Римлянам 12: 16-21

думаю

16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
(Рим.12:16,17)

Как, надеюсь,  уже стало очевидным, все это послание посвящено одной проблеме. Римская церковь всем своим поведением позорила имя Христа. И, видимо, главной причиной такого позора было разделение между христианами из язычников и иудеев. Павел подробно доказывает, что между христианами нет никакой кровной разницы, так как все рождены от одного Отца. И указывает, что нужно думать не о том, кто лучше или хуже, а о том, как Бог распределяет свое доверие в теле Христовом. И брать эту ответственность на себя, стремиться получить это доверие. При этом, Павел не забыл указать на те ориентиры, взирая на которые, можно прийти к нужному результату. Он показал, как реализовывается та самая любовь «агапе».

И вновь мы сталкиваемся с проблемой. Ну, нет здесь даже намека на повелительный залог. Здесь вновь Павел не столько указывает, что делать, сколько дает ориентиры. Надеюсь, вы понимаете, какая разница между повелением и ориентиром. Действие здесь выражено деепричастием «думающие». По сути, 16-й стих, это продолжение 15-го. То есть Павел указывает, что правильным положением перед Богом является положение, когда мы радуемся с радующимся или плачем с плачущим. Причем, если я в Духе Христовом, то я буду радоваться или плакать о чем-то думая. А именно, как сказано в 16-м стихе, думая о том же самом, друг для друга. Потому что именно так звучит начало 16-го стиха. О чем том же самом? Чуть раньше мы говорили о настоящей любви, которая проявляется в простых вещах. Это нежность к братьям, это когда один брат спешит почтить другого, кто старается помогать без раздумий, чье сердце горит, кто без рассуждения повинуется голосу Христа, кто всегда ожидает успеха другого брата и радуется этому успеху и т.д.

Итак, вот о чем, помышляя друг для друга, нужно плакать и радоваться. Это не плачь ради плача, а плачь ради помощи, поддержки, почтения, воскресения. И радость так же ради этого, а не радость ради радости.  Итак, вот греческий текст (точнее мой взгляд на него):

16 Думающие о том же самом друг для друга, не так высоко думая (как раньше), а как подражающие смиренным. Не делайтесь разумными в своих собственных глазах.
(Рим.12:16)

Если мы еще не забыли, до этого послания евреи думали о себе, что они единственные, кто достоин Божьего доверия, а язычники, в свою очередь, что они. Каждый о себе думал как о более умном и более достойном. На это и намекает апостол.

17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
(Рим.12:17)

Павел, осуждая раздор Римлян, когда одни заботятся о своем и унижают других, преподает им Евангелие. То есть проповедует им, будто они вообще не знают Христа. Потом для одних на основании Писания, для других, взывая к разуму, доказывает, что, так как все согрешили, то все теперь равны и Бог, воспитывая одних, спасает других, чтобы все были спасены. Итак, все, принявшие Христа перед Богом  равны. Как и все не принявшие Его. Теперь два народа – принявшие Спасителя и отвергшие Его. Далее, если ты принадлежишь к народу Божьему, то все до одного в этом народе твои братья.  Причем единокровные. Ты одной с ними национальности. И у всех вас (нас) одно Небесное государство и отечество. Для тебя больше нет ни евреев ни не евреев, но все до одного братья, если только они приняли Христа. И, наоборот, все, кто отверг Иисуса, чужие, как евреи, так и язычники.  Теперь ты не русский и не американец, ты Божий. А раз так, то прекрати делиться по национальному признаку и заботься о братьях как о братьях.

Кроме того, если мы вспомним недавние слова Павла, как например «в почтительности друг друга предупреждайте (опережайте)», то это положение «опережения» должно быть во всем добром. Например в 17-м стихе есть слово «пекитесь». Любопытно посмотреть на значения этого слова.

Пекитесь(4306): заботиться, печься, стараться, думать наперед.

Но это, как мы понимаем, «Номера Стронга». А данный справочник не может являться словарем, увы. Так что обращаемся к древним.

  • Предвидеть, предчувствовать – Пиндар, Гомер, Фукидид, Аристотель, Эврипид;
  • Обдумывать заранее – Ксенофонт;
  • Придумывать – Гомер;
  • Быть осмотрительным, принимать меры предосторожности – Ксенофонт (внимательно следить за тем, чтобы (граждане) не потерпели ущерба);
  • Заботиться, печься – Ксенофонт, Фукидид, Демосфен, Лисий;
  • Приходить к решению, решать  — Лисий (с заранее обдуманным намерением), Эврипид (решить преодолеть свое неразумие).

Как мы видим, все значения говорят о действии заранее. То есть это слово очень согласно со словами Павла о «предупреждении» (опережении). Слово «печься» в данном тексте значит именно это. Позаботиться заранее, предвидеть нужду ближнего. Заранее придумать чем помочь. Принять меры предосторожности. А это значит, что о добром нужно думать не тогда, когда уже надо что-то предпринимать, а тогда, когда еще все идет своим чередом. А когда понадобится, ты уже будешь готов к действию, потому что заранее продумал, позаботился, опередил.

В свою очередь, такая позиция вынуждает человека отказаться вообще от каких либо притязаний на свою значимость. Если я продумываю ситуации заранее, то не смогу оказаться в обиде, ведь я уже готов. Когда это делать? Ответ у меня один, тогда же, когда это делал Иисус. Он уходил и молился.

18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
(Рим.12:18)

Когда мы читаем этот стих, то, обычно, мы делаем одну ошибку. Мы читаем этот стих, как отдельное предложение. Но, правда в том, что это часть предложения. А точка? За это поблагодарите переводчиков. На самом же деле, предложение начинается с 17-го стиха. А заканчивается оно завершением стиха 19-го. И когда мы читаем так, разбивая на разные предложения, мы создаем из одной заповеди десять. На самом деле, все эти «заповеди», по сути, лишь одна заповедь, которую можно назвать так: «Никому не воздавайте злом за зло». А все остальное – вариации одного и того же, раскрытие темы.

Что значит «не воздавать злом за зло»? Это значит заранее позаботиться о ближнем, когда еще нет того зла, на которое хочется ответить. Это значит быть со всеми в мире. Это значит позволять Богу Самому разрешать конфликт. Кстати, последнее, тест на веру. Не надо говорит, что ты веришь Богу, если все пытаешься делать своими руками. Если ты ВСЕ делаешь сам, это ярче всех твоих слов говорит о том, что ты не веришь НИКОМУ!

Интересно выражение «если возможно». Вот это «возможно» надо рассмотреть подробнее.

Возможно (1415): 1.сильный, крепкий, могучий, мощный, 2.умеющий, способный, 3.возможный;             Древние так и использовали. Только уточню. Как «возможный» использовали гораздо реже прочих вариантов. Что же мы получаем? А получаем указание на способности человека. Если ты достаточно силен, достаточно мудр и т.д., то будь в мире со всеми.

Это не указание на «если сможешь». Как мы обычно объясняем? Мы говорим, ну, если можно, то надо со всеми быть в мире. Однако мы забываем (или не замечаем), что речь в этом послании вообще не идет о внешних. Все послание посвящено только отношениям между братьями во Христе. Именно эту проблему решает апостол. Поэтому и здесь, следуя контексту, речь не идет о царях, о Нероне и т.д. Здесь идет речь о Христианах и только! Так вот, если ты действительно что-то из себя представляешь, то ты будешь со всеми (христианами) в мире. Ты в мире, а не они с тобой. Это требование к тебе, а не к ним. И не «если возможно», а если ты действительно сильный, то есть, действительно христианин, действительно последователь Христа.

Второй намек – слово «людьми». А в предыдущем стихе «человеками». Вообще, если проследить стиль Павла, то слова «люди» или «человек», как правило, обращены к невозрожденным людям. К тем, кто не знает Христа. Вот здесь и возникает путаница. Если бы ни контекст послания, то мы сделали бы вывод, что указание идет на «внешних», людей вне церкви. Но контекст не позволяет нам сделать такое допущение. Все послание относится к внутренним отношениям. И как же понимать? Очень просто. Тот же контекст говорит, что Павел римлян почел не возрожденными, не знающими Христа. То есть речь идет именно о христианах. Но о христианах, которые не знают своего Господина. Которые позорят Его имя.

Теперь, что можно ожидать от людей, которые не родились свыше? Их мышление эгоистично и не справедливо. Так вот именно о таких христианах говорит апостол. Если ты «силен» (если возможно), если ты знаешь Христа, то к тем, кто не знает Спасителя (внутри церкви), обращайся по рецепту Павла. И получается, что Павел вообще обращается только к тем, кто среди всех римских христиан слышит голос Истины. И если среди Римлян есть такие, то именно к ним говорит апостол. До остальных ему нет дела, потому что они все равно не смогут апостола понять. И получается, что Павел даже не рассчитывает на то, что все римские христиане поймут его учение. Видимо Павел прекрасно понимает, как далеки христиане Рима от познания Христа. И именно этих ребят апостол называет «возлюбленными».

19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
(Рим.12:19)

Ужас в том, что и дети Божьи и «враги», достойные гнева Божьего находятся внутри церкви. А ведь это первый век. Притом власть в церкви, судя по всему, принадлежит именно невозрожденным. Дети же Божьи внутри церкви в меньшинстве. Вы можете себе представить положение, при котором Павел одних христиан называет возлюбленными, а других врагами?

20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
(Рим.12:20)

И это самое начало христианства. Это первый век. И это Рим, церковь, которая потом взяла всю власть над европейским миром. Это церковь, которая повлияла и на жизнь всех церквей мира. И это церковь, которая сегодня еще существует. И я имею в виду не только Римскую Католическую церковь… Но вернусь к тексту.  Павел говорит, что добром возлюбленные соберут «горящие уголья» на голову врага. Если бы Павел желал мира со стороны невозрожденных христиан, он бы сказал что-то другое. Здесь же совсем другой настрой. Враги Христа уже вошли в церковь. Они уже позорят, бесчестят Имя Христово. И это не время для спасительных речей. Эти люди достойны ТОЛЬКО Божьего гнева. От живого меньшинства же ожидается лишь одно – побеждать зло. Но под победой зла Павел не имеет в виду дружбу с врагами Христа, переодевшимися в христиан. Он имеет ввиду именно «победу зла». Где зло оказывается бессильно против настоящих детей божьих. Когда Иисуса распинали, Иисус умирал не для того, чтобы распинающие Его покаялись. Да, там был сотник, который признал во Христе Сына Божьего. Но сотник  всего лишь слуга, а не распинающий. Распинающие же только разозлились больше, когда Он воскрес. Они заставляли охрану лгать, что ученики пришли и забрали тело Учителя. Иисус не ждал от них дружбы. Они никогда не станут в мире с Ним. Но Он был мирен с ними. Он своей смертью победил зло и оно бесилось от бессилия.

21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
(Рим.12:21)

Твори добро и пусть у врагов Христа скулы сводит от обиды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.