Бедствия

думаюИтак, Иисус закончил предсказание ученикам. Но на этом Его речь не остановилась. Следующие несколько стихов сообщают  ученикам, что же будет с теми, из-за кого они несправедливо страдали вплоть до смерти.  И, когда будем читать, обратите внимание на лицо глаголов, какие Иисус использует. Это будет нам подтверждением, что речь уже не об учениках. 

24 Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,
25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
(Мар.13:24-27)

Стихом выше Иисус говорит «вы» и глагол «быть» находится во втором лице, что ясно говорит нам об адресате речи. Иисус сообщает ученикам о том, что будет с ними. А с 24-го стиха уже речь в третьем лице. Обратите внимание на глагол «видят». Конечно же не ученики, они же вот, сидят перед ним. Иначе было бы «увидите».

Далее. Многие в первых двух стихах приведенного отрывка видят глобальные события космического масштаба. Они считают, что именно то самое солнце, что утром поднимается, а вечером садится, померкнет. Что именно луна, которая совершает свой круг за 30 дней вокруг планеты Земля, не даст своего света. Но, если это принимать за истину, тогда мы должны согласиться и с тем, что «звезды спадут с неба».

Sun_EarthА теперь вопрос. Звезды куда должны упасть? Где во вселенной низ, а где верх? Или может быть они должны упасть на планету Земля? Если учесть, что наше светило называется карликом среди других звезд, а на фоне солнца Земля просто исчезает с глаз, то сообщение о «падении звезд» звучит, по крайней мере, странно.

И вот это одно малое замечание перечеркивает все теории о космической катастрофе.  В свете этого можно вообще не бояться природного затухания нашего светила или встречи с метеоритом или еще чем-то подобным. Это мы просто выкидываем как шлак. И все лишь потому, что Иисус сказал, что «звезды спадут с неба». Я ни в коем случае не могу допустить, что Сын Бога не знает, как устроен этот Мир.

Как же тогда понимать эти слова? Все та же фраза Иисуса вынуждает нас рассматривать вопрос в другой плоскости. А именно в плоскости жизни самих людей. Это и логично, если все признаки Иисус сказал искать в самих учениках, то и для врагов апостолов признаки нужно искать в самих врагах.  Таким образом, если принять во внимание, что и солнце, и луна, и звезды, это что-то соотносящееся с жизнью людей, а не с космосом, то приходим к распространенным аллегориям у всех народов. Солнце – это то, что дает свет, жизнь, настроение и т.д. Но если для христианина солнце – это Христос, то для язычника или книжника солнцем может быть что угодно. Иначе говоря, солнце это не все, что дает свет, а то, что дает самый главный свет (по крайней мере, то, что, по его мнению, таково).

В простых разговорах иногда мы слышим, как кто-то кому-то говорит: «Ты мое солнышко».  И это вызывает у нас улыбку. Но для бизнесмена таким «солнцем» может быть, например, какое-то убеждение в жизни, к которому он будет стремиться изо всех сил, не жалея никаких средств. И, само собой, это солнце у него никак не связано с Иисусом. Для человека одержимого жаждой власти, эта самая государственная позиция будет единственным желанным светом и силой, дающей ему силы двигаться.  В принципе у каждого человека, кто не знает Иисуса,  есть свое подобное солнце.

Луна, это то, что солнцем не является, но передает человеку его свет. Вдохновляет его на пути, помогает ему жить. Это что-то очень близкое по значению с солнцем, однако это не сама цель, не сам источник силы, а то, что помогает двигаться даже тогда, когда человеку тяжело, во тьме жизни.

Иначе говоря, у каждого человека есть то, что мы называем смыслом жизни. Этот смысл жизни может быть высоким, а может быть низким. У кого-то – это чемодан денег, у кого-то дети. Звезды, это какие-то примеры людей, возможно, которые своей жизнью доказали, что до солнца можно долететь.  У музыкантов это свой «иконостас», у математиков свой. У религиозников свой. И это все звезды, по которым люди ориентируются в море свой жизни, которые им указывают путь в жизни. И что из самого страшного может произойти с человеком? Это потеря всех этих ориентиров. Когда все, на что ты надеялся и к чему стремился, все, что указывало тебе путь и вдохновляло тебя, в одночасье оказывается прахом и мусором.

С этим не сравнятся никакие сковородки в аду. Такому человеку уже все равно, его жизнь кончена. Все, чем он гордился, на что тратил все свои силы, ради чего предавал, обманывал, лукавил, уничижал себя, все это с очевидностью для самого человека, вдруг, окажется фальшью. Если хотите, то с апостолом Павлом в пустыне произошло нечто похожее. Так он даже ослеп, не выдержав потрясения. И несколько дней пребывал в полной прострации. Ведь выяснилось, что он все свои силы направлял против Бога, которого он искренне любил с детства.

Иоанн креститель не смог выполнить свою миссию полтора месяца, приходя в себя от потрясения, которое он пережил, узнав, что Мессия, это его двоюродный брат Иисус, о котором он был не высокого мнения. Ведь вся его миссия заключалась в одном, встретить Мессию и объявить его перед людьми. Но в день крещения, когда перед Иоанном предстал Иисус, а на него в качестве знака спустился Дух в виде голубя, Иоанн даже не попытался открыть свой рот. Он сделал это только через полтора месяца, когда Иисус уже вернулся из пустыни. Почему же он молчал столько времени? И, кстати, он так и не оправился, так и не пошел за Спасителем, сохранив свою «школу».

Но эти примеры показывают нам то, что произошло с «избранными». И если даже такие люди с трудом перенесли исчезновения солнца, луны и падения звезд, то что будет с «не избранными»?  Давайте еще раз посмотрим на следующие слова:

26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
(Мар.13:26)

Давайте я сразу приведу подстрочный перевод .

26 и тогда увидят этого самого Сына Человеческого приходящего в облаках с властью (авторитетом) многой и славой.
(Мар.13:26)

Хочу сразу обратить внимание на два определенных артикля перед словом «Сына» и  словом «Человеческого».  В греческом языке перед именами собственными всегда ставят такие артикли. И это показывает еще раз на то, что это не какой-то там сын, не всякого человека. Это именно тот Самый, с кем они все это время воевали. Буквально один в один с тем, что произошло в пустыне с тогда еще Савлом, а ныне апостолом Павлом.

Мы даже представить себе не можем, что было бы с Павлом, если бы Бог не явил ему Свою милость, через молитву христианина, пришедшего к слепому Савлу. Если бы и было бы сказано о таком Савле, то, уже не о великом апостоле, а о позорном слепце, который всю оставшуюся жизнь сидел бы где-нибудь с «бомжами», прося подаяния.

И вот тот христианин, который исцелил Павла, пришел не сам по себе. Его послал Бог!

10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
11 Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,
12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;
14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.
17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.
18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
(Деян.9:10-19)

Из текста видно, что Анания совсем не собирался молиться за этого Тарсянина. Он был к нему послан. И в этом своем действии он стал «посланником», или, говоря на древнем греческом, «аггелос» или по-русски ангелом. Бог послал своего ангела к этому слепому человеку, который перенес на себе излияние Божьего гнева за все, что тот сделал с Его детьми. Но, так как Павел был избранным, к нему пришел «ангел», т.е. христианин Анания, и «собрал» его.

27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
(Мар.13:27)

Вот на что еще я хотел бы указать. Евангелие от Марка, как мы уже много раз говорили, написано для «необразованных» язычников. Необразованных в Писании. Они не знакомы ни с культурой еврейской, ни с толкованиями и т.д. Все, что у них есть, их чувства, их восприятие, их понимание жизни, ее видение. И вот Марк предлагает им текст, который они должны понять. Если бы текст, который мы сейчас рассматриваем, требовал подробного рассмотрения всех параллельных и квазипараллельных мест в Писании, то текст становится бессмысленным. Ведь бывшие язычники, в этом случае обречены на полное непонимание. Единственное, что может оправдать появление этих строк в Евангелии для язычников, это то, что для понимания этого текста ничего больше знать не нужно. Любые попытки увести к Писаниям, к текстам пророков и т.д., окажутся катастрофическими. Марк знает, эти строки будут читать те, кто Писаний никогда не видел в глаза, и, возможно, никогда не увидит. Значит, все, что он написал, само по себе более чем достаточно для понимания. Иначе, этого бы просто здесь не было.

Все, что я привел из Деяний, здесь дано исключительно для иллюстрации. Я мог бы обойтись и без ссылок на Деяния, но, я посчитал, что так будет понятнее и проще.

Бедствия: 5 комментариев

  1. На счёт 26 стиха неясность.»Ничего не знающий» язычник ведь так и поймёт : грядущего на облаках с силою многою и славою ! Т.е. представит Иисуса в облаках,в славе ,глобальный масштаб ,2-е пришествие !!! А вы приводите пример с Павлом,которого свет осиял.Событие — локальное и исключительное, относящееся к избранию лично Христом апостола язычников.

    • Опять непонимание. Марк здесь не пишет учение в чистом виде. Здесь он показывает реакцию Иисуса на … глупость фарисеев. Это раз. И здесь важнее всего звучит не то, что именно обещает Иисус, а то, что этим ребятам придется туго из-за своего упрямства. И суть здесь в том, что Тот, кого они унижают, вернется в великой мощи, без раскрытия всех подробностей.

    • кроме того, текст написан на греческом. И каждый грек читает здесь не НА облаке (облаках) а В облаке, чем-то неясном, неопределенном. Т.е. Иисус придет из чего-то неведомого. И это любой грек понимает замечательно. И никакого впечатления о том, что Иисус с неба будет спускаться не получается.

Добавить комментарий для Алексей Подольский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.