Пытаюсь вернуться к теме.

думаюЯ совсем ушел от темы. Просто, двигаясь, по пути внимательного чтения и анализа текста, каждый раз натыкаешься на что-то важное, не связанное прямо с темой исследования, но требующее некоторой остановки. Такое требование происходит от того, что далее, во время последующих рассматриваний, это отвлечение должно сыграть свою роль в понимании всего вопроса. Вот и приходится отходить от намеченной цели, чтобы, вернувшись, откорректировать свое видение, и исправить линию размышления.

Но, думаю, достаточно отвлечений, попытаюсь вновь встать на позицию рассмотрения Евангелия от Луки с точки зрения слов, сказанных Иисусом: «… о чем вы слышали от Меня».  Я хочу еще раз взглянуть на текст, который не так давно уже рассматривал. Но, думаю, он будет нам полезен, для полной ясности послания.  Полагаю, что следующий отрывок, это немного другой взгляд на событие, которое у Матфея и у Марка описано немного короче. Итак, вот текст из Луки.

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное.
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30 но Он, пройдя посреди них, удалился.
(Лук.4:16-30)

А вот текст из Матфея.

54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
58 И не совершил там многих чудес по неверию их.
(Матф.13:54-58)

Для меня совершенно очевидно, что речь идет об одном и том же событии.  И то, что Иисус не совершил там многих чудес, становится понятно из Луки. Потому что Иисуса выгнали вон из города и хотели сбросить с горы (Лук 4:28-30). Но что именно так разгневало людей? Давайте попробуем разобраться.

Итак, Иисус в субботу приходит в синагогу. Ему дают книгу Исайи. Обращаю внимание на то, что не Сам Иисус берет или выбирает эту книгу. Ему подали ее, то есть это была очередь книги Исайи. Если бы Иисус пришел в другую субботу, ему подали бы что-то другое, возможно. Иисус открывает  книгу. Что это значит? Мы знаем, что «книга» в те времена выглядела просто. Это был свиток. А если точнее, длиннющая полоса сшитых между собой пергаментов, оканчивающихся по обеим сторонам деревянными цилиндрами (осями), на которые и наматывается этот свиток. В процессе чтения, с одного цилиндра пергамент разматывался, а на другой наматывался, как это происходит в кассете магнитофона, или в пленочных фотоаппаратах, если кто помнит, что это такое. Каждую субботу, книга подавалась следующему чтецу и он, не начинал мотать с начала, а просто продолжал с того места, на котором остановился предыдущий чтец.

800px-Great_Isaiah_Scroll(Книга Исайи, найденная среди свитков Мертвого Моря)

Именно так, вероятно,  и произошло в случае с Иисусом. Иисус не искал заранее заготовленное место, он просто развел в стороны два рулона с текстом и увидел, что сегодня Его очередь читать именно эту часть текста. И прямо во время чтения, Он Сам получает откровение, которое тут же и открывает слушающим.

Я не трачу время на доказательство своей правоты, отчасти потому, что уже писал об этом, отчасти потому, что не вижу смысла доказывать очевидное. Если же кто не согласен, то, пусть будет не согласен, к миру призвал нас Господь.

Я так же уверен, что Иисус прочел не одно предложение. Это Лука привел одно предложение, чтобы дать понятие, о чем вообще было прочтено.  Судя по тому, как текст располагается на свитке, Иисус открыл место, на котором умещается часть 59-й главы, вся 60-ая и начало 61-й, а именно та часть, которую и прочитал Иисус, по свидетельству Луки.  Деление на главы, как нам известно, вещь субъективная.  Тексты Ветхого Завета были разбиты на главы и пронумерованы только после Рождества Христова, аж в шестом веке масоретами.  До этого времени было некоторое разбиение, но никакой связи с современным не имело.

Кроме того, во времена Христа уже были выделены тексты, кроме Торы, которые читали по субботам. Текст, прочтенный Христом, как раз из этих «особых», дозволенных к чтению в субботу. Но это все лирика. А меня интересует, почему народ вышел из себя.

Итак, Иисус читает всем известный текст. Как мы видим, колонка текста как раз и заканчивается текстом, приведенным Лукой. То есть Христос заканчивает этими словами: «Дух Господень на Мне…».

Если вы потратите некоторое время на чтение Исайи, а именно с 59-й главы 17-го стиха по 61-ую главу 4-й стих, то увидите, что весь этот текст говорит о Мессии. И вот, Иисус, объявляет, что все это пророчество сегодня исполнилось.  Он скорее не учит, как знающий предмет учитель, а объявляет свое откровение. Иисус всем объявляет, что именно это пророчество именно сегодня исполнилось. И все это пророчество о Нем.

Последнее не сразу приходит в сознание слушающих.  Поэтому первая реакция слегка шоковая. Народ видит перед собой хорошо им знакомого Иисуса, слышит до боли знакомый текст, но то, как этот текст читается, его подача, реакции Иисуса и последующие его слова вводят слушающих в ступор.  Все иудеи ждут Мессию, все с вниманием относятся к тому, что происходит вокруг. Все знают, что Мессия должен прийти неизвестно откуда. Все знают, что род Иисуса никто не должен знать.

8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
(Ис.53:8)

Верующие тут же начинают проверять «по слову». И, проверяя по слову, обнаруживают несоответствие.  Их проверка проста. Если это мессия, то его родных никто не должен знать — «род Его кто изъяснит». Вывод – Иисус, не мессия. Не кидайтесь в меня помидорами, это не я такой вывод  делаю, а иудеи.

Но, как часто мы, зная истину, что все нужно проверять «по Слову», приходим к выводу, отрицающему Божье действие, и объявляем событие ложным! Делаем это лишь потому, что мы, основываясь на своем понимании текстов,  сочли проявление не Божьим. И сколько Божьего мы уже отбросили от себя, идя по такому пути? С другой стороны, принимать все подряд – тоже не дело. И я полностью стою на правиле, что все должно соответствовать Писанию, однако не букве, но Духу. А чтобы проверить это соответствие, знания текста мало. Нужно знать дух Писания – Святой Дух.

Итак, иудеи тут же принялись проверять слова Иисуса на соответствие текстам Писания, и пришли к выводу, отрицающему право Иисуса на звание Мессии.  Ведь самый первая проверка на знание происхождения Иисуса дала отрицательный результат. Но, мы знаем, что пророк Исайя не ошибался, когда говорил, что его рода никто не знает. Ведь все полагали, что Иисус человек, и искали его род среди людей. А Иисус был родом от Бога. И такая их слепота привела к фатальному результату. Как же реагирует Иисус?

Иисус видит, как кипят мозги умников и, по всей видимости, сильно оскорблен. Потому что следующий текст уже совсем не исполнен благодати.

23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
(Лук.4:23,24)

Вот эти слова (23-й стих) безусловно сказаны с горечью и разочарованием (если это слово вообще уместно).  По мнению разных толкователей, фраза «Врач, исцели Самого Себя» является обязательным требованием к целителю. Может ли врач вылечить себя или нет, это вопрос авторитета, доверия методам этого врача. Совершенно ясно, что Иисус на момент этой речи не страдал никакими болезнями. Но эту фразу приводит лишь как обвинение слушающих в буквоедстве. Можно напомнить, что текст пишет Лука, который являлся врачом (по некоторым утверждениям). И он на себе пережил эту фразу.

Итак, Иисус бросает иудеям в лицо эту фразу как обвинение. И если для нас это ничего не значит, то для тех иудеев это обвинение было совершенно очевидным. Кроме того, как мы видим, Иисус дает и пояснение своей фразе. Под «исцели Самого Себя» Он понимает требование в доказательстве. И я прихожу к выводу, что Иисус никогда не доказывает своих слов тем, кто ищет доказательств. Всякое требование таких доказательств вводит Иисуса в гнев. Интересно, почему?

Для Иисуса доказать свою правоту ничего не стоит. Ведь и здесь, в Назарете, он легко исцеляет тех, кто нуждается в этом. Однако Он никогда не исцеляет для доказательств. Хочешь доказательств, смотри на то, что уже сделано. А делать ради доказательства, увольте. Мы не знаем, когда именно Иисус исцелил некоторых. Вероятно, позже, когда он ушел от расправы.  Но это не важно. Важно, что Его реакцией на требование доказательств был гнев и полное отрицание.  Вместо попыток объяснить, «донести Евангелие», Иисус объявляет истину, осуждающую слушающих : «…никакой пророк не принимается в своем отечестве».

Смотрите, Иисус не позволяет себе опуститься до теологических споров. Скорее всего, люди, ожидавшие от Иисуса объяснений, могли посчитать такой уход за слабость и отсутствие оснований. По крайней мере, сегодня именно так христиане реагируют на отказ кого-то что-то объяснять или доказывать. Здесь я должен дать некоторое пояснение.  Надо почеркнуть, что Иисус не отвечает или не доказывает только тем, кто ищет доказательств. А тем, кто ищет Царства – терпеливо разжевывает все мелочи. Тот, кто ищет доказательств, не хочет идти в Царство, те, кто ищет Царства, ищут не доказательств, а правильного пути.

Итак, слушающие уже получили оплеуху от Иисуса. Их обвинили в чем-то нехорошем и лишили права услышать требуемое. Совершенно понятно, что Говорящий не имеет права называться Мессией. Что это значит? Это значит, что Его надо побить камнями, потому что вводит народ в заблуждение.  В христианском мире, это значило бы отлучение за  ересь. Накал страстей растет и в завершение Иисус дает еще пару пощёчин.

25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
(Лук.4:25-28)

О чем говорит здесь Учитель? Чтобы понять,  нам нужно взглянуть на историю с вдовой из Сарепты немного шире. Вот представьте себе древний народ, который прямо зависит от погоды. Есть дождь – есть пища. Нет дождя, нет еды. И вот дождя нет не день, не неделю, не месяц и даже не год. Дождя нет три (!) года и еще полгода. Три с половиной года засухи! Это воистину катастрофа! Что это значит? Это значит, что вся земля бедствует. Люди мрут от голода. Овцы тоже мрут. Значит, ко времени истечения этого срока у евреев и со стадами стало совсем туго. Нет ни растений на еду, нет ни мяса, ничего нет. Да и с водой беда. Весь этот народ – верующие. Их Бог – Бог Израиля.  Их Бог – Бог достатка. Их Бог – Бог обеспечитель. И вот люди умирают. Разве мало было молитв в те дни к Богу? Разве мало постов было среди Божьего народа? Весь народ скорбел и молил о пощаде!  Можете себе представить, что в ответ на миллионы молитв, нет никакого ответа. И святые и не очень, и праведные и не праведные, все кричали к Богу. Однако Бог услышал только один голос и на него ответил.

Была ли эта вдова какой-то особенной? Может быть, она была 40 дней в посте? Или, может быть, она не отходила от храма, день и ночь молясь? Возможно, она была из дома священников? Писание очень красноречиво описывает эту женщину. Писание называет ее «женщиной» и «вдовой». Ни имени, ни звания, вообще ничего. Кроме того, сама вдова говорит, что у нее много грехов, из-за которых умирает ее сын (Илия воскресил его). Так в чем достоинство этой женщины? Почему Бог не реагирует на вопли всего Израиля, но усмотрел лишь одну безымянную «женщину»?

Точно так же обстоит дело и с Нееманом. Сам Учитель говорит, что во временя Неемана было много прокаженных. Чем же Нееман лучше остальных? Он ведь даже не Иудей!  Он враг Божьего народа! Почему же божий народ страдает, а полководец врагов получает ответ от Бога через Елисея?

И здесь нам открывается жуткая правда. Иисус не на пустом месте вспомнил про вдову и Неемана. Он их вспомнил именно тогда, когда Иисуса проверяли «на вшивость».  Проверяла ли вдова Илию, когда тот сказал ей, чтобы она отдала свою еду пророку? Проверял ли Нееман слова девочки, указавшей ему на Елисея? Проверял ли он Елисея, от Бога он или нет?

И жуть этой правды в том, что мы сегодня находимся в полном соответствии с иудейским стандартом. Мы все время проверяем Иисуса «на вшивость».  Что было бы, если бы Нееман, прежде чем пойти к Елисею в Самарию стал наводить справки? Что бы он услышал от девочки, потребуй он доказательств в ее правоте?  Она не смогла бы ничего ему доказать. Тогда Нееман бы просто не пошел в Самарию и умер бы от проказы. Элементарно! Нет доказательств – вранье! Вранье, значит, не пойду. Не пойду, значит не увижу и не получу. Просто и со вкусом.

Что получила бы вдова, начни она проверять Илию по Писанию? Она бы сказала, что в Писании ничего нет про лепешки и масло, поэтому это не от Бога. Она была бы бдительной и не позволила бы «сатане» в образе Илии (ангела света) подобраться к ней и с честью бы умерла от голода вместе с сыном.

Все это звучит обвинительным приговором нам, желающим идти за Иисусом, но каждый раз не находящим достаточных оснований для каких-то поступков.  Мы читаем о великих Божьих людях исцеляющих людей. Они все имели большие пробелы в теологическом образовании, но их успех был очевиден. А те, кто прекрасно разбираются в текстах, как правило, остаются слушателями.  Неужели не нужно изучать Писания? Да нет же! Нужно! Обязательно Нужно! Только изучать Его не для того, чтобы знать текст и проверять каждый шаг, а, чтобы обнаружить через него Бога, Его реальность и быть водимыми не текстом, а Духом этого самого Писания.  Поясняю, я не говорю здесь о мистическом манипулировании. Водительство Духом, это не ожидание приказов свыше, это сама жизнь, которая внутри тебя, спонтанность и желание Христа, зарождающееся в каждый миг нашей жизни в нашем сердце.

Каждый человек каждый миг своей жизни водим каким-то духом. Каждый рожденный свыше имеет точно такое же водительство от Духа Божьего. Этого водительства не нужно ожидать, оно есть всегда. Ждать же приходится другого. Иисус, имея Дух внутри Себя, 30 лет ждал встречи с Отцом. Ученики, получил Духа, ждали еще несколько дней «обещанного от Отца».  Ожидание – неизбежная вещь в общении. Всегда, когда мы спрашиваем кого-то, нам нужно ожидать ответа. И это естественно. Человек может обдумывать ответ. Он может так же ждать определенного времени, чтобы нам ответить правильно. Он может ждать, когда мы станем готовы слушать. И все эти ожидания заставляют и нас ждать.

Но если мы ведем себя как иудеи, проверяющие Христос ли Христос, мы получим лишь гнев.

Пытаюсь вернуться к теме.: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*