Евангелие от Марка. Вступление

думаюПочему именно это Евангелие?  Большинство из нас, по моему сугубо личному опыту, считает Евангелие от Марка каким-то, … ну, если не ущербным, то… урезанным, кратким. Нет, конечно вслух этого никто не говорит. Однако, если уж разбирать какое-то Евангелие, то надо брать такое, где больше информации. Где все подробнее, шире, понятнее. За лучшее взять творение Иоанна или Луки, на худой конец Матфея. Но Марка!? Чего особенного я увидел в этом Евангелии?

На самом деле то, что я хочу здесь рассмотреть, я понял и принял как-то вдруг. Вот это слово «вдруг» я не могу заменить чем-то более внятным. Я даже не могу вспомнить какую-то предысторию. Просто вдруг, во время каких-то размышлений, до меня дошла одна, как принято говорить в нашей среде, истина. Так что же это за истина?

… Вы знаете, как это ни странно, чтобы пояснить это понимание, нужно потратить некоторое время. Вот такая странность, то, что я получил вдруг, требует времени для объяснения, ну, или хотя бы, некого вступления.

Мы знаем, что Евангелие от Марка было написано (из известных нам) самым первым. Некоторые ученые библеисты сходятся во мнении, что именно Марк, в свое время, изобрел такой литературный стиль, как Евангелие. Прошу не путать с самим Евангелием. И далее этот стиль подхватил Матфей, Лука и, наконец, Иоанн. Есть и другое мнение. Что первым Евангелие написал Матфей. Но не то, что мы имеем сегодня, то есть на греческом, а утерянное, которое было написано еще на древнем еврейском или арамейском языке. Вот это евангелие имел перед собой Марк.

Если в первом случае, все просто, то во втором случае не совсем ясно, зачем Марку а) переписывать уже написанное Евангелие, б) зачем было его сокращать. Логичнее же не сокращать, а дополнять.  На самом деле есть мысли и в пользу первого варианта и второго. Так вот, почему Евангелие от Марка такое короткое?

С одной стороны, если оно первое, то понятно, что писатель старался передать самое главное, не упустив ничего важного.  Нужно было срочно составить историю, кратко и объективно передающую историю Иисуса. С другой стороны, если это Евангелие написано под влиянием уже существующего на то время творения Матфея, то наружу выходит следующее.

Евангелие от Матфея с полной очевидностью направлено исключительно на читателя еврея.  Матфей использует нотки, которые могут задеть тех, кто знает эту историю изнутри, и совершенно непонятны для внешних. Например, его недвусмысленные выпады в сторону религиозной элиты с постоянным цитированием Писаний. Кроме того родословие, которое не для еврея кажется чем-то странным.  Но Марк пишет для греческой аудитории. Он не так сильно делает нажим на религиозников. Иначе говоря, он полностью переделывает Евангелие, чтобы оно стало понятно любому не еврею.

Оба эти подхода имеют свою логику. Но я заметил нечто иное. Краткость Евангелия от Марка объясняется еще и горячим желанием передать учение Иисуса. Понимаете ли, в чем дело. Если для Еврея, в принципе, понятно, чему учил Иисус. Потому что Он ходил мимо их окон. Он исцелял их близких. Он проповедовал на их улицах. Они могли его видеть, трогать, слышать и т.д. То есть Евреям не так важна история, и даже само учение вкратце. Еврею нужно доказательство, что это учение Истинно. Еврею нужно понять, рассмотреть, разнюхать, проверить в Писаниях. Обсудить в синагоге. Поспорить. Иудею необходимо как-бы задать вопросы Учителю, вызывающие у него сомнения и получить ответы. И Матфей придерживается этой линии. Матфей не рассказывает историю об Иисусе, он доказывает истинность учения, основываясь и на Писании и на здравом рассудке. Все Евангелие от Матфея  — это теологический трактат, в котором мы постоянно наблюдаем споры «умников» с Учителем.

Евангелие от Марка именно здесь сильно отличается от созданного Матфеем. Марк имеет дело не с евреями. Он имеет дело с теми, кто НЕ видел Иисуса живьем. Кто НЕ слышал его учения. Кто НЕ спорил с Ним и т.д. Марк пишет людям либо вообще не понимающем, Кто такой Иисус.  Либо получившим информацию о Нем заочно, через вторые, или даже третьи руки. И здесь не так важны споры, тычки в Писания и т.д. Здесь важна суть. Этим читателям нужно понять, Кто такой Иисус и чему Он учит. И тут Марк идет другим путем. Он убирает все, что непонятно для грека. Очищает свой рассказ от всех споров, которые могут ввести человека не знакомого с иудаизмом в заблуждение или смущение. Например, мы не находим в этом Евангелии родословия.

Итак, вот та мысль, что заставила меня обратиться к Евангелию от Марка. Это единственное Евангелие, где написано только САМОЕ ГЛАВНОЕ.  Для правильного понимания я хочу, чтобы вы вспомнили такое слово как «конспект».  Конспект – это краткий пересказ лекции. Это выжимка. Это то, что я, как студент, решил отметить для себя. То есть я это определил как самое главное, без чего я упущу всю суть лекции. Без этого мое понимание пострадает. У меня, как у обычного студента, скорость записи лекций ручкой не превышает 80 знаков в минут. Если я буду писать все подряд, я не успею. Так что мне остается внимательно слушать и записывать только САМОЕ, САМОЕ, САМОЕ главное.

В свое время я проходил обучение в библейской школе, где педагогом и наставником был замечательный учитель Сергей Станиславович Витюков. Я помню его лекции, где он давал нам рекомендации по составлению проповеди (о ней мы еще будем говорить впереди). Главная мысль его наставления заключалась в следующем. В любой проповеди есть материал, который можно охарактеризовать как вода, песок, бронза, серебро и золото. Хорошая проповедь та, где нет ни воды, ни песка. Идеальная проповедь та, где есть ТОЛЬКО золото.  Мои статьи не являются идеалом.  И воды, как я понимаю, здесь бывает предостаточно. Однако я помню эти наставления.

Применительно к Евангелию от Марка можно сказать, что это творение содержит исключительно «благородный металл».  Что это значит? Это значит, что даже в плане истории оставлены только те события, которые неразрывно связаны с пониманием Христова Учения. Все, что к этому имеет второстепенное отношение, Марк просто игнорирует. Он пропускает целые куски истории в жертву пониманию чистого учения. В конце концов, главное понять суть, а мелочи постепенно можно добрать из других источников. Вот та мысль, которая меня всколыхнула. То есть, если я хочу увидеть очищенное Евангелие, где говорится ТОЛЬКО САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ для понимания учения, то работа Марка – это лучший вариант.

Я не собираюсь делать подробнейший разбор Евангелия. Моя работа не направлена на новичков. Я лишь буду останавливаться на том, что мы иногда упускаем из виду, не понимая работы, проведенной Марком. Итак, приступим.

Глава 1

Давайте бегло взглянем, с чего начинает свое повествование Марк. Повторюсь, я не буду останавливаться на всех мелочах, лишь на том, что кажется важным мне самому. Итак, вот первые три стиха:

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
(Мар.1:1-3)

Важно понимать, что слова «Начало Евангелия» не означают начало истории или начало данного труда. «Начало Евангелия» означает именно то, что сказано. Буквально, с чего начала свой путь Благая Весть по планете.

Далее Марк цитирует Писания, без которых невозможно объяснить сути происходящего даже греку. В этой короткой фразе уже звучит прелюдия этой благой вести или сути учения Христа. Давайте посмотрим, что цитируем Марк. В данном случае не так важен контекст самого отрывка, так как для грека он ничего не значит. Важно, что есть некие пророки (это греки понимают), которые что-то написали в свое время о происходящем. И вот эти пророки написали следующее… Я передам немного другим стилем, более понятным современному человеку. Пророк пишет от имени Бога (это тоже понятно любому греку), что Он, Бог, перед чьим-то приходом посылает слугу, посланника, в обязанности которого входит подготовка  прибытия этого самого «кого-то». Совершенно очевидно, что такая фраза говорит лишь об одном. Тот, кто должен был прийти, занимает неимоверно высокое положение и находится у Бога в почете. Если Сам Бог посылает Своего слугу, чтобы тот занялся подготовкой встречи этой особо почтенной личности.

И следующим (3-м) стихом Марк ставит точку в повисшем вопросе об этом странном «пришельце». Продолжая цитировать пророка Марк повторяет вслед за ним слова:

3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
(Мар.1:3)

Итак, Тот, кого ожидают – господин. Здесь важно понимать, что слово «Господь» далеко не всегда связывалось с Богом. Но это слово совершенно определенно указывает на «господство».  Итак, ожидается приход Того, кто придет ГОСПОДСТВОВАТЬ.  И весь третий стих звучит как клич.  Это объявление о приходе кого-то очень высокопоставленного.

В отличии от Матфея Марк не продолжает цитату. Почему? Видимо по той же причине, что для грека расшифровка и углубление в понимание образов «гор» и «долов» послужит только отвлечением от главного.  Первая мысль, которую сразу с самых первых строк доносит до нас Марк, что мы читаем о том, как начала свой путь по планете Благая Весть Того, кто является Господином, почитаемым Самим Богом. При этом это не кто иной, как Сын Божий.  Идем дальше.

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
(Мар.1:4)

Итак. Вот было пророчество. И в исполнение этого пророчества появился некий Иоанн. На некоторых словах нам предстоит остановиться. То, что было совершенно очевидно грекам, нам может быть не понятно.  Термин «крещение», как мы его озвучиваем сегодня, в то время не существовал вообще. Этот термин появился совсем недавно (на шкале времени в 2000 лет). Для грека это звучало буквально «погружение» или «утопление».  Для древнего грека этот текст так и звучал: «Явился Иоанн, окуная (кого-то там) в…».

Второе слово – «пустыня». Это тоже не однозначное слово. Для древнего грека это слово может означать и пустыню, по типу Сахары, с барханами и фатальным отсутствием воды, и просто пустынное место, где нет поселений. Во втором случае совершенно очевидно, что требований к отсутствию воды нет. Мы знаем, что в Израиле много таких безводных мест, однако в данном случае речь идет, все же о погружении. То есть Аравийская пустыня исключается. Речь идет просто о пустом месте, где нет ничего, что может помешать работе Иоанна.

Итак, вот этот «слуга» Бога, который пришел приготовить путь Тому, кто обладает Господством. И этот слуга занимается своими обязанностями, а именно подготавливает путь Владыке. И его работа заключается в каком-то странном окунании.

Следующее слово, которое для нас будет теперь одним из самых важных в ближайшее время – это «проповедь».

Проповедь

Чего же странного в этом слове? Дело в том, что читая это слово в том виде, как нам предлагают переводчики (синодального текста), мы гарантировано попадаем в заблуждение. И суть этого заблуждения такая.

Что мы сегодня понимаем под проповедью?  Я не спрашиваю академического определения. Я хочу, чтобы вы сами себе дали некое определение, понятное вам. Как вы понимаете слово «проповедь»?  Какие ассоциации вызывает у вас это сочетание букв? Ваше понимание, безусловно, может отличаться от моего. Но для меня, проповедь, это убеждение. Я кому-то хочу донести мое понимание какого-то учения. И я хочу, чтобы тот, кто меня слушает, уразумев мои слова, перешел на мою позицию, принял мой взгляд. Проповедуя я буду приводить «неоспоримые» доказательства. Убеждать, пояснять, терпеливо ожидать реакции, радоваться проблескам понимания и огорчаться его отсутствию.  Вот как я понимаю слово «проповедовать».

Однако Марк свое послание не направлял русскому читателю. Его цель была рядом с ним – Римляне, Колосяне и т.д. То есть те, кто говорит на греческом языке. А для них не нужен переводчик. Они читают то, что написал Марк и именно так, как он это написал. И они, о ужас, не видят здесь слова «проповедовать»! Они здесь видят слово «возвещать» или «провозглашать».

Вы скажете: «Что ты нам морочишь голову? Провозглашать и есть проповедовать!». И тут я с вами не соглашусь.  Хотите знать, что значит провозглашать?  Самый простой и самый ясный пример «провозглашения» или «возвещения» мы можем увидеть в детском саду. Там где маленькие дети играют в игрушки. И «провозглашение» выглядит следующим образом. Это происходит, когда ребенок берет игрушку и говорит: «Это мое».

Что происходит в этот момент? Ни тени убеждения. Ни намека на терпение. Ни малейшего желания донести идею. Простое объявление своей территории. Это мое! Это заявление не терпит никакого обсуждения. Это ультиматум без условий. Или ты соглашаешься или ты соглашаешься. Оба варианта – один исход. Я не ошибся, поставив по краям «или» совершенно два одинаковых заявления. Я хочу сказать лишь одно – это объявление безапелляционное, не допускающее никаких других мнений. Вот это и называется «возвещать» или «провозглашать».

Так что же этот слуга Бога вот так безапелляционно провозглашал?  Погружение покаяния для прощения грехов.  Итак, вспоминаем, что в обязанности Иоанна входит подготовка встречи особой Персоны, которую почитает Сам Бог. Которую (Персону) Этот Бог наделил Господством. И выполнение этой задачи (подготовка прихода Господа), то есть исправление Его дороги – это «погружение покаяния, для прощения грехов».

Вряд ли греки понимали суть погружения. Однако они понимали суть покаяния. И если для встречи Великого Господина нужно покаяться и получить прощение, то это действительно очень важная Личность. Иначе говоря Марк обрисовывает картину, которую нарисовал пророк, где Иисус ожидался как «воздаятель за грехи». То есть, ожидается Господин, который не пощадит, который будет проверять так, что лучше сразу во всем признаться. Сделать это заранее. Потому что Он-то будет смотреть иначе. И если ты сейчас не покаешься, заранее, то когда Он придет, то ты будешь вынужден открыть все свои грехи. То есть из уст Иоанна это звучало как нечто ужасное, страшное, фатальное.

И эта страшная проповедь звучала как призыв к покаянию перед сошествием огня с неба на Содом, не иначе. Иоанн действительно перепугал весь Израиль. Весь народ повалил каяться. Сам Иоанн всем своим видом являл смирение перед страшным Господином. Я не буду цитировать описание его одежды. Вот что дальше интересно:

7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
(Мар.1:7,8)

Сразу надо повторить, что и здесь, как и раньше, стоит слово «провозглашать» или «возвещать». Итак, со слов Марка Иоанн совсем не проповедовал, не убеждал. Он запугивал, объявлял скорую кару. С его слов Мессия – это жестокий и беспощадный каратель, он воздаст каждому за все их прегрешения в полной мере.

Иоанн называет Его «Сильнейшим». Иоанн описывает Его как Того, перед кем он, Иоанн, что-то совершенно не достойное. Он не достоин даже ремень на Его сандалиях развязать, не то, что как-то котироваться. И его «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» не сулит ровно ничего хорошего. Это не обещание, это угроза чего-то очень страшного и неизбежного. То есть, то, что сейчас Иоанн делает с этими грешниками – это цветочки. А когда придет Он, то все будет совсем плохо.

И дальше Марк с некоторой иронией рассказывает, как же на самом деле произошел приход этого Величайшего и Достойнейшего Владыки. Смотрите. Марк игнорирует весь разговор Иоанна с Иисусом, как ненужный для понимания. В его рассказе греки просто не видят этих подробностей. Но что они видят. Чтобы это понять, нам нужно отключить на время все, что мы знаем из Евангелия от Матфея. Итак, что же рисует нам Марк?

9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
(Мар.1:9-11)

Итак, вот картина. Надо уточнить, что имя «Иисус» крайне распространено в евреев. Мы в нашей культуре привыкли, что Иисус только один. Но для древнего еврея, как и для грека, хотя бы отдаленно знакомого с Иудеей, совершенно очевидно, что это имя такое же распространенное в Израиле, как Иван в России.

Итак, что читает простой грек? Он читает о том, что однажды у этого пугающего всех гневного Иоанна крестился некий Иисус. То есть обычный еврей по виду, который не спустился с неба видимым образом. Вокруг него не было армии ангелов. Он был совершенно как все. Марк даже отбрасывает факт, что Иоанн с Иисусом родственники. То есть вся эта тема, так часто муссируемая нами, не имеет ровно никакой важности в понимании происходящего. То есть, для Иоанна, Иисус был лишь одним из.  Простой грек даже не замечает, что между ними есть какое-то непонимание или даже какие-то взаимоотношения. Марк выкидывает это, чтобы очистить путь простоте учения. Так, пока, поступим и мы. Мы постараемся увидеть то, что рисует Марк. А Марк рисует нам достаточно ироничную картину.

Иоанн провозглашает бедствие на Израиль. Приходит совершенно обычный человек, и, вдруг, оказывается, что он и есть тот Страшный и Гневный, который все сейчас сожжет огнем уст своих. Или, если у вспомнить другие тексты. Это был тот, кто пришел с топором и огнем, рубить и жечь. Но, приходит простой молодой человек. Ничем не примечательный. И именно на него Бог указывает и говорит – Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Вообще Евангелистам, похоже, очень нравится эта история. Они в восторге от этой неожиданности. Если когда-нибудь Бог благословит, я напишу историю взаимоотношений Иоанна крестителя с Иисусом. И тогда будет совершенно очевидно всеобщее заблуждение, говорящее, что Иоанн и Иисус были друзьями. Они, конечно  не были врагами, но друзьями их назвать нельзя точно.

Но оставлю немного Иоанна, вернусь к событию. Итак, вопреки «страшилкам» крестителя, на сцене оказывается Человек по виду, не обладающий ничем похожим на ужасы, описываемые Иоанном. И именно об Этом Человеке говорит Бог как о Его Сыне, на котором Его Благая Воля.

А теперь, самое главное, и мы пока закончим на этом. Приходит Господин, Человек, обладающий Божественной Властью. Но, прежде чем Он вступит в свои права, его нужно объявить.

Смотрите, Марк игнорирует подробности о том, кто именно слышал. Марк лишь упоминает факт, который важен, а кто услышал, кто не услышал, это дело третье. Важно, что Бог это сделал. Думаю, что древний грек, читая это Евангелие, совершенно уверен, что слышали все (хотя мы  знаем, что это не так). Марка это не смущает. Потому что для Марка сам факт объявления важнее всего остального. Марк просто не хочет, чтобы читатель отвлекся на второстепенные вопросы и упустил главное. А главное как раз в этом объявлении и заключается.

Итак, смотрите. С самого начала Марк готовит нас к встрече Владыки, ужасного, гневного, беспощадного.  То есть главная тема здесь – Владыка, Господин, находящийся в особом почтении у Бога.

И вот, когда Он приходит, то внешне оказывается совершенно другим. Однако Сам Бог объявляет Его именно Тем, на ком находится Его благая воля. В чем же ошибся Иоанн?

Иоанн цитирует пророка, который все это описывает. Но пророк лишь сказал то, что ему передал Бог. А Бог ему передал именно то, Кем на самом деле является Иисус. Только Иоанн воспринял это как видимый фактор, как то, что он ожидал увидеть и о чем предупреждал. А Бог говорил о том, что видит духовный мир, а не физический. Люди видели «плотника», а духовный мир как раз и увидел и топор при корне дерев и огонь. Но духовный мир это увидел только тогда, когда Бог объявил Его.  До этого момента, никто и ничто не оценивало Иисуса чем-то большим. Если не учитывать тех, кто был в теме – мама, Иосиф, некоторые пророки. Остальные в Иисусе видели лишь незаконнорожденного бастарда.

Итак, с этого объявления, когда Отец открыл, Кто этот «страшный» и «безжалостный», начинается все учение Иисуса. По сути именно в этом «объявлении» и заключено все Евангелие. На этом заканчиваю, продолжение следует.

Евангелие от Марка. Вступление: 4 комментария

  1. Спасибо Папе за «вдруг», спасибо, что вы уловили это, Алексей, спасибо за разбор. Много ценных моментов истины открывается. Чистое золото, «золото огнем очищенное». Говорят,что при обручении жениха и невесты в иудейской традиции, жених дает невесте, сидящей под хупой,кусочек золота. Если она его принимает, становится кадош — освященной, с этого времени принадлежит только жениху. Мы принимаем слово нашего Жениха — золото. Благословений вам Отца !!!

  2. С нетерпением буду ждать продолжения…Всё что здесь изложил Алексей— в той или иной мере показывает разность разночтений и понимания Евангелия Марка.Марк точно и достоверно даже не пытался—он хотел нам всем передать краткость и чёткость тех событий.. Ведь в те времена всё, что было связано с именем ИИСУС—- уже начинало обрастать всякими доводами,слухами и всяческими баснями..Помните,как Апостол Лука в своих Деяниях достопочтенному Феофилу писал, что в те дни многие буквально взбрендили, и каждый, на свой лад,кинулся описывать те события..Конечно,со своими вставками и пояснениями….

Добавить комментарий для Алексей Подольский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.