Учил? Да. Но как?

думаюИтак, мы рассматриваем Евангелие от Марка. Напоминаю, что это Евангелие отличается от остальных особой нацеленностью на понимание сути учения Христа, а не на его нюансы. Марк игнорирует множество событий, которые имели место, и показывает лишь некоторые, какие способны пролить свет на Благую Весть. Марк не преследует показать историю Христа или Его служения, иначе мы бы получили что-то подобное Евангелию от Луки. Он пренебрегает и порядком событий и множеством фактов. Его цель учение, учение и еще раз учение.

Именно поэтому данное Евангелие мне особенно интересно. И рассмотрев первые 15 стихов мы увидели явный акцент на Владычестве. О Владыке говорили пророки, Владыку ждал Иоанн. Но пришел Иисус, который никак не вязался с образом такого Владыки. Однако именно Этот Иисус получил всю Верховную Власть прямо из рук Самого Бога и при многих свидетелях.  Представление о многих свидетелях появляется именно после прочтения работы Марка. Хотя из остальных Евангелий мы видим немного иную картину. Повторюсь, такая у Марка задача. И, следуя целям этой задачи, он расставляет приоритеты и акценты.

Мы не можем обвинить Марка в лукавстве. Наоборот, он все подает предельно честно. Просто рассказывает он не историю, а (еще и еще раз повторюсь) учение.

Далее. Хотелось бы обратить внимание вот на что. Марк не просто рисует нам картину учения. Он заставляет нас ее прочувствовать. Потому что следуя за Духом Святым, Марк подает учение не как академическое, а как рассказ, как историю. А история пишется для одной цели, достичь души, сердца, переживаний, эмоций человека. Зачем? Чтобы это учение пришло к нам не через аналитику, хотя нам сегодня без нее не справиться, а именно через сопереживание с Героем истории. И мы как бы участвуем в событиях на правах зрителей и виртуально наблюдаем за тем же, за чем наблюдали ученики, замечая, по замыслу Марка то же самое, что ученики. И Марк помогает нам в этом. Он обеспокоен тем, чтобы мы заметили именно то, что нам нужно заметить.

Итак, ученики Иисуса – это те, кто изо дня в день наблюдают поступки, слова и эмоции Учителя. И как любые другие ученики, они подспудно впитывают все это, делают это своим. В свое время, глубоко уважаемый мною учитель, Сергей Станиславович Витюков, предупреждал нас: «Пройдут годы, но если вас увидит человек, знающий меня (С.С.Витюкова), у него обязательно возникнет вопрос, не Сергея ли это ученик. Почему? Потому что сейчас вы начинаете свой путь, принимая первые слова учения из моих рук. Вы пропитаетесь моим духом, манерами, способом подачи, и будете их копировать, даже сами не замечая этого». И, надо сказать, Сергей Станиславович оказался прав. Прошло несколько лет и мне довелось говорить слово в одной церкви в Одессе. Сразу же после служения ко мне подошла одна сестра и спросила: «А вы ученик Витюкова?». Я спросил, откуда она это взяла. И она сказала, что увидела его манеру объяснять. А ведь прошло много лет. Я подозреваю, что даже сегодня после почти 20 лет манеры Сергея Станиславовича все еще живы во мне. А ведь я учился у него лишь пару недель. Теперь представьте себе, как должно было отобразиться поведение Христа на учениках, которые учились у него почти три года ежедневно!

Зачем я это показываю? Все просто. Иисус получил власть и с того момента стал вести себя именно как Тот, Кто обладает самой великой во всей вселенной и за ее пределами властью. Наличие власти без сомнения отобразилась и на поведении и на словах. Я не говорю о банальной звездной болезни. Я говорю о сознании того, чем ты обладаешь. Давайте посмотрим, как это работает дальше в труде Марка.

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
(Мар.1:21,22)

Кстати, здесь мы впервые в этом труде встречаем слово отличное от слова «провозглашение». Это слово «учил». Смотрите, по словам Марка только сейчас Иисус начинает учить. До этого он ТОЛЬКО провозглашал, объявлял. И вот первый раз за все время Иисус начинает УЧИТЬ. Это слово говорит об объяснении, наставлении, терпении, доводах и подтверждениях. Кстати, проповедь от учения отличается не сильно. Проповедь – это тоже объяснение, наставление и т.д., только проповедь делается с целью убеждения, склонения на свою сторону, а учение с целью передачи инструкций тем, кто уже находится на твоей стороне. Учение подразумевает повиновение, согласие еще до начала, предварительное подчинение учителю. И если в учении приводятся какие-то доказательства, то лишь для основательности. Чтобы ученик мог противопоставить противнику то, чему он научен. В наших церквях сегодня редко звучат проповеди, хотя именно так это и называется. Чаще именно учения. Однако в современной церкви часто учения перемешаны с проповедью, потому что ученики могут быть, в отличии от древних, совсем не согласны с учителем. И тогда учителю приходится проповедовать, тратить массу времени на доказательства, вместо самогО учения.

Итак, Иисус входит в синагогу и учит. И вот что интересно. Марк не дает ни малейшего намека на то, чему именно учил Иисус. Почему? Да потому, что Марк всем своим Евангелием доносит это учение. Зачем же ему углубляться в частности, когда он выполняет общее. Но вот на чем Марк акцентирует внимание – это главное. А именно на том, что Его учение отличалось от привычного. И отличалось оно не словами, не тезисами, не доказательствами, а именно тем, что выведено на знамя Евангелия от Марака – властью. Он учил их, как Тот, кто обладает властью.

Нарисуйте себе картинку в воображении, как может выглядеть человек, наделенной самой великой властью, какую только можно вообразить. И как может звучать его учение об этой самой власти? Я не про слова говорю, а именно о том, как Иисус держался, как, а не что, говорил. Потому что власть себя выдает не в мудрости слова, а во всем, что это слово окружает. У властного человека (Иисус ни в счет) даже глупость будет звучать как высшая мудрость. А у человека, не обладающего властью, будет оспорено даже то, что действительно мудро.

Конечно, это лишь наброски. Но наброски именно для того, чтобы мы увидели в своем сознании то, что видели свидетели этого учения. Очень важно осознать. Что обладание властью заметили не ученики даже, а самые обычные евреи, которые сидели в это время в синагоге. И они не просто заметили это, они заметили это единогласно. Это поразило их на столько, что они не удержались от обсуждения  этого факта. Фраза «дивились» нам показывает на это обсуждение. То есть они открыто или не очень выражали свое удивление. Когда кто-то сказал подобное в наш адрес? Все, на что мы можем расчитывать – это выражение типа «классно», «вдохновляет» или «я не заснул всю проповедь»! Все это конечно хорошо. Но это совершенно отчетливо показывает, что никто не видит в нас того, что было видно у Иисуса.

И все это ученики впитывали и впитывали. Теперь простой вопрос. Если бы Марк написал Деяния Апостолов, что бы он рассказал о них? Я думаю, что фраза Марка «учил как власть имеющий», повторилась бы и в этом труде. Почему? Просто потому, что они сами того не замечая впитали все манеры своего Учителя. То есть они дальше и говорили как Иисус и поступали так же, повторяя все его манеры подачи и убеждения.

А вот Павел был другим. По той же причине. Он не видел Иисуса так, как Его видели ученики. Он не брал с Него примера, пока Он ходил по земле. А когда ослеп в пустыне и прозрел, то перенимать манеры было уже поздно. Повлияло ли это на все служение Павла? Не знаю, пока не могу проследить. Может быть да, а может и, нет. Ведь Павел, как и все другие апостолы, получил ту же власть. И, может быть, сама эта власть произвела в нем все эти изменения.

Но оставим Павла. В конце концов мы его сегодня не обсуждаем. Мы наблюдаем за Иисусом. А он сейчас в синагоге. И вот, прямо в этой самой синагоге, где люди безошибочно обнаружили наличие власти на Иисусе, произошло событие…

23 В синагоге их был человек, [одержимый] духом нечистым, и вскричал:
24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
(Мар.1:23-28)

Бьюсь об заклад, никто даже не успел понять, что человек, прокричавший эти слова, одержим. Это стало очевидным лишь тогда, когда бес вышел из него. Выглядело это совершенно обыденно. В любом собрании может происходить подобное. Если проповедник говорит что-то, что людям кажется странным или, как им кажется, противоречит Писанию, обязательно кто-то встанет или прямо с места выразит «всеобщее мнение».

Значит ли это, что любой, кто вскакивает во время служения подобным образом, одержим? Нет, конечно.  Но именно этот товарищ каким-то образом выдал себя. Я убежден, что бес, заставивший человека кричать, полагал, что никто не заподозрит одержимости. Ведь он не заставляет человека рвать на себе волосы и кричать нечеловеческим голосом. Он не гонит его в пустыни и не заставляет его резать себе вены. Он лишь выражает «всеобщее мнение». Он действует как гаденький, подленький провокатор. И он надеялся остаться незамеченным. Он лишь хотел поднять возмущение в народе. Но не рассчитал. Перед ним Сын Божий. Он определил и выгнал.

А теперь давайте попробуем заглянуть за двери синагоги и хотя бы чуть-чуть подслушать учение Христа. Как мы это сделаем? Очень просто. Ведь одержимый что-то сказал. И то, что он сказал, каким-то образом относится ко всему сказанному Учителем.

Можно было бы подумать, что именно здесь Иисус читал известное место из Исайи, однако это не так. Марк успешно, как и множество других мест, проигнорировал это событие, посчитав его не важным для передачи сути учения. Я подчеркиваю, речь идет не о самом учении, а о фундаменте, о самом главном. О сути учения.

Итак, притянуть за уши событие с чтением Исайи не удастся. Что же нам остается? Первое, что у нас есть, это реплика – Оставь! Что Тебе до нас, Иисус Назарянин?

24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
(Мар.1:24)

Здесь Слова «Оставь» я не нахожу в исходном греческом тексте. Однако это слово могло появиться благодаря переводчику, заметившему настрой говорящего.  Бес старался подорвать авторитет Иисуса, говоря, если перевести на современный язык, следующее: «Да ладно! Что за чушь ты тут несешь? Зачем ты вообще сюда приперся? Иисус из Назарета». Я хочу, чтобы вы обратили внимание на эту фразу «Иисус Назарянин».  Сейчас Иисус находится в Капернауме.  Назарет находится на юге, юго-западе от Тивериадского моря (это небольшая такая лужица в верхнем течении Иордана).  А Капернаум, на севере этого же моря (если его можно назвать морем). Это море раз в десять меньше Галилейского. А Галилейского раза в три меньше мертвого. И вот это озерцо разделяет два города, Назарет и Капернаум. Далее, если про Назарет евреи говорили: «Что может быть доброго из Назарета?», то про Капернаум они должны были сказать что-то еще более жуткое, потому что Капернаум еще дальше и глубже расположен в среде греческих язычников. Но как это часто бывает, соседи  всегда более негативно относятся друг к другу, чем к людям, живущим в отдалении.

С одной стороны все традиции были соблюдены. То есть было принято давать слово гостю. Если он, во-первых еврей, во-вторых соответствующего возраста. И, следуя этой традиции, Иисус получил слово. Но традиция традицией, а соседство, соседством. И вот это «Назарянин» звучит здесь пренебрежительно.  По всей видимости уже тот факт, что Назарет находится на берегу, который ближе к Иерусалиму, уже вызывал раздражение у некоторых иудеев. Но, извините, я увлекся.

Итак, в чем обвиняет Иисуса этот человек?  Первое  — в желании погубить их. Каким образом Иисус мог их погубить? Видимо Учитель говорил что-то, что, по мнению тех жителей, могло привести к их гибели. Может быть, они в учении Иисуса усмотрели угрозу разделения? Или нарушения традиций, держась за которые они сохраняли свою идентичность.

Но это все предположения. А вот последняя фраза, дает некий ответ на наш вопрос: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий».  Многие толкователи, почему-то, пытаются доказывать, что здесь бес признает Иисуса Божьим Сыном. Но, откройте глаза. Здесь нет заявления, что Иисус действительно «Святый Божий». Здесь «Святый Божий» — это обращение. А если учитывать издевательский характер обращения, то «Святый Божий» — это издевка, а не утверждение факта. Буквально бес говорит, что знает кто такой Иисус на самом деле. То есть на самом деле он никакой не Святый Божий, а кто-то еще, по мнению беса.

То есть, если бы вы пришли и сказали кому-то, что вы сын Божий, потому что Иисус умер за вас. Какой-нибудь скептик сказал бы нечто подобное: «Ой! Да ладно! Знаю я вас, Сыны Божьи! Ходите по квартирам, людям жить не даете, в секту свою агитируете».  Вот здесь абсолютно та же картина. И получается, что во время учения, Иисус назвал Себя «Святым Божьим». И это взорвало дух одержимого. Смысл сказанного совершенно обратный: «Да какой ты Святый Божий? На самом деле ты одного хочешь, нашей гибели».

Здесь нужно еще пояснить одно. Со временем слово «святой» получило значение «идеального», «совершенного». Но изначально это слово имело другое значение – святой, значит предназначенный, посвященный. И выражение «Святый Божий» в устах того человека звучало как «Посвященный Богу». То есть Иисус говорил, по всей видимости о посвящении Богу, и привел Себя в пример, что и вызвало бурю возмущения.

Но, повторюсь, это косвенное заключение. И Марк, врядли преследовал своей целью это разжевать. Марк же ставит акцент на другом.

25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
(Мар.1:25-28)

Что сделал Иисус? Может быть Он начал спорить и доказывать? Нет! Он просто ЗАПРЕТИЛ. Что это? Это власть. Что еще? Он произнес несколько слов. Это звучало кратко и ясно: «замолчи и выйди из него». Представьте себе Иисуса, который не повышая голоса, глубоко осознавая уровень власти, которой Он обладает. Он просто говорит пару слов, и никто и ничто не может сопротивляться.  Это власть. Иисус не настаивает, не воюет, не постится, не танцует с бубном. Не настаивает в вере. Он просто изъявляет свою волю и бес убегает. Почему? Потому что после наделения власти и победы в пустыне ни один бес, ни одна болезнь не может даже представить, что бы хоть как-то сопротивляться Иисусу. После вышесказанного (Голос Отца и победа в пустыне) Иисус больше никогда не воюет с болезнями. Это сила власти.

И не зря Марк продолжает описание события, потому что происходящее дальше еще больше утверждает нас на Владычестве Иисуса. Все ужаснулись и обсуждали друг с другом один вопрос. Внимание! Что это за новое учение?!!!!!!!

Обратите на это свое внимание еще раз. Евреи, сидящие в синагоге, не спросили, что это за человек! Они спрашивали, что это за УЧЕНИЕ. И теперь вопрос. Чему учил Иисус в синагоге? Если слушающие связали все происходящее именно с учением?

Вывод простой. Иисус учил о власти через посвящение Богу. И эта власть была явлена во всей полноте, через изгнание беса прямо перед их глазами. Итак, Иисус не учил прощению. Потому что прощение  даже не обсуждается. Это лишь элемент учения. Один из шагов. Иисус не учит спасению. Потому что спасение – это тоже лишь один элемент на пути к главному – к Владычеству. Иисус прямо там в Капернаунской синагоге учил Божьему Царству в практике и реальности.

Учил? Да. Но как?: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.