Финальная статья о посте.

думаюСтавим старших

По сути, для меня уже, почти все ясно. Но, чтобы исполнить правду, я должен рассмотреть все места, говорящие о посте, до одного. По этому, буду по максимуму краток. Итак, вот следующее место Писания.

21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
(Деян.14:21-23)

В предыдущем отрывке мы читали, как Савла и Варнаву отпустили на дело служения. Теперь же, они возвращаются, и уже в 26-м стихе их миссия заканчивается. Так вот,  на своем обратном пути они проходят следующие города: Листру, Иконию и Антиохию. Там они наставляют учеников. И вот 23-й стих.

Здесь слово «им» — это личное местоимение, дательного падежа, множественного числа мужского рода. Иначе говоря, они проходили эти города и «им», то есть «для них», а точнее для каждой их церкви, они рукополагали пресвитеров. И вот тут возникает сложность. Дело в том, что в греческом тексте здесь нет никаких знаков препинания, позволяющих отнести словосочетание «помолившиеся с постами» к началу или к концу предложения. То есть, если к концу, то получаем то, что записано в Синодальном переводе.

23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви , (запятая поставлена переводчиком) они, (запятая поставлена мною, чтобы привести ближе к источнику) ПОМОЛИВШИСЬ С ПОСТОМ, предали их Господу, в Которого уверовали.
(Деян. 14: 23)

По сути, мы получили тот же синодальный перевод. А что, если переводчик здесь ошибся? Ведь, как я уже ни один раз говорил, в сложных местах, переводчики обычно консультируются с кем-то. Вероятнее всего это будет некий теолог со званием. И выбор окажется за ним.  Но, что если это словосочетание относится не к концу предложения, а к началу? Тогда получим иной перевод.

23 Рукоположив же им пресвитеров для каждой церкви, ПОМОЛИВШИСЬ С ПОСТОМ, они предали их Господу, в Которого уверовали.
(Деян. 14: 23)

Возможно, вы не сразу поняли, что к чему. Поясню. В первом случае, они, сначала поставили старших, а потом помолились с постом и предали их Господу. Во втором случае, они, сначала помолившись с постом, поставили, а потом, уже без молитвы и поста предали их Господу. Но, во втором случае, я немного скривил душой. На самом деле, во втором случае, получается не два действия, а всего лишь одно. Если в первом два, они сначала рукополагают, потом постясь, предают. То во втором, они сразу, постясь и молясь, рукополагают и предают Господу. То есть, рукополагают, чтобы передать Богу.

Попробую как-то иначе составить перевод, чтобы, если удастся пояснить свою мысль. Итак, Савл и Варнава, проходя вышеперечисленные города, в каждом из них, они останавливались и ставили для них старших. Как они это делали? Они молились, постились и отдавали их Господу, возлагая руки. Надеюсь, теперь все стало яснее. В любом случае, фантазия иссякла.

Почему я решил, что нужно перевести так? На это наводит меня предыдущий отрывок. Они там молились и постились, и получили указание от Духа Святого отпустить (предать) их на служение. Почему же в следующей главе, уже Савл и Варнава должны поступать как-то иначе?

Итак, рукополагая старших посредством постов и молитв, они предлагали их Господу. Еще одно слово смущает в этом тексте. Для времени создания перевода это слово было нормальным, но для нас оно имеет немного измененный смысл. Дело в том, что слово «предлагать» не всегда означало «дать и посмотреть, согласится или нет». Предложить – это еще и подать, передать, накрыть на стол. Для нас сегодня это, скорее, не «предложить», а «поставить перед фактом». Слово «предложить» для нас – это меню в ресторане. Я сижу и выбираю исходя из своих финансов и предпочтений. А тогда «предложить», это  накрыть на стол то, что есть, без выяснения моих вкусов.

То есть, они уже спросили, когда постились и молились. И получив указание, они его выполнили и «накрыли на стол», то есть отдали, передали, предали Господу.

Пост прошел

Вот еще одно место, где используется слово «пост».

9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,
10 говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.
(Деян.27:9,10)

О чем здесь речь. Павел арестован и в качестве пленника находится на корабле. Здесь не идет ни о каких «христианских постах». Это традиционный иудейский пост. По всей видимости, речь идет о посте в память, о несчастьях еврейского народа с 8-го по 10-е числа месяца тевет (конец декабря, начало января).  А если учесть числа, то это конец  нашего декабря. То есть время совсем не подходящее для хождения по морю. Павел прекрасно знал традиционные еврейские посты. Евреи не имели перед собой календарей. Весь календарь еврея состоял из постов и праздников. Поэтому речь не шла о конкретной дате. Речь шла о ярком «памятнике», известном всем евреям. Сегодня трудно сказать, о каком именно посте шла речь. Для этого нужно более точно знать время года, в какое происходило вышеописанное событие. Но что несомненно, это тот факт, что речь не идет о настоящем, Божьем посте, но о некой традиции, о чем-то известном каждому еврею, о какой-то памятной дате. Почему я указал на конкретный пост 10го числа? Просто потому, что в это время на средиземном море то, что называется «не сезон».

И еще. Некоторые христиане, читая этот стих, пытаются убедить нас, что Павел говорил о каком-то христианском посте. Повторюсь. Никаких христианских постов во времена Павла не существовало вообще (календарных). Павел, как и остальные апостолы из евреев помнили еврейские даты и их соблюдали как евреи, чтобы приобрести евреев. При этом от христиан из язычников они ничего не требовали.  Чтобы понять такую логику, вспомните, что Павел яростно восставал против обрезания. Это не секрет для любого христианина, внимательно читающего послания апостола. Однако, он заставил обрезаться своего ученика в Храме. Правда, это ничего не дало, но попытка «втереться в доверие» была. Кто-то скажет, что это лукавство. Но сам Апостол все объясняет, когда говорит, что «я с иудеями как иудей». Зачем? Он же и поясняет: «… чтобы преобресть, хотя бы некоторых».

19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
(1Кор.9:19-22)

Упражнения в постах

Идем дальше. Вот еще одно любопытное место. Давайте сначала прочтем его.

4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
(1Кор.7:4,5)

Я здесь не буду углубляться во взаимоотношения мужа и жены. Меня тут интересует лишь одна вещь. Павел говорит мужу и жене всегда быть вместе, а если в контексте Слова, «пользоваться телами». Речь не идет о «бесконечном сексе». Речь идет о сексе всегда ТОЛЬКО со своим мужем и своей женой. То есть не постоянная постель, повторюсь еще раз, а если постель, то только «святая», т.е. супружеская. Указание же «не уклоняться» звучит не только в этом контексте, но в значении отказа от «супружеских обязанностей». То есть, муж или жена не должны друг другу отказывать в этом. Почему? Апостол тут же объясняет: «… чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Однако, есть одна причина по которой апостол «позволяет» сделать отказ. И такой единственной причиной является не усталость или головная боль, а «пост и молитва».  Но даже эта причина может быть учтена, ТОЛЬКО ЕСЛИ ОБА СОГЛАСИЛИСЬ! Почему? А вы сами себя спросите, почему такое количество разводов? И тут психология ни при чём. Совместимы или нет, определяется просто. Живете в согласии, значит, совместимы, а нет, то причина не в звездах.

Итак, «по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве». Давайте рассмотрим этот текст внимательнее. Мы уже выяснили полное отсутствие всякой связи поста с едой. Кроме того, поняли, что пост – это время, когда ты ожидаешь чего-то реального от Бога в терпении, не отходя «от кассы». То есть, пост – это то, что раньше, в первых шести книгах Библии, называлось молитвой. Позже понятие молитвы разделили на 2 процесса. Обращение к Богу стали называть молитвой, а ожидание и получение ответа – постом. Но Христос своих учеников вернул к первому понятию и христиане слово «пост» уже используют редко. А зачем? Ведь сама молитва подразумевает время поста. Так зачем пилить понятия? Иисус показал своим примером, как нужно молиться, и тем самым термин «пост» отпал как нечто необходимое. И если апостолы использовали это слово, то лишь, чтобы подчеркнуть длительность, настойчивость в молитве. Читай «усиленная» молитва.

А к чему я это? Да к тому, что слова «пост» в нашем тексте вообще нет! То есть, Павел на самом деле не говорит: «… для упражнения в посте и молитве», а лишь – «для упражнения в молитве». А вот слова «в посте» добавили уже переписчики, возможно тоже, чтобы показать настойчивость.

Ну, осталось только еще понять значение слова «упражнение». Мы, современные читатели, под этим словом понимаем нечто подобное «тренировке». Я даже припоминаю с десяток проповедей разных ребят на эту тему. Но, спешу разочаровать. Это слово означает лишь одно – выделение или занятие времени. В этом же смысле древние греки говорили о «выделении свободного места, комнаты, дома». То есть, ни о какой «тренировке» речи не идет. Мы не тренируемся в общении с Богом, мы уже общаемся.

Часто в посте

И, наконец, два последних отрывка в этой теме. Я приведу сразу оба, потому что они похожи друг на друга. Читаем.

3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
(2Кор.6:3-8)

23 Христовы служители? (в безумии говорюsmile я больше. Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного;
25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской];
26 много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,
27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
(2Кор.11:23-27)

Здесь пост рассматривается как один из трудов апостола. Он стоит в одном ряду с множеством других. Он здесь никак не определяется. Но, главное здесь вот что. Я имею в виду пост.

Первое, вопреки некоторым современным учениям о том, что пост – это ветхозаветная вещь, хоть мы уже достаточно прочли, Павел утверждает, что он был в постах часто. И в постах он был не до встречи со Христом, а именно в служении Ему. Второе, в подтверждение вышесказанным вещам о равенстве между молитвой и постом. Ни в первом отрывке (из последних) ни во втором нет слова «молитва».  Зато есть слово «посты». Мы, надеюсь, уже понимаем, что речь не идет об отказе от пищи, но о пребывании в «тайной комнате». И, думаю последнее. Во втором отрывке в 27-м стихе, идет следующее перечисление. «часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте,…». Как мы видим, ясное разделение голода и жажды от поста. Это в дополнение ко всему, что было сказано о посте и еде раньше.

Что же? Какой можно сделать вывод из всей рассмотренной темы?

  1. Пост не имеет прямого отношения к еде.
  2. Пост – это непрерывное время с Богом, до результата.
  3. Пост – это неотделимая часть молитвы. Если мы молимся без результата, значит, мы не молимся вообще. То есть молитва без поста – не молитва. В данном смысле пост – это то, что позволяет получить результат, даже если это произошло тут же, мгновенно.
  4. Время ожидания ответа от Бога зависит от двух личностей. Что касается Бога, Он отвечает всегда сразу. Что касается нас, мы часто не готовы получить ответ, поэтому приходится ангелам ждать, когда же мы откроем дверь. Вот почему Иисус говорит, что Отец подаст помощь «вскоре».
  5. Длительный пост Иисуса обусловлен не тем, что Бог долго не отвечал. Так как пост Его был не перед Богом и не с Богом, а с дьяволом. И длительность была обусловлена «силой» сатаны. Когда сатана «сдулся», тогда и закончился пост.
  6. Если мы хотим еще более детально понять смысл поста, нужно ответ искать уже не в слове «пост», а в слове «молитва», понимая, что она всегда была с постом тесно связана.

Итак, хочешь получить ответ от Бога? Воззови и он ответит «вскоре». Не через несколько дней, а тут же, максимум в течение пары тройки часов. Длительно полностью зависит от твоей «двери».

Финальная статья о посте.: 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*