Тот же период

думаюИтак, мы наблюдаем процесс эволюции термина «пост», от его появления и до прихода в Иерусалим после Вавилонского пленения. На самом деле, к тому же периоду нас относят еще несколько книг. В порядке расположения книг в Писании, это книга «Неемия», «Есфирь» и «Иеремия». Всего же об этом периоде говорят, если учесть книгу «Ездра» четыре книги.  В плане же хронологии «Иеремия» должен находиться, как мне кажется, перед остальными тремя. Далее, параллельно такие книги как «Ездра» и «Неемия», хотя «Ездра» немного раньше. И, наконец, книга «Есфирь».

Иеремия

Начну с Иеремии. Этот пророк очень интересен не только тем, что написал книгу. Чего же в нем интересного? Дело в том, что Иеремия родом из династии священников, которые, в свое время, были отстранены от служения в Храме. Наша страна хорошо знакома с таким «званием» как «сын врага народа». Вот Иеремия был таким потомком «врагов израиля». Это человек с детства живущий в положении диссидента. Поэтому он далек от того, чтобы угождать властям. Перед его глазами всегда были другие примеры.

Далее, внимательно прочтите все места, где говорится о посте и вы, возможно, увидите нечто удивительное.

10 Так говорит Господь народу сему: за то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним, припоминает ныне беззакония их и наказывает грехи их.
11 И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему.
12 Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их.
(Иер.14:10-12)

5 И приказал Иеремия Варуху и сказал: я заключен и не могу идти в дом Господень;
6 итак иди ты и прочитай написанные тобою в свитке с уст моих слова Господни вслух народа в доме Господнем в день поста, также и вслух всех Иудеев, пришедших из городов своих, прочитай их;
7 может быть, они вознесут смиренное моление пред лице Господа и обратятся каждый от злого пути своего; ибо велик гнев и негодование, которое объявил Господь на народ сей.
8 Варух, сын Нирии, сделал все, что приказал ему пророк Иеремия, чтобы слова Господни, написанные в свитке, прочитать в доме Господнем.
9 В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицем Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских.
10 И прочитал Варух написанные в свитке слова Иеремии в доме Господнем, в комнате Гемарии, сына Сафанова, писца, на верхнем дворе, у входа в новые ворота дома Господня, вслух всего народа.
(Иер.36:5-10)

Заметили вы или нет, но Иеремия не учит поститься. Он даже не относит пост к себе. Если он говорит о посте, то, как о чем-то чуждом ему. Смотрите, в первом отрывке (Иер.14:10-12) он приказывает своему ученику, пророку Варуху, чтобы он прочел пророчество Иеремии для всего народа «в день поста». Поясню, вы это увидите при внимательном прочтении, Иеремия не вхож в общество Иудеев. Позже, в 36-й главе, его даже предупреждают, чтобы он спрятался. Так вот, день поста не у Иеремии, а у Иудеев. Но при этом Иудеи забыли Бога. Они отвратились от Него, и поэтому им грозит Вавилонский плен. Иеремия не тот, кто постится, он пишет тем, у кого есть день поста.

И вот, как написано, «в девятом месяце объявили пост пред лицем Господа…». Кто объявил? Объявил нечестивый царь. Собирался ли он слушать правду от Бога? Нет. Все, что он хотел – услышать, что ему будут пророчествовать прикормленные пророки. Постился ли при этом Иеремия? Нет. Так вот, когда объявили пост, Варух исполнил повеленное ему и прочел перед всем народом (подразумевается народ,собравшийся в Храме, чтобы предстоять перед Богом) тест из свитка, данного ему Иеремией. Каков результат? Свиток жгли с наслаждением по маленьким кусочкам. Кто жег? Те, кто в это время постился «пред лицем Господа»!

Да, еще одно. Иеремия начал пророчествовать до пленения. И его отношение к «объявленным постам» совершенно очевидно. Те же, кто опирается на этого пророка для подтверждения постов, делает это необдуманно.

Я повторюсь, сейчас мы обсуждаем не мое мнение о посте, это мнение пророка «сына врагов народа». Кстати, если вы помните предыдущие части, я уже говорил, что, так как в Торе нет слова «пост», то священники не имели никаких оснований для постов. Вот и сын священников, Иеремия, совершенно подтверждает это, говоря о постах, как о чем-то чужом.

Следующий отрывок того же периода (Вавилонского пленения) взят из книги Неемии.

Неемия

История Неемии начинается с того, что он встречается с человеком, пришедшим из разрушенного Иерусалима, человеком, который остался от плена в Вавилоне. И, услышав рассказ о разрушениях, воспринял его рассказ как личную боль, и со слезами воззвал к Богу.

4 Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным
5 и говорил: …!
(Неем.1:4,5а)

Неемия  был виночерпием у царя Артаксеркса. Как мы уже знаем, именно Артаксеркс отправил Ездру на восстановление Храма. И вот этот же Артаксеркс обнаружил, что его виночерпий грустный. Хотя сам Неемия думал, что сделал все, чтобы по его лицу этого не было заметно. Итак, Артаксеркс выведал у Неемии причину его печали и в результате отправил его восстанавливать стены Иерусалима. То есть мы здесь читаем 2 параллельные истории. Одна о Ездре, читали выше, вторая про Неемию. Разница вот в чем. Ездра – книжник, он становится тем, кто восстанавливает Храмовое служение во всей полноте. Неемия – просто еврей, который «дослужился» до должности виночерпия. Как поступает Ездра мы видели. Чтобы прославить имя Божье Ездра полностью полагается на Бога, объявив пост на границе. Неемия поступает совсем иначе. Он берет у Артаксеркса все, что можно – войска, письма с приказами о содействии и т.д. То есть, поступает совсем не как священник или книжник. Он действует как «областеначальник».

Итак, Неемия «постился и молился». Что здесь подразумевается под этим словом «постился». И первое, на что мы обращаем внимание, что во время поста (!) он прислуживает царю. И что? А вот что. Обязанность виночерпия – сделать пробу вина, то есть сделать полноценный глоток. Первое – он отвечает за качество продукта, второе – если вино отравлено, это будет проверено на Неемии. Иначе говоря, каждый раз, когда Неемия подает чашу царю, он должен делать полноценный глоток. Сколько раз за застолье, может потребовать вина царь? Подумали? А теперь представьте себе, что будет с человеком, который делает хотя бы один глоток вина натощак. Вы увидите «упившегося в хлам» человека. Сможет ли он служить царю? Нет. Итак, и здесь пост скорее не имеет отношения к еде, чем имеет.

Но что же тогда здесь подразумевается под постом? А давайте разберемся. Итак, в четвертом стиха, приведенного отрывка, мы читаем:

  • Он услышал слова о разрушении Иерусалима
  • Он сел
  • Он заплакал.

Вот три действия, какие сделал Неемия. Далее он описывает сам процесс. То есть, вот он знает об Иерусалиме, он сидит и плачет. И что? Итак, он заплакал, и «печален был несколько дней». Итак, совершенно очевидно, что слова «и печален был несколько дней», описывают длительность действия, которое объявлено как «заплакал». Точно так же можно сказать, что он «плакал несколько дней». Думаю такая интерпретация будет совершенно справедлива.

Далее, следуя той же логике, когда сначала Неемия говорит, как он начал плакать, потом сообщил, что плакал он несколько дней, далее он описывает все тот же плачь, но с указанием, что делал он это все «пред Богом небесным». Только в первом случае он использовал слово «заплакал», во втором «печален был», а в третьем «постился и молился». То есть его плачь и был постом и молитвой. Его несколько дней – это тоже пост и молитва. Итак, пост по Неемии, это плач перед Богом без остановки несколько дней. И, судя по всему, под плачем, не всегда подразумевается сам плачь, как проливание слез, но состояние скорби. Итак, мы вновь пришли к тому определению, что вывели из предыдущих частей.

Нужно еще напомнить, что Неемия, как и Ездра – это дети с потерянной практикой служения. Они буквально «не сохранили» заповедей. Теперь и Неемии и Ездре предстоит восстанавливать все по крупицам. Кстати, в Иерусалиме они находят книгу «Второзаконие». Многие теологи сходятся в том, что автором «Второзакония» был, как это ни странно – Иеремия, который пророчествовал о нападении Вавилонян. И все евреи восстанавливают служение и закон, исходя из книги, которую написал для них «потомок врагов народа».

Есфирь.

Это последняя книга на сегодня. Эта книга относится к тому же периоду, что и первые три. Отличие здесь в том, что, Ездра и Неемия, собрав народ ушли в Иудею, а отец Есфири, остался. Как вы понимаете, с Неемией и Ездрой ушли далеко не все. Совершенно ясно, что отец Есфири, слишком стар, чтобы восстанавливать Иерусалим и Храм, держа в одной руке лопату, а в другой меч. И, конечно же, старика не могла оставить Есфирь и все его родственники. Так же поступили и многие другие.

Итак, мы имеем дело не с теми евреями, которые знают Закон так, как должно. И даже не с теми, кто как Ездра и Неемия восстанавливают закон, изучая его из найденных свитков. Мы имеем здесь дело с евреями, которые за 2 с половиной поколения, не имели ни служения, ни наставления. У них не было синагог, да и права молиться так же. Это люди, которые уже отчасти смешали свою веру, с некоторыми практиками Вавилонии. И, точно так же, как Ездри и Неемия, Есфирь и другие оставшиеся евреи, смотрят на пост уже как на само-собой разумеющееся. Они объявляют пост, не осознавая того, откуда взялось это объявление.

Мало того, обратите внимание, кто приказывает объявлять пост? Это НЕ книжник, это НЕ священник, это даже НЕ мужчина. А как мы знаем, в то время, учить женщину Закону было позорно. То есть женщины набирались «ума» где придется. И вот женщина дает указание, что делать.

Для тех, кто не знает. Когда над евреями нависла угроза уничтожения, Есфирь взяла на себя ответственность сменить гнев царя на милость, без спросу войдя к нему в опочевальню, и рискуя быть казненной.

Итак, вот реакция Мардохея. Кстати, Мардохей старший двоюродный брат Есфири (Гедаса). Он взял ее как дочь, на воспитание. То есть разница в возрасте у них существенная. Итак, реакция Мардохея на нависшую опасность.

1 Когда Мардохей узнал все, что делалось, разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким.
2 И дошел до царских ворот; так как нельзя было входить в царские ворота во вретище.
3 Равно и во всякой области и месте, куда [только] доходило повеление царя и указ его, было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих.
(Есф.4:1-3)

Итак, смотрим. О еде никаких указаний. Но скорбь присутствует. Здесь нет ясного указания, есть ли связь с едой или нет. Можно понимать и так и эдак. Однако, если мы уже что-то уяснили из предыдущих глав, то просто подставим наше определение вместо слова «пост» и посмотрим, что получится. И, да, здесь речь еще не идет об объявлении поста.

«… было большое сетование у Иудеев,» — то есть вот то, что происходило – «большое сетование». В чем же выражалось это «большое сетование»? Большое сетование – это «и пост, и плачь, и вопль». Я пока повременю с подстановкой. Обращу внимание еще на один момент.

Смотрите, вот выражение «и пост, и плач, и вопль». Скажите, второе и третье похожи? Это синонимы. Теперь, если второе и третье – синонимы, почему, первое должно быть чем-то другим? На самом деле, здесь некий художественный прием, при котором, используются синонимы, для усиления трагичности.  Можно было бы написать так: «и рыдания, и плачь, и вопль». Для той же цели служит и следующие слова: «… вретище и пепел служили постелью…». То есть здесь с полной очевидностью слово «пост» выступает для описания скорби. Скорби перед Богом для получения ответа. И, повторюсь, пока Есфирь не открыла рот, ни о каком объявлении поста не было речи. Все постились без объявлений.

И вот, Есфирь, обращается к Мардохею:

16 пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну.
(Есф.4:15,16)

И вот где мы впервые сталкиваемся со связью поста с едой. Это уже изобретение Есфири. Любопытно, что очень многие теологи вообще эту книгу ставят под сомнение. Потому что оно просто переполнено выражениями и словами позаимствованными из Вавилона. По сути, вся эта книга написана Вавилонянами. Вот только эти Вавилоняне когда-то были евреями. Но, отставим это.

Повторюсь. Это женщина, которая не имела никакого права, по тем традициям и верованиям, учить чему-либо людей, потому что ее саму никогда и никто не учил ни Закону, ни чему-либо подобному. Все, чего она набралась в знании Бога – это то, что она где-то услышала краем уха, когда проходила мимо, или долетело до нее из-за полога палатки, когда там мужчины говорили о Боге. Это не мое изобретение. И здесь я ни в коем случае не хочу унизить женщин. Я совершенно согласен с Павлом, который говорит, что «во Христе нет ни Еллина, ни Иудея, ни мужчины, ни женщины». Однако, тот же Павел прекрасно понимал, что женщины, на момент, например, проповеди Евангелия, были совершенно не сведущи в Писании, все по той же причине. Мужчины считали, что женщина – ниже рангом. И, пока женщина не получила нужного образования, женщине нужно было запретить учить. Так как они, набрались кто где, и как Есфирь, начинали учить тому, чему Писания не учат.

Но здесь есть другое. Главное здесь было не пост, а ответ Бога на всю ту скорбь и сетование, которые были по всем местам. Здесь ответ был не на пост Есфири. Наоборот, Есфирь была ответом на пост (сетование пред Богом) всех евреев.

Обратите внимание, этот поступок изобретен не Есфирью, а Мардохеем. Она вообще не собиралась так поступать. Мардохей, который перед тем сидел в прахе, он дал ей «установку». Он ее старший брат на правах отца. И что делает она? Когда он ее уговорил. Она ему приказывает. Во те на! Что делает Мардохей? Он прекрасно понимает, что для такого шага нужна реальная поддержка. И нет лучшей поддержки, чем такая. Мардохей делает именно то, что сказала его младшая двоюродная сестра. Здесь пост с отказом от пищи, изобретенный Есфирью – это духовная поддержка Есфири. С тем же успехом она могла сказать, сядьте все на главной площади в прахе и все евреи сели бы. И что, мы бы это приняли за правильный пост? Она могла потребовать, что бы все евреи пели без остановки, чтобы она могла слышать и стала бы храбрее. И это мы потом сделали бы постом? Но она сказала то, что сказала.

А теперь, давайте внимательно посмотрим на текст. Есфирь требует несколько действий, и все они здесь как перечисление (наличие союза «и»).

  • Собери всех Иудеев
  • Поститесь ради меня (пока связь с едой не очевидна, можно понимать как «скорбите обо мне перед Богом»
  • Не ешьте и не пейте три дня.

Мы точно знаем, что пост практически всегда связан со скорбью. Здесь же Есфирь не использовала слово «скорбь», но лишь слово «пост». А «не ешьте и не пейте», через союз. Нельзя сказать однозначно, что Есфирь понимала под постом отказ от пищи. Я здесь вижу перечисление. Здесь нет художественного усиления через синонимы. Так как «собрать» и «не есть» — точно не синонимы. Перечисляются совершенно разные действия, и между ними союз «и». Это мне говорит лишь об одном. Отказ от еды – это дополнительное требование к посту, придуманное Есфирью. Возможно здесь, в Сузах, язычники так выпрашивают у Бога милости. И Есфирь, насмотревшись на обычаи местных «верующих», решила так же «манипульнуть» Богом. Почему Бог ответил? Да потому, что от этих людей, потерявших всякое понятие о Законе и Служении, уже нельзя требовать буквального исполнения. Они его не знают. Здесь работает только (!) милость.

Тот же период: 3 комментария

  1. Не ешьте и не пейте— весьма относительная просьба..Другое дело сказать:Совсем НИЧЕГО НЕ ЕШЬТЕ И НИЧЕГО НЕ ПЕЙТЕ—вот такое наказание полностью удаляет потребление еды и питья..Я не буквоед, но думаю, к питью в то время,кроме вина,относилась также и вода…Словосочетание— не ешьте и не пейте— никак не даёт полного ограничения…Может я не прав? НО ЭТО МОИ МЫСЛИ ВСЛУХ…

    • Думаю, здесь все нормально с едой и питьем. Это все таки текст ветхозаветный, т.е. не уделяющий внимания тонкостям в слове.

  2. 16 пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте-да такое чувство как будто союз и это как перечисление например как — и молитесь и пойте и поклоняйтесь Господу то есть это разные действия но суть ясна спасибо за статью очень здорово

Добавить комментарий для Алексей Подольский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.