Видел сатану, спадшего с неба

думаюИтак, Иисус перевел новую группу последователей на «второй уровень». Они стали Его посланниками,  то есть, апостолами.  Время еще благоприятное. Как говорит Иисус – день. И вот к тому времени, когда наступит ночь, ученики должны подготовиться. Научиться чему-то, что-то понять, уяснить. И для этой цели Иисус направляет своих апостолов на задания. С одной стороны, они получают некий опыт, с другой выполняют волю Божью. Одной из задач этого задания, было осознание своего положения, своего звания. И это осознание ученики должны были получить в опыте.

Мало убеждать учеников словами. Иисус ввел их в ситуацию, где их положение говорило за себя. И проходя через это, они на себе ощутили вкус Божьей славы, приходя к сознанию собственного достоинства. Кроме того, ученики должны были понять, что эта слава напрямую зависит от Иисуса. Весь этот почет они получают только благодаря имени Учителя. Забегая вперед, следует указать, что те же ученики, вскоре должны были пройти другую сторону этой славы – гонение. И гонение, так же по причине того же имени. Итак, ученики ушли, и Лука тут же переводит нас к моменту возврата этих учеников.

17 Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
22 И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
(Лук.10:17-24)

Итак, ученики ушли, что-то там делали, и вот они возвращаются. И не просто возвращаются, а с радостью. И, как говорит Писание начали «говорить».  Здесь слово «говорили» имеет интересное значение. Они не просто говорили, они провозглашали, вещали, воспевали! Именно это означает слово, переведенное в синодальном тексте как «говорили». Итак, мы видим ликующих учеников. Радостных, воспевающих победу! Все получилось замечательно! Реальность превзошла все самые смелые ожидания!

Как же реагирует Учитель? Здесь есть одна сложность, которую я не видел до сих пор. Сложность заключена в форме слова «видел». Этот глагол стоит в несовершенном времени. Что это за время такое? Это такая форма глагола, которая говорит не о наличии события, а о его длительности в прошлом. То есть речь идет не о том, что однажды Иисус увидел, как сатана спал с неба. А о том, что Иисус, буквально наблюдал за процессом падения сатаны.

Вот, для понимания несколько мест, с подобной формой глагола.

14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
(Матф.3:14)

Здесь слово «удерживал» стоит в несовершенном времени. И это говорит нам о длительном упорстве, о процессе, а не просто о факте.

3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
(Рим.9:3)

Здесь Павел утверждает, что не просто хотел, а делал это постоянно, длительное время, упорно желая быть отлученным от Христа за братьев.

Итак, возвращаемся к нашему тексту. Иисус сказал, что какое-то время Он наблюдал, созерцал падение сатаны. Такое заявление не вяжется с нашим пониманием молнии. Потому что в нашем воображении рисуется мгновенное событие. Мы видим здесь как бы вспышку и грандиозное падение с Небес князя тьмы в мгновение ока. Однако Лука использует здесь несовершенное время, которое полностью отвергает такое толкование.  Так как же совместить молнию, которая вспыхивает мгновенно с длительным падением. Что же здесь не так?

Обычно это место связывают с событием, описанным у Исайи.

12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
(Ис.14:12)

Однако, я уже рассматривал это место недавно в статье «А был ли ангел». Вкратце скажу лишь, что здесь нет никакого намека на дьявола, как мы его понимаем. Здесь идет речь о царе, а аллюзии с дьяволом явно надуманы, притянуты за уши. Так вот, там царь называл себя «утренней звездой», т.е. денницей. Его самомнение было столь высоко, что он решил, будто является богом. За что и постигла его расправа.

Иисус знает тексты Исайи. Он так же знает и о том царе.  Эту историю знает каждый еврей времен Иисуса. И любому еврею того времени вполне достаточно указать на свет, падающий с неба, чтобы тот сразу понял, о чем идет речь. А именно о падении, подобно царю Вавилонскому. Когда Иисус говорит, что он наблюдал за длительным процессом падения сатаны с неба на землю, он говорит о том, что сатана пал точно так же, как вавилонский царь времен Исайи. Как тот возомнил себя светом звезды, сиянием (один из переводов слова «молния»), так и сатана возомнил себя несущим свет (Люцифер). И его падение было точно таким же.

Второй вопрос. К какому времени относится высказывание Наставника о падении сатаны? Думаю, это понятно из контекста. А контекст говорит нам вот что. Иисус посылает учеников атаковать силы дьявола. То есть объявлять о приходе новой власти и выселении бесов из тел людей. До этого момента бесы чувствовали себя комфортно. Они жили в «лучах славы» своего князя. Он думал, что имеет власть на земле. Он ощущал себя восседающим на Небесах. И вот его войска бегут. А простые неграмотные ребята бесстрашно наступают на всю его силу и одерживают победу за победой. Вот что наблюдал Иисус. И его слова, что он видел, то есть «теоретизировал» (теорео), созерцал длительное время, пока ученики ходили и выполняли свою работу, говорят не о буквальном изгнании дьявола с неба, а о крахе его планов на земле. Это становится понятно, если мы вспомним, что Павел, например, говорит о трех небесах. Где первые небеса – это уровень жизни творения, область обитания людей и животных. Это то, что библия называет воздухом.

2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
(Еф.2:2)

Так вот, падение с неба совсем не означает здесь изгнание великого ангела из Божьего присутствия, все намного прозаичнее. Враг душ человеческих потерял свое последнее пристанище. Что дальше? Дальше бездна. Дальше свиньи.

Есть и другое толкование, которое не опирается на Писании, однако те же три неба, делит на 7 уровней. Как бы не делили, слово «небеса» не обязательно подразумевают место Божьего трона.

Итак, Иисус, говоря: «Я видел сатану, спадшего с неба как молнию», не имеет в виду начало греха. Все, что Он говорит, это то, что Наставник радуется тому, как бегут силы демонические. Он наблюдал за процессом успеха Его учеников и, как и ученики, радуется их шагам. Ученики прибежали, желая удивить Учителя, однако Учитель дает им понять, что все это время он внимательно следил за их делами, и ничто не скрылось от Его взгляда. И Учитель испытывает настоящее удовольствие от того, что Его враг теряет всякое положение и авторитет в «своем собственном царстве».

Но Иисус из этого события выводит некоторое предупреждение ученикам. Ведь мы знаем, что ученики должны были увидеть действие имени Иисуса, а не свои способности. Их задача была осознать величие Того, Кто послал их на задание, и понять, что без Его имени, ничего бы не происходило. Однако, судя по словам Учителя, крен в их сознании, все же наметился. В противном случае Наставнику не пришлось бы вводить коррекцию.

19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
(Лук.10:19,20)

На что здесь нужно обратить внимание. В самом начале девятнадцатого стиха мы видим слово «даю». В русском варианте это слово описывает действие, которое не закончено и еще продолжается. То есть, якобы, Иисус еще не завершил передачу власти. Мол, Учитель, прежде чем дать ее, предупреждает учеников об опасности возгордиться.  Мы часто используем такую форму глагола, говоря кому-то: «Я даю тебе денег, но ты не пей».

Однако в греческом тексте это слово стоит в другом времени. Это совершенное время. То есть действие, которое уже случилось. Может быть только что, может быть когда-то, но к моменту разговора уже полностью завершилось. На русский язык правильнее было бы это слово перевести как «дал», а не «даю». Итак, к моменту речи Иисус уже дал ученикам власть. Это и понятно, так как ученики уже вернулись с задания, где данная им власть показала себя во всей красе.

Теперь слово «се». Это самое начало 19-го стиха. На современном языке это слово звучит как «вот». Однако это слово не передает всего содержания. В древнем греческом языке это слово несет окраску восклицания. Это не просто указание на что-то, а именно восклицание при указании на что-то. Иначе говоря, это слово должно звучать с восклицанием. Такое восклицание в 19-м стихе может указывать только на прежде сказанное Иисусом. Что ввело Иисуса в состояние «восклицания»? Да все то, о чем мы говорили выше. Ученики потеснили армию бесов, заставили их драпать. И все это «вот!». И что это значит? Вот это «вот!» указывает на ту самую власть, которую Учитель дал последователям. Учитель указывает с восторгом на эту самую власть и подтверждает ее силу и Свою волю в этом. Для лучшего понимания передам этот текст своими словами: «Вот, видите, как действует эта власть, которую Я вам дал!? И эта самая власть, как раньше, так и в будущем, будет действовать неизменно».

То есть Иисус дает гарантию, что успех власти не изменится со временем. Но есть одно «но». Одно предостережение – ценить то, что нужно, и не восторгаться ложными ценностями.  Что же является ложным источником радости? Радость от того, что бесы повинуются апостолам. Потому что, вспоминая сказанное выше, эта власть не в именах апостолов, а в имени Иисуса. Что же истинный повод для восторга?

20 … но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
(Лук.10:20б)

Что же это значит? Есть стандартная теория о том, что при спасении имена верующих записываются в книгу жизни.  Есть другая теория, что наши имена записаны в книгу жизни от начала, когда нас еще не было. Однако своей жизнью мы можем вынудить Бога изгладить наше имя с этих страниц.

3 Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни.
(Фил.4:3)

8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
(Откр.13:8)

15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
(Откр.20:15)

5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
(Откр.3:5)

Не знаю, какое из пониманий более правильное. Думаю, однако, что под записыванием в книге жизни подразумевается нечто большее, чем просто «регистрация» какого-либо имени. Дело вот в чем. Мы знаем, что человек изначально был сотворен для особенного царственного положения.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
(Быт.1:26)

То есть, изначально, положение человека в этом высоком положении подразумевает особенное отношение к их именам. Иначе говоря, их имена были в небесах известны. Подобно тому, как мы сегодня признаем авторитет президента, разного рода министров, великих актеров или певцов, имена первых людей гремели в сознании любой твари на земле. Эти имена были на устах. Потому что люди были царями. Они были богами для Земли. Главные «заместители» Всевышнего Бога. Они Его дети.

Если имя записано в Небесах, значит, все Небеса признают авторитет этого имени.  И главная проблема в том, что мы, имея полноту авторитета, себя считаем ничтожными и никудышными. Тот, кто упорно доказывает свое ничтожество, в конце концов, лишается всякого авторитета. Его забывают, выбрасывают на свалку, где постоянно горит мусор (геенну огненную). Это и означает «изглаживание имени».

Продолжение следует.

Видел сатану, спадшего с неба: 3 комментария

  1. Прочитав греческий, я все же уверен, что в Луке 10:18 говорится не о Сатане, падающем с неба, а идет сравнение Сатаны с падающей молнией. Вот буквально, что написано в оригинале: «Я видел Сатану, как молнию с неба падающую» (Евангелие от Луки на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык», Институт перевода Библии, Стокгольм, 1994г.)

    • Я не понял, с чем вы не согласны? Вы не согласны, что речь идет о небе, как высоком положении?… Вы утверждаете, что речь идет не о небе, а о скорости падения? А что это меняет? В любом случае, речь идет о Сатане, который никогда не был в ЦБ. И суть моей статьи в этом. Он никогда не был ангелом, и, конечно, не мог стать падшим с Неба.

    • Да, еще одно. Даже если мы читаем подстрочник, мы читаем чей-то подстрочник. Т.е. какой-то автор предлагает нам тот или иной вариант переводов слов. Для того, чтобы разобраться, нужно лезть прямо в греческий. Смотреть в каком времени стоят глаголы, в каком падеже существительные и т.д. и т.п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.