Римлянам 12:9-15

думаюМы закончили на том, что Павел указал на «достойных» Божьего доверия, перечислив их. Это тот, кто легко (в простоте) делится с другими, кто спешит защищать кого-то или брать на себя ответственность, кто благотворит или сострадает при первой возможности. Вот люди, которым Бог доверяет служение, пророчество, дарования, учение и Свое утешение. Как мы уже поняли, переводчик, не уразумев смысл текста, поддавшись добавкам древних переписчиков, подогнал перевод под свое «непонимание». Что, в результате, заставило его идти и дальше по тому же пути.  Так и дальше мы получаем измененный текст.

9 Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби [будьте] терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
(Рим.12:9-13)

Думаю, вы уже стали сами обращать внимание на текст в квадратных скобках. И вы уже прекрасно осознаете причину появления этого текста. Так что, мы просто откидываем этот текст, совершенно законно ставя его под сомнение. Как и с текстом предыдущих стихов, здесь переводчик старается уверить нас, что Павел этими словами дает наставление. Он, как бы, говорит нам, что делать. Но вся эта конструкция стоит исключительно на «квадратных скобках». Убираем эти «скобки» и ничего повелительного у нас не остается! Никаких указаний в плане поведения и в помине нет! Вот и с девятого стиха Павел продолжает свою линию. Если в восьмом он утверждает, а не повелевает. Он утверждает, что Бог по мере своего доверия наделяет нас разного рода ответственностью. Затем он утверждает, что такого доверия достойны определенные люди. И это не те люди, которые безгрешны и святы как ангелы, а те, кто радушен, кто искренен, кто спешит на помощь. И, продолжая свои утверждения, Павел, как бы, подводит итог. Вот откуда я это взял.

В девятом стихе мы читаем: «Любовь [да будет] непритворна…». Первое – мы выбрасываем содержимое квадратных скобок. И получаем не повеление, а утверждение. И это правильно. Потому что нельзя СДЕЛАТЬ любовь. Если у человека любовь притворная, то ничем ее не изменишь. Она либо есть, либо нет. И апостол не заставляет нас «менять» нашу любовь. Он дает ей некую характеристику. Кстати, здесь словом любовь переведено слово «агапе», то есть жертвенная любовь. Так вот, нельзя родить в себе любовь, нельзя ее создать или изменить. Либо ты ее имеешь, либо нет. Получаем же мы ее через рождение свыше. Так как любовь «агапе» не наша, а Христова. Совсем недавно (относительно написания текста) Павел сказал следующее:

5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
(Рим.5:5)

Видите, она излилась. Это не наша заслуга, это Его работа. Итак, если Его любовь в нас, нам остается лишь определить, что из того, что в нас является любовью, а что нет. И для такого определения, или обнаружения Павел дает ориентиры. В восьмом стихе он уже сказал, кто достоин Божьего доверия – тот, кто любит так, что делится в простоте, первым выходит на помощь, и легко начинает сопереживать и сострадать. И тут же апостол добавляет еще одну характеристику любви «агапе»: Любовь непритворна. Осталось добавить один штрих. Перед словом «любовь» стоит определенный артикль. То есть Павел дает нам понять, что мы только что говорили именно об этой любви. Такой текст, совершенно не обязательно, но, все же, можно перевести так: «Такая (эта) любовь непритворна».

Теперь, после слова «непритворна» в греческом тексте стоит точка! Я не знаю, зачем переводчику понадобилось заменять точку, говорящую об окончании предложения. Видимо в его понимании смысл был совсем где-то далеко. Действительно, если считать, что здесь апостол дает список некоторых заповедей, то, возможно, переводчик и прав. Но мы уже поняли, что здесь  не идет речи о заповедях. Здесь определение, помогающее нам разобраться в том, что же излилось в наши сердца Духом Святым и помочь этому изливаться из нас наружу. Итак, все, точка. Мысль Павла в этом предложении проста: «Та любовь, о которой мы только что говорили непритворна».

Идем дальше. Следующий текст, это уже новое предложение, а не продолжение предыдущего. Кроме того, мы должны избавиться от этого повелительно наклонения, навязанного нам лингвистами. Его здесь нет, и никогда не было. И вот что у нас остается, после всех операций с текстом:

9 Эта любовь нелицемерна. Отвращающиеся от злого и приклеивающиеся к доброму 10 это те, кто нежно любит друг друга братской любовью, кто спешит раньше другого почтить его, 11 кто не медлит в старании, кто пылает духом, кто служит Господу как раб, 12 кто радуется (успехам другого) ожидая результата в надежде, кто твердо переносит угнетение и скорбь, кто придерживается молитвы, 13 кто принимает участие в нуждах святых, кто стремится принимать странников.

Здесь сам текст является толкованием. Вот Павлово понимание настоящих христиан. Вот его взгляд на святость. Вот это и значит, отвращаться от зла и приклеиваться к добру. И это все еще было определением. Это ориентиры для верующих. Почему Павел дает их. Да все потому же. Как минимум до этого послания христиане Рима спорили о том, кто достоин Божьего доверия. Одни говорили, что только Евреи достойны. Другие утверждали, что достойны только обращенные из язычников. И в очередной раз Павел дает урок. Вот кто на самом деле достоин. И  в этом списке нет ни евреев ни не евреев. И вообще, любые иные достоинства, не попадающие в суть этого списка, достоинствами не являются. Это всего лишь самообман. Кстати, обратите внимание. В списке Павла нет даже намека на «исполняющих закон». Здесь нет места людям, попадающим под религиозное понимание праведности. Здесь нет места идеальным людям, нет места совершенным, то есть тем, кто не грешит. В этом списке вообще не оговаривается слово «грех»! Подумайте над этим.

Итак, Павел дал список достоинств христианина. Достоинств, которые почитает Бог, а не человек. И сразу, после того, как апостол помог нам разобраться с достоинствами, он переходит к указаниям или повелениям, что же нужно делать. То есть не просто «что делать», а «что делать» зная, кто может ожидать доверия от Бога. В общем-то, и так ясно, что следовать этому списку. Однако Павел усугубляет, переводя свой список в плоскость практики. Создавая из списка, теперь уже, заповеди апостола Павла (шутка). Итак, вот первая заповедь Павла:

14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
(Рим.12:14)

Мы уже слышали эту заповедь из других уст, не правда ли?

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Матф.5:43-48)

Я еще раз повторю, что нельзя заставить ни кого-то извне, ни себя самого любить. Ты либо любишь, либо нет. Любовь либо есть в тебе, либо ее нет. Если любовь есть в тебе, то изливай ее. Если нет, то ты и не родился еще. А если родился, то не говори: «Не могу я его любить (врага)». Ты либо лжешь, не желая следовать за Христом, либо ты и не Его вовсе. Указание Иисуса любить врагов, это не приказ на нажатие кнопки любовь. Это такой же ориентир, как и многие другие. Если я хочу быть достойным Сыном своего Отца, то я должен быть в Его духе. То есть иметь те же чувствования! Я должен чувствовать и видеть мир так, как видит Он. Иначе все бес толку.

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
(Фил.2:5)

Есть чувствования, ты дите Божье. Нет, надо родиться свыше. Если ты рожден свыше, значит в тебе есть чувствования Христовы. Найди их и дай им волю! Вот и Павел следует тому же принципу. Если Римляне дети Божьи, то и результат должен быть Божий, Христов. Если Бог посылает дождь на праведных и злых, а Христос указывая на это ставит это в заповедь, то выбора нет. Тебя гонят, решение только одно – благословлять. Если проклинаешь – либо еще не Христов, либо уже отрекаешься от Христа.

Вот вторая и она же третья заповедь Павла:

15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
(Рим.12:15)

Это параллель со списком, где Божий человек с радостью сопереживает.

Продолжим в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.