Римлянам 10:14-21

думаюМы закончили на цитате Павла из книги пророка Иоиля: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется».  Как мы понимаем, когда Павел цитирует что-то, он полагается на знание тех, кому эти цитаты о чем-то говорят.  В данном случае он обращается к евреям. И он знает, что каждый еврей эти цитаты знает, если не наизусть, то помнит смысл. Это хлеб каждого еврея с самого детства. По этому Павлу не нужно пояснять все досконально. Достаточно напомнить отрывок и еврей уже все понимает. Итак, Павел процитировал место писания, предварив его словом «ибо». Это самое ибо, на современном языке «потому что», здесь стоит с целью доказать предыдущую мысль. И, во-первых, здесь стоит слово «всякий». Оно в этом тексте указано очевидным образом. Это знает каждый читающий Писания. Но и не это только. Давайте посмотрим на текст из книги Иоиля.

28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.
29 И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего.
30 И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма.
31 Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный.
32 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь.
(Иоил.2:28-32)

Итак, смотрите, Иоиль несколькими фразами повторяет одну и ту же мысль:

  • … на всякую плоть..
  • Также на рабов и на рабынь… …излию…
  • …всякий, кто призовет имя Господне, спасется…
  • …будет спасение… …и у остальных, которых призовет Господь…

Итак. Первое – Бог выльет свой Дух на ВСЯКУЮ плоть. Слово плоть здесь стоит специально, чтобы не было соблазна указывать на какой-то дух. Чтобы никто не мог сказать, что речь идет о разных духовных состояниях человека. Именно на разную, всякую плоть. То есть на людей разной крови и национальности.

Второе – не только на хозяев и их детей, но и на рабов и рабынь их. А это далеко не всегда соплеменники!

Третье – всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Снова слово «всякий». Единственное условие – призвать имя Господне.

Четвертое – спасение будет и остальных, то есть не только у сынов дома Израилева, но и у остальных. Да, спасение будет на горе Сионе и в Иерусалиме, но не только для евреев, а и для остальных.

Все эти пункты занимали умы древних иудеев, и тут Павел напоминает им эти строки, указывая на очевидный ответ. Евангелие для всех. Вот только что Павел указывал на отсутствие оправдания для всех, кто отвергает Иисуса. И он утверждает, что все евреи уже слышали и сделали свой выбор.  Но посредством чего? Ведь, чтобы услышать, кое-что нужно! Вот апостол и задается логичным вопросом.

14 Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
(Рим.10:14,15)

Логика простая. Если верить Иоилю, что всякий, кто призовет имя Господне, спасется, то, чтобы призвать, нужно верить в это имя. Ведь, что мы делаем в трудную минуту? В ту минуту, когда своих сил  уже не хватает. Мы зовем кого-то на помощь по имени. И тот, кого мы зовем, и является тем, в кого мы верим. Это может быть некто по имени «человек», «люди».  Это может быть друг, сват, брат. Но Иоиль говорит о Господе. Вот тест на веру. В эти минуты никто не соврет.

Но как я могу довериться Господу, если я о Нем ничего не слышал? Значит нужно, чтобы кто-то потратил время, донес до меня информацию о Нем. Нужен некто, кто расскажет, чтобы я услышал и поверил. Но ведь каждый человек совершает свои поступки чем-то движимый.  Если ничто и никто не заставит человека, то он сам не начнет проповедовать. Важно, чтобы что-то или кто-то подтолкнул, направил, побудил, подвигнул. И Павел снова цитирует нам Писания.

7 Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»
8 Голос сторожей твоих — они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион.
(Ис.52:7,8)

Вот какую картину нам рисует Исайя. Иерусалим в развалинах, в прахе, в цепях стоит на коленях. Цена жизни равна нулю. Со всех сторон притеснения. Божьим народом правят люди злые, хулящие имя Бога. Но на горах стоят люди, которые с нетерпением ждут возвращения Царя. И вот они видят, как вдалеке стали видны знамена их Спасителя, на который надпись «вот Я!». И эти стражи возликовали, закричали, совершенно не опасаясь чужих захватчиков: «Царь возвращается!». И побежали в Иерусалим и говорят людям встать, сбросить цепи, отряхнуть прах и гнать своих притеснителей, потому что Царь уже у ворот. Вот, эти стражи теперь самые желанные по всему Иерусалиму. Они несут счастье, весть об освобождении! Весь народ ликует, обнимает этих вестников, благодарит их, обливая их ноги слезами счастья. Закончились годы рабства и унижения.

И эта картина приведена Павлом с целью, показать роль проповедников Христа. Вот как этих проповедников видит Бог! Вот как их видит пророк Исайя. Вот что они несут. И вот чего от слышащих ожидает Бог. Но что же Он видит в реальности?

16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
(Рим.10:16)

И вновь Павел цитирует пророка:

1 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.
(Ис.53:1-12)

Это сегодня евреи усиленно стараются обходить это место стороной и не читают в синагоге. Появилось даже учение, что этот текст подложный. Но, если он подложный, как же он оказался в книгах, время написания которых проверено ни один раз и датируется временем до рождения Иисуса. Иначе говоря, Павел отсылает евреев к хорошо им знакомым текстам, чтобы они просто включили голову, и убедились в правде.

Итак, Павел утверждает, что почти никто не поверил в то, что тот самый «Царь», который идет освободить из рабства – этот Иисус. Потому что он выглядит прямой противоположностью.

  • Он как росток из сухой земли (то есть слабый, еле живой)
  • В Нем нет ничего царственного  (ни вида ни величия)
  • Люди Его презирают и унижают.
  • У Него масса скорбей и Он знает болезни.
  • Люди отворачивали от Него, как от чего-то гадкого (видимо речь идет о виде после истязаний)
  • Люди ни во что Его не ставят.
  • Мы думали, что Бог его поразил, Бог его наказал за что-то, Бог его унизил. Так мы думали, говорит Исайя.
  • Он ничего не говорил в Свою защиту, не сопротивлялся, не отстаивал Свою честь.

Вот небольшой список, приведенный Исайей, объясняющий, почему мало кто поверил в Него. Но, вернемся к Павлу.

Итак, Павел указал на то, что весть о спасении прозвучала, но люди отреагировали не так, как должны были. И Павел вновь подводит предварительную черту, перед тем, как продолжить. Потому что главная мысль была в том, что для спасения нужно призвать имя Господа. А для этого нужно, чтобы кто-то сообщил, а я услышал.

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим.10:17)

Так вот. Как бы мы ни рассматривали значение слов «рема» и «логос», а это сегодня модно, значение этого слова здесь вытекает из контекста. А контекст – проповедь, рассказ, передача информации от проповедующего, от говорящего. Так что здесь, вопреки новомодным учениям, Рема значит лишь одно – сказанное слово, сообщение, объявление. И не надо ничего изобретать.

Итак, Павел указал на  роль проповедников. Но тут же задал вопрос:

18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
(Рим.10:18)

Помните, чуть выше мы говорили о том, что нет больше оправдания отвергающим Христа. Потому что они все слышали и даже говорили об Иисусе. Так и тут, Павел развивает ту же мысль. И задает вопрос. Неужели они не слышали? И говорит, что евреи (речь в данном случае идет о них) все слышали. Мало того, именно Евреи больше всего говорят об Иисусе. Именно они распространили свои речи о нем. Это не значит, что они проповедовали, скорее наоборот. Но именно это и доказывает, что они все слышали. Слышали и отреагировали так, что всех и всюду стали предупреждать против Иисуса. Убеждая, что Он не Мессия. Вот что значит «во всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их». Под вселенной, если кто не знает, подразумевается населенные части земли. До пределов вселенной, значит до пределов тех земель, где живут люди. То есть, дальше просто никого нет.

Хорошо, услышали они об Иисусе и не поняли. Так может, так и есть, не поняли? Может их не предупредили, что Мессия таким будет? Может, в Писаниях нет Его описания? Может, Богу надо было как-то более четко, более подробно описывать Своего Сына? Может евреи белые и пушистые? Они просто не знали!

19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
(Рим.10:19-21)

Здесь опять цитата. Это цитата из Торы:

15 И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.
16 [Богами] чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его:
17 приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, [которые] пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
18 А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя.
19 Господь увидел, и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих,
20 и сказал: сокрою лице Мое от них [и] увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности;
21 они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их;
(Втор.32:15-21)

И вот проблема израильтян. Они не «не знают», они утучнели, отолстели и разжирели. Они презрели Бога. Они стали поклоняться другим богам и творить мерзости. Вместо поклонения Богу они обратились к богам, которые и не боги вовсе. Отвергнув живого Бога и Заступника, забыли Его. И все остальное – это уже расплата. Евреи не «не знали», они предали. Но это был Моисей. А вот, что говорит Исайя:

Сначала Исайя в молитве обращается к Богу, осознавая вину Израиля:

5 Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих. Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?
6 Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас.
7 И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших.
(Ис.64:5-7)

И вот Исайя просит о милости. Что же отвечает ему Бог?

1 Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. «Вот Я! вот Я!» говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим.
2 Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, —
3 к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках,
4 сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него;
5 который говорит: «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Они — дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день.
(Ис.65:1-5)

Итак, Бог открывается «чужому народу» в наказание «народу Своему». Потому что Его народ оскорблял и презирал Его. Израиль не слушался, творил зло, постоянно оскорблял Бога в лицо (!), приносил жертвы языческим богам. Весь список не нужно повторять. Однако, причина того, что евреи не узнали Мессию, опять же, не в том, что Бог не предупреждал, а в том, что отвернулись, предали, и потому оказались слепы. Не могли они не знать, потому что Бог постоянно протягивал к ним руки, но они отвергали Его. Итак не имеют они, по этой причине, никакого оправдания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*