Секрет чистоты

думаюТолько что по тексту Павел, намекая на ортодоксов евреев, говорит притчу. Которая должна показать этим ортодоксам, что их благоденствие продлится не долго. Без защиты Божьей на них нападут напасти в 7 раз хуже, чем те, от которых их Бог защищал в истории божьего народа. Эти напасти не сравнятся ни с Египетским рабством ни с Вавилонским. И вдруг!..

Знаете, иногда случается странная вещь. Ты стоишь, кому-то очень подробно что-то объясняешь, доказываешь, и вдруг видишь, как слушающие тебя люди приходят в восторг. И ты думаешь: «О, как классно я все объяснил!» — или нет, лучше так: «О, как замечательно Бог меня вдохновил!».  А через секунду ты вдруг осознаешь, что тот, кто оказался в восторге от всех твоих усилий услышал совершенно не то, что ты хотел сказать. И ты стоишь и думаешь: «И зачем я потратил столько времени? Говорил, говорил, а люди услышали совершенно иное». Тут сразу подбегает враг человеческий и нашептывает нам: «Вот, ты ничего не умеешь. Даже объяснить у тебя не получается. Люди совсем тебя не понимают. И Бога ты не слышишь. Слышал бы, тебя бы поняли».

Недавно была подобная ситуация. Один христианин (не важно, какого пола) прочитал книгу, в которой призыв осознать, кто мы на самом деле во Христе. Книга, действительно, замечательная. Но вот вывод, который этот христианин сделал. Не надо читать Ветхий Завет. Упс! Мне даже трудно предположить, откуда этот вывод взялся! Но вот так это было увидено человеком.

Вернемся к тексту. Итак, Иисус, если мы еще не забыли, обличает фарисеев и иже с ними. Его речь если не эмоционально, то по содержанию, гневная, обличительная. И вдруг появляется странная дама и выкрикивает нечто совершенно несусветное.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

Лука совершенно четко указывает, что эта самая дама закричала именно тогда, когда Иисус еще говорил свою обличительную речь. Возможно, она пришла в восторг от того, что, этим гадким фарисеям досталось на орехи. Это она уловила. Но что было целью Учителя? Если бы задачей Иисуса было только (!) надавать по шеям. Думаю, Он поступил бы проще. Одно слово и все ослепли или онемели, или окривели. Но нет. Учитель так не поступает. Его гневная речь действительно бьет больно, но не как карательный меч, а как лоза в руке отца. И цель Его речи – достучаться. Он не убивает фарисеев, он их встряхивает, старается отрезвить, если возможно хотя бы кого-то. Его угрозы лишь инструмент. И, все же, это угрозы, которые обязательно будут исполнены. Потому что наш Отец, как и Его Сын не бросают слов на ветер. И Его слово не возвращается к Нему неисполненным.

Но вот эта женщина увидела лишь одну сторону, и не самую главную. И что она сделала?  Может быть, это странно прозвучит, но она прославила Иисуса. Она сделала то, что обычно происходит в наших церквях.  Она славословила. Причем делала это совершенно правильно. Это было самое, что ни на есть, искреннее славословие. От самого сердца! Мы привыкли, что, если мы прославляем Бога от сердца, то Он отвечает нам. Таки да! Иисус ответил! Но как? Он буквально обличил ее. Жестко обрезал ее поклонение! Указал на ее глухоту! Но самое главное. Он указал на то, чего она не видела. А именно, что Иисус, обличая фарисеев, исполнял волю Отца. А воля Отца, это не воля Царя, хотя и Отец и Царь – одно. Воля Отца – это спасение Его детей. И фарисеи – тоже Его дети. И если Иисус с ними грубо и жестко говорит, то говорит так только лишь потому, что хочет спасти! Вразумить, отрезвить, пробудить от губительного сна! Иисус как бы бьет их по щекам, чтобы те проснулись. Чтобы снять с них ощущение правоты, уверенности в их правильности.

А что увидела женщина? «Ой, какой хороший сынок у кого-то! Какой умница!» Поэтому Иисус отвечает ей тем, что переводит ее взгляд с ее приземленной точки зрения, на правильную.

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Но слова Иисуса, как это ни странно, вновь направлены не столько к женщине (хотя и к ней тоже) сколько к тем же фарисеям, саддукеям и жестким иудеям. И вот еще одна мысль, которую нужно отметить. Трудно обличить фарисея или саддукея в невыполнении Торы. Они приняли на себя 613 заповедей и исполняют их до самозабвения четко (как им кажется). Однако именно им Иисус часто повторяет одно и то же: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».  Я не буду приводить список мест, где Иисус это говорит, если вы читаете Писание, вы сами знаете, где их найти.

Итак, Иисус обращается к людям, которые исполняли Тору, т.е. 613 заповедей. О каком еще исполнении говорит Иисус? Потому что постоянно слышу, что слово Божие – это и есть Тора. Значит, исполнять Тору, и означает исполнять Слово Божие. Но, не клеится. Видите? Это обличение обращено именно к тем, кто Тору исполняет.

Дело в том, что «слышать слово Божье», это совсем не то, что читать пункты закона. Давайте посмотрим на греческий текст, а именно на слово «слышащие».

Слышать (191): 1.слышать, слушать; 2.выслушивать, прислушиваться, внимать, понимать; 3.слушаться, повиноваться; 4.услышать, узнавать; 5.стард. слыть, считаться.

Мистер Стронг не дает полного понимания этого слова, по этому обращаемся к древним.

  • Слышать – Гомер, Геродот, Ксенофонт (слышать кого-либо), Гомер, Трагики, Ксенофонт, Платон (слышать что-либо или о чем-либо); Плутарх (ему тяжело было слышать что-либо); Гомер, Фукидид, Ксенофонт или Аристофан (слышать (узнавать) про кого(что)-либо); Аристофан (ты ведь про него слышал);
  • Слышать (в прошлом), знать понаслышке – Софокл (я слышал (знаю понаслышке)); Платон (как слышно, как говорят);
  • Слушать – Диоген Л., Платон ((Перикл) слушателем которого ты сам был);
  • Благосклонно выслушивать, внимать – Гомер, Эврипид (внять чьим-либо мольбам);
  • Слушаться, повиноваться –Гомер, Эсхил, Геродот, Демосфен, Плутарх, Эврипид (никто ни в чем никому не повинуется);
  • Слышать, понимать – Эсхил (они слушали, но не понимали);
  • Узнавать – Полибий (читатели);
  • Выслушивать про себя (о себе) что-либо, то есть слыть, считаться кем-либо – Геродот, Лисий, Полибий, Плутарх (иметь дурную славу у кого-либо); Полибий (подвергаться всевозможным поношениям); Эврипид (так говорили о тебе все аргивяне); Геродот ( аргивяне слыли первыми музыкантами среди греков); Софокл (если тебя правильно называют владыкой мира).

Итак, слышать, это не просто улавливать звуковую информацию, но воспринимать, обрабатывать, осознавать, и главное, понимать.  Помните, что Дух говорит в Откровении и повторяет это несколько раз?

29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.
(Откр.2:29)

Мало иметь здоровое ухо. Нужно еще слышать, то есть воспринимать, обдумывать и понимать. И блаженны не те, кто сидит с Торой на коленях, а те, кто понимает смысл Торы, Дух Того, кто Ее дал. Потому что смысл не в законах, а в их духе.  Почему евреи научились «обманывать» Бога? Потому что в любом законе всегда есть лазейки, если подходить к нему как к списку требований. Но, если мы понимаем дух Закона, то есть Дух Божий, то Закон, как свод правил, нас уже не интересует, потому что сам Дух указывает, что верно, а что нет. Но мало понимать это. Вторая часть слов Иисуса не менее важна. Потому что Он говорит, что блаженны не те, кто только слышит, а те, кто слышит и исполняет. Счастлив не тот, у кого есть одна нога, но у кого их две.

Беда же многих верующих в том, что для них Писания – это свод правил, которые необходимо выполнять, иначе они попадут в геенну огненную. Но они не понимают того, что, даже выполняя все правила, они все равно окажутся там, потому что при всех своих стараниях НЕ ВЫПОЛНИЛИ ничего из того, что сказано в той же Торе. Потому что Тора – это указатель на Дух Божий. И повиноваться Торе – повиноваться Божьему Духу, а не наоборот. Как некоторые говорят, что повиноваться Духу Божьему, значит повиноваться Торе.  Иначе получается так. Если солнце – это свет, значит свет – это солнце. Одно из другого никак не вытекает. Вы же понимаете, что деревья качаются, потому что ветер дует, а не наоборот. Однако у таких теологов, получается именно такая логика.

Вернемся к беседе с Иисусом. Итак, Иисус постепенно поднимается в возмущении на «сей род», то есть на тех теологов, о которых мы только что говорили. И, привлеченный «чем-то интересным», народ начинает собираться.

29 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
30 ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.
31 Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.

Здесь я не хочу чего-либо объяснять. Мне кажется, об этом уже много переговорено. Поэтому просто продолжу дальше. Так вот, Иисус уже не намекает, он уже ясно и четко указывает этим «спящим» теологам, фарисеям, саддукеям и прочим с ними, чего их ждет, когда они предстанут перед Богом, которому они, по их мнению, служат всем сердцем. И в этой гневной речи Он продолжает.

33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
36 Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.

Мы так привыкли к этим строкам, что даже не задумываемся, кому и зачем эти слова были сказаны. Мы их читаем себе, думая, что это доброе наставление нашего Учителя своим ученикам. Но, посмотрите внимательно. Иисус еще не закончил со своими оппонентами. Он все еще в гневе. И эти слова совсем не мягкое наставление доброго учителя. Это все те же обличительные слова, целью которых – ударить по щекам погибающих во сне детей, чтобы пробудить их, не дать уйти в небытие.

С чем мы привыкли связывать эти слова? С тем, что мы, как христиане, должны вести себя открыто. И это правильно. Так и нужно вести себя настоящему христианину. Кроме того, то, на что мы смотрим, тоже должно быть чистым. Однако и верно все это, все же, слова о светильники имеют другую цель.

Первое, О чем мы должны подумать. Свеча в 33-м стихе и светильник в 34-м это одно и то же, или нет? Если это одно и то же, то, следуя логике 34-го стиха, мы не должны прятать глаза в тайник, но, причем тут это? Давайте посмотрим иначе.

Перед тем, как говорить о свече, Иисус говорит о Себе: «Здесь больше Ионы». Указывая на то, что «род сей» не покаялся от проповеди Того, Кто «больше Ионы». А перед этим Он говорит о том, что Он больше Соломона, мудрость которого приходила послушать издалека даже чужеродная царица.  То есть, перед тем, как говорить о свече, он обличал «род сей» в том, что они не воспринимают Иисуса Тем, Кем Он на самом деле является. А ведь Он и есть свет, «на малое время».

35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
(Иоан.12:35)

И говоря об их невнимании к Себе, к словам, которые Он говорит, к свету, который Он излучает, Он начинает речь о свече.

33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
(Лук.11:33)

То есть, как в обычной жизни, если кто-то зажигает свечу, то это кому-то надо, и цель этой свечи – рассеивать свет везде, где она появляется. По этой причине, умные люди помещают ее выше, чтобы свет свечи открыл все темные места и сделал ясным неясное. А «сей род», вместо того, чтобы вознести Иисуса как свечу, спорят с ним, пытаются спрятать, загасить. В одном из текстов, трудно сказать, какой из них настоящий, какой нет, есть вот это «под сосудом». Однако, большинство считают все же это поздней добавкой. Но, думаю, эта добавка не мешает смыслу, хотя я противник всякого рода добавок вообще. Но, позволю себе такое отступление. Здесь сосуд – модий. Это сосуд, которым накрывают свечу, чтобы погасить. То есть речь идет не о том, чтобы прятать горящую свечу, а именно погасить. Но эту Свечу зажег Бог для людей, ходящих во тьме!

16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
(Матф.4:16)

79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.
(Лук.1:79)

И они, фарисеи, саддукеи, традиционные иудеи, то есть все, кого Иисус назвал «род сей», только и делали, что не учились, а искали способ закрыть свечу модием, погасить.  Итак, Иисус – это свеча, которую Бог зажег для нас, чтобы мы увидели путь мира (покоя, дружбы, любви). Как же дело обстоит со светильником?

Итак, в чем же проблема людей «сего рода»? Их проблема в том, что они не видят света, идущего от Божьей свечи. Божий свет не проникает в их тела, не освещает их, не пробуждает. Они слепы. Вот о чем идет дальше речь.

34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
36 Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.
(Лук.11:34-36)

Крайне важно не терять линию разговора. Иисус не переключался на другую тему. Он все еще в гневе, и Его гнев направлен ко всем, кто пытается погасить Божий свет. Свеча – это Христос. Но, чтобы видеть этот свет, нужно кое-что.  Смотрите. Свет попадает в глаз и дальше воспринимается нами как свет благодаря разным органам. Я не буду сейчас говорить об этих органах. Потому что речь идет не о физическом свете. Однако, Иисус проводит эту параллель, чтобы фарисеи уяснили слова Учителя. Итак. Чтобы информация о свете попала в наш мозг, глаза должны быть в порядке. Не важно, какими органами мы его воспринимаем, и какая у этого механика, мы воспринимаем свет так, будто свет попал прямо в наши внутренности. Если что-то плохо с моими глазами, тогда я не получаю полной информации, либо получаю ее искаженной. То есть, в этом смысле, светильником для тела являются глаза.

Сами глаза не источают свет. Они не источник света. Они его передатчик. Однако для тела это не важно. Источник Божьего света – Иисус. Он Его свеча. Мы же, либо воспринимаем этот свет и принимаем его внутрь, либо нет. Теперь. Какая же беда у фарисеев? Иисус объясняет так: «Худо с глазами». Почему Он сделал такие выводы. Очень просто. Он видит, что наполняет человека. Если человек источает подозрительность, страх, зависть и т.д., значит в его теле темнота. Иисуса отталкивают, ищут способ заткнуть его голос, злятся на него, выходят из себя, завидуют и т.д. Значит в их телах тьма! И что самое ужасное, они ничего с этим не могут поделать. Они не видят способа.  Они не видят! Значит у них проблема с глазами!

И наоборот. Если Иисус видит искреннего, открытого человека, добродушного, доверчивого, простого, значит в теле этого человека светло. Мы так и говорим – светлый человек. Почему? Потому что этот человек видит Божий свет. И Учитель дает им тест. Хотите узнать что внутри вас? Рассмотри тот «свет» который в тебе – это свет. То есть ты не подозреваешь других в каверзах. Не боишься, что тебя хотят подсидеть, не стремишься выяснить, что задумали о тебе твои «друзья», то видимо, это не тьма, а что-то другое. Но главное, в контексте слов Иисуса, как ты смотришь на Христа? Если для тебя он действительно Тот самый Мессия, и Его воля спасти тебя, то свет вошел в твою жизнь. Воспринимай его и все тело наполнится светом. Но если Иисус, это просто плотник, который придумал новую религию для бедных евреев, или, как говорили коммунисты, для богатых, чтобы угнетать бедных, то ничего хорошего в твоем теле, точно,  нет. Там темно. Там много подозрения и недоверия. Вот об этом и говорит Учитель. Итак, когда Он это говорил…

37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.
38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл [рук] перед обедом.
39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто.
(Лук.11:27-41)

Сначала может показаться, что та история о свете закончилась. Вот уже другой рассказ. Другие люди. Иисус сидит и мирно кушает. Но это ошибка. Смотрите. Один фарисей пригласил Иисуса в самый разгар его гневной речи! Я уж не знаю, дожидался ли он, пока Иисус выговорится или нет. Но, вопрос первый. Только что все фарисеи получили духовных затрещин. И вот  один из них почему-то приглашает Иисуса к себе. Кажется, что это не логично.

Но это не так. Почти всегда, когда ты кому то выговариваешь за что-то, оказывается рядом человек, который как  бы дистанцируется от этого. Он делает вид, что это не про него. Это все фарисей плохие, а он хороший. Он исключение из всех фарисеев. Вот Иисус всем показал, где раки зимуют, а он друг Иисуса.  Помните, в советском мультфильме «Маугли» есть такой шакал, который кричал: «Акелла промахнулся». Вот это их природа. Такие тут же рядятся в друзей. Вот такой «шакал» пригласил Иисуса на обед. Но, видимо зря. Он лишь усугубил свое положение.

Если там, условно «на улице», Иисус его лично не трогал, то придя к нему, домой, Он уже говорит прямо в лицо фарисею. И говорит ему не «ты», а «вы», подчеркивая его связь с другими фарисеями. И речь, не другая, а та же самая, только другими словами. Не буду толковать слова Наставника о чашах. Обращаю ваше внимание на 41-й стих. Вот рецепт исцеления глаз. Хочешь, чтобы твое тело было чистым, чтобы видеть свет Божий? Поступай по 41-му стиху.

41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто.
(Лук.11:41)

Здесь у нас проблема. Дело в том, что, на греческом, не все так просто, как мы читаем. И, я думаю, переводчики, столкнувшись с этой проблемой, замучили консультантов, однако, не смогли справиться.  Что же тут на самом деле?

41 Однако (все же, разве что)  скрытое внутри (находящееся в) пусть будет давшим ( раздавшим) сострадание (милосердие)…
(Лук 11: 41а)

Давайте теперь перестроим, чтобы было понятнее для прочтения.

41 Однако, пусть сострадание, которое внутри вас, будет розданным, и вот, все для вас чисто.

То есть, хочешь быть зрячим, пусть то сострадание, которое есть в тебе, сколько бы его ни было, будет выпущено на свободу и действует. Тогда прозреешь, все станет чистым. И ты поймешь, что есть что, и кто есть кто.

Секрет чистоты: 2 комментария

  1. Спасибо,Отец! Пусть Твое слово вырастет в нас и принесет плод, и Ты будешь прославлен!

Добавить комментарий для Алексей Подольский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.