаком победы.  Дьявол больше не испытывает Иисуса доказательством родства с Богом. Он оставляет идею вынудить Иисуса проявить себя как Сын Божий. Таким образом, перед нами начало капитуляции. Это уже явный показатель проигрыша. Что же остается?

А дальше, дьявол ведет себя как обычный человек, который использовал все свои «хитрости». У него больше нет козырей. И он просто… … как бы это сказать понятнее… … он в отчаянии просто несет околесицу, бред, идет ва-банк. А христиане, читая, подхватывают эту околесицу и делают из нее учение.  Как это называется у картежных игроков, когда у тебя нет ни одной хорошей карты, а ты делаешь вид, что колода полна тузов? Забыл слово… … ну и ладно. О, вспомнил, блеф!!!

И вот князь мира сего, хватается за соломинку, у него нет и никогда не было ничего. Но он думает, что Иисус не знает этого. И вот он в последнем безумном порыве предлагает Иисусу то, чего у дьявола никогда не было. Вы понимаете? Дьявол всегда был серым кардиналом.  Он никогда не правил этим миром собственными руками. Он всегда это делал человеческими руками. У него просто нет других возможностей. Это человек имел всю власть на земле от самого творения. Вспомните первую главу книги Бытие. Но, затесавшись к человеку в советники, дьявол использовал возможности человека, чтобы делать свои дела.

Через это человек потерял авторитет. Он не потерял корону. Он потерял доверие. Вся природа разочаровалась во власти человека. Иначе говоря, человек потерял не власть, а Божью славу. Именно о славе Иисус молит Отца перед Голгофой.

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
(Иоан.17:5)

Иначе говоря, никакой власти нет, и никогда не было у змея. Он лишь ею пользовался, одуряя человека, «загребая жар» его руками.  Это стало совершенно очевидно для Иисуса. Это выглядело уже даже не смешно и не страшно. Это выглядело жалко, низко, унизительно. Вот что можно сказать на это?

10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
(Матф.4:10)

Что такое говорит Иисус? Если переложить это на современный стиль общения, мы получим очень нам знакомое: «Да пошел ты!». Смотрите, Иисус не опровергает слова дьявола. Он не говорит, что Бог даст Ему больше власти или что-то подобное.  Почему? Потому, что нет смысла спорить с тем, что знают оба. Дьявол не хуже Иисуса знает, что сморозил глупость. И последующие слова Иисуса, это не опровержение, точнее, не столько опровержение предложения поклониться змею, сколько обличение самого дьявола. И это обличение уже звучит сверху вниз.

Здесь уже все на своих местах. Дьявол уже знает, что побежден, а Иисус уже знает, что победил. Иисус слышит дурь дьявола и смеется над нею. И Его цитата: «написано: Господу Богу твоему поколняйся и Ему одному служи», это обличение сатане. Это причина, почему дьявол в таком плачевном унижении перед Сыном Божьим. Потому что не хотел служить своему Господу Богу. Так же и мы, когда слышим чью-то глупость, говорим: «Иди ка ты поучись, молоко еще на губах не обсохло». Иисус просто раздавил этого «великого» князя. Сатана утирается, и уже никогда не очистится от этого унижения. Он опущен перед всем Духовным Миром. Это видели все, и ангелы и бесы. Пахан обделался. Теперь у него нет никакого авторитета. Он опущен.

11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
(Матф.4:11)

И что же тут происходит?  Как только закончилась эта «беседа», к Иисусу приступили Ангелы и служили Ему. Вы понимаете, что здесь произошло? Ангелы не приступили к Иисусу сразу после объявления Его Сыном. Они были, вероятно, удержаны. И теперь, когда у Иисуса стопроцентный авторитет, его окружают слуги. Мы же знаем, что ангелы – «суть служебные духи». Их работа – служить. До этого они не приходили, они не помогали Иисусу в беседе с дьяволом. Они ждали. Но теперь, Иисус, что называется «на белом коне». Он победитель! Он лишил авторитета (в этом смысле можно называть авторитет властью, но не законно, а фактически) бывшего пахана этого Мира. И теперь Он наводит в Духовном Мире Свой порядок. Теперь любое духовное существо обязано идти на поклон к Нему. Теперь Иисус – главный, и Его все боятся. И это еще и потому, что Он ходит в сопровождении небесного воинства, чего у старого «хозяина» никогда не было.

И снова о пустыне: 4 комментария

  1. А можно получить ответ ваш? В старословянской библии 10 стих 4 главы от Матфея гласит : «»… иди со мною сатона…» а не «…отойди от меня..»
    То же в корне меняет смысл… Принцип, догмат..

    • В греческом тексте, который является базовым для верующего, слово можно перевести несколькими путями. 1. Отойди (как и переведено), 2. подчинись (встань под ярмо), 3. Присядь, 4. Отступи. Если учесть, что древний греческий, это язык одного смысла в разных образах, а не разные варианты, то смысл совершенно понятен. Иисус приказывает сатане смириться, с проигрышем. Миссия дьявола провалена. он должен это признать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.