Не будьте как лицемеры

думаюСледующий Новозаветный отрывок о посте я нахожу в «Нагорной проповеди». И, сначала, когда бросаю первый взгляд на текст, все кажется обычным и хорошо знакомым, однако… Сам текст заставляет меня читать в контексте, и что-то начинает происходить в моем сознании. И вот, я уже немного напуган. Дело в том, что все христианство однозначно толкует многие вещи и предложить иное мнение в отношении многих мест Писания не сложно. Но то, что касается этого отрывка, мне почему-то показалось неожиданным и потому пугающим. Масса мыслей стала атаковать сознание: «Может это моя ошибка? Может меня уже понесло? Да кто я такой, чтобы так говорить?». И, все же, другие мысли взяли верх: «А кто должен это говорить? Если что-то не так, Бог исправит! Он Отец, а не экзаменатор! Что честнее, говорить то, чему научен, или то, что думаешь?». Вот и выбираю второе. Так что, приготовьте помидоры для метания… Вот наш отрывок.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Матф.6:16-18)

Чего же здесь особенного? Первым делом я обратил внимание на слово «также». Закралось небольшое сомнение, которое нужно было срочно проверить. И вот, обращаюсь к греческому тексту и обнаруживаю следующее. Слово, которое здесь переведено как «также», имеет следующее определение:

Также (1161):

  • Противоположноесть: а, же, однако, впрочем – Платон (одни предложения вы принимаете, другие же нет);
  • Сопоставление или перечисление: и, также – Гомер (каково племя листьев, таково племя и людей), Ксенофонт (Кир стал повелителем мидян, подчинил себе также сирийцев, покорил и бактиев);
  • Пояснение: ибо, так как, ведь – Платон (ибо присмотрись к следующим соображениям);
  • Уточнение: а, же – Фукидид (расстояние же составляло 8 стадиев);
  • Вывод или переход в речи: итак, так вот – Платон (так вот я и говорю), Гомер (и вот, когда взошло солнце), Ксенофонт (так, стало быть, ты видел?);
  • Усиление, подчеркивание или выделение: же, именно, ну – Платон (что же именно?), Платон (ну а тебе-то не было бы стыдно?), Эсхил (если ты уж хочешь сделать это, то не медли);
  • Уступление (уступка, уступательность): однако, хотя бы, все же – Софокл (хотя ты не видишь, но все же догадываешься), Платон (всякое (живое существо) женщина, ребенок или даже животное);

Что нам предлагают переводчики? Они предлагают под этим словом понимать перечисление. То есть, как бы, Иисус перечисляет разные правила, «новые законы». Есть одна проблема. Есть, конечно, Такой пунктик в списке определений, однако этот пунктик обладает одним интересным свойством. Он прямо относится к предложению, идущему ранее. То есть это не просто наше «и», это союз, тесно связывающий два рядом стоящих предложения. И перечисление для этого союза не главное значение а, скорее, побочное. В греческом языке есть союз, соответствующий нашему русскому «и» (каи), по «Лексикону Стронга» он числится под номером (2532), здесь же используется совсем другое слово (де — 1161).

Что я хочу этим сказать. Вывод очень простой. Если я хочу понять, что говорит Иисус в стихе 16, я должен прежде разобраться в стихе 15. То есть, смысл стиха 16 прямо связан с 15-м стихом. Это не разные заповеди, это наставление об одном и том же. А этого, как раз, мы обычно и не замечаем.

Ага, хорошо! Допустим, что это верно. Мы обращаемся к тексту и оказываемся в тупике. В 15-м стихе речь о прощении.

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
(Матф.6:15)

Действительно, какая связь одного с другим? Причем здесь пост и прощение? И выходит, что надо идти еще раньше. Вот этим мы сейчас и займемся.

Первое – «Нагорная проповедь» не нацелена на всех слушателей. Это первый «урок» для молодых учеников. То есть это те, чьими руками Бог утешит плачущих, кто восстановит справедливость, поддержит «нищих духом». И вот Учитель объясняет «курсантам» «механизм» получения Божьей поддержки, Его «воздаяния». И этот принцип сводится к одному «не делай ничего доброго так, чтобы тебя заметили и похвалили». Если творишь милостыню (проявляешь милосердие, т.е. спасаешь человека, а не откупаешься от него 10 копейками), если молишься  или постишься, то «небесное богатство» собирается в небесном банке только при соблюдении этого условия. Как только начал что-то делать напоказ, дела перестали приносить «небесный доход».

Так вот, внутри этих наставлений Наставник дает «план» молитвы. Мы не будем его сейчас рассматривать подробно. Но внутри этого плана есть то, что нам важно понять.  Смотрите. Только внимательно!

Иисус учит «курсантов», как получать воздаяние от Бога. Для этого нужно делать дела… ну не то, чтобы, незаметно, но не думая о том, что тебя поблагодарят или похвалят. Наоборот, если тебя похвалили или поблагодарили, то это, скорее всего, провал, повод для расстройства. Потому что в этом случае есть опасность ничего не получить от Бога. Речь не идет о спасении. Речь идет о воздаянии – награде, т.е. какой уровень власти ты будешь иметь. А от этого зависит, как к тебе будут относиться бесы, игнорировать или убегать без оглядки.

Итак, это главная мысль. Почему? Потому что так ведут себя настоящие «Сыны Бога», то есть люди, живущие Его Духом. А ведь от нас требуется не только «родиться», но и «БЫТЬ». Кстати, здесь, как мы видим, ничего о грехах не сказано. Итак, идем дальше.

Так вот, Иисус учит жить соответственно Духу детей божьих, то есть творить добро только перед Богом, то есть, ожидая воздаяния лишь от Него.  И, вдруг учение о прощении? Как? Зачем тут? Какая связь? Ответ, мне кажется, лежит в той же плоскости. Это не учение о прощении, а учение о воздаянии. Это мы из данного текста сделали учение о прощении. Но данные слова Иисус говорит внутри наставления о воздаянии. О реальном воздаянии от Бога, в случае если мы его ожидаем только он Бога.

Вот что важно понять, суть не столько в прощении, сколько в причине прощения. Если я чего-то ожидаю от людей, то мне и простить-то будет сложно.  Но если я ничего не ожидаю от людей, то зачем мне и обижаться? Почему я обижаюсь? Да потому что я ожидал другого отношения к себе! От кого? От человека. Но если я жду от человека, то зачем мне Бог? А если я жду от Бога? То какая мне разница, как человек относится ко мне? Так рассуждал Павел:

3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
(1Кор.4:3,4)

Смотрите, Павлу не интересно (ну, не очень) что думают о нем – это первое. Второе – он сам о себе ничего не думает. Третье — все, что его интересует – что думает о нем Господь. Итак, если я не беспокоюсь об отношении людей ко мне, то … о да! Это и есть прощение! И, вот что получается. Если я забочусь только о Его отношении ко мне, то и Он отвечает во всей полноте, то есть независимо от того, что я натворил. Почему? Потому что я полностью уже полагаюсь на Него, а не на окружающих. Это и есть вера.

И вот сразу за этим наставление следует текст о посте. И этот текст начинается со слова «также». Напомню, это слово связывает нас прямо с только что разобранным текстом. Итак, вновь наш текст:

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Матф.6:16-18)

Прежде чем продолжить, несколько комментариев. Первое – вопреки устоявшемуся мнению, что пост – это отказ от пищи, Иисус ни словом не обмолвился о еде. Однако он указал на «унылое лицо». А такая отсылка приводит нас к пониманию, обнаруженному нами в текстах Ветхого Завета. Если помните, мы вывели некоторое определение. Пост – это неотступное ожидание ответа от Бога, часто в скорби. Либо излияние скорби перед Богом до полного освобождения от боли.

Итак, «унылое лицо» указывает на состояние скорби, а не на отсутствие пищи. Но, как я упомянул, это Ветхий Завет. А чем же здесь пост отличается от ветхозаветного?

С одной стороны, кажется, что Учитель настаивает на «сокрытии факта поста» от окружающих. То есть, скрой свою скорбь, покажи, какой ты радостный. И пусть никто, кроме Бога не знает о твоей боли. А с другой стороны, Иисус тут же намекает, и даже буквально указывает на другой факт. Если ты полностью положился на Бога и тебе не нужно изображать скорбь, то и не надо скорбеть. Ты же доверился Богу! Ты в руках Творца! Так что, перестань плакать, и переоденься в праздничную одежду. И ожидай от Бога не как раб, а как сын, точно зная, что Папа скоро ответит, радуясь Его вниманию к тебе и его быстрому ответу. Ни минуты не сомневаясь, что Отец помедлит с результатом. И получается, что мы лицемеры не только тогда, когда скорбим на глазах у людей, но и тогда, когда говорим, что верим Отцу, а сами продолжаем плакать.

Понятно, что не все так просто, но даже Петр говорил:

6 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений,
(1Пет.1:6)

Обратите внимание на слово «немного». А главное – «радуйтесь». И вот перед нами рисуется интересная картина. Иисус не рассматривает уже пост как время скорби, и тем более голодовки. Для Иисуса пост – это время предвкушения радости, воздаяния, Отцовского ответа. Вот эти ответы Отца Иисус и называет «сокровищами», о который Он говорит сразу после речи о посте.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Матф.6:19-21)

Не будьте как лицемеры: 17 комментариев

    • И вам благословений. Продолжение, обязательно будет. Сейчас очень сильно занят. Сами понимаете, праздники. И, кроме того, есть загадка в следующем отрывке, вот пытаюсь увидеть сокрытое smile

  1. Спасибо брат за твои изыскания и размышления. Очень полезная информация для изучения Слова.

  2. Спасибо брат. С удовольствием читаю и назидаюсь твоими изысканиями и размышлениями. Очень полезная информация для изучения слова и размышления

  3. Фактически, пост — это нормальное состояние ученика Иисуса Христа, т.е. поиск Господа; ищите Господа и силы Его всегда; но это личное «интимное» не показное; мы ищем не ответы, а ОТВЕТ — ИИСУСА ; когда приходит Слава Божья вопросы исчезают сами собой. Спасибо Алексей

  4. Мир вам братья внесу и я свои 5 копеек не кого обидеть не хочу так что слухайте-НЕ ВСЕГДА И ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ГРЕЧЕСКИЙ ОРИГИНАЛ И ВСЕ СМЫСЛОВЫЕ ОТТЕНКИ ДАННОГО СЛОВА дают понять смысл данного отрывка и суть слова а все решает контекст и откровения от ГОСПОДА а не наши человеческие размышления оттого у нас только в протестантизме ТЫСЯЧИ деномонаций и каждая уверяет что она правильно толкует библию (повторюсь не кого не хочу обидеть братия) и притом когда что то изучаешь то диву даешься даже тексты оригиналов имеют сильные различия а слово скорбь-это а по другому и быть не может это чисто внутреннее состояние просто вызванное внешними факторами точно также как и радость и печаль и т.д. скорьб-это внутреннее состояние души которое вызвано внешними факторами DAN тут я с вами в отношении скорби в корне не согласен (не хочу вас обидеть) знаете что еще говорят такие слова когда толкуют библию-Дух Святой выбрал это слово-знакомо наверное но я скажу что слова выбирали те КТО ПИСАЛ а не Дух Святой просто авторы выбирали те слова которые помогли бы им это правильно написать послание что бы было понятно всем а БОГ вдохнул свое дыхание в эти слова Бог давал им мудрости при написании а мы современные христиане все с ног на голову переворачиваем -это также как слова ЛОГОС и РЕМА разницы между ними нет никакой абсолютно живое слово или написанное а ВСЕ РЕШАЕТ КОНТЕКСТ -вот ссылка она очень хорошо показывает как далеко нас могут увести в понимании писания слова оригинала-Глава 3. Разрушая традиции – Логос против Рема-И ты думаешь, что твой разум обновлён?-это глава и название книги в разделе книги на этом же сайте МИР ВАМ БРАТЬЯ ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ СПОРИТЬ А БУДЕМ РАССУЖДАТЬ С Б.мудростью

  5. Братия в Духе сдесь смысл, касаемого воздояния, это время в которое ты не видешь воздояния, ответа, потому что думаешь что ОТЕЦ тебя не слышет, или не отвечает, или что то ты не так сделал , это есть унынее,это потеря веры! Про это говорит Иисус.

  6. Алексей, в данном случае ты заблуждаешься. Где-то чего-то недомыслил или недослышал. Проблема этой проповеди в том, что ты отождествляешь мрачное лицо из Матфея со скорбью, упоминаемой в Петре.

    Первое что я сделал, это просмотрел контекст вхождений слова «скорбь» в Новом Завете. Новозаветная скорбь — как правило внешний фактор. Посмотри подробнее в греческом, но в вулгате это слово чаще всего звучит как tribulatione (беда) — то есть внешнее проявление. вот примеры употребления:

    1. Матф.13:21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
    2. Матф.24:21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
    3. Мар.4:17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
    4. Мар.13:19 Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.

    В Петре же, на которого ты ссылаешься используется сочетание oportet contristati (страдать, терпеть). То есть там получается что скорбь = терпение, а не печаль/депрессия.

    • В греческом здесь употребляется слово, которое включает в себя и гонение и печаль, так что, использование закономерно smile

      • Я понимаю пост как следующую цепочку действий. Приходит скорбь — внешний фактор. Верующий посыпает голову пеплом (прилюдно, как в Ветхом завете, или тайно — перед Богом, как учил Иисус). Бог видит скорбь в сочетании с молитвой и вмешивается в ситуацию.

        Допустим, скорбь в конкретном случае выражается в виде боли. Поймали верующего гонители с пачкой Библий в машине и избивают каждый день. Понятно, что на Небесах зачтется, но больно-то сейчас. Твой рецепт с предвкушением радости тут как-то не слишком подходит. Иисус же на кресте не предвкушал радость. А за боль я зацепился потому что в Петре слово скорбь, насколько я понял, связано именно с болью.

        19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
        (1Пет.2:19,20)

        • Все верно, кроме одного момента. Если тебя бьют за Евангелие и это для тебя странно, то, по всей видимости, ты еще в Ветхом Завете. А если не странно, то к чему вопросы?

        • И еще, я не говорю, что пост — это радость, но что пост — это ПРЕДВКУШЕНИЕ радости, а это не одно и то же. Далее, никто не отменял «Петровой скорби», как он говорит «если нужно немного». И Иисус в Гефсиманском саду скорбел. С этим я не спорю. Я лишь говорю о совершенно другом подходе. В ВЗ люди вопрошали как несведущие, как рабы и не знали, чего ожидать. Иисус же предлагает другие отношения с Тем, кто дает ответ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.