И еще раз о Давиде

думаюКак-то так получилось, что в списке мест, где встречается слово «пост» в разных вариациях произошел некоторый сбой, то есть порядок был нарушен. А так как я не пишу здесь учение, а лишь исследую вопрос, то просто беру из своего списка следующий пункт и, какой попался, тот и рассматриваю. Вот и получилось, что псалмы оказались позже пророков. Однако, это не плохо. Потому что, подходя к псалмам, мы уже получили некоторое представление о термине «пост» и его эволюции.

Как мы уже увидели, Давид использует слово «пост». Давид постился по Саулу и его детям, а так же перед смертью своего сына. Первый пост Давида выражал скорбь и ничего у Бога не просил. Давид просто опустошал свое сердце, избавляясь от боли, наполнявшей душу. Второй, наоборот, пост в надежде исправить ситуацию так, как хотелось царю, в надежде, что Бог изменит «меру пресечения». Оба поста Давида были сопровождаемы скорбью, а отказ от пищи объясняется лишь тем, что он не хотел прерываться, не желал останавливаться, то есть соблюдалась другая сторона поста «непрерывность». А сейчас мы посмотрим на то, как Давид употребляет слово «пост» в своих псалмах.

13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
14 Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.
(Пс.34:13,14)

Но, прежде, немного о самом Давиде. Мало кто обращает внимание на то, что Давид был «не совсем» еврей. Нет, безусловно, по отцу его еврейство бесспорно. Однако, если бы сегодня Давид захотел бы подтвердить свое происхождение, его бы просто не признали евреем. Почему? Да потому, что сегодня еврейство проверяется по матери. А вот мать то у Давида была не еврейкой. Она была Моавитянкой.  Вопрос иногда вызывает цвет его волос, а именно то, что он был «белокур».

42 И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем.
(1Цар.17:42)

Однако «белокур» не совсем правильный перевод. На самом деле, здесь стоит еврейское слово, которое переводится как «красноватый», т.е. рыжий. Что, в общем-то, соответствует такому типу евреев, какой сегодня называют Ашкенази.

Зачем нам это все нужно. Все по той же причине, показать, через какие «ворота» мог войти термин «пост» в еврейский язык. Но вернемся к псалмам.

Итак, перед нами псалом, в котором Давид, будучи преследуемым от Саула обращается к Богу. И, вопреки распространенному мнению, что Давид не желал Саулу ничего плохого, именно этого он и страстно желает. Как вам,  например, такой отрывок в адрес Саула:

8 Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл [для меня], да уловит его самого; да впадет в нее на погибель.
(Пс.34:8)

Но это здесь не главное. Главное здесь то, что Давид с сожалением вспоминает, как он, когда Саул нуждался в помощи, делал все возможное, чтобы помочь. А в ответ получил гонение и предательство.

11 Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;
12 воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.
13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.
14 Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.
15 А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;
16 с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.
(Пс.34:11-16)

И вот здесь-то мы и встречаемся со словом «пост». Вот как Международное Библейское Общество перевела 13-й и 14-й стихи:

13. Но когда они болели, я одевался в рубище и постом себя изнурял. И когда молитва моя возвращалась ко мне без ответа,
14. я ходил, сокрушаясь, как по другу или по брату. …
(Пс.34.13-14а)

А теперь давайте посмотрим вот на что. Давид говорит в 13-м стихе, что он делал две вещи. Первое – одевался в рванье, второе – изнурял постом душу. Заметьте, здесь он не говорит о молитве явно. Но дальше он говорит, что его молитва «возвращается в недро», то есть не дает ответа. Если еще не поняли, скажу так: Давид одевался в рванье и постился, и такая молитва не давала результата. То есть Давид какое-то из действий называет молитвой. Но, перед этим он называет только 2 действия – рваная одежда и пост. Совсем не сложно понять, что под молитвой Давид разумеет пост. Скажу иначе, судя по этому месту писания, «пост» — это молитва. И если учесть все, что мы до этого обнаружили, то «пост» — это непрерывная молитва до получения ответа. А по словам Давида, даже такая непрерывная молитва, когда он не отходит от Бога ни на йоту, ответа все же не было. Точно такая же ситуация у Давида была с его умирающим сыном. И суть псалма не в том, что Бог не отвечал, а в том, что Давид готов был на любые унижения и лишения ради друга Саула, а получил в ответ преследование и охоту за жизнью будущего царя.

Что же, мы вновь не видим никакой связи с едой, а под постом Давид понимает неотступную молитву, т.е. вопрос, просьбу к Богу, и ожидание от Него ответа, который приходит не всегда. А если быть еще точнее, не приходит тогда, когда Бог уже объявил о своем решении и не собирается его менять.

Вот другой псалом с криком души Давида по похожей причине, может быть из-за Сауловых преследований, или из-за требований Авессалома оставить трон, полученный по воле Бога:

9 Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,
10 ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;
11 и плачу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне;
12 и возлагаю на себя вместо одежды вретище, — и делаюсь для них притчею;
13 о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино.
(Пс.68:9-13)

Иначе говоря, о Давиде стали судить как о узурпаторе власти. Как о том, кто неправдой захватил правление, тогда как эту власть ему дал Бог, и со стороны Давида не было никакого нечестия. Но, хочу обратить внимание на середину 11-го стиха. Давид пишет, что постится «душою». Это никак не может относиться к приему пищи, но совершенно четко указывает на боль и страдания, которые Давид переживает относительно Божьего народа (дом Божий, никаких намеков здесь на будущий Храм не дается).

Точно такое же содержание и у следующего псалма, под номером 108. Те же мотивы воздаяния и защиты. И, как и прежде, Давид не скупится на просьбы о наказании. Он не ведет себя так, как нас учили в воскресной школе, будто Давид всегда и всем хотел только добра. Нет, и здесь он желает врагам (клеветникам, Преследователю Саулу, каким-то интриганам от власти) массу проклятий.

6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;
8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;
9 дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою;
10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят [хлеба] из развалин своих;
11 да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;
12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;
13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;
14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится;
15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,
16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его;
17 возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него;
18 да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;
19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
(Пс.108:6-20)

По некоторым данным католики даже изъяли этот псалом из чтения за «полит-некоректность». И вот состояние Давида в это время:

21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,
22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.
24 Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.
(Пс.108:21-24)

Кто-то скажет, смотрите, он от поста ослабел, значит это связано с едой. Забавно. Но я вижу здесь совсем другое. Он изнемог не от отсутствия еды, а от нескончаемой погони. От постоянного преследования. От невозможности остановиться «приклонить голову». И его пост – это постоянное состояние несправедливости, унижения, страха. Думаю в таком состоянии и вам было бы не до ресторанов. Однако совершенно точно, вы бы не отказывались от еды, иначе вы не смогли бы скрываться. Так как совершенно точно, для этого нужны силы.

Что я могу сказать, если Давиди и понимал что-то под словом «пост», то это было всегда связано с вопросом к Богу, скорбью и неотступностью, с жаждой ответов.  Все это совершенно четко укладывается во все то, что мы узнали о посте до сих пор.

И еще раз о Давиде: 3 комментария

  1. Мир вам я рад такому исследованию ни в коем случае не хочу льстить вам но у вас прекрасно получается слава Господу и спасибо вам за ваши старания до вашего исследования я многого не понимал о посте хотя читал христианскую литературу на эту тему и слушал проповеди и все не то а здесь я уже вижу(спасибо вам) истину и хочу сказать что я понял истинную суть поста что пост к еде ВООБЩЕ НИКАКОГО отношения не имеет и пост это прежде всего и самое главное -это состояние души человека пред своим Богом — крик плачь вопль тоска боль молитва ожидание а отказ от еды это дело второстепенное и лично каждого ЕСЛИ взять такой пример как смерть родного человека или какое-нибудь серьезное ч.п. в жизни то ты не ешь не потому что так надо а потому что это вытекает из твоего состояния сердца душа скорбит (это можно взять любой такой серьезный пример из нашей жизни) это состояние сердца а еда тут совершенно не при чем до ваших статей о посте скажу честно что когда наступало время поста в церкви(обязательное) или по другим причинам для меня это было в тягость и ВСЕГДА ГОЛОДОВКА и как какое-то бремя а оказывается все совсем по другому я все время шел не в ту сторону еще раз спасибо вам за ваши труды и вся слава Господу жду следующих статей пусть Господь обильно благословит вас на ваш исследовательский труд (без лести и подхалимства)

Добавить комментарий для Алексей Подольский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.