Фарисей

думаюОтрывок, который постараюсь рассмотреть сегодня – молитва фарисея.  Вот, тоже оказался в странном положении. Думал, сейчас кратенько объясню свой взгляд и все. Но, как только захотел скопировать отрывок, прочел внимательнее и понял, что так просто не отделаться. Нужно более детальное рассмотрение. Слава Тебе Господь, что указываешь на ключевые моменты. Итак, вот текст:

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лук.18:1-14)

Почему опять я так «широко кошу»? Зачем для рассмотрения короткого отрывка я втягиваю в поле зрения почти всю главу? Да потому, что я так вижу.  Я еще поколебался, не взять ли для полноты еще и часть предыдущей главы. Но, не нашел подтверждения для такого «широкого жеста». Точнее, не увидел необходимости такого широкого рассмотрения. И уже думаю, что, наверное, я не прав. Хотя бы потому, что в первом стихе стоит слово «также». И говорится «им», то есть тем, кому говорил только что, в предыдущей главе. А если Иисус кому-то что-то «так же» говорит, то, как правило, это продолжение одной мысли, а не проповедь на новую тему.

И, все же, я не буду подробно рассматривать предыдущую главу. Иначе мы просто утонем в эсхатологии. Я лишь напомню главную мысль тех слов, чтобы мы увидели связь 18-й главы с предыдущей. Она простая. Грядут сложные времена. И людям будет очень сложно сохранить веру. И вот в этом духе, и по этой причине Иисус говорит притчу о молитве без уныния.

Молиться и не унывать

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
(Лук.18:1-8)

Вы узнали в словах «молиться и не унывать» определение поста? Как нет?! Это же и есть пост! Молиться и не унывать! Вот как Иисус определяет то, что мы исследуем! Несколькими стихами ниже Он посмеется над пониманием поста среди фарисеев. Здесь, в этой притче Его толкование. Это мы увидим позже, а пока давайте разберемся. Уныние приходит тогда, когда у нас кончаются силы ждать. То есть, когда мы перестаем верить. Мне нравится, как Карри Блейк определяет веру, как стойкость, постоянство, настойчивость. Вера полностью отображается на нашем постоянстве и терпении (стойкости). Так вот, если я унываю, это значит, что моя вера истощилась. Я опустил руки, то есть перестал ждать, разочаровался (для буквоедов, разочарование, когда речь не идет об оккультизме – это не снятие чар, а потеря веры).

Раз уж я отвлекся на словообразование, хочется сказать, особо святым братьям, что весь русский язык состоит из слов взятых из оккультной практики, т.е. из языческих культов. Слово «ладно» — значит в соответствии с божеством по имени Лад. Медведь – заместительное название русского (!) слова Бер, которое является именем божества (помните, как в Библии: «не употребляй имени Бога твоего напрасно»). Даже слово «добро» — это имя славянского божества Добрати. Если на все это обращать внимание, то вообще нельзя ничего будет сказать, да и читать Библию в русском переводе тоже. Почему я задел эту тему. Просто в последнее время очень много доброхотов, которые стараются избавить нас бедных от разного рода нечистоты. Так вот, не сходите с ума, Бог уже все освятил, не надо вновь пачкать. И не надо бояться использовать русские слова, которые уже давно носят новые значения. Итак, извините, возвращаюсь к теме.

Итак, вера – это то, что делает человека твердым, стойким. Точнее сказать, твердость, отсутствие уныния – показатель веры, ее признак. Так вот, молиться и не терять веру, то есть продолжать полагаться на Бога, будь то в жизни или молитве. В жизни – это твердость принципов, в молитве – пост, ожидание до результата. И сама притча описывает этот вопрос ярче любых комментариев.

Что делала вдова? Она не «попросила», а «просила». Ее действие было не разовым, а постоянным. Буквально она «не давала судье покоя». Не отходила от кабинета, мешалась ему на пути. Первое, что видел судья, выйдя на улицу – лицо вдовы. Первое, что слышал, стук в дверь. Последнее, что видел, закрывая дверь дома вечером, все та же вдова. Возможно, жена уже начала ревновать и устраивать скандалы, потому что он всюду ходит с этой женщиной. Мы привыкли, что под словом «вдова» обычно кроется пожилая женщина. Но ведь это времена войн. И молодых вдов было предостаточно.

Итак, «несчастный» судья был вынужден сдаться. А причем тут Иисус? Причем тут Бог Отец? Ведь наш Отец не похож на этого судью! Ведь Он же Отец! Разве будет Он мучить нас, лишая ответа? И вот почему Иисус говорит такую притчу:

5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
(Лук.18:5-8)

Седьмой стих ясно дает понять тот факт, что Бог совсем не такой. Учитель специально избрал для примера такого негодного человека, чтобы ни у кого из слушающих Его не появилось ни малейшего сомнения в том, что Бог ответит «вскоре». Если плохой судья мог тянуть по своим эгоистичным причинам, то наш Отец не будет тянуть. И здесь возникает слово «медлит». Действительно, в синодальном переводе текст звучит как-то странно. С одной стороны, совершенно очевидно, что суть притчи в том, что Бог обязательно и «скоро» ответит, а с другой, это слово «медлит». Так медлит, или спешит? В этом смысле самый удачный перевод, как мне кажется, можно найти у МБО.

7 Так неужели Бог не защитит Своих избранных, которые взывают к Нему день и ночь? Неужели Он будет медлить с помощью?
(Лук.18:7)

И вот что важно. В словах Иисуса есть две вещи. Первое – это абсолютная вера в то, что Бог со стопроцентной гарантией очень быстро ответит. Второе – огромное сомнение в том, что люди будут «дожидаться» этого ответа. То есть именно то, что происходит сегодня в церкви. Масса молитв и мало полученных ответов. Сотни учений о том, почему мы не получаем ответы и совсем мало настоящих.

Смотрите, чему обычно учат? Ты не получил ответа, потому что грешишь, потому что не свят, потому что мало молишься или постишься (смиряешь плоть через отказ от пищи).  Но вот что говорит Сам Иисус.

8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
(Лук.18:8)

Скажите, где здесь условия? Где здесь требование быть святым, праведным, «постным»? Нет! Гарантия безусловна. Ты кричишь, Он отвечает вскоре. И вторая часть стиха – это не условие получения, а совсем наоборот. Здесь боль Иисуса, Который знает человека «изнутри». Бог ответит с полной гарантией, вот только получит ли человек этот ответ?

Что нужно человеку, чтобы получить письмо? Мы знаем, что Божьи почтальоны не ошибаются адресом, у Него не бывает сбоев на сервере, Он не «зашивается» в праздники. Его почта всегда доходит до адресата вовремя. Что мешает?

Ответ прост. Когда нужно, человек уже уходит, отказывается от получения. Человек ведет себя как неразумный садовник, который, как в старом Советском анекдоте, утром сеет рис, а вечером собирает урожай. Его спросили, почему так быстро? В чем секрет. На что тот ответил, что «осень кусать хосется». Мы поколение инстант. У нас кофе быстрозавариваемый, суп в пакетиках, батоны нарезанные, даже торты уже разложены по порциям. Мы разучились ждать. А ведь это не так сложно.

Все, что нужно для получения ответа – дождаться. Даже Иисус говорит, что ответ прибудет «вскоре». Чтобы получить ответ от Бога не требуется бесконечно кричать, настаивать и требовать. Он не зажиревший судья, Он любящий Отец.

Но даже во время молитвы мы так далеки от своих «почтовых ящиков», что иногда Богу надо стучаться и стучаться в нашу дверь, чтобы мы открыли и, наконец, забрали свой ответ. Даже в книге Даниила, мы читали об этом. Бог ответил сразу же, но Даниил так вжился в роль знатного человека, что Божьему «почтальону» пришлось буквально сражаться с его «высоким положением». Это мы стали царями, а Божьи ангелы у нас как недостойные слуги, которым надо доказывать, что этот ответ именно то, что мы ждали. И нам надо снизойти до ангелов, принять его из их рук.

И вот, когда Иисус придет на Землю, дождется ли Его кто-нибудь, если в мелочах христиане не желают тратить на «непрактичное занятие» свое драгоценное время. Мы настолько ценим свое время, что во время поста мы тратим 3 минуты на молитву, а потом думаем, что голодовка в течение какого-то времени заменит нас на месте, куда должна будет доставлена бандероль от Отца.

Итак, с предыдущей главы Иисус говорит о страшных днях испытаний для христиан. Он говорит о том, что детям Божьим понадобятся ответы. Много ответов. Нужна будет реальная поддержка от Папы. И если мы хотим все это получать, нам нужно научиться стоять в ожидании результата. Это касается как молитвы, так и всей жизни. Если в молитве стоять (сидеть, лежать) означает непрерывное действие в ожидании ответа. Когда я спрашиваю и ожидаю ответа. Точно так же, как в обычном разговоре. То в жизни «стоять», значит опираться на Его слово и не опускать руки, доверяя этим самым Его ответам и Слову, написанному в Писании.

Слово к «праведным»

Я хотел бы, чтобы была ясна связь всего этого со следующими словами Иисуса. Среди слушающих все предыдущие слова были люди, которые думали, что они-то все делают правильно. Это, собственно, и означает слово «праведный». То есть они услышали все, что Учитель говорил о последних днях, и уже совершенно уверены, что пройдут эти дни «аки посуху». Окунутся в море бед и не замочат ног.  Они все делают так, как надо. И Бог, конечно же, им даст помощь в первую очередь. Так что все разговоры о последних днях для них не нужны. И они не стоят в приемных у нечестивых судей, все их молитвы «отвечены». Дома полный порядок. Дети обуты и накормлены. Деньги есть. Все уважают. Разве это не ответы? Ведь они постоянно что-то делают для Бога.

9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
(Лук.18:9)

Видите? Они «уверены… о себе». Они думают о других свысока. Можно вспомнить в этой связи Петра. Вот кто прямо среди учеников Иисуса был уверен о себе. Кто-кто, а он никогда не предаст своего Учителя. Крик петуха отрезвил безумца.

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лук.18:10-14)

Любопытно выражение «оправдан более». То есть и тот и другой получили ответ. Однако, есть разница. А что такое «оправдан»? В обычном смысле, если ты виноват, то с тебя снимается вина. Это и значит, быть оправданным. Но мы же читаем слова Иисуса, который находился в религиозной среде и у слова оправдание есть еще значение.

Оправдывать (1344): 1. Оправдывать, считать праведным, объявлять праведным, провозглашать праведным, признавать праведным, признавать законным, признавать справедливым; 2. творить праведность, поступать праведно;

Вот как это слово употребляли древние:

  • Оценивать по достоинству – Эсхил (оцененный по достоинству, как плохой медяк(о преступнике));
  • Считать правильным, признавать справедливым, законным, нужным – Софокл (считая нужным услышать об этом не через посторонних вестников); Геродот (считаю своим долгом поставить тебя в известность); Геродот (то, что ему заблагорассудится выбрать); Фукидид (считая невозможным для себя лишиться родины);
  • Соглашаться – Геродот ((Амасий) так расположил к себе египтян, что они согласились служить ему);
  • Вершить суд, воздавать по заслугам – Аристотель;
  • Осуждать, присуждать к наказанию, карать – Геродот, Фукидид;
  • Требовать, желать – Плутарх (он заставил всех согласиться на то, чего требовал (персидский царь));

Судя по тому, как древние использовали это слово, религия замечательно поработала над значением его. И простое слово «правильный», «справедливый» и т.д. превратилось в высокопарное «праведный». Многие знают такое выражение – «правильный парень». Вот это и есть настоящее значение этого слова. Но, оставим в покое значение. Пусть будет, «праведный», так понятнее для «святых». Так вот, в отношении Бога и человека, праведным или правильным кого-то называет Бог, а не люди. И Учитель ясно показывает, кто «праведный» на самом деле? Не тот, кто много чего делает, а тот, кто признает свое положение.

Иисус даже насмехается над фарисеем, используя выражение «пощусь 2 раза в неделю». Это выражение в то время прозвучало как пустая трата времени. Почему? Потому что если ты по расписанию что-то делаешь для Бога, ты уже все упустил. Это престарелые родители радуются как маленькие, когда к ним по расписанию приезжают их дети. Потому что они не хотят видеть обратную сторону медали. Они умышленно не замечают лукавства своих детей. Они хотят видеть только хорошее. Наш отец не престарелый и все видит и слышит замечательно. Если к Нему обращаются по расписанию, значит эти дети, если можно было бы, вообще никогда к Нему не обращались бы. Потому что для них это в тягость. Такую повинность они могут вынести только 2 раза в неделю.

Но это еще не все. Насмешка Иисуса еще и в том, что Своей фразой Он показал, что такие «дети» только 2 раза в неделю решаются получить от Бога ответ. И хорошо бы, если так. Только ведь, под постом эти ребята понимают ни получение ответов, а формальный отказ от пищи, в результате которого, по их мнению, они должны быть привилегированными.

Фарисей не просит милости. Он «требует» зарплаты. Он заработал, как ему кажется, свое положение. Все в точности как в притче о блудном сыне. Мытарь же знает, что у него нет никаких заслуг. И все, на что он может надеяться – благодать, то есть незаслуженное отношение, милость. Иисус же постоянно повторяет, что человеку невозможно заработать у Бога чего-либо. Поэтому все претензии на зарплату – это супер наглость. Это оскорбление Бога. Вот и получается, что «худший» по поведению человек располагает сердце Бога, а «лучший» Его раздражает. То есть, в глазах Бога «худший» более правильно поступает (праведный), чем «лучший», который поступает не так правильно.

Что же касаемо нашей темы, т.е. поста. То из приведенного отрывка видно одно. Иисус насмехается над фарисейским пониманием. И пост по расписанию, скорее минус, чем заслуга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*