А был ли ангел?

думаюМы знаем, что Иисус в пустыне был искушаемым дьяволом. Мы так привыкли  к словам «дьявол» и «сатана», что воспринимаем эти слова однозначно.  Одно мы никак не можем увидеть, что и первое и второе – обычные для древнего грека слова, означающие, соответственно клеветника и противника. Иначе говоря, если бы мы говорили на древнем греческом языке о двух шахматистах, то сказали бы, что один шахматист является сатаной другому. А человек, который наклеветал на другого, в наших устах стал бы дьяволом.  Во время хоккейного матча между ЦСК и Динамо, ЦСК – сатана Динамо, а Динамо – сатана ЦСК.

Но так дело обстоит не только в обычной речи. И в библии мы находим эти слова. Например, в Ветхом Завете, где еще не греческий язык, а древний еврейский, есть слово «дьявол». Однако и в еврейском языке это совершенно обычное слово. Только с еврейского надо было бы перевести как сатана, а не дьявол, потому как это слово означает не клеветника, а противника.

Итак, дьявол и сатана, изначально совершенно обычные и часто употребляемые слова.  Но, со временем, а особенно именно в христианской среде, эти слова приобрели особое очертание. А именно с подачи Иисуса эти слова прилипли к «некому» существу, которое мы все теперь так и называем, дьявол и сатана.

Итак, возникает вопрос, о каком именно существе идет речь? Как только мы знакомимся с Библией, мы встречаем эти слова. Но вот вопрос. А кто сказал, что в данных местах писания идет речь именно об этом существе, а не об обычном противнике или клеветнике?

Откуда мы знаем, что дьявол и сатана, это падший ангел? Вот места Писания, которые, якобы, доказывают эту идею.

11 И было ко мне слово Господне:
12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.
13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
14 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.
18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.
19 Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки.
(Иез.28:11-19)

Все учителя утверждают, что в пророчестве к царю Тира пророк описывает падение ангела света, который позже стал называться сатаной. Красиво. Не удивительно, что все хором поддержали эту идею. Но, вот что меня беспокоит. Это пророчество, при всех любопытных выводах, все же, относится не к сатане, а к человеку. А именно к царю Тира. А раз так, то в описательных текстах нужно видеть именно указание на положение человека (!), до его падения. И что же говорит царю Тира Иезекия. Давайте забудем на время, чему нас научили в библейской школе, и прочтем не об ангеле, а о человеке.

Первое, что он говорит, это повторяет те слова, которыми одаривают царя окружающие, и которыми он сам описывает себя. Это он, царь Тира, думает о себе, что он печать совершенства. Это он о себе думает, что он полнота мудрости и венец красоты.  Иезекииль ни какого ангела здесь не описывает. Он саркастически цитирует самого царя.  Это самомнение человека, стоящего над Тиром. Свое житье он оценивает  как житье в Эдеме. Он царь, у него все прекрасно! Ему кажется, что его жизнь – сплошной рай.  Его город – сад Божий. При этом, Иезекииль не дает никакого намека ни на какое-то иное существо, кроме самого царя.

Это легко увидеть, если прочитать чуть выше, о том же царе:

2 сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим, —
(Иез.28:2)

Что может быть яснее? Человек, возомнил себя богом. Не ангел, не кто-либо еще. Просто человек решил, что он бог! Что может быть яснее: «…и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим,…». Продолжим чтение Иезекииля.

Там тринадцатый стих продолжает описание одежды и украшений царя. Главное здесь, даже не сами украшения, отличающиеся богатством, а то, что все это было приготовлено заранее, еще до его рождения. То есть царь Тира принял все эти «побрякушки» с самого рождения.

Наша беда, что мы, читая Писания, все время читаем Его в «благоговейном» состоянии. Не подозревая о том, что здесь есть и юмор и сарказм.  Здесь есть слова сердечные, а есть откровенная издевка. И в данном тексте Бог через пророка «издевается» над возомнившим себя богом человеком.  Вот этот текст может нас сбивать с толку:

14 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
(Иез.28:14,15)

Здесь нам кажется, что речь идет о настоящем херувиме.  Но зачем, скажите мне, говоря о царе земном, переключаться совсем на другое существо?  А если читать дальше, то вообще придем к безумию. Если речь о небесном жителе «херувиме осеняющем» с крылышками, то о какой «торговле» можно говорить?

16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
(Иез.28:16)

Но вот о чем идет речь в 14-м стихе. Мы знаем, что «всякая власть от Бога». И царская власть для язычников тоже была установлена Богом, тогда как для иудеев Бог совсем не желал такой власти. Так вот, одной из задач царя, с точки зрения Бога и была роль «земного» херувима, дающего идеи. Но Бог поставил, а царь не исполнил. Бог так и говорит: «…и Я поставил тебя на то».

Ожидал ли Бог от царя Тира святости? Конечно же, нет. Иначе Богу нужно было бы сделать этого человека частью Его народа, дать ему Писание и обетования. Но это язычник. Все, что ожидает Бог от этого человека – старательное выполнение роли царя, заботу о народе, мудрость, непротивление божьему народу.  Находиться на горе Божьей, это значит быть во всей славе царя. В почтении и любви у народа. В положении, когда тебя боятся враги и т.д. Ни о какой буквальной горе Бога речи не идет. Это не Синай и не Сион. Это вершина власти.

И вот что не нравится Богу в этом язычнике. Он, торгуя, как и другие цари, стал торговать с обманом. Он заболел жаждой наживы, жадностью. Вместо заботы о народе, его стало волновать лишь собственное богатство. И что же делает Бог? Он сбрасывает этого человека с вершины власти. Он был в почете, стал в стыде. Он был в любви, стал в ненависти.  Он потерял свой авторитет.

Вот в чем обвиняет его пророк:

17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.
(Иез.28:17)

Он возомнил себя самым красивым! И заботясь о своей собственной славе потерял способность мыслить правильно, т.е. потерял мудрость. Обратите внимание еще на один стих:

18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.
(Иез.28:18)

Если это действительно Божий херувим, то о каких «святилищах» идет речь? Мы прекрасно знаем, что есть ТОЛЬКО ОДНО святилище. Это святилище Божье. Оно в то время находилось в Иудее. Никаких других святилищ иметь нельзя – это святотатство!  Это язычество. Здесь же идет речь о святилищах в множественном числе! И вот о чем идет здесь речь. Святилище, это не только храм. Святилище, это сердце человека, который почитает своего бога. Царь Тира был для многих образцом чистоты.  И многие люди в своих сердцах почитали его, превозносили, поклонялись, святили. Вот эти святилища и испоганил своими руками этот царь. То есть речь о том, что царь Тира плюнул в душу своим поклонникам. Он сам растоптал и осквернил их чистое к нему отношение.

Итак, можем ли мы на основании этого пророчества делать выводы о том, что дьявол, это падший ангел? Нет, нет и нет. Точно так же мы можем по книге о Гулливере делать выводы об ангеле Гаврииле.  В простонародье это называется «притягиванием за уши».

Хорошо, может, есть другие основания для нашего учения о дьяволе? Вот слова Исайи:

12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
13 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;
14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».
15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
(Ис.14:12-15)

Прежде чем утверждать, что это речь об ангеле, обратите внимание на 13-й стих: «… взойду на небо,…».  Если он ангел, херувим осеняющий, то куда еще ему нужно взойти, когда он уже на небе? Неувязочка получается. Или что такое «сын зари»? Извините, если это Божье творение, то ни о какой маме «Заре» не может идти разговор.  Если уж говорить точнее,  денница – это утренняя звезда, а заря, это рассвет.  Денница сын зари – это звезда, появляющаяся на рассвете. Далее, что еще за сонм богов?  Исайя, ты что, веришь в многобожие? Исайя, ты язычник? Ничуть не бывало! Исайя прекрасно знает, что есть только один Бог. И этому Богу он служит. Но царь Вавилона (именно о нем идет здесь речь) не знает Бога Исайи. Он стремится к божествам языческим. В их сонме он жаждет сесть. Чтобы и его почитали как бога. Исайя пишет о каком-то «Всевышнем». Однако это совсем не наш Бог. Это некий бог из всей этой толпы богов языческих, который стоит над ними. И где, скажите мне указание на то, что сатана или дьявол – это падший ангел?

Вся наша «наука» разваливается. Мы всунули дьявола в змея. Тогда как там вообще нет никакого намека на дьявола или какого-то ангела, который вошел в животное. Не верите, перечитайте. И вы не найдете там падшего ангела.

Что еще нас может убедить, что сатана – падший ангел? Текст из Евангелия от Луки?

17 Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
(Лук.10:17,18)

В греческом тексте слово «сатану» начинается с большой буквы, указывая на имя собственное. То есть не вообще на противника, какого-то, а именно на то существо, которое мы знаем под этим именем. Итак, речь идет именно о том самом сатане и дьяволе. И Учитель сказал, что Он видел, как это существо упало с неба.

Кто-то облегченно скажет: «Ну, вот же, что еще не ясно? Написано же, упал с неба, значит это падший ангел!».  Однако не торопитесь. Во-первых, мы так и не нашли нигде указание на то, что это гадкое существо – бывший ангел. Все места Писания, на которых строится это учение, на самом деле ничего подобного не говорят. Далее, выражение «падать с неба» не говорит о небесах, где пребывают ангелы и Бог. Это выражение говорит о падении с пьедестала. О потере уважения. О позоре. И суть этих слов в том, что Учитель однажды увидел, как сатана из «князя этого мира» превратился в позорище. Он устрашал людей, стал ничем. Был в «почете», запугивал, уничтожал болезнями, держал в подчинении и страхе. Но сам стал изгоем. И, по словам Иисуса, это произошло мгновенно.

Когда это произошло? Некоторые говорят, что Иисус видел это падение еще до сотворения мира. Однако Иисус никогда не говорил, что помнит хотя бы что-то из той истории как очевидец.  Он в этот мир пришел, потеряв все! В том числе и память о тех событиях. Ему с детства пришлось обучаться, как и всем мальчикам. Не буду углубляться в эту тему, о ней сказано достаточно. Значит, речь не идет о том падении, когда, якобы, ангел потерял свое положение и рухнул на землю. Речь идет о событии, которое Иисус мог помнить, то есть о времени Его жизни на Земле. И единственное место, где дьявол рухнул – пустыня.

Так что же это такое – дьявол?

9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
(Откр.12:9)

Иоанн не называет его падшим ангелом, но драконом и древним змием. Тем самым, о котором шла речь в предыдущей части.  Почему так важно понимать, что дьявол не ангел. Потому что дьявол никогда (!) не обладал теми возможностями, что имеют ангелы Божьи. Дьявол – всего лишь творение. Причем творение ниже и рангом и возможностями любого человека. Все его достоинство в том, что он «хитрее всех зверей полевых».  Все что он может – запугивать и лгать. Он сочиняет про себя страшные истории, чтобы мы верили и боялись его. Он снимает фильмы ужасов, чтобы люди не восставали. Он превозносится перед христианами, чтобы они не гнали его. Но на самом деле, он животное с высоким интеллектом. Говоря «животное», я имею в виду не мясо и кровь, а плоть, т.е. животный дух, полный эгоизма и ограниченности.

Но, откуда взялось учение о падшем ангеле? От него и взялось. Во времена Иисуса была группа людей, называющих себя гностиками. Так вот в их учении и был некий бес, который испортил творение Божье. Христиане со временем переняли эту сказку и решили, что это правда. После чего даже подперли это заваливающееся на все стороны здание местами из Писания. В таком виде и мы получили это учение из рук наших учителей.

А был ли ангел?: 13 комментариев

  1. Здравствуйте Алексей, с интересом читаю ваш блог, много у Вас познания и откровения. Многие вещи смогла благодаря Вам увидеть под другим углом. Однако, не могу согласиться с доводами, приведённой в этой статье. Спорить не буду, так как Библия не открывает нам полностью взор на происхождение «врага», значит и понимание наше, основыватся на личном откровении. А вот хочу предложить следующие места писания для изучения: Иов 1:6 среди сынов предстаёт сатана и Зах. 3 :1-2. А также в послание Иуды 1: диавол. Кто же он здесь?
    В любви Христа
    Роми

      • Итак, сначала о Иове. Что вас тут смущает? Если дьявол и сатана — это древний змей, или животный дух, что это меняет? Вместе с детьми божьими пришел и животный дух, древний змий или эгоизм, называйте как хотите, что по сути одно и то же.
        Совершенно тот же подход и у Захарии. Что меняется от того, что рядом с Иисусом встал его противник, будь то древний змей или животный дух или просто противник. Все это об одном и том же.
        Касаясь же Нового Завета все еще проще. Потому как имя «дьявол», которое есть в греческом языке, в древности именем не было, а лишь означало «лукавый» или «клеветник». Так что текст у Иуды надо читать так. Ангел спорил с клеветником. А кто это был, древний змий или еще кто, не указано.

      • А вот и ещё одно место: Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских. (Книга пророка Даниила 10:13 SYNO)
        Как быть с этим? Здесь речь идёт о князе Персидском, который в силе противостоять Гавриилу (!) 21 день до прибытия князя (!) Михаила.
        Роми

        • По князю персидскому я уже отвечал не один раз. Если вы внимательны, то уже видели мои комментарии. Текст длинный, так что здесь не буду его приводить. Думаю, так или иначе вы дойдете до него.

  2. К замечанию Бориса по поводу сопровождающих дракона ангелах, залез я в Википедию и там перевод слова Ангел-вестник, посланец . Так вот читая Откровения 12.7 там ясно написано о Ангелах Божьих и ангелах (вестниках, посланцах) дьявола и ни строчки что ангелы сатаны это бывшие ангелы Бога. И хочу ответить Борису на своем примере, какой толк в правильном понимании Библии. Раньше воспринимая дьявола как нечто сверхъестественное и могущественное, появлялся некий страх передним, чего он и добивается, а зная его реальную сущность как низшего существа, появляется уверенность в своей власти и силе над ним.

  3. Нечто серьезное преподнесено нам, о чем не мешало бы поразмылить обстоятельно. Но как по мне лично, то всякое пророчество может иметь в себе не только историю земных, но и историю небесных событий. И таким событием является пророчество о сатане, как о павшем херувиме. Возьмите к примеру пророчество Иоанна о 7 церквах. Кому адресованы были эти послания Господа, только ли 7 физическим церквам того времени? Не являются ли те 7 образами для нас: церквами, деноминациями, направлениями в христианстве сегодня.? А если не являются, то зачем и проповедовать на тему, например: «стою у двери и стучу»? Это ведь текст написанній для Лаодикийской церкви того времени.
    Точно так и в пророчестве о дьяволе, как падшем херувиме. А если дьявол не херувим, то что за новое творение, существо появилось на Небе — дракон? Когда и где мы видим сотворение этого дракона?
    Итак, мой вывод о пророчестве. В нем есть и конкретная личность того времени — царь Тир. Есть и некое существо, творение -херувим осеняющий, который и есть сатана и дьявол.
    Обратите внимание, кто дракона сопровождают: его ангелы. Херувим по иерархии Неба выше чем ангел, потому они его и сопровождают, потому что он выше их по небесному статусу. Т.о. дьявол был творением выше ранга, чем ангелы.
    Ну и напоследок. А какой толк от того, что мы узнаем статус дракона? Нам разве легче станет от этой новой науки? Не лучше ли услышать о том, как этого дракона мы бьем, как его следует поражать и гнать сегодня? Вот тут уже непосредственная жизнь , ежедневная жизнь христиан в борьбе с источником зла.
    Я обратил внимание, что христиане зачастую копаются вот в таких дебрях, убивая на это время, выискивая комара, а верблюда в тоже время и отцеживая.
    Мой совет Подольскому:: научи лучше церковь противостать этому дракону, кем бы он ни был-ангелом, херувимом или еще кем то и пусть народ Божий противостоит ему, побеждая его в своей личной жизни. От этого будет в 1000 крат больше толку.

    • Спасибо, брат. Я учту ваши пожелания. Я согласен с Карри Блейком, который цитирует какого-то там военачальника: «Если ты знаешь врага, но не знаешь себя, то у тебя будет половина побед и половина проигрышей. Если ты знаешь себя, но не знаешь врага, то у тебя будет половина потерь и половина побед. Но, если ты знаешь и себя и врага, то у тебя будут одни победы. Вот почему нужно знать «статус» врага. Если мы ожидаем от врага то, чего он не в состоянии делать, мы проигрываем. Если мы ожидаем от врага меньше, чем он может, мы тоже проигрываем. Но, если мы знаем его способности, нам ничто не мешает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*