Пост в Массифе

думаюПрежде чем перейти к вопросу о посте в Массифе, немного закончу предыдущий случай. Итак, что же мы можем сказать о посте, исходя из предыдущей истории? Первое – совершенно очевидно, что там пост был связан с пищей, но не в плане отказа, а в плане обязательного поглощения ее, по правилам принесения мирной жертвы. Но это, скорее шутка, чем утверждение. А утверждение здесь такое. Пост точно не был связан с отказом от еды. Но, так же совершенно очевидно, что сказанное ранее не проливает нам свет на само понятие поста. И вот мои мысли по этому поводу.

Изначально люди не имели «религиозного мышления», какое сегодня мы имеем повсеместно. Бог воспринимался более реально, и поэтому отношение к вере было скорее естественным, чем религиозным. Все слова, которые позже стали «религиозными» изначально такими не были. В начале все «религиозные» слова были обиходными, то есть употреблялись в обычной жизни и не имели прямого отношения к чему-то Божественному. Так что не нужно ограничивать себя пониманием «поста» только в узко религиозном секторе. Со временем, безусловно, и это мы видим по Писанию, слово пост выделилось в такой класс, но не с начала. Повторюсь еще раз. Первые 6 книг, а именно целая Тора и еще одна книга это слово не используют вообще. Можно с уверенностью сказать, что термин «пост» изначально вообще не использовался евреями. Вероятно, этот термин был «подхвачен» у захватываемых народов. Может быть, именно оттуда и берется его начальное значение.

Все это, конечно, всего лишь предположения. Но мы знаем целую иудейскую секту, придерживающуюся только наставлений Торы – Саддукеи. Для них все остальные книги не являлись Писанием. И если для них Священна только Тора, то, вероятно они тоже не имели оснований для поста. Фарисеи же наоборот, принимали все книги Писания за святыню. Может быть, поэтому именно о фарисеях сказано, что они постятся 2 раза в неделю.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
(Лук.18:11,12)

Какие еще можно сделать выводы из предыдущего текста? Смущает еще один факт. Евреи три раза приходили в Храм, и все три раза Бог говорил с ними. Все три раза Бог приказывал Израильтянам идти на Вениамитян. Два первых раза они пострадали, на третий выиграли. При первом взгляде на событие, создается впечатление, что в третий раз Израильтяне что-то сделали такое, что изменило ситуацию. И, тут, именно слово «пост» выходит на сцену. Но тогда нам придется что-то допустить. А именно, что Бог лжец.

Я даже пишу это с содроганием. Это невозможно. Прости меня Господи за такие слова, потому что я в это не верю. Если в первый раз Бог сказал им идти, значит, надо было идти. И если Израильтяне потеряли тысячи воинов, значит, это было нужно. Я не знаю, почему такая цена, но так решил Бог. Почему евреям нужно было быть в рабстве у Египтян 400 лет? Почему нужно было, чтобы фараон не отпускал евреев вплоть до исполнения 10й казни? По тому, почему и здесь нужно было, чтобы Вениамитяне сначала одерживали победу. Я не знаю всех причин, но совершенно уверен, Израильтянам не нужно было ничего особенного делать, только верить Богу и все получилось бы точно так же, как получилось. А теперь вопрос. Делали ли, Израильтяне что-то особенное в третий раз?

Итак, в первый раз (это Судей 20:18), Израильтяне не плакали. У них не было вопроса к Богу идти или нет. Их интересовало «Кто» пойдет первым. Уже само то, что братья пошли против братьев, даже и по такой ужасной причине, о чем-то говорит. Итак, Бог дает указание, что первым пойдет Иуда. Погибло 22000 Израильтян, то есть, в первую очередь люди Иуды.

Во второй раз (это Судей 20:23), Израильтяне уже заплакали. И, внимание, плакали до вечера. Теперь что меняется? Меняется вопрос. Теперь они спросили таки: «…вступать ли мне еще в сражение с сынами Вениамина, брата моего?».  Смотрите, после того, как Израильтяне потеряли 22000 человек, они вспомнили, что Вениамин – брат. Теперь уже Бог дает указание идти против Вениамина. И вновь Израиль теряет 18000 человек. Сколько потерял Вениамин? История об этом умалчивает.

Что же происходит в третий раз? Вот в третий раз появляется слово «пост», на который мы так внимательно смотрим. Но на самом деле, разница не в слове «пост», а в том, что они стали приносить жертвы всесожжения и мирные. Итак, весь день, приблизительно с 9 утра до 5 вечера они приносили эти жертвы. Что они значат? Жертва всесожжения означает полное посвящение Богу. Мирная жертва – жертва «примирившегося с Богом человека». Всесожжение – отображает посвящение, примирение и переход в Его лагерь, клятву служить Ему одному. Мирная – отображает исполнение первой жертвы (всесожжения). Здесь человек уже Божий и делит с Ним все, в первую очередь свое богатство – скот. И ест вместе с ним.

Обратите внимание, в первых двух случаях ничего подобного не было. Сначала они просто пришли сами по себе: «Вот, мы тут решили, как думаешь, кому первым?». Второй раз: «Ну, может мы ошиблись, он все же, брат, как  думаешь?». В третий: «Прости, мы хотим делать твою волю, а не свою. Что ты хочешь?». Вот здесь и появляется это странное слово «пост». Первые два раза, они думали о себе и своей воле. Третий раз – о воле Божьей.

Казалось бы, второй и третий разы, вопросы похожи. Но два первых раза была их воля. Третий – Божья. Во второй раз, Израильтяне просили «разрешения» пойти, потому что они этого хотели. Третий, спрашивали уже «хочет ли Бог».

Физически, кроме того, что в третий раз они приносили жертвы, ничего нового не было. И во второй они плакали, и в третий раз. Вот еще возможная разница. Во второй раз не сказано, что они сидели, как в третий. Может быть, это ни о чем не говорит, а может и говорит. Не знаю. Итак подводим итог. «Пост» это что-то такое, что евреи делали и в первый и во второй и в третий раз. Но первый и второй имел целью их волю, поэтому не назывался так. А в третий был посвящен Богу, потому и был назван.

Итак, что же можно было назвать постом? Отказа от пищи не было, теперь это совершенно ясно. Единственное, что остается – тот факт, что они а) находились в Храме, б) плакали, в) вопрошали. Что-то из этого имеет отношение к исследуемому термину. Оставим вопрос открытым, а сами перейдем к следующему отрывку.

Покаяние

История такова. Ковчег захватили Филистимляне. Сначала его попытались хранить в храме Дагона, но, каждый раз обнаруживали Дагона валяющимся. Но ко всему этому все жители Азота стали покрываться ужасными наростами. Те решили избавиться от ковчега и переправили его в Геф. Жители Гефа так же были поражены от малого до великого. Гефяне передали ковчег в Аскалон. Замечательный подарок принес беды и туда. Филистимляне, посоветовавшись с жрецами, погрузили ковчег с золотыми дарами на телегу и пустили восвояси. Коровы шли как запрограммированные, точно в Израиль. И первый Израильский город был Вефсамис. Жители Вефсамиса умудрились посмотреть, что лежит в ковчеге. За это Бог наказал и жителей Вефсамиса. Погибло 50070 человек. В результате Вефсамитяне обратились к жителям Кириаф-Иарима с просьбой, чтобы те забрали ковчег к себе. Те забрали его и посвятили на хранение ковчега Елеазара, сына Аминадава. Там он хранился около 20 лет и весь Израиль обратился к Богу. Все это время Израиль находится под гнетом Фелистимлян. По указанию пророка Самуила, весь Израиль избавился от идолов и стал служить одному Богу. Самуил приказал всем Израильтянам собраться в Массифе и каяться перед Богом за грехи, из-за которых они оказались под давлением Фелистимлян.

6 И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.
(1Цар.7:6)

Это второй раз, когда в Писании встречается слово «пост». И вновь ничего конкретного. Что же мы здесь можем видеть. Как и в первом случае, здесь состоялось покаяние и посвящение людей Богу. Однако здесь нет жертв ни всесожжения, ни мирных. Я не знаю, что значит «проливать воду». Но, рассмотрев карту древнего Израиля я обнаружил, что Массифа находится на границе с Аравийской пустыней. Очень далеко от Иордана на восток. Кроме того, на высоте от километра и выше над уровнем моря. Возможно ли для оккупированного Израиля собрать со всей страны овец и привести их в Массифу для заклания, на виду у Филистимлян? Сильно сомневаюсь. Но Израильтяне нашли выход. Для них в пустынной и высокогорной местности не может быть ничего дороже воды. Вот именно ее то они и приносят в жертву. Лишая самих себя спасительной влаги, они тем самым, как бы, приносят жертву всесожжения.

И вновь мы видим смирение людей под волю Бога. Ни о каком усмирении плоти (как тела) не идет речи. Но о смирении духа человеческого, воли человеческой – да.  Ничего мы не видим относительно плача, да и не в Храме они собрались, хотя рядом с ковчегом. Если жертвы приносят, то, скорее заменитель, чем саму жертву. И ничего не спрашивают у Бога. Единственное желание – чтобы Бог простил и удалил от них Фелистимлян.

А теперь еще немного внимания. Вот собрались Израильтяне. Вот они начали лить воду. Можете представить, когда на раскаленные камни пустыни выливают воду, что происходит. Но не это интересно. Вот они каются, Самуил их судит, то есть выговаривает что-то, прощает, от имени Бога. А в это время Филистимляне узнают о сборище. Как вы думаете, сколько времени понадобилось Филистимлянам, чтобы добраться до Массифы.

Кое что надо пояснить. Земля Фелистимлян находится на побережье Средиземного моря. А Массифа с другой стороны Иордана на границе с Аравийской пустыней. По моим подсчетам (не очень точным) от Фелистимлян до Массифы около 140 километров. Вопрос, сколько времени нужно войскам Фелистимлян, чтобы добраться до места сбора Израильтян? Дорог нет, пески и т.д. Максимальная скорость передвижения – 60 км в час, если по ровной дороге. Но дорог нет, прямого пути тоже. Значит минимум 2-3 часа. Но, это если галопом и только на конях. Однако войска всегда идут вместе с пехотинцами. А их скорость не превышает 5 км в час. Итак, уже не 2-3 часа, а 28 часов постойнной ходьбы. Добавим сюда привалы через каждые, пусть 6 часов по часу, получим 4 привала, причем один – ночевка, еще 8 часов. Итого 28+3+8 = 39 часов – это почти 2 дня. Отбросим возможные ошибки, получим минимум сутки на переход. Итак, у Израиля есть сутки.

И вот к каким мыслям я прихожу. Как минимум сутки Израильтяне находятся в состоянии покаяния и «святого уничтожения» воды. Сутки не отходят от ковчега и от Самуила. Едят ли они там что-нибудь? Не сказано. Но, если бы люди столько времени не ели, это обязательно было бы отмечено. Вода так же была. Хотя ее беспощадно уничтожали.

Дальше. Фелистимляне подходят к городу и готовятся напасть. Что делают Израильтяне? Они просят Самуила НЕ ПРЕКРАЩАТЬ.

8 И сказали сыны Израилевы Самуилу: не переставай взывать о нас к Господу Богу нашему, чтоб он спас нас от руки Филистимлян.
(1Цар.7:8)

Выражение «не переставай» нам ясно говорит о том, чем Самуил в то время занимался. То есть как минимум сутки Самуил «не переставал взывать к Господу».  Если Самуил «не переставал» взывать к Господу, то чем занимались остальные Израильтяне? Они не переставали каяться, сокрушаться и лить воду! Делаю вывод, что вполне возможно, что под «постом» понимается вот такое «не переставание».

Давайте посмотрим на предыдущую историю? Что евреи делали до вечера? Они плакали, приносили жертвы. Можно сказать, что они «не переставали» плакать и приносить жертвы, пока не получили указание. Что здесь делают Израильтяне? Они «не перестают» каяться и лить воду, в то время как Самуил «не перестает» взывать к Богу. И чем все закончилось? Филистимляне были поражены.

Правильно ли мое предположение или нет, покажут исследования других мест Писания. А пока могу лишь сказать, что, как минимум в русском языке слово пост имеет отношение не только к религии, но и к армии. Это то же слово, когда солдат стоит на посту, или «на часах». В английском однокоренное слово посту – причал, швартовы, засов. И в русском и в английском слово пост имеет прямое отношение к чему-то постоянному, неизменному. А вот в немецком это слово по корню совершенно идентичное английскому, по смыслу больше ничего не несет, кроме значения религиозного поста.

Сегодня все, продолжим в следующий раз.

Пост в Массифе: 4 комментария

    • А сам-то как думаешь? В истории с Моисеем ничего не сказано о посте. Да, действительно, он был на горе 40 дней, но можно ли это назвать постом — это вопрос. Ведь сам термин там не употреблялся. Точно так же, до книги Судей люди разрывали одежды и посыпали себя прахом в плаче. Однако слово «пост» не использовалось. А ведь мы говорим о слове «пост». ЗАчем? Чтобы понять, какой смысл оно несет. Ну и так далее.

    • Ведь мы именно слову пост приписываем некоторые характеристики и думаем, что так нужно. но так ли это? В общем, термин такой в то время не использовался, и появился лишь ко времени написания книги Судей.Это не исключает того, что Моисей постился. Однако, чтобы сделать такой вывод, сначала надо понять, что это за термин и как он использовался Иисусом. И затем уже делать вывод, нужен этот термин нам или нет, и нужно ли то, что мы подразумеваем под этим словом сегодня. Ведь совершенно легко может получиться, что Иисус говорил об одном, а мы взяли на вооружение совсем иное.

Добавить комментарий для Petrograd3 Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.