Власть, власть, и еще раз власть.

думаюНе знаю как у вас, а у меня такое впечатление от всего прочитанного, что Марк буквально настаивает именно на власти в разных ее проявлениях. Если учение, то такое, что бесам повелевает, если Мессия, то владыка. И дальше мы видим целую галерею явления этой власти. То есть Марк старается внушить нам, что это и есть самое главное во всем Евангелии. Он начал с власти. С того, какое было пророчество о Мессии, как он явился и был объявлен, как он повелевал ученикам, как учил. Все это находится в самой первой главе.

И дальше Марк еще и еще раз указывает на это. И, как бы, совершенно логично, не раскрывает еще нам подробностей этого учения. Очень похоже на то, как большинство современных учителей сначала представляют студентам все преимущества их лекций, а уже потом приступают к самим лекциям.

Если мы вспомним «Нагорную Проповедь» из Евангелия от Матфея, то она построена по тому же принципу. Сначала Иисус объявляет, как теперь замечательно будет всем, кто так ждал Божьего вмешательства. Указывая на то, что именно ученики и будут проявлять это самое «Божье Вмешательство». А потом приступает к самой проповеди, а точнее к учению. Здесь явная параллель. Но в параллель Нагорная Проповедь у Матфея ставится не с Нагорной Проповедью Марка, а с самим Евангелием Марка. Если согласиться с толкователями, которые утверждают, что Марк перенял Евангелие от Матфея, то такая параллель умышленна. Если наоборот, то можно заподозрить, что Матфей специально выделил для этого несколько глав, оформив ее в рамки Нагорной проповеди, по примеру Марка. Как бы это ни было, но вот этот «рекламный» подход, чувствуется. Это вступление, которое говорит, о чем именно дальше пойдет речь. И так как все начало посвящено именно Владычеству, то и все учение Марка будет раскрывать это учение, позволяющее «повелевать бесам».

Читая дальше, мы все еще находимся в этой «прелюдии» к учению, где работа Евангелия показана в разных аспектах и ситуациях.

Вот Иисус освобождает  тещу Петра от горячки, всего лишь взяв ее за руку.

29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.
30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.
(Мар.1:29-31)

Мы совершенно отчетливо видим, что никакого, модного сегодня в среде христиан «длительного исцеления» не происходит. Исцеление действует «тотчас». Кстати, некоторые считают, что слово «тотчас» позволяет нам думать, будто исцеление произошло в «тот час», то есть в течение некоторого времени. Но это не так, потому что в греческом тексте здесь либо вообще никакого слова нет, либо стоит слово, которое на русский язык можно перевести еще и как «прямо», «немедленно», «сразу (же)», «как только (так сразу)».

В данном тексте вообще не указано на время. Но совершенно ясно, что «когда Он взял ее за руку, горячка отпустила ее, и она встала».  Никаких намеков на «длительный процесс». Возможно, в этом виноват Марк, может быть, он специально убрал это слово, чтобы показать величие учения? Однако у Матфея совершенно идентичный текст. Все, что мы можем видеть в этом тексте – это действие «учения Христова», которое он говорил в Синагоге, и которое Марк хочет донести до нас дальше.

Что еще мы можем тут видеть? В общем-то лишь то, что Власть, которой наделен Иисус столь велика, что Ему не приходится даже что-то говорить горячке. Она и так все сама поняла.  Мне рисуется картина, противоположная привычной, где всякий нормальный человек с опаской смотрит на больного гриппом или каким-то заразным заболеванием. Если, например, человек с инфекцией хочет обнять здорового, обычно здоровый, если знает об опасности, постарается отойти, не позволить прикасаться к себе. Здесь же ситуация совершенно обратная. Для горячки прикосновение Иисуса крайне опасно. И здесь горячка боится, как бы до нее не дотянулись. Так же бандит убегает от отрядов полиции, явно превышающих его по силе.

Дальше Марк рисует нам картину расширения влияния Христа, когда уже не один или два человека получают исцеления, но сразу много. И это говорит нам о том, что у этой власти нет ограничения, нет пределов. Ее источник не иссякает, не заканчивается. И, что самое интересное, Иисус не устает от лечения. Он, если и устает, то лишь как любой другой человек, которому нужно хотя бы несколько минут на разговор с каждым человеком. Но Он не тратит каких-то сверхъестественных сил, не приходит в измождение и т.д.

32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.
33 И весь город собрался к дверям.
34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.
(Мар.1:32-34)

Мы не видим ни малейшего намека на борьбу с бесами. Не видим этого сейчас и не увидим этого во всем Евангелии. Все происходящее поражает размахом, возможностями, безграничностью. Здесь нужно уточнить понимание слова «многих». Дело в том, что для современного человека это слово может указывать на некую ограниченность. Вроде как Иисус исцелил не всех, а лишь некоторых – многих. То есть да, Иисус исцелил много, но кто-то остался при своих. И когда мы обращаемся к греческому языку, то обнаруживаем здесь слово «множество» или «многочисленный». То есть, данное слово указывает лишь на большое количество тех, кто пришел и был исцелен, а не на ограничение.

Многих (4189)- многочисленный, большой, долгий, великий; как сущ. множество.

Вот использование древними:

  • многочисленный – Гомер (много храбрецов), Аристофан (многие дурные люди), Ксенофонт (много прекрасных вещей), Платон (много говорить о чем-либо), Ксенофонт и т.д. (многие не один), Аристофан (чрезвычайно многочисленный);
  • большой, значительный, обширный, широкий – Гомер, Софокл, Фукидид (небольшой участок земли);
  • длинный, далекий – Геродот, Платон;
  • долгий, продолжительный – Гомер, Софокл, Платон (в течение недолгого времени, недолго), Ксенофонт, Аристофан, Полибий (с давнего времени, давно), Геродот, Аристофан (в течение долгого времени или много времени спустя);
  • сильный, громкий – Гомер, Пиндар, Софокл;
  • сильный, проливной – Гомер, Гесиод;
  • глубокий, крепкий – Гомер, Геродот  (глубокое молчание);
  • сильный, могучий, могущественный (Геродот, Демосфен);
  • ревностный, усердный – Полибий (он усердно был занят приготовлениями);
  • важный, ценный – Гомер (ценный, дорогой), …

Надеюсь, это теперь понятно. Иначе говоря, Он исцелил очень много людей и изгнал очень много бесов, за весь тот вечер. То есть Марк еще и еще раз показывает величие учения, которое он вознамерился донести до читателя.

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним
37 и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.
39 И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.
(Мар.1:35-39)

Сколько времени ушло у Иисуса на этот процесс, сказать сложно. Однако удивляет тот факт, что к Иисусу собрался весь город (!) и, если верить греческому тексту, утром, когда еще была ночь (в греческом звучит приблизительно так), Иисус встает и уходит молиться.

А теперь давайте немного посчитаем. К дверям собрался ВЕСЬ город. Сколько человек может жить в древнем городе?  По некоторым данным, в то время в Капернауме жило около 1500 человек. Если мы вспомним условия в которых жили древние евреи и честно зададим себе вопрос, сколько больных могло быть в этом селении в то время, то, думаю, мы согласимся, что не менее половины. То есть к дверям дома Петра собралось около 800 человек больных. Теперь представим себе на мгновение, что с каждым человеком Иисус провел минимум одну минуту (само по себе уже не реально). Итак, при самых невозможных допусках, мы получим 800 минут нужно на исцеление больных. Это 13 часов !!!.

Итак, народ собрался не вечером, а при заходе солнца. Допустим, что заход солнца на той территории происходит в 5 часов вечера (как вы понимаете, я беру самые невероятные цифры), значит, до утра ему оставалось  12 часов. Но еще тогда, когда солнце не встало, все уже были исцелены. Вы можете себе представить могущество власти Иисуса, который менее чем за 12 часов смог исцелить 800 человек и при этом не устать, не упасть замертво, а пойти еще и молиться? Такой интенсив совершенно убедительно, по крайней мере, для меня, говорит, что Иисус ни минуты не боролся, ни с одной болезнью. Я даже не могу представить, с какой скоростью Иисус исцелял все эти толпы людей. А перед этим ведь Марк нарисовал нам, о каком исцелении идет речь – теща Петра встала и начала работу. То есть ни единой минуты не потрачено ни на какой процесс.

Значит ли это, что абсолютно везде и всегда исцеления были мгновенными? Нет, не значит. Но Марк здесь показывает именно это. А я думаю, Марк имел право на этом настаивать. Кстати, если вы не знаете, когда от апостола Павла, по его словам, все отвернулись, Марк был с ним. То есть Марк доказал свою верность Евангелию.

Итак, Марк продолжает нам рисовать картину величия того Учения, которое Иисус принес нам, и которое Марк хочет до нас донести. И, да, Иисуса находят ученики, но Иисус не идет спать, он тянет их в соседние селения, потому что и там Он должен проповедовать.

И вновь мы сталкиваемся со словом «провозглашать» или «возвещать». Помните? Это когда маленький ребенок кладет руку на игрушку и объявляет: «Это мое». То есть Иисус совершенно ясно (кроме нас, кто читает все в переводе) говорит, что Он должен провозглашать (не учить, не объяснять, не вразумлять, не убеждать, а ПРОВОЗГЛАШАТЬ).  Провозглашать можно только власть. Иначе говоря, Марк настаивает на следующей картине. Иисус приходит в какое-либо селение и объявляет, что «Царство Божье пришло», подразумевая, что Он и есть тот, через кого пришло это Царство. А дальше, никаких объяснений, толкований, вразумлений – просто действие Царства. Иисус говорит: «Вот воля Божья», и исцеляет, исцеляет и исцеляет.

И, приведенный мною отрывок заканчивается фразой:

38 …, ибо Я для того пришел.
(Мар.1:38)

Мы сегодня можем много чего говорить. Иисус принес нам то, Иисус принес нам се, Он говорит третье. Но Сам Иисус говорит вот что: «Я для того пришел». Для чего? Чтобы возвещать Царство Божье. Возвещать, и означает объявление и действие. Если я объявляю, что эта игрушка моя, то я ее и забираю, и никак иначе.

И в 39-м стихе, стоит то же самое слово. Никакой проповеди здесь никогда не было. Здесь стоит «возвещающий» или «провозглашающий». Пояснений уже более чем достаточно. И весь 39-й стих снова являет нам то же самое, что мы уже читали в предыдущих стихах. Иисус возвещает повсюду и действует в том, что возвещает. Он говорит: «Это мое», и ничто не может ему противиться.

О том же говорит и следующее событие:

40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
45 А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что [Иисус] не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.
(Мар.1:40-45)

Итак, что мы здесь видим? Как прокаженный подходит к Иисусу? Он подходит к Нему не как к целителю, привычному в любом народе. Обычно больным приходится просить лекарей, сулить деньги, этот же странный какой-то. Его подход очень красноречив. Он столь интересен, что Марк решил, что его описание еще как-то прольет свет на величие Его учения.

Мы с вами не в силах увидеть своими глазами все те события. Мы можем лишь предполагать и сверять свои предположения с Писанием и своими ощущениями. Но то, как прокаженный подошел к Учителю показывает нам то, что мы никак не ожидали увидеть. Этот прокаженный помог нам увидеть Учителя своими прокаженными глазами. Этот «счастливчик», по-видимому, некоторое время наблюдал  за происходящим и сделал для себя некоторые выводы.

Итак, это прокаженный, что означает запрет на появление среди людей. То есть любой человек мог взять булыжник и запулить в бедолагу, за то, что тот оказался, где не положено. И, понятно, что прокаженный не торопится прикасаться к Иисусу.

Второе, он подходит к нему как к царю. Он преклоняет колени.  Но и это не самое интересное. Самое удивительное – это его слова, которые многих заставляют задуматься. А именно: «…если хочешь, можешь меня очистить».

Знаете, что это значит? Это значит, что в своих наблюдениях прокаженный сделал некий вывод. Он заметил сумасшедшее желание Учителя исцелять. До такой степени, что когда уже некого было исцелять (мое предположение), прокаженный подошел к Нему не с желанием исцелиться (хотя безусловно такое желание у него было), а с желанием дать Иисусу возможность сделать еще раз то, что Ему так нравится.  Его предложение Иисусу очень похоже на наш ответ друзьям, которые очень хотят есть где-нибудь в дороге. А мы, замечая их горячее желание скушать какую-нибудь сосиску, говорим им: «Ну ладно, если уж так хочешь есть, то давай зайдем вот в эту забегаловку». Мы, типа, совсем не голодные.  На самом деле и мы уже давно слюни пускаем на все запахи, но, надо же показать, что мы такие сильные.

Итак, вот этот прокаженный подходит не с просьбой об исцелении, а с предложением, которое говорит о сумасшедшей жажде Иисуса исцелять, гнать бесов и т.д. И этот больной усек, углядел эту жажду и решил сыграть на ней. Мол, вот Иисус, Тебе уже некого исцелять, но, раз тебе хочется, можешь поразвлечься на мне. И, надо же, Иисус оправдал надежды. Он действительно ОЧЕНЬ любит исцелять. Это на самом деле БОЛЬШОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ для Него. В противном случае, больной услышал бы что-то такое: «Да как ты посмел? Пшел вон, гадёныш! Я тут тружусь не покладая рук, хоть бы кто предложил перекусить! А это еще и с предложением! Совсем обнаглели!!!». Слава Богу, Иисус не такой.

И вся эта история открывает нам еще одну немаловажную сторону учения Иисуса. Ходить в Божьей власти неимоверно приятно. Действие в Царстве Божьем – это удовольствие, с которым невозможно сравнить ничего из известного нам. А пока мы подумаем над этим. Спокойной ночи.

Власть, власть, и еще раз власть.: 5 комментариев

  1. А у Луки 4:39——Иисус сказал горячке и горячка оставила. Может в Марка точнее написано.?? У меня частенько ноги и руки у больных сами выростают, но мне нужно посмотреть на разность длины и пошел процесс исцелени сам. Интересно.

    • Да, это метод. Но метод всегда стоит на основании чего-то главного. Найди главное, и метод не будет иметь никакого смысла.

  2. Это удивительное слово «ТОТЧАС», которое прослеживается и у Матфея с 8 главы… Слава Господу! А Невеста Христова все учит, учит, учит , особенно друг друга, а «тотчас» почему-то не происходит… Спасибо, брат, за эти размышления!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*