Научи нас молиться (2)

думаюЯ сейчас еще раз прочел перевод «Отче наш» в прошлой статье и подумал: «вроде бы старался, объяснял смысл слов, а в самом переводе, опять пропало то, что вот это «для того, чтобы было освящено имя Твое» и т.д., должно быть в повелительном наклонении. То есть, идея в том, что у молящегося есть жажда освятить имя Бога, жажда по тому, чтобы каждая воля Бога была исполнена на земле.  И, я не знаю, как это можно перевести так, чтобы и размер текста не раздуть и передать весь смысл. При этом избежать ввода новых слов, не указанных в греческом тексте. Сложная задача. И пока я не знаю на это ответа, продолжу чтение Евангелия от Луки.

Итак, какой-то из учеников обратился к Иисусу сразу после того, как Учитель закончил молиться и попросил Его научить молиться. В ответ Иисус сказал, что изначально прошение (а слово молитва в этом тексте означает именно это – прошение) нужно начинать с того, что все, что мы просим, нужно для освящения имени Бога и для исполнения Его же воли на земле. И если для этого нужно что-то, то об этом и просим.  Мы обычно останавливаемся на этих стихах. Однако из текста ясно видно, что это было лишь начало. Сразу за текстом образцовой молитвы Иисус начинает пояснять что-то. Важно сразу уяснить, что это не отдельная тема – это продолжение того же самого разговора – разговора о «науке молиться». И на эту связь предыдущего текста с последующим указывает союз «и».

5 И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
(Лук.11:5-10)

Здесь в тексте нет ничего сложного.  Да и можно ли вообще этот текст как то извратить, не знаю. Однако есть и здесь важная деталь. Не знаю как вы, но я до сих пор слышал такую трактовку этого текста, что нужно быть настойчивым и тогда все получится. Однако каждый раз в толковании шла речь о чем-то размазанном во времени. И здесь постоянно была некая недосказанность. Выводы, какие делались из этого текста, обычно были такие. Нужно быть постоянным в молитве. Под этими словами подразумевалось, что нужно каждый день в определенное время молиться 15 минут. Другие говорили, что нужно молиться полчаса, но обязательно каждый день. Третьи называли другое время, но неизменно шла речь о постоянстве в молитве, которую нужно совершать ежедневно.  Ничего не имею против такого постоянства, однако именно здесь и именно эти слова с ТАКИМ (!) постоянством не имеют ничего общего.

Мы видим, а точнее НЕ видим в тексте никакого намека на ежедневные «упражнения в молитве». Речь идет не о постоянной молитве каждый день. Речь шла и идет о молитве происходящей сейчас. Молитва в данный момент. То есть, если ты обратился к Богу с прошением, то твоей тактикой должна стать неотступность.  Иначе говоря, если ты встал с молитвы, не получив просимого, молитва была бесполезной.

Послушайте, здесь так же нет ничего общего с нашими харизматическими завихами, типа: «Я верю, что получу».  Хочешь знать, веришь ты или нет? Если ты встал не получив – ты не веришь. Если ты не встаешь с молитвы пока не получил – ты веришь. Все остальное от лукавого.  Не надо самого себя обманывать.

Вот история, приведенная в пояснение Иисусом. Она проста как две копейки. Разве что переводчики позаботились о благозвучии слова «неотступность». Там ни о какой неотступности не идет. Это переводчики библии короля Иакова слукавили, заменив слово сказанное Иисусом более благозвучным. А так как мистер Стронг составлял свои «Номера», основываясь на этом переводе, то именно такое значение оказалось внесенным в вариант перевода этого слова. Но древние греки не использовали это слово таким образом. Вот, как записано у Стронга:

Неотступность (335): бесстыдство, назойливость, надоедливость, неотступность. – это Стронг, а вот древние:

  • Бесстыдство, наглость – Софокл, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Демосфен, Гомер (облеченный бесстыдством, бесстыдный), Гомер (предаться бесстыдству), Гесиод (вследствие своей наглости).

Я не настаиваю на том, что нужно заменить «неотступность» на бесстыдство или наглость. Однако именно эти значения рисуют характер учения Иисуса о молитве. Посудите сами. Как привыкли вести себя люди, пришедшие к царю с прошением? Они заходят в трепете, зачитывают прошение, и, получив отказ, спешат уйти. Что делает «наглец»? Он говорит, я не уйду, пока не получу! Наглец настаивает. Его выбрасывают стражи, но он продолжает преследовать царя на улице, ожидать у дверей. Это именно наглец! Это не святая неотступность.

Вспомните образец веры женщины, пришедшей просить для себя милости, потому что ее дочь была больна.

22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
(Матф.15:22-28)

Эта женщина вообще не имела никаких прав на исцеление дочери. Иисус сказал, что пришел ТОЛЬКО (!!!) «к погибшим овцам дома Израилева».  То есть Он дал ей отказ. Но это сказал Иисус. А теперь давайте посмотрим на ее поведение. Прежде чем получить отказ она «кричит за нами». Она достала всех тем, что кричала и кричала. Ученики уже взмолились перед Иисусом, чтобы Тот смилостивился и отпустил. Вероятнее всего именно потому, что у них уже разболелась голова от ее криков. Затем, он отказывает, но она продолжает настаивать, находя невероятные доказательства своей правоты. Она самая настоящая бесстыдница и нахалка!

Что бы вы сказали человеку, если бы вы отстояли в очереди несколько часов, а потом, кто-то влез перед вами, оправдываясь тем, что торопится в Большой театр? Не надо отвечать. Может быть, вы промолчите, потому что хорошо воспитаны, однако внутри будет просто термоядерный взрыв.  Вы, возможно, так и назовете его – наглец. А кто-то, вероятно, просто возьмет его за шкирку и выкинет из очереди. Все зависит от людей в очереди. Но этот наглец, не имея никаких прав получит «благодать»! Почему? Потому что он верит.  И его вера действует таким образом, что заставляет этого наглеца вклиниваться в очередь. Я ни в коем случае не оправдываю его. Я лишь показываю иллюстрацию, почему Иисус использовал такое нехорошее слово.

Когда мы сегодня говорим религиозному человеку, что нам не нужны посредники, потому что так написано в Писании, что мы слышим в ответ? Правильно. Нас называют наглецами!

Итак, вот следующий урок от Иисуса, касаемо молитвы. Следующий текст нужно читать с пониманием того, что все это не размазывается по времени, не имеет никакого отношения к ежедневным упражнениям по двадцать минут. Все, что далее говорит Учитель должно происходить в той же наглости и бесстыдстве, в каком женщина Хананеянка требовала исцеления, не имея ни какого права, и получив отказ. В той же наглости, в которой друг приходит к другу среди ночи и просит хлеба, не давая спать ни ему, ни его детям. И вера как раз проявляется в такой неотступности. Пока не получу, буду стоять. Все остальное от лукавого.

9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
(Лук.11:9,10)

Продолжение следует.

Один комментарий к “Научи нас молиться (2)

Добавить комментарий для Petrograd3 Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.